Урок по географии на тему Воды суши. Реки (5 класс)

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по географии на тему Воды суши. Реки (5 класс)Урок по географии на тему Воды суши. Реки (5 класс)Урок по географии на тему Воды суши. Реки (5 класс)Урок по географии на тему Воды суши. Реки (5 класс)Урок по географии на тему Воды суши. Реки (5 класс)Урок по географии на тему Воды суши. Реки (5 класс)Урок по географии на тему Воды суши. Реки (5 класс)Урок по географии на тему Воды суши. Реки (5 класс)Урок по географии на тему Воды суши. Реки (5 класс)Урок по географии на тему Воды суши. Реки (5 класс)Урок по географии на тему Воды суши. Реки (5 класс)Урок по географии на тему Воды суши. Реки (5 класс)Урок по географии на тему Воды суши. Реки (5 класс)Урок по географии на тему Воды суши. Реки (5 класс)Урок по географии на тему Воды суши. Реки (5 класс)Урок по географии на тему Воды суши. Реки (5 класс)План-конспект урока


1. Ковешникова Валентина Александровна

2. МБОУ Лицей №12 г.о.Химки

3. Учитель географии

4. Предмет: география

5. Класс: 5 «Б»

6. Тема урока: «Воды суши. Реки».

7. Предметная программа: 5-9 классы, А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. - М.: Вентана - Граф.

8. Цели урока:

а) образовательная:

- сформировать понятия: река, исток, устье, речная система, бассейн реки, водораздел, речная долина, русло, пойма;

б) развивающие:

- способствовать формированию умения работать с текстом учебника, рисунками, картами атласа;

- способствовать освоению навыков определять: исток, устье, левые и правые берега, левые и правые притоки;

- формировать наглядно-образное мышление;

- научить составлять опорный конспект;

в) воспитательные:

- прививать заинтересованность в изучении данной темы;

- воспитывать любовь к рекам, видеть красоту равнинной и горной реки.

9. Тип урока: изучение нового материала

10. Формирование УУД:

Познавательные: извлекать информацию из учебника (осмысленное чтение, использование ключевых слов), карт, атласа и других источников и использовать ее для создания схемы.

Регулятивные: составлять опорный конспект действия по решению задачи, работать по конспекту.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: воспитание эстетического вкуса через умение видеть красивое в культурном наследии России.

11. Необходимое оборудование: Учебник «География: Начальный курс». 5 класс, Летягин А.А., 2012 г., §17 на стр.96. Атлас 5 класса: Физическая карта полушарий, опорный конспект.




Структура и ход урока


Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

личностные: внимание, уважение к сверстникам, смыслообразование

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками

регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место, спланировать деятельность

Здравствуйте, ребята! Садитесь пожалуйста. Проверьте, чтобы у вас на столе лежали: атлас, учебник, тетрадь, дневник, ручка, линейка, карандаш. У нас с вами сегодня урок необычный, нам предстоит научится составлять опорный конспект. Я предлагаю вам сформулировать тему урока отгадав загадки.

Дети садятся, успокаиваются, проверяют.

Постановка проблемы.

личностные:

самоопределение, установление связи между целью учения и его мотивом;

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысль

С горы пришла, в море ушла?

Не конь, а бежит. Не лес, а шумит?

Течет, течет - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит?

Итак, ребята, сформулируйте тему урока.

Правильно, сегодня мы должны рассмотреть воды суши, что такое река, исток, устье, речная система, строение речной долины, научить определять левый и правый берега, левые и правые притоки, а также рассмотрим виды рек, пороги и водопады.

А сейчас запишите в ваших опорных конспектах тему урока: «Воды суши. Реки».

Отвечают: Река

Отвечают: Реки.


Записывают

Изучение нового материала.

Воды суши.





Какие воды суши вы знаете?

Посмотрите на сладе схему

Воды суши

поверхностные подземные

реки

озера грунтовые

болота

ледники межпластовые

многолетняя мерзлота

Отвечают

Река и ее части.


Работа с опорным конспектом

Работа с картой Атласа



Работа с учебником

Нам сегодня предстоит рассмотреть один из видов вод суши - это реки. Красота рек вдохновляла поэтов, писателей, художников. Посмотрите на экран, все эти картины писали известные художники

Как вы, думаете, что такое река?

Правильно, запишите, это определение в ваш опорный конспект.

У каждой реки, даже самой маленькой имеется начало и конец.

Место, где река берет свое начало, называется - истоком.

Как вы думаете, что может являться истоком?

А теперь в опорных конспектах отметьте исток рек.

Откройте Атлас на стр.14 и скажите, откуда река Волга берет свое начало?

Правильно, а река Ангара?

