РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для обучающихся 5 - х классов

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 65»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

для обучающихся 5 - х классов





Обсуждено на заседании Составитель: Андрейкина Н.С.

методического объединения учитель географии

протокол № ___ МБОУ «СОШ № 65»

от _______________

руководитель м/о

____________ Т.В.Майорова

Утверждено Педагогическим советом:

Протокол № _______

от _______________

Директор МБОУ «СОШ № 65»

_______ Л.А. Пятибратова




Кемерово, 2015 г



Содержание

1 Пояснительная записка……………………... …………………………………3

2. Общая характеристика учебного предмета. ………………………………….5

3. Место учебного предмета «География» в базисном учебном плане………..6

4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения ………...7

5. Содержание учебного предмета …………….……………………………….10

6. Тематическое планирование………………………………………………….12

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса……………………………………………………….

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации"

2. ФГОС. Основное общее образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897

3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 N 26755)

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 октября 2010 г. N 986

"Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189

"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

6.Образовательная программа основного общего образования МБОУ « СОШ № 65», утвержденной протоколом Педагогического Совета № _9__ от _________ 2015г.

Цели и задачи курса.

Основная цель курса «География. Начальный курс» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.



2.Общая характеристика предмета

География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально- ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

Количество практических работ увеличено на 3, в связи с практической направленность предмета и большей накаляемости оценок.

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии для 5-9 классов.




3.Описание места учебного предмета в учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения - 272, из них 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 ч (2 ч в неделю) в7,8 и 9 классах.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествуют курсы «Окружающий мир» и «Естествознание», включающие определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данные курсы являются пропедевтическими.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Инвариантная часть курса географии полностью включает в себя содержание примерной программы, на освоение которой отводится 204 ч. Оставшиеся 68 ч использованы для увеличения времени изучения тех тем, на которые разделена примерная программа.

Предмет относится к образовательной области «Общественные науки».





4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные:- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные: Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный

результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а так же искать их самостоятельно;

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

-анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

- выявлять причины и следствия простых явлений;

- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.)

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- формировать и развивать посредством географических знаний познавательные интересы, интеллектуальные и творческие результаты;

-уметь вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство, факты (гипотезы, аксиомы, теории);

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные УУД:

- объяснять, для чего изучают географию;

- использовать различные источники географической информации;

- анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- строить простые планы местности;

- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на карте и глобусе;

- работать с компасом;

- называть и показывать на карте основные географические объекты;

- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

- объяснять особенности строения рельефа суши и дна океана;

- описывать погоду своей местности;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Планируемые результаты освоения курса

Ученик научится (базовый уровень):

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень):

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.






5. Содержание учебного курса

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

теория

практика

1.

Что изучает география

5

2.

Как люди открывали Землю

3

2

3

Земля во Вселенной

9

4

Виды изображений поверхности Земли

2

2

5

Природа Земли

8

3

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли В течение года обучающиеся выполняют 7 практических работ. Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.

1. Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география- два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический

метод.

2. Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1, 2.

Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета - Земля. Земля- планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли- Ю. А. Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу.

Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практические работы № 3, 4

Природа Земли (11 ч)

внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Практические работы №5

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Практические работы №6

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Практические работы №7

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Учебно - тематический план

Тема

Количество часов

Основная цель

Содержание

Планируемые результаты

Характеристика учебной деятельности учащихся

Формы контроля

Учащиеся научатся

Учащиеся получат возможность научиться

Что изучает география?

5часов

Сформировать представления о природе Земли и науках, изучающих ее объекты и явления.


Мир, в котором мы живем.

Науки о природе.

География - наука о Земле.

Методы географических исследований.

Приводить примеры объектов живой и неживой природы, их приспособлений, определять сферы взаимодействия наук о природе. Уметь, используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природ Знать и объяснять существенные признаки понятий: «естественные науки», «физическая и экономическая географии», «методы географических исследований». Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдениями за погодой, фенологическими явлениями, высотой Солнца, ориентирование.

е.

Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы познавательной деятельности. Формировать и развивать практические компетентности применения знаний наук о природе в решении географ. задач Формировать и развивать компетентности в использовании информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и жизненных задач..

Выявлять и знать объекты живой и неживой природы, их отличительные признаки;

работать с текстом, выделять в нем главное.

Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Знать основные правила работы в кабинете географии Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Работа с учебником и электронным

приложением, знакомство с презентацией.

Слуховое восприятие текстов. Давать определение понятию картография.

Называть методы географических исследований Земли.

