«Применение здоровье сберегающих технологий на уроках географии»

В своей работе я взяла тему: «Применение здоровье сберегающих технологий на уроках географии».    Здоровья населения  России, в частности  здоровья подрастающего поколения, является причиной для беспокойства  государственных организаций, общества и самих граждан. Сегодня происходит качественные изменения в осознании обществом ценностей жизни и здоровья каждого ребенка. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся детей. Нам, педагогам,  в своей работе необходимо решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели - сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации.  При комплексном использовании различных  технологий, ориентированных как на развитии творческого потенциала, так и на сохранение здоровья  учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
















«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии».








Выполнила: Ромаданова Татьяна Ивановна,

учитель географии,

ГБОУ СОШ с.Мордово-Аделяково

Исаклинского р-на










2014 г.


Содержание.

1.Введение.

1.1.Тема.

1.2.Значимость и актуальность проблемы для педагога.

1.3.Харатеристика противоречий, которые привели к постановке проблемы.

2.Цели и задачи педагогического опыта.

3.Теоретическая часть.

3.1.Обоснование выбранной темы.

3.2.Ведущие психолого-педагогические и методические идеи.

3.3.Результаты анализа изученной литературы.

4.Практическая часть.

5.Заключение.

1.Выводы.

6.Литература

7.Приложение. Мастер класс.


  1. Введение.

    1. Тема «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии».

    2. Значимость и актуальность проблемы для педагога.

Здоровье человека - актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является образ жизни в школьные годы. Статистические данные говорят о том, что процент больных растет. Увеличивается процент учащихся с хроническими заболеваниями. Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться , если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом? И так же двигательная активность детей стала низкой, а это угрожает физическому и умственному здоровью детей.

К сожалению, исследования последних лет показывают, что у многих детей за период обучения в школе состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение. Причины ее - социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек. Кроме того, интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, раннее начало систематического обучения приводит к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. Как следствие всего этого - снижение иммунитета, рост количества заболеваний, низкий уровень активности учащихся на уроках, слабая успеваемость.

Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая, и физическая нагрузка на детский организм. Подготовка к здоровому образу жизни учащихся на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога.

1.3.Характеристика противоречий, которые привели к постановке проблемы.

Современная школа признана не только давать учащимся знания, но и гарантировать сохранение его здоровья. В процессе воспитания человека в семье, детском саду, в школе здоровье либо формируется и развивается, либо утрачивается. Причин много. Плохое состояние здоровья школьников обусловлено достаточно вескими причинами, связанными с условиями жизни и воспитания детей:

-интенсификация учебного процесса (увеличение количества уроков, число кружков, которые посещает ребенок, тем самым остается мало времени для отдыха и прогулок, идет переутомление школьников);

-новые педагогические технологии, ориентированные на достижение высоких результатов в обучении, но не учитывающие функциональные возможности школьников;

-неграмотность родителей (не прислушиваются к жалобам ребенка, хотят от него больше, чем он может);

-отсутствие системы в работе по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

-компьютеризация (дети много времени проводят за компьютером, возникает гиподинамия);

Наиболее тяжело переносят учащиеся, переход из начальной школы в основную, что может быть связано с:

-возрастанием объема и усложнения учебной нагрузки;

-выходом на первый план оценки, отныне играющей главную роль в самоконтроле ребенка и контроле со стороны родителей;

-усложнение межличностных отношений внутри класса.

1.4. Из данных противоречий вытекает проблема здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, является причиной для беспокойства государственных организаций, общества и самих граждан. Сегодня происходят качественные изменения в осознании обществом ценностей жизни и здоровья каждого ребенка. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся детей. Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях. Они приводят к постепенному ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения. Поэтому именно на данном этапе необходим тщательный и комплексный научный анализ эффективности разнообразных форм организации здоровьесберегающего образовательного процесса.

2. Цели и задачи.

