Конспект урока Земля - планета. Доказательства шарообразности Земли

Конспект урока "Земля - планета. Доказательства шарообразности Земли"
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, «ЧЕРНЦКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Конспект урока «Земля имеет форму шара» география 6 класс коррекционная школа 8 вида

Тема урока: Земля имеет форму шара.

Цели урока: способствовать обогащению представлений учащихся о шарообразной форме Земли, а также о способах доказательства шарообразности Земли.

Тип: урок - исследования.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с понятием «глобус» - с уменьшенной моделью Земли, краткой историей первого кругосветного путешествия Ф.Магеллана.


Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и учебника; формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации; умения делать сравнение, обобщение, выводы; умения работать и взаимодействовать в парах.


Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся, развивать желание познавать новое.


Оборудование: компьютер, презентация к уроку.


Ход урока:


Этапы урока

Учитель

Оргмомент

Приветствие, создание благоприятной психологической атмосферы.

Проверка домашнего задания

- Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

Будьте. внимательны и постарайтесь правильно дополнить мой рассказ словами - подсказками. Прочитай (уч-ся) слова: ….

Холодные небесные тела - это _________(планеты). Кроме восьми больших планет, вокруг Солнца вращается несколько тысяч _______(малых планет). По размеру и массе больше всех на Землю похожа _________(Венера). Именем бога войны назвали планету _______(Марс). На поверхности ________(Юпитер) всегда холодно. Только на _____(Земле) есть жизнь.


Делаем вывод: мы с вами живем в одном из уголков Солнечной системы на планете … Земля. Она движется вокруг огромного газового шара -… Солнца. И Земля находится на каком месте от Солнца среди других планет? На 3.


Актуализация знаний

и

постановка проблемы


- Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Нам предстоит нелегкая работа. Дело в том, что люди издавна задумывались над тем, как устроен мир, что собой представляет Земля. Древние мудрецы высказывали множество предположений о форме Земли. Послушайте, пожалуйста, их мнения и определите, правы ли были древние мудрецы? Почему?

(Ребята слушают сообщение)

- Ещё в глубокой древности мудрецы стали задумываться над тем, какую форму имеет Земля. Их суждения зависели от того, что они видели вокруг себя. Слайд 1,2,3.

Даже в одной и той же стране представления о форме Земли могли различаться. Например, Слайд 4 древние индусы представляли Землю в виде полусферы, опирающейся на слонов. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство. Другие представляли, что, черепаха плавает по безбрежному молочному морю

Гораздо позднее, когда люди стали подробно изучать небесные тела (Солнце и звезды) индусы стали утверждать, что черепаха «плавает» в бескрайних просторах космоса, Вселенной…

Слайд 5,6

Например, в Вавилоне, расположенном между горами и морем, думали так: мир - это большая гора, окружённая морем. На западном склоне горы - родной Вавилон. Над Вавилоном - небесный свод. Он опирается на море - как перевёрнутая чашка на блюдце! Под Вавилоном - пустота. Вечером туда уходит солнце и там, под землёю, всю ночь идёт с запада на восток, чтобы утром опять выйти над Вавилоном.

- Итак, правы ли были древние мудрецы? Почему? Мудрецы не знали, что Земля имеет форму шара.

- Правильные сведения о Земле и ее форме появились не сразу, не в одно время и не в одном месте. Слайд 8. Наша сегодняшняя цель: найти доказательства того, что Земля имеет форму шара.

Запишем тему урока в тетрадь. Земля имеет форму шара.

Поднимите руку, кто считает, что Земля имеет форму шара. Выскажите свои предположения, может быть вы, где - то, что - то видели или читали. Ваши предположения, почему вы считаете, что Земля имеет форму шара: вид Земли из космоса, глобус, кругосветные путешествия мореплавателей.

Изучение нового материала.

- Сейчас вам предстоит поработать с учебником. Откройте учебник на стр. 97 рассмотрите рис 82, стр. 98 рис 84, стр. 101 рис 86 (записать на доске) и вам необходимо ответить на вопрос: «Что доказывает тот факт, что Земля имеет форму шара?»

Итак, выдвигаем гипотезу №1- Откройте учебник, рассмотрите иллюстрацию стр. 97, рис. 82.

Проверка гипотез

1. Исчезновение удаляющихся предметов за линией горизонта.

Отправляясь в дальние путешествия, люди хотели дойти до «края» Земли. Как вы думаете, удалось это им или нет?

- Что называют линией горизонта, или просто горизонтом? (Вся земная поверхность, которую мы видим на открытой местности).

- Можно ли дойти до горизонта?

- Что видит наблюдатель в подзорную трубу, встречая корабль?