Распознавать отличии методов географических исследований.

Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала.

Работа над правилами работы с контрольно Выполнение заданий учителя. Работа

с учебником, атласом

Составление схемы наук о природе. Составление схемы географических наук. Составление описания учебного кабинета географии.

Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.

Организация наблюдений за погодой. Решение тестовых заданий

Как люди открывали Землю?

5 часов

Сформировать представления о зарождении географии, об исследовательском подходе в развитии наук о Земле. Формировать и развивать практические компетентности применения географических изображений Земли в решении географ. задач.

Географические открытия древности и Средневековья Важнейшие географические открытия.

Открытия русских путешественников.

Практические работы № 1, 2.

Приводить примеры хода и результатов географических открытий объектов Земли в разные исторические эпохи выдающимися путешественниками мира и России: финикийцы, греки, открытие Америки, Австралии, Антарктиды, Африки, океанов, Сибири, Европ. Севера, А.Никитина. Умение называть и показывать на карте полушарий части земной поверхности, а так же наносить на к/к. маршруты путешественников.

Определять цели обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы познавательной деятельности. Самостоятельно применять и преобразовывать знаки и символы в модели и схемы для решения учебных проблем. Работать в соответствии с предложенным планом и с и пользованием географ.

знаний и методов для решения учебных задач, работать с текстом и нетекстовыми компонентами,

сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассник.

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний.

Определять причины и следствия географических путешествий и открытий.

Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Описывать ход путешествия.

Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев.

Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея.

Работа с текстом учебника, контурной

картой. Анализ Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий.

Определять и показывать на карте маршруты путешествий.презентации.

Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграф Практическая работа № 1.

Земля во Вселенной.

9часов

Сформировать представления о Вселенной и Солнечной системе в прогрессивном развитии человеческих знаний. Организация и обучение приемам учебной работы с дополнительными источниками информации о развитии космонавтики в мире и России (Циолковский, Королев, Гагарин)

Сформировать представления о «небесных телах». Уметь объяснять их различия и значение во Вселенной, систематизировать знания в виде схем и таблиц, проводить наблюдения за небом.

Знать и объяснять признаки «звезд», «созвездий».

Знать, объяснять и показывать форму, размеры (по «экватору», «двум противоположным меридианам»), движение Земли, их географ.

следствие: продолжительность года, суток; неравномерность распределения тепла и света по поверхности,«пояса освещенности», «полярные круги», «тропики», «полюса».

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Соседи Солнца. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Уникальная планета - Земля. Современные исследования космоса. .

Описывать представления древних людей о Вселенной, характеризовать систему мира по Птолемею в сравнении с Коперником и Д.Бруно. Определять изменения представлений Г.Галилея и современность. Называть и показывать планеты Солнечной системы, планеты земной группы и планеты-гиганты. Уметь давать характеристику группам планет, систематизировать знания в виде схем и таблиц Знать и объяснять понятия «астероид», «комета», «метеор», «метеорит». Уметь наблюдать и фиксировать результаты наблюдений разными методами.

формировать представления об особенностях звезд и их многообразии, сформировать знания о названии созвездий, о Солнце - как источнике тепла для планет Солнечной системы.

Выделять главное, существенные признаки понятий, высказывать суждения, подтверждая их фактами;

искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, составлять описания объектов географ.

знаний и методов для решения учебных задач, работать с текстом и нетекстовыми компонентами,

сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников.

Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. Объяснять понятие солнечная система, группы планет солнечной системы, отличия Земли от других планет Структурировать учебный материал. Работа с текстом и рисунками учебника. Называть планеты-гиганты, их общие признаки, планеты-карлики. Определять специфически черты планет

Сравнивать различные объекты, выделять главные особенности

Анализ иллюстраций учебника и диска. Называть крупнейшие звёзды и созвездия

Работать с различными источниками информации, структурировать учебный Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять в каких видах движения участвует Земля, и каковы географические следствия этих движений, Знать кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли. материал.

Самостоятельная подготовка презентации по

опережающему заданию «Десять великих путешественников».

Практическая работа № 2 Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом

Решение тестовых заданий.

Зачет.

Виды изображения поверхности Земли

4 часа

Сформировать представления о горизонте, сторонах горизонта, способах ориентирования. Уметь ориентироваться на местности с помощью объектов природы (Солнце, звезды, объекты местности) и приборов (компас). Уметь работать с примерным планом местности в соответствии с поставленной учебной задачей. Участвовать в совместной творческой деятельности при формировании заданий для одноклассников и их объективного оценивания.

