Доклад на тему Компетенстностно-ориентированное обучение на урокх истории и географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему Компетенстностно-ориентированное обучение на урокх истории и географии



ГУ Борис-Романовская СШ












Подготовила: Нуркина Е.А.






2013 год.


«По-настоящему об уровне цивилизации говорят
не переписи населения, не размеры городов, не
собранный урожай - нет, о нем говорят качества
человека, которого производит страна».
Р.У. Эмерсон


В последние время происходит пересмотр подходов оценки результатов образования с понятий "образованность", "воспитанность", "общая культура" на понятия "компетентность", "компетенция" обучаемого. Данная ситуация определяется динамичностью процессов социально-экономического развития общества, что обуславливает необходимость непрерывного обучения, постоянного повышения своей компетентности. Главной задачей современности является подготовка компетентных людей - таких, которые были бы способны применить свои знания в изменяющихся условиях, и чья компетентность заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.

В документах по модернизации образования РК заявлено, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков не сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Основные группы ключевых компетенций:

- Ценностно-смысловые компетенции.

- Общекультурные компетенции.

- Учебно-познавательные компетенции.

- Информационные компетенции.

- Коммуникативные компетенции и др.

Одним из способов формирования ключевых компетенций являются компетентностно-ориентированные задания. Вместе с тем, таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного, поэтому их составление достаточно трудоёмко и требует от учителя знаний особенностей КОЗ.

Прежде чем разработать и внедрить в урок компетентностные задания изучила методику по теме «КОЗ». Сделала для себя вывод о том, что данные задания расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы учащихся, помогают более точно определить проблемы ученика по изучаемой теме, по овладению им основных лингвистических компетенций, помогают формировать ключевые компетенции.

Признаки компетентно-ориентированного задания:

  • имитация жизненной ситуации;

  • обучающий характер, адаптация к возрастному уровню учащихся;

  • выход за рамки одной образовательной области;

  • наличие заметно большего, по сравнению с обычными учебными задачами, набора данных, среди которых могут быть и лишнее;

  • часть необходимых данных отсутствует; предполагается, что учащиеся должны самостоятельно найти их в справочной литературе.

Требования к КОЗ:

  • задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к самостоятельному пополнению знания.

  • задание требует поиска и разработки новых, не изучавшихся ранее подходов к анализу незнакомой проблемы или ситуации, требующей принятия решения в ситуации неопределенности, при этом разрешение проблемы или ситуации может иметь практическое значение, или представлять личностный, социальный и/или познавательный интерес.

  • задание предполагает создание письменного или устного связного высказывания, например, текста-описания или текста-рассуждения, устного или письменного заключения, комментария, пояснения, описания, отчета, формулировки и обоснования гипотезы, сообщения, оценочного суждения, аргументированного мнения, призыва, инструкции и т.п., с заданными параметрами: тематикой, коммуникативной задачей, объемом, форматом.

  • задание предполагает разумное и оправданное использование ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков.

Структура КОЗ достаточно чётко определена:

  • Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение

  • Задачная формулировка указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания

  • Источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания

  • Бланк для выполнения задания нужен только в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ и должен фиксироваться на специальном выданном бланке

  • Инструмент оценивания представляет собой шкалу критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдения и т.д.

Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определённым требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированные задания организуют деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.

Формирование ключевых компетентностей на уроках истории и географии занимает особое место. Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по предмету и способности их применения на практике.

Таким образом, проанализировав научную и научно-методическую литературу по данной теме, были рассмотрены теоретические основы реализации компетентностного подхода, основные принципы и классификации ключевых компетентностей, особенности и требования к компетентностно-ориентированным заданиям.

Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках истории и географии позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Задания в подобном формате можно использовать при составлении как диагностических и контрольных заданий, так и обучающих. Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя. Учитель должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, тьютора, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся. Результативное выполнение заданий позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.

КОЗ на уроках истории.