Целью здоровьсберегающих технологий является формирование у учащихся

понимания здоровья как состояния гармонии своего внутреннего мира во всех его аспектах - биологическом, социальном и духовном, а также гармонии взаимодействия с миром внешним, природой и социальной средой, через получение практических навыков такого воздействия.

Задачи:

сформировать практические навыки учащихся, умение принимать решения, избегать критических необходимости ситуаций, при необходимости действовать и оказывать первую помощь окружающим в сложных условиях, связанных с угрозой здоровью или жизни.

  • Учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и законами бытия.

  • Развивать у младших школьников самостоятельное мышление и формировать учебные навыки, необходимые для дальнейшего успешного обучения.

Ожидаемые результаты:

- своевременное формирование двигательных умений и навыков и развитие основных физических качеств школьников (силы, быстроты, ловкости, выносливости, равновесия и координации движения),

что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность.

- формирование навыков самоорганизации культурного досуга.

- расширение знаний учащихся в области « Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей».

Но основным показателем результативности использования здоровьесберегающих технологий является снижение заболеваемости учащихся.

3. Основная часть.

3.1. Обоснование выбранной темы.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. На уроках географии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в окружающей среде. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться. И в первую очередь педагоги должны справиться с этими трудностями.

3.2. Ведущие психолого-педагогические и методические идеи.

Использование игровых технологий. Этот прием позволяет решить одновременно несколько различных задач: позволяют снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п. На начальном этапе обучения географии это могут быть игровые задания для обобщения знаний ( «физические сказки», кроссворды, задачи-загадки и т.д.). Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного физического явления, прибора или закона. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, например: при формировании экологической культуры с помощью поэтических образов иллюстрирующих то или иное воздействие человека на природу.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжение помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же, каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

4.Практическая часть.
Однако необходимо заметить, что в современной школе добавилось много других недостатков. Влияние н здоровье школьников оказывают и многие другие факторы.


  1. Интенсификация обучения.


  1. Снижение двигательной активности.


  1. Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни.


  1. Нарушение зрения и осанки.


  1. Ухудшение нервно-психического здоровья.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Как это сделать?

1. Хочу поделиться своими наработками организации уроков использованием здоровьесберегающих технологий. Я считаю наиболее приемлемым применять на уроках географии интерактивные, в том числе и игровые технологии. При этом использую метод работы в группах. Состав групп постоянно меняется, что дает возможность каждому обучающемуся побывать в роли лидера и повысить свою самооценку. При изучении курсов физической географии, то есть для обучающихся 6, 7 и 8 классов особенно эффективны игровые технологии, в том числе и технология ролевой игры. Положительным моментом данной технологии является то, что игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий создают комфортную обстановку на уроках и способствуют преодолению стрессовых ситуаций, связанных с классно - урочной системой.

Подростков 12 - 14 лет увлекают путешествия. Для них я провожу уроки - экспедиции, уроки - путешествия. Например, в 6 классе «Путешествие капельки» (по теме Гидросфера»), «Полет на воздушном шаре» (по теме Атмосфера), «Восхождение на вулкан» (по теме Литосфера).

Курс «География материков и океанов» в 7 классе предоставляет огромные возможности для применения игровых технологий. Вместе с семиклассниками мы путешествуем по океанам и материкам во время обобщения изученного материала: «Тайна четырех океанов» (обобщение по теме Мировой океан), «По следам Дэвида Ливингстона» (Африка), «В царстве бурого медведя».

В старших классах более эффективными являются такие интерактивные методы обучения, как мозговой штурм и групповая дискуссия.

Технология мозгового штурма.

Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при работе в группе. Правила проведения «мозгового штурма»: все высказываются и все слушают, все имеют равные права, называя идеи, нельзя повторяться; чем больше список идей, тем лучше, разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы, идеи не оцениваются и не критикуются.

Поэтому именно на данном этапе необходим тщательный и комплексный научный анализ эффективности разнообразных форм организации здоровьесберегающего образовательного процесса. Например, мы знаем, что география 9 класса самый сложный для восприятия курс. Он включает много новых понятий, определений и насыщен практическими работами. На 70 часов-32 практические работы. Объявление на уроке о выполнении практической работы редко вызывает положительные эмоции у учащихся. Во многом это объясняется их однообразным выполнением. Оно предполагает чаще всего анализ карт и таблиц.

