Возможности туристского кружка при подготовке к ОГЭ

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возможности туристского кружка при подготовке к ОГЭ.

Туризм и география, для меня - это понятия тождественные. Изучая географию в школе, мы путешествуем, причем ,не выходя из класса. Отправляясь в поход мы изучаем географию того района, в котором находимся. Занятие, экскурсию, поход со школьниками можно и нужно рассматривать как дополнительную возможность изучения на практике, многих тем школьной программы. В туристических походах школьников оживают и получают совершенно новое звучание многие знания, полученные на уроках географии, биологии, математики, астрономии, которые подчас усваиваются формально и остаются обременяющим память балластом, негодным ни к какому употреблению. Но туризм - это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в нравственном и духовном воспитании, социализации и развитии коммуникативных качеств подростков.

Спецификой предмета является то, что именно география дает человеку наиболее полное представление о мире, в котором он живет. А познание окружающего мира требует использования таких методов, как наблюдения, работа на местности и так далее. В рамках урока трудно организовать и провести серию практических работ на местности, сделать это во внеурочное время гораздо проще. Экскурсии, походы по родному краю, путешествия по стране помогают ребятам сформировать ключевые компетенции, то есть сделать так, чтобы те теоретические знания , которые школьник получал в 6 классе по физической географии, а затем неминуемо утрачивал, остались с ним навсегда, или как минимум до сдачи экзамена в 9-11 классе.

В своей работе я хочу поделиться своим видением того, как туризм может быть полезен в изучении, а в перспективе и при сдаче ОГЭ.





При подготовке к итоговой аттестации необходимо использовать все возможные виды учебной деятельности, комбинируя их в зависимости от конкретного случая. Следует отметить, что туристская деятельность не является подготовкой к экзамену в чистом виде и не проводиться непосредственно перед сдачей. Но ее значимость как способа формирования географических компетенций « раз и на всегда», трудно переоценить. Особенно на первых этапах изучения географии в 5-6 классе.

Для иллюстрации общности образовательных программ туризма и географии приведем выдержку из программы по туризму, составленной на основе рекомендованной программы созданной гуру отечественного туризма и педагогики Юрием Сергеевичем Константиновым.

Форма и размеры Земли. Географическая и топографическая карты. Общее представление о картографической проекции. Масштаб. Виды масштаба. Понятие о генерализации. Географические и прямоугольные координаты. Определение координат точки на карте. Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния по карте. Изучение топознаков по группам. Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Горизонтали основные, утолщенные и полугоризонтали. Бергштрих. Подписи горизонталей. Отметки высот, урезы воды. Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Основные направления на стороны горизонта. Определение азимута. Азимут истинный и магнитный. Компас. Маршрутная глазомерная съемка. Методы маршрутной глазомерной съемки.

Как мы видим, все эти темы встречаются в курсе географии 5-6 класса, причем многие из них очень трудно, а порой и невозможно изучить сидя в школьном кабинете.

В темах изучаемых в 8 классе мы может и не найдем такого точного совпадения с туризмом, но дополнение и углубление происходит явное. Если ограничиться территорией Ленинградской области, как основным полигоном для туристской деятельности, то мы можем изучить темы: природная зона, деятельность ледника, внутренние воды, рельеф, растительный и животный мир, почвы, и так далее. А если, упомянуть традиционные места туристского паломничества, Хибины, Кавказ, Крым, Алтай, то мы понимаем, на сколько возрастет уровень географических знаний и формируемых компетенций у учащихся.



© 2010-2022