Современный уровень образования требует индивидуального подхода к каждому ученику, что делает подход к планированию работы учителя более трудоемкой, так необходимо предусмотреть работу на уроке с каждым учеником. Современная школа должна обеспечивать развитие различных компетентностей ребёнка: познавательной, самообразовательной, информационной, коммуникативной. В разноуровневом классе довольно проблематично организовать индивидуальную работу на развитие этих компетентностей у отдельного ученика при современных объемах изучаемого материала. При освоении истории в среднем звене на уроках результативной формой является организация индивидуальной или партной работы с компетентностно - ориентированными заданиями, которые позволяют наиболее эффективно использовать задания разного уровня сложности.

Компетентносто - ориентированные задания - это задания, в основу которых заложено развитие индивидуальных особенностей школьников. Они позволяют на основе выполнения задач развивать у учащихся среднего звена культуру мышления, навык аналитической рефлексии, самостоятельности и ответственности за принятие решений. Задания данного типа эффективно использовать на уроках истории в качестве личностно-ориентированного задания. При подготовке КОЗ учитель закладывает в основу индивидуальные особенности школьника: уровень сформированности знаний, умений и навыков, наиболее воспринимаемый для данного школьника способ организации материала, темп восприятия и выполнения определенного вида работы, коммуникативность, умение преодолевать трудности. Этот тип заданий позволяет применить наиболее удобный для данного ученика вид работы с материалом: выделить необходимые элементы, сделать вывод на основе изложенного материала, составить на основе материала схему или таблицу, найти ответ на определенный вопрос и другое.

Урок истории позволяет формировать индивидуальные компетентности учащихся на этапе закрепления при помощи компетентностно - ориентированных заданий разного уровня сложности, разного типа заданий и разного типа материала (исторический источник, словарь, отрывок художественного текста, иллюстрации или фотографии, схемы и карты). Эти задания позволяют организовать деятельность учащихся, так чтобы ученик искал пути решения самостоятельно, а не выполнял готовый алгоритм действий, что дает возможность направить работу на уроке на формирование таких компетентностей, как умение решать проблемы и организовать работу, направленную на писки этого решения, используя свой жизненный опыт, добывать информацию, обрабатывать и анализировать ее, умение оценивать и соотносить события, действия, поступки, умение решать определенный возникающие трудности и умение делать обобщенный вывод. Развитие данных индивидуальных навыков у школьника позволяет не только решать учебные задачи, но и развивать навыки, которые позволят реализоваться школьнику как личности и на этапе школьного обучения, и во взрослой жизни. Компетентностные задания в отличие от карточек и тестов используются не для того, чтобы поставить оценку, а для того, чтобы учащийся вник и понял материал, смог его пронести через себя, осознать и только после этого выполнить задание. Учащиеся получают знания самостоятельно.

Компетентностно - ориентированное задание складывается из пяти основных блоков: стимул, задачной формулировка, источник информации, бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ), инструмента проверки: аналитическая шкала, перечень вероятных вариантов ответов; ключ- эталон результата выполнения учащимися задания закрытого типа; бланк наблюдения - способ детализации критериев оценки процесса деятельности учащихся по выполнению задания; критерии оценки работы в группе. Для того, чтобы компетентностно - ориентированное задание стало звеном личностно - ориентированного подхода необходимо выделить ребят, с которыми следует провести определенную работа - отстающие или одаренные дети. Или разделить школьников на группы по уровням, для которых необходимо продумать задания с ориентацией на развитие определенной личной компетентности. Следующим шагом при разработке данного типа заданий является определения перечня компетентностей, которые Вы желаете развить у того или иного школьника. Выберите источник информации, на основе которого вы будете создавать дидактический материал.

