- Преподавателю
- География
- Конспект урока по географии на тему Подземные воды
Конспект урока по географии на тему Подземные воды
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Трачкова В.И. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Подземные воды».
Цели урока:
Предметные:
Знать признаки понятий:
- подземные воды
-горные породы по отношению к воде: водопроницаемые, водоупорные, водорастворимые (карстовые)
- водоносный слой
- грунтовые воды
- межпластовые воды
- артезианские воды
- родники
- минеральные воды
Уметь:
- описывать образование подземных вод, родников
- оценивать значение для человека подземных вод и влияние человеческой деятельности на загрязнение подземных вод
Метапредметные:
-
Формировать мыслительные и коммуникативные навыки, через самостоятельную работу с информацией;
Личностные:
-
Формировать интерес учащихся к географии;
-
Воспитывать бережное отношение к подземным водам родного края.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование урока: ПК, проектор, слайд-презентация, три воронки, песок, гравий, глина, 3 пустых стакана и емкость с водой, раздаточный материал, Физическая карта России.
Методы: словесные: рассказ, эвристическая беседа, объяснение; наглядные: демонстрация опыта, презентация; практические: выполнение заданий индивидуальных, групповых.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Изучение нового материала
Актуализация знаний.
Вопросы беседы:
1.Какую географическую оболочку мы с вами изучаем? (гидросферу)
2.Из каких частей состоит гидросфера? (мировой океан, воды суши, вода в атмосфере)
3. О каких водах у нас уже шла речь на предыдущих уроках? (мировой океан)
4. Какие воды для вас еще не совсем известны?(воды суши, вода в атмосфере)
5. Попробуйте по следующим строчкам определить, о каких водах пойдет речь уроке сегодня?
В тени деревьев серебрится
Вода лесного родника.
И люди едут насладиться
Его водой издалека.
Дороже злата им и хлеба
Кристально чистая вода.
Энергию земли и неба
Родник пронес нам сквозь года.
Сопоставимо со схемой, скажите, как называется такая вода?
Какая тема урока?
Постановка проблемы.
Что вы знаете о роднике? Какая вода в роднике?
Почему вода в роднике или в колодце чистая, холодная?
А на самом деле, как вода попала под землю?
На все эти вопросы мы постараемся ответить в конце урока.
Постановка целей урока:
-
Узнать что такое «подземные воды», «родник».
-
Познакомиться в видами подземных вод.
-
Узнать какие условия необходимы для образования подземных вод.
-
Узнать значение подземных вод для человека
-
Понятие «подземные воды». Условия необходимые для образования подземных вод.
Эвристическая беседа:
-
А как вы думаете, почему их называют подземными водами?
-
А где именно под землей? Какие три части выделяют в строении Земли? (Подземная вода - это вода, находящаяся в земной коре)
-
Как вы думаете, что нужно для образования подземной воды? (атмосферные осадки, их просачивание в земную кору сквозь горные породы, содержащие поры, трещины, пустоты).
-
А все ли горные породы могут пропускать воду?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос проведем опыт.
Возьмем песок и глину. В одну воронку кладем глину, в другую - песок. В обе воронки наливаем воду. В той воронке, где был песок, воды уже нет. Она вся вытекла в стакан, а из другой она не вытекает. В третий стакан можно положить соль, она растворится.
Учащиеся на основе опыта заполняют схему «Виды горных пород по отношению к воде» (водопроницаемые, водоупорные, растворимые или карстовые), приводят примеры горных пород всех трех видов.
-
Какие же условия необходимы для образования подземных вод? (атмосферные осадки, водопроницаемые горные породы, водоупорные горные породы).
Просмотр видеофрагмента из ЭП к учебнику.
-
Виды подземных вод.
Просмотр видеофрагмента из ЭП к учебнику.
Вопросы:
-
Какие виды подземных вод выделяют?
Работа по группам:
Задание: Дайте определение и объясните, как образуются:
1 ряд - грунтовые воды
2-ряд - родники
3 ряд - межпластовые воды
Просмотр видеофрагмента из ЭП к учебнику.
Физминутка игра «Суша и вода»
3.Использование подземных вод человеком.
Проект учащихся.
Учащиеся прослушивают сообщение, основные моменты записывают в тетрадь.
3.Закрепление
Разгадывание кроссворда «Подземные воды»
4.Рефлексия
5.Домашнее задание
Параграф 22
Рабочая тетрадь страница 75.
Приложение
Практическая работа «Выявление видов горных пород по отношению к воде».
