Урок по географии на тему История исследования и изучения Камчатки

История исследования и изучения Камчатки   История освоения нашего края богата событиями. Многие землепроходцы накапливали знания, осваивали земли, наносили на карты открытые территории, отдовали свои жизни. Первооткрывателям посвящается: Первые герои Камчатки (автор О. Ильинова)   Камчатка, помнишь ли сейчас? Кто жизнью рисковал подчас? Кто бурный нрав твой пытался обуздать? Ты помнишь, как героя звать? Ему труднее всех наверно. Вошел в историю потом Самим «Камчатским Ермаком». Твой край его та...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 6 класс. История исследования и изучения Камчатки

Учитель географии Утенкова Валентина Ивановна, МАОУ «СОШ№45» Город Петропавловск - Камчатский

Тема урока: «Освоение Камчатки. Поход В.В.Атласова»

(в рамках регионального компонента)

Цель: изучить, систематизировать, обобщить знания обучающихся по теме :»Открытия и исследования Камчатки»

Задачи:

Образовательные:

- Продолжить знакомить учащихся с предпосылками географических открытий и исследований;

- Определять уровень умений шестиклассников находить на карте географические объекты;

Развивающиеся:

- применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций;

- развивать творческие способности детей, географическое мышление,

устную речь, память, географическую зоркость, умение систематизировать изученный материал;

- Оценивать уровень своих знаний и знаний своих одноклассников;

- Развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

- Воспитание патриотизма, уважение к другим народам и культурам;

- Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране;

- Воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы;

- Умение работать в коллективе, сопереживать другому.

Оборудование:

- физическая карта полушарий;

- Карта Камчатки;

-компьютер;

- атласы;

- раздаточный материал;

- фрагмент фильма «Миликовские зарисовки»

Ход урока:

  1. Организационный этап:

  2. Вступление приветствие:

«Добрый день, ребята! Сегодня мы в очередной раз отправимся в путешествие и это будет увлекательно и необычно.Готовы , ребята? Тогда в добрый путь!» Тем более, что мы с вами ,ребята, уже вместе с Х. Колумбом и Ф. Магелланом подобные путешествия совершали в эпоху Великих географических открытий»

  1. Изучение нового материала

В ходе нашей экспедиции, как вы думаете, что мы должны будем выяснить?

(Учащиеся самостоятельно формулируют цели нашей экспедиции, а затем появляется слайд)

« Открытие и освоение Камчатки»

(записали тему)

История освоения нашего края богата событиями. Многие землепроходцы накапливали знания, осваивали земли, наносили на карты открытые территории, отдовали свои жизни.

Первооткрывателям посвящается:

Первые герои Камчатки

(автор О. Ильинова)

Камчатка, помнишь ли сейчас?

Кто жизнью рисковал подчас?

Кто бурный нрав твой пытался обуздать?

Ты помнишь, как героя звать?

Ему труднее всех наверно. Вошел в историю потом

Самим «Камчатским Ермаком».

Твой край его так удивил,

О нем он «скаски» сочинил!

Потом датчанин Витус Беринг -

Спустился с корабля на берег.

Он первым город основал

И Петропавловском назвал

С ним Крашенинников прибыл,

Твою он душу изучил.

И описал твои народы,

Земли богатства и природу.

О том составил не сказанье - Земли Камчатки описанье.

Уж минули десятки лет…

Героев первых помнят люди,

Так было, есть и дальше будет.

1 Ребята, кто впервые из русских людей побывал на Камчатке?

2. Кого из землепроходцев А.С. Пушкин назвал «Камчатским Ермаков?»

(опережающее задание)

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О НЕМ: В.В.Атласов был уроженцем Якутска, где с 1682 года «справлял государеву службу». В 1695 году он был послан в Анадырский острог в качестве управителя приказчика. Заинтересовавшись Камчаткой, Атласов, послал на разведку Луку Морозко. По возвращению Морозко, им был собран отряд в 120 человек для «поиску новых зелиц» ( на слайде портрет В.В. Атласова)

(На следующее слайде показана карта, где изображен маршрут экспедиции)

И сейчас мы вместе с отрядом В. Атласова пройдем этим маршрутом.

