- Преподавателю
- География
- Урок по географии на тему Воды суши. Реки (5 класс)
Урок по географии на тему Воды суши. Реки (5 класс)
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ковешникова В.А. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
План-конспект урока
1. Ковешникова Валентина Александровна
2. МБОУ Лицей №12 г.о.Химки
3. Учитель географии
4. Предмет: география
5. Класс: 5 «Б»
6. Тема урока: «Воды суши. Реки».
7. Предметная программа: 5-9 классы, А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. - М.: Вентана - Граф.
8. Цели урока:
а) образовательная:
- сформировать понятия: река, исток, устье, речная система, бассейн реки, водораздел, речная долина, русло, пойма;
б) развивающие:
- способствовать формированию умения работать с текстом учебника, рисунками, картами атласа;
- способствовать освоению навыков определять: исток, устье, левые и правые берега, левые и правые притоки;
- формировать наглядно-образное мышление;
- научить составлять опорный конспект;
в) воспитательные:
- прививать заинтересованность в изучении данной темы;
- воспитывать любовь к рекам, видеть красоту равнинной и горной реки.
9. Тип урока: изучение нового материала
10. Формирование УУД:
Познавательные: извлекать информацию из учебника (осмысленное чтение, использование ключевых слов), карт, атласа и других источников и использовать ее для создания схемы.
Регулятивные: составлять опорный конспект действия по решению задачи, работать по конспекту.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения.
Личностные: воспитание эстетического вкуса через умение видеть красивое в культурном наследии России.
11. Необходимое оборудование: Учебник «География: Начальный курс». 5 класс, Летягин А.А., 2012 г., §17 на стр.96. Атлас 5 класса: Физическая карта полушарий, опорный конспект.
Структура и ход урока
Этапы урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
личностные: внимание, уважение к сверстникам, смыслообразование
коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками
регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место, спланировать деятельность
Здравствуйте, ребята! Садитесь пожалуйста. Проверьте, чтобы у вас на столе лежали: атлас, учебник, тетрадь, дневник, ручка, линейка, карандаш. У нас с вами сегодня урок необычный, нам предстоит научится составлять опорный конспект. Я предлагаю вам сформулировать тему урока отгадав загадки.
Дети садятся, успокаиваются, проверяют.
Постановка проблемы.
личностные:
самоопределение, установление связи между целью учения и его мотивом;
коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысль
С горы пришла, в море ушла?
Не конь, а бежит. Не лес, а шумит?
Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит?
Итак, ребята, сформулируйте тему урока.
Правильно, сегодня мы должны рассмотреть воды суши, что такое река, исток, устье, речная система, строение речной долины, научить определять левый и правый берега, левые и правые притоки, а также рассмотрим виды рек, пороги и водопады.
А сейчас запишите в ваших опорных конспектах тему урока: «Воды суши. Реки».
Отвечают: Река
Отвечают: Реки.
Записывают
Изучение нового материала.
Воды суши.
Какие воды суши вы знаете?
Посмотрите на сладе схему
Воды суши
поверхностные подземные
реки
озера грунтовые
болота
ледники межпластовые
многолетняя мерзлота
Отвечают
Река и ее части.
Работа с опорным конспектом
Работа с картой Атласа
Работа с учебником
Нам сегодня предстоит рассмотреть один из видов вод суши - это реки. Красота рек вдохновляла поэтов, писателей, художников. Посмотрите на экран, все эти картины писали известные художники
Как вы, думаете, что такое река?
Правильно, запишите, это определение в ваш опорный конспект.
У каждой реки, даже самой маленькой имеется начало и конец.
Место, где река берет свое начало, называется - истоком.
Как вы думаете, что может являться истоком?
А теперь в опорных конспектах отметьте исток рек.
Откройте Атлас на стр.14 и скажите, откуда река Волга берет свое начало?
Правильно, а река Ангара?
Молодцы!
Ребята, мы увидели начало реки, а где же она заканчивается? Как вы думаете?
А куда еще могут впадать реки?
Какие это реки?
А теперь, ребята найдите реки, выносящие свои воды в океан?
Правильно. Так как же будет называться то место, куда река впадает в море, в другую реку, в океан? Откройте учебник на стр.96 и найдите это определение.