Знать и использовать знания условных знаков, правила работы с приборами (компасом, линейкой, шагомером, рулеткой, планшетом) на местности для построения плана.

Находить и называть значение, сходства и различия в изображении элементов географической карты от плана местности (легенда, масштаб, градусная сеть, особенности ориентирования, неровности земной поверхности, условные знаки, внемасштабные знаки).

Стороны горизонта Ориентирование

План местности и географическая карта. Практические работы № 3, 4

Знать и объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование». Уметь работать с компасом и ориентироваться по местным признакам.

Знать понятие «масштаб»,«рельеф», «легенда», «условные знаки», «горизонтали», «план местности», его особенности и правила построения с помощью цвета, линий и условных знаков. Формировать способности практического применения знаний о плане местности при самостоятельном построении простейшего плана - схемы, с помощью «глазомерной съемки». Объяснять значение понятий: «географическая карта», «меридианы», «параллели», «экватор», «северный и южный полюс», «начальный меридиан», «180й меридиан», шкала высот и глубин», «отметки высот и глубин».

Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и практической деятельности, навыками разрешения проблем; развивать способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;

Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта Давать определение понятию: горизонт, стороны горизонта. Объяснять значимость определения сторон горизонта при ориентировании.Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним.

Характеристики разных способов изображения земной поверхности

Составление плана кабинета географии

Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли, и объяснять каковы его особенности.

Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли. Ориентирование по плану и карте.

Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана

местности

Практическая работа № 4.Зачет.

Природа Земли.

11 часов

Знать суждения великих ученых прошлого о возникновении звезд и планет Солнечной системы, приводить примеры современных знаний по этому вопросу и подтверждать их фактами современных исследований.

Знать и уметь использовать существенные признаки объектов и явлений: недра Земли, внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора, литосфера-твердая оболочка Земли, способы изучения земных глубин, вещества земной коры: минералы и горные породы, их использование человеком.

Давать характеристику и находить отличия и сходства между активными процессами земной коры. Показывать и характеризовать основные географ. объекты: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.

Места образования гейзеров: о-ва Исландия, Новая Зеландия, п-ов Камчатка. Наносить и правильно подписывать на к/к географические объекты.

Объяснять особенности строения рельефа суши Земли (низменности, возвышенности, плоскогорья-равнины; низкие, средние, высокие и высочайшие горы). Уметь работать со шкалой цветов и отметками высот, показывать: Равнины: Западно-Сибирская, Амазонская, Восточно- Европейская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная Америка).

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горы: Кордильеры, Гималаи (Эверест), Кавказ (Эльбрус), Анды, Кордильеры, Альпы, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.

Океаны, объяснять их географ. отличия, знать основные причины происхождения разных видов движения в океане. Уметь показывать части океана:

Моря:Черное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское,

Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский Проливы: Берингов,

Гибралтарский Дрейка, Малакский, Магелланов,Острова:

Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея, Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали.

Течения: Гольфстрим,,Лабрадорское, Перуанское, Западных ветров.

Как возникла Земля Внутреннее строение Земли. Землетрясения и вулканы. Практические работы №5

Путешествие по материкам. Вода на Земле. .

Практические работы №6

Воздушная одежда Земли.

Практические работы №7

Живая оболочка Земли Почва - особое природное тело.

Человек и природа.

формировать представления о развитии «гипотез» Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю.Шмидта на возникновение Земли, и их роли в становлении мировоззрений сегодняшнего времени. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Знать и объяснять признаки понятий: «литосфера», «земная кора», «ядро», «мантия», «литосферные плиты», выделять и описывать разные группы минералов и горных пород.

Знать и объяснять понятия «эпицентр», «очаг землетрясения», «сейсмически активный район. Знать и объяснять признаки понятий

«рельеф», «горы», «равнины», «абсолютная высота», «относительная высота».

Составлять описания гор и равнин, их географического положения. Устанавливать взаимосвязи между формами рельеф и внешними, внутренними географическими процессами Объяснять значение понятий: «гидросфера», «круговорот воды». Показать состав водной оболочки и ее значение на Земли.

