Открытый урок. Обобщение темы

Обобщающий урок по теме "Гидросфера" в 6 классе. Данный урок проводится по завершению темы "Гидросфера".На уроке обобщаются знания о водах Земли, закрепляются умения находить, показывать воды гидросферы на карте и наносить их на контурную карту. Учащиеся показывают свои знания по пройденной теме. На уроке используются различные приемы проверки знаний:фронтальный опрос, работа с схематическими рисунками, игра "Географическое лото". раскрывается механизм эстетического воздействия вод океанов, море...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка открытого урока географии

Выполнила: Батракова Л.П. учитель географии

МОБУ «Рембуевская средняя общеобразовательная школа» -Ухтостровская основная общеобразовательная школа

Тема: Обобщение темы «Гидросфера».

Цели урока: обобщить знания учащихся о водах Земли; закрепить умение находить, показывать воды гидросферы на карте и наносить их на контурную карту; раскрыть механизм эстетического воздействия вод океанов, морей, рек и других частей гидросферы на учащихся.

Эпиграф к уроку:

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха; тебя

невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что

ты такое…! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:

ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую

не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое

богатство на свете.

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Ход урока:

1. Организация учащихся на урок.

  • Объявление темы.

  • Формулировка целей.

  • Знакомство с планом проведения урока.

I. Общее понятие.

II. Воды суши.

III. Эстетическое воздействие воды на человека.

IV. Значение гидросферы.

2. Итоги урока

I Этап.

Выдающийся политический деятель Индии Индира Ганди сказала: «Цивилизация - это диалог между человеком и водой». Однако до XVIII в. Ученые не знали свойства воды, считали ее простым веществом. В конце XVII столетия французским ученым Лавуазье и Лапласу удалось синтезировать ее химическим путем из водорода и кислорода.

И с этого времени стало известно, что вода состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. В географии пользуются термином «ГИДРОСФЕРА».

Вопросы к учащимся.

1. Что такое гидросфера? ( Гидросфера- это водная оболочка Земли).

2. Из чего состоит гидросфера Земли? ( Гидросфера состоит из нескольких частей: основная часть-это вода Мирового океана, меньшая часть-это воды суши и вода в атмосфере).

3. Сколько на Земле выделяют океанов, и каких? ( Мировой океан - все воды океанов, делится материками и островами на 4 крупных океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны).

Учащиеся отвечают на вопросы, показывают объекты на географической карте.

Учитель: Жизнь на Земле зародилась именно в водной среде. Все организмы более чем на 60% состоят из воды: растения ≈ 75-93%, рыбы-70%, животные более чем на 60%, организм человека содержит около 65% воды, а серое вещество человеческого мозга содержит ≈ 84% воды.

У воды много удивительных свойств, которые делают ее непохожей на все другие вещества, и среди них есть одно, самое необычное ее бессмертие. Сколько бы воды человечество ни потребляло, от этого ее общее количество на планете не уменьшается.

Вопросы к учащимся.

1. Почему пресная вода на Земле не иссякает? ( Вода вновь пополняется за счет круговорота воды в природе).

2. Зачитать сочинения о путешествии воды. (Сочинения были написаны к предыдущим урокам по теме).

3. В каком состоянии воды больше в природе? ( В жидком, но она соленая).

4. В каких единицах выражают соленость вод Мирового океана? ( ‰ промилле).

5. Какое море считается самым соленым? Покажите его на карте. Что влияет на соленость вод? (Красное. Испарение, поступление пресных вод, осадки, сток с суши).

Воды Мирового океана не находятся в покое. Они все время движутся.

1. Какие вы знаете движения вод? ( Течения, ветровые волны, приливы, отливы, цунами).

II. Этап. Воды суши.

Воды суши включают в себя реки, озера, водохранилища, болота, ледники и подземные воды.

На доске схематическое изображение реки.

Открытый урок. Обобщение темы

Самостоятельная работа.

Задание: ответьте на вопросы, указав цифру правильного ответа.

1) На каком рисунке (А или Б) река течет в направлении с С на Ю. (А)

2) Укажите на каком рисунке (А или Б) рельеф ниже на С, чем на Ю? ( Б)

3) Укажите номера всех устьев на рисунке А. (2,8,7.)

4) Укажите номера всех источников на рисунке Б. (13,14,15.)

5) Укажите номера правых притоков на обоих рисунках. (18,10.)

6) Укажите номера левых притоков на обоих рисунках. ( 19,9.)

7) Запишите, что обозначает №11. (Водораздел.)

8) Укажите номер бассейнов. (6,5.)

9) Укажите номера речных систем. (20,21.)

Задание: игра-закрепление. «Географическое лото» (Приложение 1).

