Урок по географии 6 класса Понятие о биосфере

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовила учитель Железинской ОСШ №2

Плюснина Марина Юрьевна

Тема урока: «Понятие о биосфере»

Цель урока: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах и взаимосвязях живых организмов.

задачи урока:

  • Формировать понятия: биосфера, живое вещество, биоценоз.

  • Формировать знания о границах распространения жизни в сферах Земли.

  • Развивать умения сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек и объяснять действия факторов, ограничивающих распространение жизни в разных сферах.

  • Развивать умение извлекать информацию из разных источников знаний, анализировать ее и делать обобщение.

  • Развивать интерес к предмету.

  • Формировать уважительное отношение друг к другу и толерантность при ведении диалога, умение корректно отстаивать свою точку зрения.

  • Формировать бережное отношение к животному и растительному миру.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок -
Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно - замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное - не отвлекаться!

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

2. ПОВТОРЕНИЕ.

- что отличает нашу планету от других планет Солнечной системы?

Главное, что отличает Землю от других планет Солнечной системы - это наличие жизни.

- Объясните, почему в Солнечной системе жизнь существует только на планете Земля?

(Положение Земли в Солнечной системе, ее размеры и масса позволяют ей иметь воздушную и водную оболочки, состав которых благоприятствовал созданию условий для существования на ней жизни)

Наверное, вы догадались, о чем сегодня пойдет речь?! О биосфере.

Что это за оболочка?

Давайте немного вспомним. Посмотрите на доску. (Флипчарт 1)

3.Усвоение новых знаний.

Тема сегодняшнего урока «Понятие о биосфере».

Биосфера возникла гораздо позже, чем другие земные оболочки. Попробуйте представить себе, как бы выглядела Земля без растений и животных. Вместо травы, лесов, кустарников - голые скалы. Вместо шума листвы, шуршания травы, пения птиц - полная тишина.

(флипчарт 2)

Ученые считают, что образование планеты Земля произошло примерно 4,5 млрд. лет назад. Первые живые организмы появились в океане около 3,5 млрд. лет назад. Развитие растительности на суше началось 400 млн. лет назад, птиц и млекопитающих - 50 млн. лет назад. А предки человека появились всего 2 млн. лет назад.

Живые организмы не оставались неизменными с момента своего возникновения. Первые живые существа были очень примитивны. Прошли сотни миллионов лет, прежде чем в процессе эволюции сформировался тот разнообразный органический мир, который существует сегодня и образует на Земле особую оболочку - биосферу.

(флипчарт 3)

Понятие "биосфера" впервые было упомянуто в книге "Гидрология" (1802 г.) французским естествоиспытателем Ж.Б.Ламарком. Термин "биосфера" был введен в 1875 году австрийским геологом, президентом Венской академии наук, профессором Эдуардом Зюссом. Выделил эту земную оболочку как самостоятельную и создал учение о биосфере один из крупнейших отечественных исследователей, академик В. И. Вернадский (1863-1945).

(записывают с доски).

Методом жребия определим участников трех групп.

4. работа в группах

Задание

Данные ученые, живя в разное время, по-разному определяли, что такое биосфера. Проанализируйте, как изменялось представление о биосфере. Сформулируйте свое определение термина "биосфера".

Ж.Б.Ламарк.

Первым из биологов, который ясно указал на огромную роль живых организмов в образовании земной коры, был Жан Батист Ламарк (1744-1829) - французский естествоиспытатель, натуралист, создатель первой целостной, последовательно разработанной теории эволюции живой природы, предшественник Чарльза Дарвина. Ж. Ламарк первым пришел к представлениям о биосфере как о поверхностной оболочке Земли. Согласно Ламарку, вся поверхность Земли, водные массы и атмосфера - это огромное поле деятельности Природы, а один из наиболее очевидных результатов этой деятельности - постоянно происходящее разрушение разнообразных сложных веществ.

Эдуард Зюсс.

Термин «биосфера» был впервые введен в науку австрийским геологом Э. Зюссом в 1875 ᴦ. Э. Зюсс выделил биосферу в качестве самостоятельной оболочки Земли по аналогии с литосферой, гидросферой и атмосферой.

Эдуард Зюсс определял биосферу как "тонкую пленку на земной поверхности, которая в значительной степени определяет облик всей планеты".

В.И. Вернадский

В.И.Вернадский охарактеризовал биосферу как "область распространения жизни, включая наряду с организмами и среду их обитания".

Согласно представлениям Вернадского, живые организмы без пропусков заполняют всю поверхность планеты. Размножением, питанием и дыханием они создают определённое давление на среду, меняют течение всех химических реакций, участвуют в круговороте всех химических элементов. Они выполняют в биосфере строго определённые биогеохимические функции для поддержания жизни на Земле.

Живые организмы на Земле исключительно разнообразны. Ученые могут лишь приблизительно подсчитать, что их 3 млн. видов, которые подразделяют на четыре основных царства.

Задание. Давайте попробуем определить, о представителях, какого царства живой природы идет речь?



  1. Это мельчайшие живые существа, которые обитают всюду: в воздухе, воде, почве. Одни из древнейших организмов на нашей планете. Большинство из них использует в пищу готовые питательные (органические) вещества, разрушая мертвые остатки или паразитируя на живых организмах. _______________

  2. Характерная черта этих организмов состоит в том, что они способны самостоятельно создавать все необходимые им органические вещества, получая достаточно света, углекислого газа из воздуха и минеральных солей из почвы. _____________________

  3. Представителей этого царства больше всего в природе. Практически все из них питаются готовыми органическими веществами. Отличает их от других организмов то, что они могут самостоятельно передвигаться. ______________

  4. Эти организмы неподвижны, но не могут сами создавать органические вещества, используя солнечный свет, углекислый газ и минеральные соли. Среди них выделяют шляпочные и плесневые. _______________________

Результаты занесите в схему на доске (флипчарт 4)

Составление кластеров. Стр 140.

1 группа

Понятие биосфера и главная особенность живых организмов - размножение.

2 группа

Приспособляемость и границы атмосферы.

3 группа

Взаимосвязь организмов. Биоценоз.

Каждая из групп составляет по 1-му вопросу двум другим группам по своему материалу.

  1. Закрепление.

Географический диктант

  1. Оболочка Земли, населенная живыми организмами и изменяющаяся под их влиянием, называют….

  2. Назовите две главных особенности живых организмов…

  3. Термин «биосфера» ввел …

  4. Каких представителей живого царства больше всего в природе?

  5. Как называют сообщества растений, животных и микроорганизмов, обитающих на Земле в одинаковых природных условиях?

проверяем (флипчарт 5)

критерии оценивания (флипчарт 6)

Составить синквейн "Биосфера". В группе.

На стикерах записываете каждый из пунктов.

Правила составления синквейна.

В синквейне пять строк, в том числе:

  1. Понятие (одно слово, в нашем случае биосфера).

  2. Прилагательные (два слова).

  3. Глаголы (три слова).

  4. Предложение, фраза (из четырех слов).

  5. Существительное, утверждение (одно слово).

Затем дети клеят стикеры на доску, на дерево, озвучив свою работу.

6. Итоги урока. Оценки.

7.Домашнее задание: параграф 48, задание № 5 письменно.

Спасибо за урок!!!











© 2010-2022