Тезисы к фестивалю идей

Тезисы к фестивалю идей "Современный урок географии в рамках реалтзации требований ФГОС" Размышления учителя о современном уроке в условиях модернизации системы образования. Обобщается опыт работы и представлен конструкт урока по теме "особенности рельефа России".Сравнение традиционного урока и современного. представлены методы и приемы на разных этапах урока.Дается краткое описание приемов (инсерт,фишбоун,мозговой штурм и др.Каким должен быть современный учитель.
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фестиваль идей г Сысерть 27 марта 2015

Тема:

Слайд№1 «Современный урок географии в условиях реализации требований ФГОС»

(Размышления учителя-практика)

Слайд№2 Цель: Сформировать представление о современном уроке при переходе на новый образовательный стандарт.

Задачи:

.

  1. Определить роль современного урока и учителя в условиях модернизации системы образования.


  1. Обобщить опыт работы и представить конструкт урока по теме: «Особенности рельефа России».

Гипотеза:

Современный урок эффективнее тогда, когда деятельность учителя будет направлена на организацию работы ученика.

. Слайд №3 К.Д. Ушинский утверждал, что «дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью».

Мой педагогический стаж 22 года, большую часть этого времени я строила свою деятельность с опорой на традиционную школу, используя формы и методы традиционного урока.

Традиционный урок- это основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.

Традиционный урок- это известные ученые и менее известные учителя практики.

Традиционный урок- это родной человек, в нем все близко и понятно: пусть усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке все знакомо, привычно, понятно, это традиционно.

Так может ничего не надо менять? У нас в семье прослеживается педагогическая династия и мне пришла в голову мысль о диалоге поколений . В ходе диалога, я попыталась выстроить эволюцию в системе образования ,которая подтверждает, что мышление, формы работы, использовании информационных технологий, организация деятельности на уроке, это и многое другое отличает традиционную систему от современной.

И как не вспомнить слова Конфуция: «Тот ,кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Мудрые слова. Можно с ними соглашаться, а можно и не соглашаться. Но как бы мы не хотели избежать нового нам это не удается, т.к сама жизнь, наши обычные и необычные дети вносят в нее коррективы, подталкивают нас учителей к решению ряда проблем разными путями, одним из которых является применение НОТ.

Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития. Сегодня опираясь на ФГОС, как никогда осознается необходимость повысить внимание к формированию личности, дать ей возможность свободного творческого развития. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, основная идея которого « результат образования, а не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.».Это значит ,что главное место отводиться активной и разносторонней самостоятельной, познавательной деятельности школьника. Учитель сопровождает ученика в открытии новых знаний.

Ученье без уменья, не польза, беда- гласит русская пословица

Слайд №4 Системно-деятельностный - подход создает основу для успешного усвоения знаний, способствует развитию УУД. (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) ,а деятельность учителя формирует УУД. (см. модель деятельности учителя

Слайд№5 На уроке должны в полной мере применяться активные формы и методы обучения. Самыми интересными, на мой взгляд являются мозговой штурм, инсерт, кластер, фишбоун, перевод текста в рисунок, мини проекты, синквейн, карта самооценки ученика. Приведу пример некоторых из них.



Таблица1

Компоненты учебной деятельности

Методы и приемы

  1. Мотив, цель, задачи.

*Таблица «Знаю -умею-хочу»

*Мозговой штурм,

*Слова ассоциации

*Пояснение :цитат, пословиц и поговорок, высказываний, эпиграфа

2. Действия, операции



3.Рефлексия

*Толстые и тонкие вопросы

* Верные и неверные утверждения

* ИНСЕРТ

* Кластер

* «Фишбоун»

* КТО? ГДЕ? ПОЧЕМУ?

*Перевод текста в рисунок

*Логическая цепочка

* Поединок

* Составление синквейна

*Закончи предложение

*Пропущенные слова

* Текст с ошибками

* Составь рассказ по ключевым словам

*Умный листок

* Карта самооценки ученика

Слайд№6 Прием «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В голове этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причину возникновения проблемы, а на нижних факты, подтверждающие наличие ими причин.