(опережающее задание)

Атласов намеривался исследовать п - ов и привести его жителей в русское подданство. В 1697 году Атласов с отрядом совершил поход на Камчатку. За 2 года он прошел все западное побережье до мыса Лопатка, побывал в ее глубинных местах, основал несколько зимовий, в том числе, «Верхнекамчатский острог». Недалеко от п. Ключи в реку Камчатка впадает река Крестовая. На левом берегу в самом устье, возвышается двухметровый деревянный кркст с выжженной надписью : «В 1697 году июля 13 дня, поставил сей крест пятидесятник Володимир Атласов со товарищами в 55 человек»

После рассказа демонстрируется фрагмент фильма «Миликовские зарисовки»

Работаем с контурной картой Камчатки.

У обучающихся на столах лежит раздаточный материал.

Задания на карточках:

« Экспедиция В.В. Атласова»

  1. Проследить путь Атласова, используя карту Камчатки ( стр 7)

  2. Нанести стрелками маршрут(путь) отряда

  3. Подписать название острогов

  4. Определить географические координаты острогов и географических объектов, указанных в атласе. Записать в тетрадях

Итак, Атласов во время своего похода на Камчатку собрал богатый материал, который обобщил и описал в своих двух «Скасках»

Что такое «СКАСКИ»?

Это рассказы, свидетельства землепроходцев об их путешествиях.

Определение ребята записывают в тетрадь.

( 2 ученика заранее готовят презентации о первой и второй «скаски» В.В.Атласова.

А как дальше сложилась судьба В.В.Атласова?

( об этом ученик получает опережающее задание, которое он находит в историко - географическом атласе Камчатки стр.18

Из стихотворения Г. Струначева «Камчатские казака»

Наши прадеды жизнью гонимы

На восток

Полем перекати

По острога , цингою гноимы,

До Камчатки сумели дойти.

Мы ж теперь размышляем по карте:

Путь казачий длиннющ был каков!

Шли: где верхом, где батом, где в нарте -

Козыревский, Атлас, Соколов.

…Нелегко приходилось, однако,

В этом смутном суровом краю,

Но российского войска казаки

Подарили Камчатку царю.

Горы рухляди, рабьего зуба

До Охотска носила волна,

Как и от корня могучего дуба,

Здесь питалась царева козна.

На доске записывается слово «Ясак» и дается определение, что это такое.

«мягкая рухлядь», «ясак», «пушнина»

Собранный «ясак» был велик: 330 соболей, 191 красная лиса, 10 сиводушных лисиц ,10 каланов, различные лоскуты каланов.

Люди - казаки терпели голод, многие погибали, но старались ради государства российского.

Атласов выполнил свою историческую миссию - присоединил Камчатку к русскому государству.

Закрепление материала

Давайте вернемся к началу нашего урока и вспомним какую цель мы ставили перед собой.

Как вы думаете, достигли мы своей цели?

Давайте еще раз вспомним те факты . о которых мы сегодня говорили.

Что на уроке показалось вам самым интересным?

Наша Камчатка - уникальный уголок - вулканы, гейзеры, тундра, леса, разнообразный животный мир. Все это - наша Малая Родина! Многие страны очень бы хотели иметь такую территорию в своем составе. Но благодаря нашим предкам, русским патриотам - первопроходцам, Камчатка является частью нашей большой Родины - РОССИИ.

Поэтому, мы будем помнить этих людей, хранить в наших сердцах благодарность за их подвиги во имя ОТЕЧЕСТВА!

Домашнее задание:

Составить кроссворд или написать стихотворение по данной теме.

Спасибо за урок!


© 2010-2022