• Преподавателю
  • География
  • Формирование ценностных ориентаций обучающихся на уроках географии при переходе на стандарты второго поколения

Формирование ценностных ориентаций обучающихся на уроках географии при переходе на стандарты второго поколения

Ценностные ориентации человека являются важнейшей характеристикой его личности, они определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром и регулируют поведение человека. Осознавая собственные ценностные ориентации, человек ищет свое место в мире, размышляя над смыслом и целью жизни.
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование ценностных ориентаций обучающихся на уроках географии при переходе на стандарты второго поколения.

Ценностные ориентации человека являются важнейшей характеристикой его личности, они определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром и регулируют поведение человека. Осознавая собственные ценностные ориентации, человек ищет свое место в мире, размышляя над смыслом и целью жизни.

Существуют различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, но все исследователи признают, что особенности построения и содержания ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности.

Есть единодушно мнение, что ценностные ориентации играют главную роль в регуляции социального поведения человека, включая диспозицию личности, ее интересы и даже «смысл жизни».

В структуре ценностных ориентаций личности выделяют три интегративых компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий. Каждый из них участвует в формирование ценностной ориентации и может иметь самостоятельное значение, как по содержанию, так и по степени проявления. Так же, общественные явления, отражающиеся в сознании личности, на основе которых формируются ценностные ориентации личности, чрезвычайно очень сложны и многообразны по содержанию.

Формирование ценностных ориентаций в структуре личности происходит поэтапно и включает в себя несколько компонентов:

1.Мировоззрение - это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, итог всех знаний. Мировоззрение это система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации. Психологи рассматривают потребность смысла жизни как характерную для взрослого человека. Тот факт, что в возрасте 14-18 лет эта потребность начинает проявляться у школьников, служит свидетельством об их взрослении.

2.Рефлексия - критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением, которой является вопрос о смысле жизни, как правило, связана с какой-то паузой в деятельности или в отношениях с людьми. И потому, что эта проблема практическая, удовлетворенный ответ на нее может дать только деятельность.

Свидетельством формирования ценностных ориентаций является наличие «достаточно высокого уровня рефлексии».

На деятельность человека существенное влияние оказывают ценностные ориентации, которые выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и определяют широкую мотивацию его поведения. Поэтому ценностные ориентации являются важнейшей психической характеристикой зрелой личности.

В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека.

3. Направленность - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности относительно независимых ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных ценностей учащегося:

  • любящий свой край и свое Отечество …

  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни …

  • активно и заинтересованно познающий мир …

  • умеющий учиться …

  • социально активный, уважающий закон ..

  • уважающий других людей …

  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни …

  • ориентирующийся в мире профессий …

ФГОС предъявляет личностные требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы на уроках географии:

- Аксиологические (ценностные) - знание основных принципов

и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни.

- Морально - этические - реализация установок здорового образа жизни.

- Индивидуально - личностные - сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

В приобретении нравственного опыта обучающийся имеет дело непосредственно с действительностью, которая настолько сложна, что подростку часто бывает трудно определить ее нравственную сторону и поступить на основе известных норм морали, т.е. перевести план нравственного сознания непосредственно в свой жизненный опыт. В связи с этим в ходе уроков географии желательно создавать проблемные ситуации, в которых подросток анализирует ситуацию и избирает способ возможного решения проблемы.

Например: почему Землю, которая имеет форму геоида, (так как экваториальный радиус на 21 километр длиннее полярного) изображают в форме шара? Действительно, этот факт противоречил тем знаниям, которые мы получили на уроке. Возникла ситуация интеллектуального затруднения. В ходе эвристической беседы, состоящей из серии вопросов, каждый из которых являлся шагом на пути решения проблемы, будет дан правильный ответ.

Проблемное обучение - это дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой целостное структурное сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его компонентов.



© 2010-2022