Метод «ИНСЕРТ»

«ИНСЕРТ» (INSERT - Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) - прием маркировки текста - интерактивная система заметок для эффективного чтения и размышления.

  • Знак «галочка» ( V ) - отметьте в тексте уже известную вам информацию;

  • Знак «плюс» ( + ) - отметьте новую информацию;

  • Знак «минус» ( - ) - отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе;

  • Знак «вопрос» (?) - отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительного изучения и понимания, то, о чем вы бы хотели узнать подробнее.

  • Знак «восклицательный знак» (!) - отмечается то, что вызвало интерес ­ и желание узнать об этом больше.

При чтении удобно заполнять таблицу:

V

(уже знал)

-

( новое или противоречащее прежним знаниям)

+

(интересно)

?

(неясно, есть вопросы)

!

(хочу узнать больше)



Учебный мозговой штурм

О классическом мозговом штурме в современном его исполнении можно говорить долго. Но нас интересует учебный мозговой штурм (далее - УМШ)

ФОРМУЛА:

решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.

Развитие творческого стиля мышления - вот основная его цель.

Перечислим дидактические ценности УМШ:

- это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;

- учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;

- участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;

- учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;

- наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;

- УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру.

Слайд№7,8. На этапе рефлексии использую карту самооценки ученика

Фамилия Имя Краюхина Кристина Класс 7 б

Дата 13.03.2015г Тема урока « Есть ли жизнь в Антарктиде?»


Отметьте один из предложенных вариантов галочкой или знаком +

1 этап

Моя готовность к уроку

Мое настроение в начале урока

Это надо

Плохое

Я могу

Нормальное

Я хочу +

Радостное +

2 этап

Определить цель своей работы на уроке

Планировать свою работу на уроке

Сама пока не могу

Сама пока не могу

Пытаюсь

Пытаюсь

Могу сама +

Могу сама +

3 этап

Найти нужную информацию на карте

Найти нужную информацию в учебнике

Услышать и увидеть новую информацию в видеоролике

Работать в группе

Моя роль работы в группе

Не умею


Не умею

Не умею

Не хочу

Я - главный !

Умею +


Умею +

Умею +

Умею +

Я - помощник! +

Мне нравиться +


Мне нравиться +

Мне нравиться +

Мне нравиться

Я - наблюдатель!

4 этап

Представлять результаты работы классу

Мои ошибки в работе были

Не совсем получается

Были

Могу

Не было

Мне нравиться +

Не обратила внимания! +

5 этап

Формулировка вывода по уроку

Запись домашнего задания

Выбери смайлик -оцени свою работу на уроке

Трудно

Записал

Ничего не понял

Могу

Не записал

Есть вопросы

Это просто

Сфотографировал

Все понятно +

Слайд№9 Современный урок не возможен без ИКТ, где представлены формы работы и непосредственное их использование.

И все- таки, каким же должен быть сегодня урок?

На мой взгляд, современный урок- эта ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, а встреча с уроком, характеристики которого рождаются по велению культуры ,но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающий свой урок .

Из анкет учеников 8-9 классов МАОУ СОШ№2 урок должен быть веселым, интересным, познавательным, чтобы не хотелось спать, кабинет должен быть оснащен интерактивной доской, планшетами, поменьше писать, а больше размышлять, меньше проверочных и контрольных работ. В каждом кабинете должен быть Wi Fi, большой телевизор.

А современный учитель? Не старше 55 лет, веселым, добрым, рассказывать с энтузиазмом, с чувством юмора и говорящим на нашем языке.

И действительно, урок-это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к собственной личности.

Урок- есть открытие истины, поиск истины, осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.

Урок, есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни. Современный- это совершенно новый и не теряющий связи с прошлым. Одним словом актуальный (от латинского аctualis-деятельный), важный, существенный для настоящего времени, действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности и закладывающий основу для будущего. Новый социальный заказ обусловлен быстрым изменением средств, используемых в деятельности человека, необходимо ориентироваться в динамично изменяющемся информационном потоке, самостоятельно принимать решения и доводить их до исполнения.

Слайд№11-14 Приведу пример разработки конструкта урока на тему : « Особенности рельефа России» 8 класс.