Для начала. Чтобы задание стало интересным для школьника необходимо его мотивировать, создать стимул, который подтолкнет его к поиску решения поставленной проблемы. В среднем звене в качестве стимула можно использовать такие формулировки как: "Объясните классу…", "Объясните простому народу преимущества принятия данного закона…", "Для беседы с оппонентами выделите…." и т.п. Стимул позволяет заинтересовать ребят и подвигнуть их на выполнение определенного задания не на ставшим сегодня основным стимуле - оценке, а на тяге узнать. Этот блок компетентностно -ориентированного задания необходимо ориентировать на определенный класс и на определенных характер проведения урока или системы уроков. Так при изучении преобразований в обществе уместно будет при составлении стимула связывать прошлое и настоящее, или подразумевать дальнейшее рассмотрения их со всем классов с точки зрения того или иного сословия. Постановка в стимуле ориентации на необходимость применения полученного результата в будущем, позволяет замотивировать школьников на реальный результат, на будущее применение полученных знаний, и на получение оценки. Также при определенном построении урока в качестве стимула можно использовать будущую соревновательность, соперничество в классе. Следовательно, можно говорить о том, что компетентностно -ориентированное задание является не отдельной частью связанной общей темой, оторванной от приведущих частей урока, но и возможно вкрапление данной формы закрепления как плавно вытекающей из приведущей и втекающей в последующую.

Задачная формулировка в дидактических материалах данного типа является основной частью, ориентирующей данную форму работы на определенного ребенка и на развитие его отдельных компетентностей. Благодаря данному блоку модно организовать индивидуальную работу с каждым ребенком на одном и том же материале. Она включает в себя изложение самого задания, которое должен выполнить школьник, но не прописывает алгоритм работы. Здесь при развитии индивидуальных особенностей важно, чтобы при любом уровне знаний ученика в материале не содержалось готового ответа. Он должен самостоятельно определить для себя путь и проделать его, чтобы получить нужный результат, на который его направляет задачная формулировка. Так, например, при изучении темы "Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки" в качестве задачной формулировки при работе с изречениями из Конституции США 1787 года в компетентностно - ориентированном задании возможна следующая задачная формулировка: "Помогите составить схему вертикали власти в США по Конституции 1787 года, используя текст документа".

Следующий блок построения данного типа заданий является источник информации, который универсальный и может использоваться один и тот же при развитии разных компетенций учащихся и при составлении заданий разного уровня. Это позволяет сократить время на подготовку ориентированных заданий, за счет использования одного источника. Материалом для составления компетентностно - ориентированного задания может служить исторический источник, что позволяет развивать навыки работы школьников с документами, читать их, вычленять главное, делать выводы и соотносить документы с рассказом учителя и авторским текстом учебника. Этот навык необходим в современном образовательном процессе. Так как он позволяет школьникам развивать аналитические качества мышления, что необходимо и при подготовке к ЕНТ, и при восприятии большого потока информации в обыденной жизни человека. Но источником информации может служить и карты, и схемы, и ЦОР расположенные на основных образовательных сайтах. Разнообразная работа с графическим материалом позволяет развить у ребят навык "чтения" карт, схем, планов, и иллюстраций. Ведь не даром еще на Руси считались книгами для неграмотных. А сегодня современные школьники умеющие читать и писать не способны "прочитать" нарисованное. Следовательно, учитель, используя один и тот же источник информации, благодаря только своим профессиональным навыкам, опыту и знанию класса способен создать серию компетентностно - ориентированных заданий по определенной теме или разделу разного уровня, что позволит развивать компетентности учеников, доводить их до совершенства, индивидуально работая с каждым.

Для полноты, законченности работы необходимо продумать критерии оценивания выполненной работы школьником - это может быть конкретный ответ, может быть эталон, от которого школьник может немного отклониться. Соотношение количества ошибок и оценки тоже необходимо продумать, например, 0-1 ошибка или 2 неточности - "5", 2-3 ошибки - "4", 4-5 ошибок - "3", 6 и более - "2". Этот блок позволит учителю сократить время на проверку результатов выполненной работы.

Если компетентностно - ориентированное задание полностью продумано и логично включено в урок, то оно позволит не только индивидуально развивать компетентности школьников на уроках, но привить интерес к предмету, создать давно утраченную связь истории и современности. Так при изучении темы "Олимпийские игры" на уроках в 5 классе возможно составления задания на сравнение современных игр с играми, проходившими в древние времена, или при изучении деятельности Александра II дать задание школьникам выявить влияние его реформы 1861 года на современную демократию.