2. Таким образом, на уроках я стараюсь проводить разнообразные формы работ, различные физкультминутки, строгое нормирование домашних заданий по предметам цикла для недопущения перегрузок, обращаю особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираются на уроке, а на дом остается повторение.
Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания для развития личности ребенка и, в конечном счете, снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников. Естественно, что на каждом уроке невозможно применять интерактивные, игровые технологии.

На своих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к географии, и также принцип двигательной активности на уроке.

3. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии (о них уже шла речь выше).
Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирования учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
1.Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока

2.Использование проблемных творческих заданий

3.Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных выполнения заданий

4. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую)
5.Рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

4. Использование ТСО как средства интерактивного обучения.

Выше уже отмечалось, что большую роль в решении различных педагогических задач, в том числе, и в вопросах здоровьесбережения, играют технические средства обучения. В современных условиях особое место среди ТСО отводится персональному компьютеру с мультимедиапроектором.
В целом, психолого-педагогическая модель обучения на уроке с компьютерной поддержкой реализует личностно ориентированный подход, а основное внимание уделяется интерактивной деятельности учащихся. В современном понимании наглядность должна быть интеллектуальна, то есть через чувственно-образную форму усиливать, подчёркивать теоретическую сущность изучаемого. Новое теоретическое содержание учащиеся выявляют в ходе организованного учителем активного восприятия материала. Экранная форма компьютерной (и аудиовизуальной) информации даёт редкую пока возможность учителю и классу совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы. .
В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса.

В последнее время компьютерные презентации стали популярны среди педагогов, активно использующих современные технологии в процессе обучения. В этом случае перед учителем открывается широкое поле деятельности с огромными возможностями. Здесь, в отличие от обучающей программы, преподаватель сам волен выбирать форму и последовательность представления материала, расширить содержание и иллюстрировать его как готовыми, так и самостоятельно выполненными рисунками, фотографиями, анимациями и видеофрагментами.

Однако здесь важно соблюдать принцип разумного использования компьютера, поскольку нерациональное применение ТСО в ходе урока может привести к обратным результатам - повышенному утомлению и психоэмоциональному напряжению. Кроме того, неправильно установленный уровень звука и освещения могут негативно воздействовать на слух и зрение учащихся. При подготовке компьютерных презентаций необходимо руководствоваться принципами оптимизации подачи материала: не злоупотреблять ненужной анимацией объектов, подбирать нейтральный фон, не раздражающий глаза, избегать "режущих" глаз цветов и их сочетаний.
Компьютер на уроке позволяет учителю-предметнику реализовать в обучении современные технологии. При этом персональный компьютер следует рассматривать как современное техническое средство обучения, помогающее учителю решать насущные задачи активизации познавательной деятельности и развития нестандартного, творческого мышления учащихся в сочетании с мероприятиями, направленными на охрану физического и психического здоровья школьников.


Результаты:

  • активность учащихся;

  • «слабые» ученики чувствуют уверенность в своих силах;

  • «сильные» ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;

  • умение взять ответственность на себя,

  • умение детей самостоятельно решать небольшие, проблемы, самостоятельно исследовать их,

  • стремление аргументировать свои решения;

  • более легкое и прочное усвоение программного материала;

  • доброжелательное отношение друг к другу;

  • тщательность и добросовестность в выполнении роботы;

  • умение работать с разными источниками информации;

  • умение организовать не только свою работу, но и работу по парам (в группах).

А самый главный результат - это услышать от ребенка: «В наших сердцах есть добро, его в нас поселили Вы…»

Важнейшим направлением в работе каждого педагога должно стать формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья.
Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!» Наверное, нам всем не стоит строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели - сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации.

Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных ресурсов.

1.Кадровые условия: учитель географии, классный руководитель.

2.Научно-методические условия:(учебники и методические разработки).