Запишите это в ваш опорный конспект.
Отвечают: река - это поток воды, текущий в природном углублении (русле).
Записывают
Отвечают: родник, озеро, болото, горы, ледники.
Отмечают
Отвечают: на Валдайской возвышенности
Из озера Байкал
Отвечают: море
Отвечают: в другую реку
Отвечают: Ангара впадает в Енисей
Отвечают: Амазонка, Конго
Находят и отвечают: устье
Записывают
Речная система
Работа с учебником, заполнение схемы
Физкультминутка
Работа с учебником
Если река имеет исток и устье, то у нее есть еще притоки. Найдите реку Лена и назовите ее притоки. У реки есть левые и правые берега, левые и правые притоки, вот чтобы нам узнать какие левые, а какие правые , нужно представить, что вы стоите лицом к устью главной реки (вниз по течению). Если приток впадает в главную реку справа - он правый, если слева - левый. Назовите левые и правые притоки Лены.
В опорном конспекте отметьте правый и левый берег, правые и левые притоки.
Главная река со всеми притоками образует речную систему. Запишите в опорный конспект. Отметьте на схеме.
Территория, с которой вода стекает в речную систему будет называться бассейном реки.
Самый большой бассейн у реки Амазонки. Площадь равна
7 млн. кв. км.
Найдите в учебнике на стр.97, как называется граница между соседними бассейнами?
Запишите в опорный конспект.
Отметьте на схеме водораздел.
Большинство рек относятся к бассейнам океанов, посмотрите на рис.62, на стр.97 «Принадлежность рек России к бассейнам океанов». Большинство рек России к бассейну какого океана относятся? Какие это реки?
К бассейну Тихого океана?
К бассейну Атлантического океана?
И еще ребята есть бассейн внутреннего стока. Это когда моря не сообщаются с океанами. Какая река относится к бассейну внутреннего стока?
Отмечают
Записывают, отмечают
Находят, отвечают: водораздел
Записывают
Отмечают
Отвечают: к Северному Ледовитому океану.
Обь, ,Енисей, Лена.
Амур.
Дон.
Волга
Речная долина
Посмотрите в учебнике на стр. 98, на рис.63 «Схемы речных долин». Что изображено на рисунке?
Что такое русло, пойма?
Смотрят
Отвечают: русло, пойма
Отвечают: Русло - постоянный водоток, пойма - часть речной долины, затопляемый в половодье.
Виды рек
Беседа
Работа с опорным конспектом
Как вы думаете от чего зависит направление и скорость течения реки?
Есть реки горные, а есть равнинные.
Вот как описывает М.Ю. Лермонтов горную реку Терек
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Горные реки протекают в узких ущельях, с крутыми склонами, скорость течения большая.
А вот как Великая русская певица Людмила Зыкина воспевала равнинную реку Волгу:
Издалека, долго…
Течет река Волга
Течет река Волга
Конца и края нет.
Среди хлебов спелых, среди снегов белых
Течет моя Волга, а мне семнадцать лет.
Как вы думаете, что собой представляет равнинная река?
А теперь, ваша задача в опорном конспекте составить схему «Виды рек», привести по три примера рек.
Обсуждаем.
Отвечают: от рельефа
Отвечают: широкая, неглубокая долина, скорость течения небольшая.
Составляют схему
Пороги и водопады
Закрепление
Фронтальный опрос
Домашнее задание
Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород. Река постепенно размывает более мягкие породы, а выходы трудноразмываемых твердых пород образуют пороги. Посмотрите на слайд.
А при горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде водопада. Посмотрите на слайд.
Самый высокий водопад - Анхель.
Итак, ребята, пришло время подводить итоги нашего сегодняшнего урока. Посмотрите на ваш опорный конспект. Что у вас получилось, что мы сегодня узнали на уроке? Какие знания вы унесете с собой?
Так, что же такое река?
Из каких частей она состоит?
Разгадайте ребус:
Молодцы!
Оценки.
Откройте дневники и запишите домашнее задание, §17, записи в опорном конспекте, написать сочинение про путешествие капельки воды в горной и равнинной реке на выбор.
Спасибо за работу. До свидания, урок окончен.
Слушают, смотрят
Отвечают
Записывают в дневник