Компетентностно - ориентированные задания при организации индивидуального обучения в 5-9 классах, позволят вывести школьников в независимости от уровня подготовки на новый уровень самостоятельной работы.


КОЗ на уроках географии.

География - универсальный школьный предмет, который открывает перед школьником большие возможности для становления личности. В период обучения учитель помогает ученику сформировать прообраз "взрослых" компетенций. Сегодня школа дает ребенку хорошую теоретическую подготовку, но еще мало уделяет внимания практическому применению знаний, которые ученик может использовать для решения конкретных задач сегодня и в будущем.
Конкурентоспособность как качество, присущее выпускнику школы, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки, которые могут применяться или трансформироваться применительно к целому ряду ситуаций.
Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию ключевых компетентностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Решение этих задач вызвало необходимость применения мною новых педагогических подходов и технологий на уроках географии. Одним из плодотворных направлений модернизации географического образования является технология компетентностно-ориентированных заданий.
В методической литературе сформулированы ключевые компетенции образования. Это - руководство к действию для каждого учителя. На своих уроках я работаю над формированием ключевых видов компетенций.
Что же такое компетенция? В переводе с латинского это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Понятно, что знания и опыт накапливаются и формируются постепенно, совершенствуясь от урока к уроку. Ученик 6 класса менее компетентен, чем ученик одиннадцатого класса. Но их объединяет обладание определенной компетенцией, которая включает личностное отношение ученика к предмету деятельности. И здесь мы уже говорим о компетентности ученика и его личных качествах, а также о минимальном опыте деятельности в определенной сфере.
Сегодня нашим ученикам для построения успешной карьеры необходимо обладать большим объемом знаний и умений. Не менее важно творчество в работе, креативное мышление, умение мыслить нестандартно.
Современная география предлагает пути решения многих проблем. В этой связи так важно ответить на вопрос: «С какой целью учить школьников географии?» С его решением связана разработка критериев отбора содержания географического образования, востребованности его результатов в жизни будущего поколения. Именно поэтому формируемые географические знания должны стать фундаментом практической деятельности, а умения (познавательные, практические) - основой для формирования ключевых компетенций.
Ключевые компетенции являются составляющей частью личности ученика, его внутреннего мира, а также развивают его способности, в результате чего у него появляются возможности решать в повседневной жизни проблемы.
Какие же компетенции можно сформировать на уроках географии?
Ценностно-смысловые компетенции формируют отношение к жизни, правильно расставляют ценностные ориентиры, помогают ученику самоопределиться и научиться принимать решения и брать за них ответственность на себя.
Общекультурные компетенции формируются при изучении этносов, общечеловеческих и национальных культур, семейных и общественных ценностей, традиций и уклада жизни разных народов. Большинство уроков географии помогает сформировать эти компетенции.
Учебно-познавательные компетенции формируются в урочной и внеурочной деятельности ученика, когда он добывает знания из окружающего мира, учится отличать факты от домыслов, пользуется статистической информацией, грамотно организует самостоятельную познавательную работу. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, навыками действий в нестандартных ситуациях.
Многие старшеклассники участвуют в научно-исследовательской и проектной работе, которая требует от ученика аналитического и творческого подхода к решению поставленных задач. Эта работа позволяет каждому ребенку показать имеющиеся компетенции и приобрести новые.
Информационные компетенции предполагают владение современными средствами информации и информационными технологиями. Сегодня трудно представить ученика, который не умеет пользоваться компьютером, Интернетом, ведь это так современно, а молодежь всегда тянется к новому. Задача учителя географии - показать возможности информационной базы Интернета, научить вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий. Картина мира изменяется слишком быстро, а "книжная" литература не успевает отслеживать эти процессы. Интернет служит источником информации, с которой школьник учится работать, например, создать презентацию к уроку или внеклассному мероприятию, подготовить, показать и проанализировать снимки изучаемых территорий из Космоса и многое другое. Вовлекая учеников в эту работу, мы наделяем их важными информационными компетенциями, которые наверняка будут востребованы во взрослой жизни. Учителя тоже повышают свою компетенцию.
Коммуникативные компетенции формируются в процессе общения, включают знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Каждый ученик в будущем будет выполнять различные социальные роли, где невозможно обойтись без взаимодействия с окружающими. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
География - предмет преимущественно устного общения, поэтому на уроках мы проводим дискуссии, учимся оперировать фактами, использовать доказательную базу, анализировать, ставить вопросы, делать выводы и умозаключения, защищать свои идеи. Хорошо зарекомендовали себя уроки, на которых ученики работают в группах: защита проекта, экологический мониторинг.
Компетенции личностного самосовершенствования формируются, когда ученик осознает, что все, чему он учится, необходимо ему для раскрытия собственных способностей, возможностей, т.е. самосовершенствования. Чем раньше ученик это осознает, тем больше компетенций освоит.