Объяснять значение понятий: «море», «залив», «пролив», «материк»,«остров», «полуостров»«архипелаг», «волны»,«течение», «приливы и отливы».Сформировать идею о единстве Мирового океана, познакомить с его частями, свойствами воды, видами движения океана. Знать и объяснять значение понятий: «река»,«озеро», «ледники», «айсберги»,«подземные воды»;

уметь давать характеристику образования разных типов озер, ледников и подземных вод. Решать познавательные задачи по выявлению причин образования внутренних вод, просачивания воды через разные горные породы. Знать и объяснять значение понятий: «река», «исток», «устье», «пойма», «речная долина», «речная система», «левый и правый притоки», «пороги», «водопады». Показывать их на карте рек. Знать и объяснять существенные признаки и значение понятия:«атмосфера», «тропосфера»,«стратосфера»,«мезосфера»,«ионосфера», верхние слои, использовать понятия для решения учебных задач по определению атмосферного давления, созданию и работе с метео-измерителями. Знать значение и объяснять особенности образования понятий «ветер», «бриз», «муссон», «анемометр». Представлять и уметь себя вести во время опасных явлений, связанных с движением атмосферы.

Знать суждения великих ученых прошлого о возникновении звезд и планет Солнечной системы, приводить примеры современных знаний по этому вопросу и подтверждать их фактами современных исследований.

Знать и уметь использовать существенные признаки объектов и явлений: недра Земли, внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора, литосфера-твердая оболочка Земли, способы изучения земных глубин, вещества земной коры: минералы и горные породы, их использование человеком.

Давать характеристику и находить отличия и сходства между активными процессами земной коры. Показывать и характеризовать основные географ. Объекты. Объяснять особенности строения рельефа суши Земли (низменности, возвышенности, плоскогорья-равнины; низкие, средние, высокие и высочайшие горы). Уметь работать со шкалой цветов и отметками высот. Объяснять особенности строения рельефа суши Земли (низменности, возвышенности, плоскогорья-равнины; низкие, средние, высокие и высочайшие горы). Уметь работать со шкалой цветов и отметками высот.

Называть различные гипотезы происхождения Земли Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя. Называть основные слои Земли, их функции.

Анализ текста и рисунков учебника,

определение ключевых понятий

урока, самостоятельное выполнение

заданий учителя. Делать выводы о причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов, объяснять строение вулкана и землетрясения Работа с атласом и контурной картой:

обозначение районов землетрясений

и крупнейших вулканов.

Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.

Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации

о природе разных материков Земли.

Работа с учебником, атласом. Объяснять географические особенности природы частей гидросферы. Определять специфику природы частей гидросферы. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части гидросферы и описывать их отличительные черты. Показывать на карте составные части гидросферы.

Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков

и океанов Земли. Объяснять особенности атмосферы Земли, её специфику.

Определять отличия атмосферы от других оболочек. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии

Анализ текста учебника с целью

определения ключевых понятий урока. Объяснять особенности биосферы Земли, её специфику.

Определять отличия биосферы от других оболочек.

Практическая работа №5 Практическая работа №6.

Составить памятку: « Правилах безопасного поведения».








6.тематическое планирование

по географии (5 класс, 34 часа, 1 час в неделю)

№ урока

п/п

Раздел

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Кол-во

часов

Дата прохождения темы

(план/факт)

1.

Что изучает география

Мир, в котором

мы живем

Выявлять и знать объекты живой и неживой природы, их отличительные признаки;

работать с текстом, выделять в нем главное.

1



2.


Науки о природе

Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Знать основные правила работы в кабинете географии Умение работать с текстом, выделять в нем главное.

1



3.

География- наука о Земле

Работа с учебником и электронным

приложением, знакомство с презентацией

1



4.

Методы географических исследований. Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела

Слуховое восприятие текстов. Давать определение понятию картография.

Называть методы географических исследований Земли.

Распознавать отличии методовгеографических исследований.Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала.

Работа над правилами работы с контрольно-измерительными материалами по географии

1



5.


Обобщение знаний по разделу

«Что изучает география»

Выполнение заданий учителя. Работа

с учебником, атласом

1



6.

Географические

открытия древности и Средневековья

Географические

открытия древности и Средневековья

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний.

Определять причины и следствия географических путешествий и открытий.

Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Описывать ход путешествия

1



7.


Важнейшие

географические

открытия Практическая работа № 1.

Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев.

Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея Работа с текстом учебника, контурной

картой. Анализ презентации

1



8.


Открытия русских путешественников Практическая работа №2

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний.

Определять причины и следствия географических путешествий и открытий.

Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Описывать географические открытия, совершенные русскими путешественниками.

Чтение и анализ карт атласа.

1



9.


Обобщение знаний по разделу

«Как люди открывали Землю»

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий.

Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

1



10.

Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли

себе Вселенную

Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

1



11.


Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли.

