- Преподавателю
- География
- Урок по географии 6 класса Понятие о биосфере
Урок по географии 6 класса Понятие о биосфере
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Плюснина М.Ю. |
Дата | 27.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Подготовила учитель Железинской ОСШ №2
Плюснина Марина Юрьевна
Тема урока: «Понятие о биосфере»
Цель урока: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах и взаимосвязях живых организмов.
задачи урока:
-
Формировать понятия: биосфера, живое вещество, биоценоз.
-
Формировать знания о границах распространения жизни в сферах Земли.
-
Развивать умения сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек и объяснять действия факторов, ограничивающих распространение жизни в разных сферах.
-
Развивать умение извлекать информацию из разных источников знаний, анализировать ее и делать обобщение.
-
Развивать интерес к предмету.
-
Формировать уважительное отношение друг к другу и толерантность при ведении диалога, умение корректно отстаивать свою точку зрения.
-
Формировать бережное отношение к животному и растительному миру.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок -
Начинаем наш урок.
Открываем все тетрадки,
В книжках нужные закладки.
На вопросы отвечаем,
Когда нужно - замолкаем.
В теме будем разбираться,
Главное - не отвлекаться!
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
2. ПОВТОРЕНИЕ.
- что отличает нашу планету от других планет Солнечной системы?
Главное, что отличает Землю от других планет Солнечной системы - это наличие жизни.
- Объясните, почему в Солнечной системе жизнь существует только на планете Земля?
(Положение Земли в Солнечной системе, ее размеры и масса позволяют ей иметь воздушную и водную оболочки, состав которых благоприятствовал созданию условий для существования на ней жизни)
Наверное, вы догадались, о чем сегодня пойдет речь?! О биосфере.
Что это за оболочка?
Давайте немного вспомним. Посмотрите на доску. (Флипчарт 1)
3.Усвоение новых знаний.
Тема сегодняшнего урока «Понятие о биосфере».
Биосфера возникла гораздо позже, чем другие земные оболочки. Попробуйте представить себе, как бы выглядела Земля без растений и животных. Вместо травы, лесов, кустарников - голые скалы. Вместо шума листвы, шуршания травы, пения птиц - полная тишина.
(флипчарт 2)
Ученые считают, что образование планеты Земля произошло примерно 4,5 млрд. лет назад. Первые живые организмы появились в океане около 3,5 млрд. лет назад. Развитие растительности на суше началось 400 млн. лет назад, птиц и млекопитающих - 50 млн. лет назад. А предки человека появились всего 2 млн. лет назад.
Живые организмы не оставались неизменными с момента своего возникновения. Первые живые существа были очень примитивны. Прошли сотни миллионов лет, прежде чем в процессе эволюции сформировался тот разнообразный органический мир, который существует сегодня и образует на Земле особую оболочку - биосферу.
(флипчарт 3)
Понятие "биосфера" впервые было упомянуто в книге "Гидрология" (1802 г.) французским естествоиспытателем Ж.Б.Ламарком. Термин "биосфера" был введен в 1875 году австрийским геологом, президентом Венской академии наук, профессором Эдуардом Зюссом. Выделил эту земную оболочку как самостоятельную и создал учение о биосфере один из крупнейших отечественных исследователей, академик В. И. Вернадский (1863-1945).
(записывают с доски).
Методом жребия определим участников трех групп.
4. работа в группах
Задание
Данные ученые, живя в разное время, по-разному определяли, что такое биосфера. Проанализируйте, как изменялось представление о биосфере. Сформулируйте свое определение термина "биосфера".
Ж.Б.Ламарк.
Первым из биологов, который ясно указал на огромную роль живых организмов в образовании земной коры, был Жан Батист Ламарк (1744-1829) - французский естествоиспытатель, натуралист, создатель первой целостной, последовательно разработанной теории эволюции живой природы, предшественник Чарльза Дарвина. Ж. Ламарк первым пришел к представлениям о биосфере как о поверхностной оболочке Земли. Согласно Ламарку, вся поверхность Земли, водные массы и атмосфера - это огромное поле деятельности Природы, а один из наиболее очевидных результатов этой деятельности - постоянно происходящее разрушение разнообразных сложных веществ.
Эдуард Зюсс.
Термин «биосфера» был впервые введен в науку австрийским геологом Э. Зюссом в 1875 ᴦ. Э. Зюсс выделил биосферу в качестве самостоятельной оболочки Земли по аналогии с литосферой, гидросферой и атмосферой.
Эдуард Зюсс определял биосферу как "тонкую пленку на земной поверхности, которая в значительной степени определяет облик всей планеты".
В.И. Вернадский
В.И.Вернадский охарактеризовал биосферу как "область распространения жизни, включая наряду с организмами и среду их обитания".
Согласно представлениям Вернадского, живые организмы без пропусков заполняют всю поверхность планеты. Размножением, питанием и дыханием они создают определённое давление на среду, меняют течение всех химических реакций, участвуют в круговороте всех химических элементов. Они выполняют в биосфере строго определённые биогеохимические функции для поддержания жизни на Земле.
Живые организмы на Земле исключительно разнообразны. Ученые могут лишь приблизительно подсчитать, что их 3 млн. видов, которые подразделяют на четыре основных царства.
Задание. Давайте попробуем определить, о представителях, какого царства живой природы идет речь?
-
Это мельчайшие живые существа, которые обитают всюду: в воздухе, воде, почве. Одни из древнейших организмов на нашей планете. Большинство из них использует в пищу готовые питательные (органические) вещества, разрушая мертвые остатки или паразитируя на живых организмах. _______________
-
Характерная черта этих организмов состоит в том, что они способны самостоятельно создавать все необходимые им органические вещества, получая достаточно света, углекислого газа из воздуха и минеральных солей из почвы. _____________________
-
Представителей этого царства больше всего в природе. Практически все из них питаются готовыми органическими веществами. Отличает их от других организмов то, что они могут самостоятельно передвигаться. ______________
-
Эти организмы неподвижны, но не могут сами создавать органические вещества, используя солнечный свет, углекислый газ и минеральные соли. Среди них выделяют шляпочные и плесневые. _______________________
Результаты занесите в схему на доске (флипчарт 4)
Составление кластеров. Стр 140.
1 группа
Понятие биосфера и главная особенность живых организмов - размножение.
2 группа
Приспособляемость и границы атмосферы.
3 группа
Взаимосвязь организмов. Биоценоз.
Каждая из групп составляет по 1-му вопросу двум другим группам по своему материалу.
-
Закрепление.
Географический диктант
-
Оболочка Земли, населенная живыми организмами и изменяющаяся под их влиянием, называют….
-
Назовите две главных особенности живых организмов…
-
Термин «биосфера» ввел …
-
Каких представителей живого царства больше всего в природе?
-
Как называют сообщества растений, животных и микроорганизмов, обитающих на Земле в одинаковых природных условиях?
проверяем (флипчарт 5)
критерии оценивания (флипчарт 6)
Составить синквейн "Биосфера". В группе.
На стикерах записываете каждый из пунктов.
Правила составления синквейна.
В синквейне пять строк, в том числе:
-
Понятие (одно слово, в нашем случае биосфера).
-
Прилагательные (два слова).
-
Глаголы (три слова).
-
Предложение, фраза (из четырех слов).
-
Существительное, утверждение (одно слово).
Затем дети клеят стикеры на доску, на дерево, озвучив свою работу.
6. Итоги урока. Оценки.
7.Домашнее задание: параграф 48, задание № 5 письменно.
Спасибо за урок!!!