Виды работ, направленные на усиление практической направленности школьной географии


работа с учебником, географической и
научно-популярной литературой

работа с картами и картосхемами

работа со статистическими материалами

работа на местности

наблюдение за окружающей средой

работа с ресурсами СМИ и Интернет

учебные научные проекты

Необходимым условием для реализации компетентностного подхода к обучению является усиление внимания к особенностям, мотивам и интересам отдельного ученика. Процесс обучения должен быть подкреплён психолого-педагогической основой, поэтому я, как учитель, выступаю как организатор познавательной деятельности школьников, их помощник, и консультант. Именно я создаю благоприятные условия для эффективного обучения, для формирования личностных характеристик каждого учащегося.

Система работы учителя: возможности формирования компетентностей учеников на уроках географии.
Выстраивая вектор своих педагогических действий, я помогаю детям освоить знания, приобрести навыки учебно-познавательной деятельности, научиться применять знания в конкретной ситуации и достигать положительных результатов. Эти три составляющие и есть основа понятия «компетентность», которая состоит в его готовности эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
Компетентностное обучение является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и при этом сама становится предметом усвоения.
Свою педагогическую мастерскую по формированию ключевых компетентностей обучающихся я могу представить следующей схемой:
1. Во-первых, это изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Я отвожу себе роль: наставника, координатора, партнера. Моя задача на уроке - сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний.
2. Во-вторых, это создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей. Это:
 создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели; включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности - исследование, проектирование;
 развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
 организация групповой работы;
3. В-третьих, развитие ключевых компетентностей невозможно осуществить без организационных изменений форм учебной деятельности.
При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными я считаю те, которые ориентированы на самостоятельность ученика. Я учу своих детей представлять результаты труда в виде: анализа текста, обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации).
Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей. Наряду с традиционными способами повышения мотивации я отдаю предпочтение таким приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка. Я использую 5 правил:
 Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
 Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка.
 Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
 Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
 Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.
Технология формирования ключевых компетентностей учащихся предполагает использование компетентностно-ориентированных заданий в системе.

Существует следующая структура самого компетентностно-ориентированного задания:
 стимул,
 задачная формулировка,
 источник информации,
 бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ),
 инструмент проверки.
Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированные задание организует деятельность учащегося.
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке позволяют учителю решить одновременно несколько задач:
 оценить уровень развития предметных знаний и умений;
 оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т. д.);
 оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимых для достижения поставленной цели в задании;
 формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.

Заключение
Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, развивают способности и помогают решать в повседневной жизни проблемы, меняется характер взаимоотношений между учеником и учителем. Внедрение этой технологии позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.
Конечно, нужно отметить, что в процессе формирования компетенций учащихся возникает ряд трудностей. Поэтому нельзя говорить о том, что все вопросы решены и все используемые современные методы способствуют развитию компетенций учащихся.
Ключевой замысел модернизации образования - идея развития, где человеческая личность - главное богатство, которым обладает мир и учителя всячески способствуют развитию этой личности. Пусть наш мир будет богаче.

© 2010-2022