Цель: определить все ли горные породы могут пропускать воду, осуществить классификацию горных пород по отношению к воде.
Оборудование: учебник, 2 воронки, 3 стакана, стакан с водой, мел, песок, глина.
Ход работы.
-
Провести опыт №1: Поместим в стаканы воронки, в воронку №1 насыпям песок, в воронку №2 - глину. Нальем одновременно в обе воронки воду и будем наблюдать. Что вы наблюдали? Сделайте вывод.
-
Провести опыт №2: Поместим в стакан №1 мел, в стакан №2 - песок, в стакан №3 - глину. Нальем одновременно воду и будем наблюдать. Что вы наблюдали? Сделайте вывод.
-
Заполните схему «Виды горных пород по отношению к воде» на основании выводов из опытов и текста учебника стр.83-84
Горные породы
-
Приведите примеры к каждому из видов горных пород, используя текст учебника стр. 84
Артезиа́нские во́ды - напорные межпластовые подземные воды, заключенные в водоносных пластах горных пород между водоупорными слоями. Обычно встречаются в пределах определенных геологических структур (впадин), образуя артезианские бассейны. При вскрытии буровой скважиной или шурфом артезианские воды поднимаются выше кровли водоносного пласта, иногда фонтанируют. Источники артезианского типа относятся к важнейшим полезным ископаемым. Обычно залегают на глубине от 100 до 1000 метров.
Терма́льные подземные воды - это подземные воды, нагретые выше 20 °C.[1] Также существует определение, в соответствии с которым источник называется горячим, если имеет температуру выше среднегодовой температуры данной местности.[2]
Большинство горячих источников питаются водой, которая подогревается магмой в районах активного вулканизма. Однако не все термальные источники привязаны к таким областям, вода также может подогреваться, просачиваясь вниз и достигая глубины около километра и более, где горная порода имеет более высокую температуру.
Термальные минеральные источники подразделяются на тёплые (20-37 °C), горячие (37-50 °C) и очень горячие (50-100 °C).[4]
Горячие источники издревле применялись для лечения больных (римские, тбилисские термы), соответствующий раздел медицины называется бальнеология. На территории России располагаются известные курорты - Кавказские Минеральные Воды (углекислые воды), Мацестинский курорт (сероводород).[1]
Термальные воды также используются для теплоснабжения и в качестве альтернативного источника электричества. Рейкьявик (столица Исландии) полностью обогревается теплом термальных вод. В Италии, Исландии, Мексике, России, США и Японии работает ряд электростанций на перегретых термальных водах с температурой свыше 100 °C.[1]
Минера́льные воды -подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов. Среди минеральных вод выделяют минеральные природные питьевые воды, минеральные воды для наружного применения и другие.
Минеральные воды также имеют важное бальнеологическое значение и их широко используют в санаторно-курортном лечении. Так воды для наружного применения используются для ванн, купаний, душей, проводимых в бальнеолечебницах и в лечебных бассейнах, а также для ингаляций и полосканий при заболеваниях носоглотки и верхних дыхательных путей.
Задание для группы №1.
Дайте определение понятиям «грунтовые воды», «родник» и объясните, как они образуются, используя текст учебника стр.85-86.
_____________________________________________________________________________________________
Задание для группы №2.
Дайте определение понятиям «межпластовые воды», «артезианские воды» и объясните, как они образуются, используя текст учебника стр.86 и дополнительный материал, предоставленный учителем.
_______________________________________________________________________________________________
Задание для группы №3.
Составьте рассказ о минеральных и термических подземных водах, используя текст учебника стр.86 и дополнительный материал, предоставленный учителем.
Кроссворд «Подземные воды»
-
п
1
о
2
д
3
з
4
е
м
6
н
7
ы
8
е
-
в
10
о
11
д
ы
-
Слой, насыщенный водой.
-
Водная оболочка Земли.
-
Подземные воды, заключённые между водоупорными слоями и находящиеся под гидравлическим давлением.
-
Водопроницаемая горная порода.
-
Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов.
-
Водоупорная горная порода.
-
Водорастворимые породы называются…
-
Вода, водоносного слоя, лежащего между двумя водоупорными слоями, называется…
-
Горные породы, пропускающие воду.
10.Вода, находящиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами.
11.Горные породы, не пропускающие воду.
Физминутка.
Черное…
Гавайские…
Скандинавский…
Канарское…
Аравийский…
Красное…
Персидский…
Охотское…
Лабрадор
Сомали
Средиземное…