Учитель берет карточку, называет номер, зачитывает особенность вод суши, а дети, взяв нужный номер карточки, закрывают ячейку. (У детей каждый номер карточки имеет свой цвет)

1- горные породы, не пропускающие воду.

2 - вода, находящаяся в земной коре.

3 - воды, находящиеся в водоносном слое между двумя водоупорными.

4 - пустоты, вымытые водой легкорастворимой породы.

5 - русло реки, расположенное на дне более широкого углубления, называемого…

6 - самая длинная река в мире.

7 - граница соседних речных бассейнов.

8 - левый приток Волги.

9 - место впадения реки в море, озеро или другую реку.

10 - место, где река берет свое начало.

11 - часть речной долины, регулярно заливаемая в половодье.

12 - река, впадающая в другую реку и отличающаяся обычно меньшей длиной и водностью.

13 - горные породы, легко пропускающие воду.

14 - самая длинная река в России.

15 - самая полноводная река в мире.

16 - правый приток Волги.

Проверка шаблонной карточкой.(карточка раскрашена в различные цвета)

III этап.

Вода не только необходима человеку для самой жизни. В ней заключена еще и сила эстетического воздействия на человека. Поэтому вода во все века и у всех народов являлась и является источником вдохновения для поэтов, художников, музыкантов. Так, А.С.Пушкин писал:

Когда подымет океан

Вокруг меня волы ревучи,

Когда грозою грянут тучи,

Храни меня, мой талисман.

Многие художники рисовали и рисуют разные части гидросферы. Например, знаменитый художник Айвазовский не раз изображал на своих полотнах морскую стихию.

Вывешивается картина Айвазовского «Буря на Черном море»

  • Покажите это море на карте.

Какое его положение? ( Внутреннее).

Чем внутреннее море отличается от окраинего?

Особенно много стихов поэты посвящали рекам и озерам, на берегах которых им довелось побывать. М.Ю.Лермонтов писал:

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Еще о Тереке писал Пушкин.

Меж несется Терек,

Волнами точит дикий берег,

Клокочет вкруг огромных скал.

Оба поэта дают точные характеристики горной реки. Совсем по иному описывают равнинные реки. Например, С.Есенин писал:

Тихо струится река серебристая.

В царстве вечернем зеленой весны,…

О великой русской реке Волге сложено немало песен и стихов.

О Волга! … колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Один по утренним зорям,

Когда ещё всё в мире спит

И алый блеск едва скользит

По тёмно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке…-

Писал Н.А.Некрасов в 1860 году.

В зависимости от рельефа реки бывают разные по характеру. (Запишите их характер и приведите их примеры).

1. равнинные 2.горные

- -

- -

- -

С.Есенин в 1914 году проникновенно написал об озере:

Выйду на озеро, в синюю гать,

К сердцу вечерняя льёт благодать…

Или:

Выткался на озере алый свет зори.

На бору со звонами плачут глухари.

Озёр на земле великое множество больших и маленьких, различных между собой.

Что вы знаете об озёрах?

Страничка «Телетайп» - краткое сообщение.

Дополнительного материала про озёра.

(выступление учащегося)

Учитель: Многие праздники посвящают водам свои произведения, описывают разнообразные чувства, которые воды в них вызывают.

Цвет вод - это палитра красок от почти чёрного до белого. Названия говорят сами за себя: Чёрное море, Красное море, Жёлтое, Белое море, Голубой Нил, Белый Нил, Оранжевая река.

Воды гидросферы сильно воздействуют на слух человека, поскольку вода никогда не бывает статичной. Состояние вод описывают разными словами: « Терек воет», «Тихий Дон», «море плещет», «волны ревучи», «катят волны».

Люди испытывают разнообразные, в основном приятные чувства, соприкасаясь с водой.

Любят купаться, плескаться, касаться воды, свесив ноги с мостика, поболтать ими в воде.

Воды гидросферы действуют и на подсознание человека. Вспоминая особо живописный водоём, люди невольно испытывают сладкую тоску по чистым и прохладным его просторам, желание вернуться и увидеть его ещё раз.

IV этап.

Значение гидросферы в жизни человечества - огромно. Мировой океан- это транспортные артерии, связывающие материки, страны, народы. Это биоресурсы, полезные ископаемые, аккумулятор энергии, главный ассенизатор планеты и др.

Воде нет замены. Поэтому все люди должны бережно к ней относиться, не загрязнять, не расходовать попусту, помнить, что вода - самый ценный минерал нашей планеты.

Подведение итогов.












Приложение 1.

«Географическое лото»


Водоупорные породы




Приток


Кама


Речная долина


Исток





Подземные воды


Пещеры


Устье


Пойма





Водопроницаемые породы


Ока


Обь



Амазонка





Нил



Водораздел



Межпластовые воды

6

© 2010-2022