Приводить доказательства шарообразности Земли

Работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

1



12.


Соседи Солнца

Объяснять понятие солнечная система, группы планет солнечной системы, отличия Земли от других планет Структурировать учебный материал. Работа с текстом и рисунками учебника.

1



13.

Планеты-гиганты

и маленький

Плутон

Называть планеты-гиганты, их общие признаки, планеты-карлики. Определять специфически черты планет

Сравнивать различные объекты, выделять главные особенности

Анализ иллюстраций учебника и диска

1



14.

Астероиды. Кометы. Метеоры.

Метеориты

Объяснять различия небесных тел .Работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

1



15.

Мир звезд

Называть крупнейшие звёзды и созвездия

Работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

1



16.


Уникальная

планета- Земля

Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять в каких видах движения участвует Земля, и каковы географические следствия этих движений, Знать кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли.

1



17.


Современные

исследования

космоса

Объяснять значение космических исследований, называть значимые вехи в изучении космоса

Работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации

1



18.


Обобщение

знаний по разделу

«Земля во

Вселенной»

Выполнение заданий учителя. Работа

с учебником, атласом

1



19.

Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны

горизонта

Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта Давать определение понятию: горизонт, стороны горизонта. Объяснять значимость определения сторон горизонта при ориентирвании

1



20.


Ориентирование на местности

Практическая работа

№ 3

Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним

1



21.


План местности

и географическая

карта Практическая работа № 4

Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности

Составление плана кабинета географии

Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли, и объяснять каковы его особенности.

Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли

1



22.


Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Ориентирование по плану и карте.

Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана

местности

1



23.

Природа Земли (11ч)

Как возникла

Земля

Называть различные гипотезы происхождения Земли Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя




24.


Внутреннее строение Земли Практическая работа №5

Называть основные слои Земли, их функции.

Анализ текста и рисунков учебника,

определение ключевых понятий

урока, самостоятельное выполнение

заданий учителя




25.


Землетрясения

и вулканы

Делать выводы о причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов, объяснять строение вулкана и землетрясения Работа с атласом и контурной картой:

обозначение районов землетрясений

и крупнейших вулканов




26.


Путешествие

по материкам

Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.

Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации

о природе разных материков Земли.

Работа с учебником, атласом




27.


Вода на Земле Практическая работа№6

Объяснять географические особенности природы частей гидросферы. Определять специфику природы частей гидросферы. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части гидросферы и описывать их отличительные черты. Показывать на карте составные части гидросферы.

Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков

и океанов Земли




28.


Воздушная одежда Земли

Практическая работа №7

Объяснять особенности атмосферы Земли, её специфику.

Определять отличия атмосферы от других оболочек. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии

Анализ текста учебника с целью

определения ключевых понятий урока




29


Живая оболочка

Земли

Объяснять особенности биосферы Земли, её специфику.

Определять отличия биосферы от других оболочек




30.


Почва- особое

природное тело

Объяснять особенности почвы, её состав, строение и свойства




31.


Человек и природа

Приводить примеры позитивного и негативного влияния человека на природу, уметь видеть пути охраны природы

Работа

с картами. Повторение географической номенклатуры и основных

понятий и терминов (географический

диктант)




32.


Урок обобщения и контроля по теме: «Природа Земли»

См. разделы курса




33-34.


Урок коррекции знаний по курсу: «География. Начальный курс»

См. разделы курса




35


Итоговый урок

Итоговое тестирование за курс 5 класса.





Итого:



35 часа



7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1.УМК Примерные программы по учебным предметам. География 5 - 9 классы, учебник «География. Начальный курс» под редакцией В.П. Дронова, авторы учебника И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин. 2012 г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

3. Проектная деятельность школьников. Автор К.Н. Поливанова.

4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.

5. Стенд для постоянных и временных экспозиций.

6. Компьютер.

8. Мультимедиа-проектор.

7. Интерактивная доска.

8. Коллекция медиаресурсов.

9. Выход в Интернет.

10.Справочно-информационная и научно-популярная литература.

11.Глобус большой.

12. Физическая карта полушарий.

13. Физические карты материков.

14. Карта великих географических открытий.

15. Карта Мирового океана.

16. Компасы.

17. Календарь погоды.

Интернет-ресурсы

http: //gao.spb.ru/russian

http: //fmm.ru

http: //mchs.gov.ru

http: //national-geographic.ru

http: //nature.com

http: //ocean.ru

http: //pogoda.ru

http: //sgm.ru/rus

http: //unknowplanet.ru







37


© 2010-2022