Молодцы!

Ребята, мы увидели начало реки, а где же она заканчивается? Как вы думаете?

А куда еще могут впадать реки?

Какие это реки?

А теперь, ребята найдите реки, выносящие свои воды в океан?

Правильно. Так как же будет называться то место, куда река впадает в море, в другую реку, в океан? Откройте учебник на стр.96 и найдите это определение.

Запишите это в ваш опорный конспект.


Отвечают: река - это поток воды, текущий в природном углублении (русле).

Записывают

Отвечают: родник, озеро, болото, горы, ледники.

Отмечают

Отвечают: на Валдайской возвышенности

Из озера Байкал

Отвечают: море

Отвечают: в другую реку

Отвечают: Ангара впадает в Енисей

Отвечают: Амазонка, Конго

Находят и отвечают: устье

Записывают

Речная система




Работа с учебником, заполнение схемы

Физкультминутка


Работа с учебником

Если река имеет исток и устье, то у нее есть еще притоки. Найдите реку Лена и назовите ее притоки. У реки есть левые и правые берега, левые и правые притоки, вот чтобы нам узнать какие левые, а какие правые , нужно представить, что вы стоите лицом к устью главной реки (вниз по течению). Если приток впадает в главную реку справа - он правый, если слева - левый. Назовите левые и правые притоки Лены.

В опорном конспекте отметьте правый и левый берег, правые и левые притоки.

Главная река со всеми притоками образует речную систему. Запишите в опорный конспект. Отметьте на схеме.

Территория, с которой вода стекает в речную систему будет называться бассейном реки.

Самый большой бассейн у реки Амазонки. Площадь равна

7 млн. кв. км.

Найдите в учебнике на стр.97, как называется граница между соседними бассейнами?

Запишите в опорный конспект.

Отметьте на схеме водораздел.

Большинство рек относятся к бассейнам океанов, посмотрите на рис.62, на стр.97 «Принадлежность рек России к бассейнам океанов». Большинство рек России к бассейну какого океана относятся? Какие это реки?

К бассейну Тихого океана?

К бассейну Атлантического океана?

И еще ребята есть бассейн внутреннего стока. Это когда моря не сообщаются с океанами. Какая река относится к бассейну внутреннего стока?



Отмечают

Записывают, отмечают

Находят, отвечают: водораздел

Записывают

Отмечают

Отвечают: к Северному Ледовитому океану.

Обь, ,Енисей, Лена.

Амур.

Дон.

Волга

Речная долина

Посмотрите в учебнике на стр. 98, на рис.63 «Схемы речных долин». Что изображено на рисунке?

Что такое русло, пойма?


Смотрят

Отвечают: русло, пойма

Отвечают: Русло - постоянный водоток, пойма - часть речной долины, затопляемый в половодье.

Виды рек

Беседа







Работа с опорным конспектом

Как вы думаете от чего зависит направление и скорость течения реки?

Есть реки горные, а есть равнинные.

Вот как описывает М.Ю. Лермонтов горную реку Терек

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Горные реки протекают в узких ущельях, с крутыми склонами, скорость течения большая.

А вот как Великая русская певица Людмила Зыкина воспевала равнинную реку Волгу:

Издалека, долго…

Течет река Волга

Течет река Волга

Конца и края нет.

Среди хлебов спелых, среди снегов белых

Течет моя Волга, а мне семнадцать лет.

Как вы думаете, что собой представляет равнинная река?

А теперь, ваша задача в опорном конспекте составить схему «Виды рек», привести по три примера рек.

Обсуждаем.

Отвечают: от рельефа






Отвечают: широкая, неглубокая долина, скорость течения небольшая.

Составляют схему

Пороги и водопады



Закрепление

Фронтальный опрос





Домашнее задание

Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород. Река постепенно размывает более мягкие породы, а выходы трудноразмываемых твердых пород образуют пороги. Посмотрите на слайд.

А при горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде водопада. Посмотрите на слайд.

Самый высокий водопад - Анхель.

Итак, ребята, пришло время подводить итоги нашего сегодняшнего урока. Посмотрите на ваш опорный конспект. Что у вас получилось, что мы сегодня узнали на уроке? Какие знания вы унесете с собой?

Так, что же такое река?

Из каких частей она состоит?

Разгадайте ребус:

Урок по географии на тему Воды суши. Реки (5 класс)

Молодцы!

Оценки.

Откройте дневники и запишите домашнее задание, §17, записи в опорном конспекте, написать сочинение про путешествие капельки воды в горной и равнинной реке на выбор.

Спасибо за работу. До свидания, урок окончен.

Слушают, смотрят




Отвечают





Записывают в дневник


© 2010-2022