Будучи участником 1 Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные ориентиры развития в системе образования», научные сотрудники института им. Герцена города С-Петербурга, говорили о системе образования в Финляндии как одной из успешных в мире., где учащиеся ежегодно занимают призовые места на различных конкурсах абсолютно разного уровня. Главная задача учителя быть - коучем (помощником и консультантом). Финны говорят: «Мы готовим к жизни, а не к экзаменам». Почему легко учиться детям в финской школе? Оказывается , ответ прост. До 11 лет нет домашних заданий, на ученика не давят, нет итоговой аттестации , в табеле стоят предметы : «Умение сотрудничать», «Работать в группе», « Социальные навыки». Задания усложняются при переходе на более высокую ступень обучения. Оценка-это поощрение. Действительно, есть чему поучиться.

Слайд№15 Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система.

При переходе на ФГОС мы должны обращать особое внимание на преемственность программ начальной школы ,среднего звена и старшей школы, как в урочной так и внеурочной деятельности. Выстраивать единую содержательную линию, обеспечивающее поступательное развитие ребенка и успешный переход на следующую ступень образования. Школа должна быть готова к переменам, развивая у ребят мобильность, динамизм, самостоятельность.

Преемственность является важным шагом в формировании УУД- постепенное усвоение учащимися универсальной компетентности «уметь учиться»,осваивать социокультурный опыт человечества, способ развития, саморазвития, самореализации, во всех сферах жизнедеятельности.

В начальной школе, где учиться мой ребенок, формируются УУД через учебники УМК «Планета Знаний». Содержание учебников нацелено на формирование познавательных УУД, где основой их развития является предмет «Математика». Я замечаю ,что возникали трудности в решении задач, в выполнении самостоятельных работ. Эти дети в 5 классе будут изучать предмет «География начальный курс». После изучения каждой темы в учебнике сгруппированы вопросы на проверку знаний и ссылка на электронное приложение, где можно найти интерактивные карты, анимации и слайды. В учебнике 3 класса «Окружающий мир», в разделе «Ориентирование на местности» учащиеся выполняют различные задания. Приведу пример одного из них: «После привала у озера туристы пошли на запад и прошли 3 км до пасеки. От пасеки они пошли на юг и через 4 км пути повернули на восток. Пройдя 9 км, подошли к железнодорожной станции. Покажите путь туристов. А в 5 классе в теме ориентирование знакомство с компасом, ориентирование по солнцу и звездам и выполнение практической работы. В предмете «Окружающий мир» 4 класса , материал истории от образования государства Российского до наших дней. Темы оснащены рисунками, их анализом, картами народов. Ребята хорошо ориентируются в материале, выполняют работу в тестовой форме, диагностические тесты. На вопрос: Сложно ли запоминать факты «Смутного времени», времена Ивана 3,и Ивана Грозного, Петра 1,отвечают, что не сложно.

Учащиеся на уроке выполняют групповую работу, работу с интерактивной доской, работу в печатной тетради. Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание «Самый сообразительный», «Самый догадливый» .

Сегодняшние дети готовы выполнять более сложные задания.

На мой взгляд, уроки сегодня это сценарный план, предоставляющий свободу выбора форм, способов и приемов обучения. Самое главное - организовать деятельность детей и упор должен делаться на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Вместо объяснения подталкивание, направление их к знаниям, что гораздо труднее.

Ученики сегодня выбирают решения, исследуют, пишут проекты, знают английский язык, историю, решают сложные уравнения и задачи, составляют презентации. Что нового им может предложить школа? А это элективные курсы. Они хотят: робототехнику, авиастроение ,курсы медицины, углубленно изучать английский, водить машину, быть архитекторами и др. Н. Рерих писал: «Новый мир ,имеет новые условия и требует новых действий»,а школы не совсем готовы принять таких детей.



Слайд№16 Современный урок начинается с учителя. Какие бы новации не вводились, только на уроке как 100 и 1000 лет назад встречаются участники образовательного процесса (учитель-ученик).

И все-таки, каким должен быть современный учитель?

1.Без сомнения знать и любить свой предмет, прививать интерес к нему.

