Урок – игра «Интеллектуальный ринг» по географии Ростовской области. (8 класс)

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3. Урок - игра «Интеллектуальный ринг» по географии Ростовской области для восьмого класса.

Разработчик: учитель географии МБОУ Мишкинской СОШ Воробьева Ирина Борисовна.

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний учащихся по курсу «Природа Ростовской области».

Задачи урока.

Образовательные: повторить изученный материал.

Развивающие: применять имеющиеся знания в поисках решения, развивать географическое мышление, устную речь.

Воспитательные: формировать чувства товарищества, дружбы, умение работать в коллективе.

Оборудование: столы и стулья для команд, 2 круга (зеленый и красный), карточки с вопросами, ромашка, шары.

Ход урока.

Наш урок сегодня пройдет не совсем обычно, мы проведем игру «Интеллектуальный ринг». Эта игра увлекательная, и я думаю, что всем будет интересно. Смысл игры заключается в ее названии.

Интеллект - ум, рассудок, разум, способность мыслить, а ринг - место борьбы. Я приглашаю за стол команды, (команды состоят из 6-8 человек), 3 человека жюри, которые следят за заработанными балами.

Прежде чем начать игру, я расскажу о правилах. Наша игра состоит из 4 раундов. Перед каждым - разминка. В каждом раунде команды отвечают на вопросы о природе Ростовской области.

Правильный ответ - 1 балл.

Помощь болельщиков (если они есть) - 0,5 баллов.

Ну что, готовы?

1 раунд «Геологический»

Учитель называет команду и задает ей вопрос.

- назовите наиболее распространенные горные породы нашего края? (Песок, глина, песчаник, ракушечник, мел, известняк, кварцит).

- перечислите формы рельефа Ростовской области. (Равнины, возвышенности, низмен-

ности, гряды, кряж, впадина).

- назовите полезные ископаемые Ростовской области. (Уголь, нефть, газ, флюсовые известняки, пески, кварциты и д. р.).

- перечислите запасы целебных грязей. (Озеро Маныч, Пеленкино, район

г. Новочеркасска).

Разминка окончена. Приступаем к основной части раунда. К нам поступила телеграмма в зашифрованном виде. Какая команда быстрее расшифрует текст, в котором указанно явления, происходящие в области.

«Илзл - злал слилльлнлылхл длолжлдлелйл улслиллиллалсльл олплалслнлолслтльл олплолллзлнлелвлылхл ялвлллелнлилйл. Плрлилмлилтлел млелрлыл». (Шифрограмма: Из-за сильных дождей усилилась опасность оползневых явлений. Примите меры).

2 раунд «Метеорологический».

Интеллектуальная разминка.

1-й команде. Как влияет на климат области ее географическое положение? (Т.к. область находится в южной части европейской территории России, то количество солнечной радиации составляет от 111 до113 ккал/см². на территории действуют воздушные массы умеренных широт, а это значит, что температуры меняются по мезонам и т. д.).

Где на территории области самая маленькая зима? (На юго-западе).

2-й команде. Чем объясняются частые зимние оттепели и неустойчивая погода? (Потому что южная часть области доступна для черноморских воздушных масс).

Где на территории области самая продолжительное лето? (На юге).

Разминка окончена, капитанов прошу подойти ко мне. Вам следует оторвать по три лепестка ромашки. А сейчас прочитайте задания. На обдумывание 1 минута.

1-й лепесток. Какие гидрометеорологические станции есть в Ростовской области? (Метеорологические станции, гидрометеорологический центр).

2-й. Как влияет погода на работу речного транспорта нашей области? (Плохая видимость, колебание уровня воды, шторм, замерзание Дона).

3-й. Каков метеорологический эффект насаждения лесных полос в нашей местности?

(Лесные полосы уменьшают скорость ветра на 20-60% и способствуют повышению температуры воздуха между лесными полосами и температуры почвы на 1-2 градуса. Кроме этого увеличивается влажность воздуха, снижается испаряемость. За счет лесных полос поле получает на 20-40 мм осадков больше, особенно в июне, мае, когда их выпадает мало).

4-й. Какие стихийные бедствия, связанные с погодой, наблюдаются в нашей местности?

(Ливневые дожди, ураганы, наводнения и весенние паводки, активные оползни, метели, пыльные бури).

5-й. Какие признаки ухудшения погоды вы знаете? (При закате на западе видны перистые полосы облаков, которые кажутся выходящими из одной точки горизонта, разные облака двигаются навстречу друг другу. Днем ясно, но к вечеру облака начинают опускаться и утолщаться. Солнце садится в сплошной слой перистых облаков.)