3.Материально-технические условия: ТСО, раздаточный материал (карточки, контуры материков и др.).

4.Нормативно-правовые условия:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»:( 2012).

2.ФГОС ОО (2011).

3.Сан ПИН (2010).

5.Заключение.

1.Выводы.
В настоящее время общество в большой степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, для чего перед образованием ставится задача сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.
При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.

Для построения реальной здоровьесберегающей среды необходимо активное взаимодействие учащихся, учителей, родителей с учетом всех сторон.

6.Литература.

1. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.

2. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.: Вако, 2007.

4. Львова ИМ. Физкультминутки//«Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86

5. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.

6. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.

7. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207.

8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.

9. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.

7.Приложение.

Мастер-класс
Мастер-класс я проведу в 6 классе. Мы знаем, что география 6 класса самый сложный для восприятия курс. Он включает много новых понятий, определений и насыщен практическими работами. На 68 часов - 22 работы. Объявление на уроке о выполнении практической работы редко вызывает положительные эмоции учащихся. Во многом это объясняется их однообразным выполнением. Оно предполагает чаще всего анализ карт и таблиц. Поэтому я стараюсь сделать эти работы более разнообразными, красочными, чтобы они затронули и чувственную сторону развития ребят вызвали у них положительные эмоции.

Предложенные уроки проводится в темах: «Земная кора и литосфера», «Атмосфера». В последний включены элементы здоровьсберегающих технологий как для учащихся так и для их родителей. Этот материал часто включают в олимпиадные задания.

Разнообразные формы проведения таких уроков позволяют мне повлиять на эмоциональное состояние учащихся. А эстетическое чувство является фундаментальным качеством человека разумного.

Кроме того, на уроке используются географические физкультминутки для разгрузки психо-физического напряжения.

Физкультминутка во время урока может быть полезной и для здоровья, и для ума, если в нее вкладывается географический смысл. С особенным удовольствием в таких разминках участвуют пяти и шестиклассники.

Примеры упражнений

1. «Указатель» .

Дети выходят из-за парт и складывают впереди себя вытянутые руки

в виде указателя. Учитель задает вопросы:

- В каком направлении находится Москва?

- Покажите, в какой стороне от нас Белое море?

- Куда течет река Волга?

- Где находится северный полюс? и т.п.

Ученики должны сориентироваться относительно сторон горизонта и повернуться, как указатель, в направлении искомого объекта. За минуту, стремясь выполнить задание как можно быстрее, дети поворачиваются 5-6 раз, что вполне достаточно для снятия усталости. Попутно отрабатываются навыки ориентирования, знание географической номенклатуры, умение представлять карту, как образ пространства.

2. «Компас».

Упражнение, подобное предыдущему, но выполняется с руками, разведенными в стороны на уровне плеч. Кроме того, совершаются повороты головы, так как лицо должно смотреть, как стрелка компаса, в сторону севера. Амплитуда и скорость движений увеличиваются за счет темпа заданий:

- Стрелка компаса смотрит на север.

- Азимут 180 градусов.

- Азимут 270 градусов.

- Магнитная аномалия ( Стрелка" беспокоится) и т. д.

3. «Флюгер»

Ученики поднимают руки вперед на уровне плеч и ладонями наружу, как флюгарка. Отрабатывается важное географическое понятие о том, что ветер называется по той стороне горизонта, откуда дует:

- Ветер дует с севера.

- Ветер юго-восточный.

- Штиль.

- Ветер переменных направлений и т.п.

4. «Географический театр»

Учащимся предлагается представить те или иные процессы и явления в динамике, как пантомиму: «Цунами» , «Ураган», «Шторм», «Айсберг», «Ветровые волны», «Смерч», «Тропический ливень», «Землетрясение», «Извержение Вулкана», «Снежная лавина» и т. д. Каждый старается изображать, как можно артистичнее, в движение вовлекается все тело.

Все географические физкультминутки проходят энергично, нескучно, помогают учиться, играя. Происходит и физическая, и психологическая релаксация.



© 2010-2022