- Совершенно верно. Земля своей выпуклостью закрывает корабль. Это же подтверждают рассказы моряков о том, что когда корабль уходит в море, то берег как бы погружается в море - сначала береговая полоса, потом скрываются небольшие по высоте объекты, самыми последними исчезают самые высокие (дома, горы и т.д.)

- Кто раньше увидит подплывающий корабль: тот, кто находится на берегу, или тот, кто на маяке?

- Как изменяется вид местности при подъеме в гору?

- Итак, что же является доказательством шарообразности Земли? Видеть весь корабль мешает выпуклость Земли. Благодаря таким наблюдениям был сделан вывод о шарообразности Земли.

1. Выпуклость Земли. (записать в тетрадь)

Продолжение работы над новым материалом.

2. Кругосветные путешествия мореплавателей.

- Одним из доказательств мы с Вами назвали кругосветные путешествия моряков. Что вам об этом известно?

- Послушайте, пожалуйста, мой рассказ. Слайд 9.

- Магеллан по происхождению португалец. Но переехал в Испанию и перешел на службу к испанскому королю. В те далекие времена Португалия и Испания враждовали из-за территорий в Индийском и Тихом океанах. Одними из таких островов были Молуккские острова, богатые разнообразными пряностями. В 1519 году экспедиция, возглавляемая Магелланом, отправилась в далекий путь.

В инструкции, данной Магеллану королём, было сказано: «Поскольку мне доподлинно известно, что на островах Молукко имеются пряности, я посылаю вас главным образом на их поиски, и моя воля такова, чтобы вы направились прямо на эти острова». Слайд 10 Интересно, что сам Магеллан совершенно не предполагал совершить кругосветную экспедицию - он лишь хотел найти западный путь к Молуккам и возвратиться назад. Флотилия Магеллана Слайд 11 состояла из 5 кораблей, а команда насчитывала 265 человек.

Во время долгого путешествия Слайд 12 «Южное море» Магеллан назвал Тихим океаном, «потому что, - как сообщает один из участников, - мы ни разу не испытали ни малейшей бури». Более трёх месяцев продолжался переход через Тихий океан, Слайд 13 за время которого часть экипажа, сильно страдавшего от голода и жажды, погибла.

Только через несколько месяцев флотилия Магеллана достигла своей цели. К тому времени от пяти кораблей осталось только два «Тринидад» и «Виктория» Слайд 14. Сам Магеллан погиб в пути. На островах были закуплены пряности, и экспедиции предстояло отправиться в обратный путь. Во время подготовки судов к обратному пути испанцы узнали, что португальский король объявил Магеллана дезертиром, поэтому его суда подлежали взятию в плен.

К тому времени суда сильно обветшали. «Тринидад» был отремонтирован и отправился на восток к испанским владениям, а «Виктория» - на запад в обход Африки. «Тринидад» попал в полосу встречных ветров, был вынужден возвратиться к Молуккским островам и был захвачен в плен португальцами. Большинство его экипажа погибло на каторге в Индии. «Виктория» продолжила путь. Совершив длительный переход вокруг Африки и избежав встречи с охотившимися за ними португальцами, 18 из 265 человек вернулись на родину.

Таким образом, испанцы открыли западный путь к Азии и Островам Пряностей. Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу.

2. Кругосветные путешествия. (записать в тетрадь)

3. Еще до плавания Магеллана ученые, считавшие, что Земля - шар, придумали предмет, которым мы пользуемся и в наши дни - глобус. Как вы думаете, что такое «глобус»?

Чтение на стр. 101- 1 предложение (Глобус - объёмная уменьшенная модель земного шара).

Последнее предложение: поворачивая глобус вокруг оси, мы можем увидеть сразу весь земной шар. Это третье доказательство.

3. Глобус (записать в тетрадь)

- А сейчас нам предстоит не менее важное задание. Что для вас является доказательством существования какого - то предмета, животного, человека? Фото Слайд 19

4. Вид Земли из космоса.

- Вы совершенно правы. Одним из доказательств являются снимки Земли из космоса.

4. Снимки из космоса. (записать в тетрадь)

Кто совершил первый полет в космос? Когда это произошло, мы узнаем, выполнив задание в РТ на стр. 84, з.6.

- Первый космический полет длился всего 108 минут или 1час 48 минут. Во время этого полета Ю. Гагарин облетел вокруг Земли всего один раз. Сейчас космические корабли облетают Землю быстрее. А вот первые снимки нашей планеты из космоса, сделанные человеком, появились немного позже. Слайд 20

Это еще одно доказательство шарообразности Земли.

Нарисуйте, как выглядит планета Земля из космоса.

Подведение итогов.

- Понравилось ли вам быть исследователями?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какая работа на уроке вам понравилась больше всего?

- Что вызвало наибольшие затруднения?

Д/з

Стр. 98 - 99 (о космонавтах и космосе)




© 2010-2022