6-й. Дайте характеристику лета Ростовской области.

Капитаны команд отвечают по очереди.

3 раунд « Гидрологический».

В этом раунде речь пойдет о водоемах нашего края. Команды по очереди отвечают на вопросы.

- Перечислите название рек Ростовской области. (Дон, Северский Донец, Сал, Тузлов, Аксай, Маныч, Кагальник и др.)

- Какие виды минеральнай воды местного производства продаются в магазинах Ростовской области? ( «Аксу», «Аксинья», «Иверская», «Пухляковская»).

- Назовите озера области. (Маныч - Гудило, Таловатое, Лопуховатое, Лиман, Заречное, Цыганское и др.)

- Приведите примеры работы вод в природе в нашей местности. (Овраги, оползни, карстовые процессы, минерализация вод, пляжи).

А теперь копитанам необходимо подойти до надувных шаров и проткнуть их.

1-й вопрос. Как используются водные пути нашей местности? (По ним передвигаются на лодках, теплоходах, пароходах перевозят людей и грузы).

2-й вопрос. Расскажите о роли воды в хозяйстве Ростовской области. (Воду используют в быту, для поддержания чистоты. В летнее время много воды используется для полива растений и ухода за животными)

4 раунд « Натуралистический».

Разминка.

  1. Какие деревья и кустарники используются в посадках лесных полос Ростовской области. (Ясень, дуб, клен, акация, орешник).

  2. Назовите естественную растительность степей. (Ковыль, типчак, чабрец, полынь, пырей и др.).

  3. Назовите редких животных Дона. (Дрофа, степной орел, орел-могильщик, колпица, стрепет, выхухоль, байбак и т. д.).

  4. Назовите самых распространенных обитателей нашей местности. (Суслики, мыши, хорек, заяц, кабан и др.).

Основная часть раунда.

Перед вами опять воздушные шары. Капитанов прошу проколоть шар, зачитать, что в нем находится и определить природную зону.

- Необозримое пространство, покрытое пестрым ковром всевозможных цветов, образующих сложную мозаику причудливого сплетения и представляющих отдельные пятна синего, желтого, красного, белого оттенков. Иногда растительный ковер настолько красочен, настолько ярок и пестр, что начинает рябить в глазах и взор ищет успокоения в далекой линии горизонта, где там и тут виднеются небольшие холмики, курганы, или где-то далеко вырисовывается балка. (Степь).

- Природа исключительно разумно распорядилась здесь видами деревьев. Она вырастила тут разнолесье. Рядом с могучими деревьями кудрятся заросли кустарника. В любую пору этот край поражает красотой: весной песней соловья, когда одевается в пахучее кружево первой зелени и цветов; когда его мощный изумрудный ковер сливается с горизонтам, и осенью, когда сняв свой пышный зеленый наряд, играет всеми цветами радуги, утопая в золоте, и зимой, когда он, притихший и засыпанный снегом, сверкает в белом наряде, и ветви деревьев гнутся под искристой ношей алмазного инея. (Лиственный лес).

Хорошо, ребята! А теперь, вы получили карточки. Найдите там лишнее.

1-я карточка. Государственный степной заповедник, Вешенский участок РГООХ, Маныческий участок РГООХ, Фоминский природный заказник, заповедное рыбное пространство, Цимлянское водохранилище, Чирский природный заказник.

2-я карточка. Черноземы южные, черноземы обыкновенные, красноземы, каштановые почвы.

Игра подошла к концу, жюри подводит итоги, награждение победителей.

4. Заключение.

Согласованная и обоснованная система уроков географии нетрадиционной формы - существенный фактор усвоения географической картины мира и развития личности учащихся.

Список использованной литературы.

  1. Атлас Ростовской области. М. "Ди Эм Би" 2004г.

  2. Алексенко В. М. Мартынова М. И. География Ростовской области

Ростов - на - Дону "Терра" 2005г.

  1. Коскова Н. В. Нетрадиционные формы уроков. Ж. География в школе №2 2002г.

  2. Хрусталев Ю. П. Смагина Т. А. и др. Природа, хозяйство и экология Ростовской области. Ростов - на - Дону 2002г.

  3. Хрусталев Ю. П. Андреева Е. С. и др. Природные условия и естественные ресурсы Южный округ Ростовская область. Ростов - на - Дону 2002г.

  4. Щенев В. А. Классификация уроков географии нетрадиционной формы. Ж. География в школе №2 1999г.


© 2010-2022