2.Важно, чтобы учитель был мобильным, гибким, умел приспосабливаться к постоянному потоку информации и новым технологиям, обладал способностью к самообразованию и саморазвитию.

3.Учитель должен быть источником информации и другом, ориентироваться в реалях жизни.

Каким будет урок - решать каждому из нас.

Современный урок - это 4 «У»

УДИВЛЕНИЕ, УДОВОЛЬСТВИЕ, УСИЛИЕ, УСПЕХ!

45 минут момента жизни, продолжение ее и часть истории личной судьбы ребенка!

Показ фотографий в сопровождении песни « Кто если не мы»










Составление мини- проекта с использованием ИКТ

Проектная деятельность учащегося занимает не весь урок, а часть урока. И чаще всего из-за дефицита времени на уроке предлагаю готовую проблемную ситуацию. Например, при изучении темы « Типы климатов России» предлагается проблемная ситуация:

« Вы являетесь студентом историко-географического факультета в Канберре. Вас отправляют в командировку сроком на 1 год в города Российской Федерации с целью изучения культуры народов России. Вам необходимо собрать чемодан вещей. Купить вещи и обувь, т.к. на территории России Вы будете ограничены в иностранной валюте, и поэтому чемодан надо собрать дома»

1.В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос: « Какие вещи взять с собой?

2.Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования и выстраивается план действий:

- Определить по карте, в каком климатическом поясе и какой климатической области находиться ваш город;

- Найти из предложенной информации характеристику климатического пояса и климатической области, в которой находиться город, изучить погодные условия четырех времен года;

-Из предложенных вариантов одежды и обуви выбрать ту одежду и обувь, которая соответствует погодным условиям данного города и сложить в «чемоданчик»

Задача учащихся провести анализ и выбрать самую необходимую информацию о климате территории, изучает ее ,а затем пакует в чемодан ( например, г Екатеринбург) Учащиеся работают в группах с атласом, учебником, ИКТ. Затем защита проекта по группам.








ТЕХНОЛОГИЯ


Обычно штурм проводится в группах численностью 7-9 учащихся.

До штурма:

1. Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма - НИКАКОЙ КРИТИКИ!

В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием.

Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком...).

2. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи.

3. Учитель определяет время на первый этап. Время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске.





Первый этап. СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ

Главная цель - наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий не может исправить положение.

Теперь небольшой перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему...

Второй этап. АНАЛИЗ ИДЕЙ

Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях.

И опять небольшой перерыв.

Третий этап. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и выбирает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. (Возможны варианты: например, группа отбирает самое практичное предложение и самое «дикое».) В некоторых случаях целью группы является найти как можно больше решений, и тогда спикер может огласить все идеи.

Рекомендации:

1. Класс можно разбить на несколько групп. Все группы могут одновременно, независимо друг от друга, штурмовать одну задачу. Тогда можно устроить конкурс идей. И пусть жюри тоже состоит из учеников.

Пример.

Предложите научные эксперименты на борту научной орбитальной станции. Эксперименты должны быть оригинальными и результаты полезными. Если разными группами будут предложены одинаковые эксперименты, то оценка «за оригинальность» снижается.

2. Каждая из групп может штурмовать свою задачу. Лучше все задачи объединить одной, более общей, проблемой.

Пример.

а) Лестницы, особенно каменно-цементные, очень опасны в гололед. Предложите идеи, которые позволят уменьшить травматизм.

б) Предложите обувь, в которой неопасно ходить в гололед.

в) Гололед - причина огромного числа автомобильных аварий. Предложите способы уменьшить аварийность.

3. Нет ничего плохого в том, если третий этап будет отделен временем, даже проведен на другом уроке. Если за это время у участников группы появятся новые идеи - пусть обсуждают и их. Ведь главное - спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвинуть определенное количество идей в строго отведенное время. А иногда целесообразно вообще ограничиться только первым этапом штурма с оглашением всех найденных идей.

КАК ВЫБРАТЬ ЗАДАЧУ ДЛЯ УМШ?

Мозговой штурм пройдет гарантированно интересно, если задача имеет большое число возможных решений. Если это исследовательская задача, например необходимо объяснить непонятное явление, то она должна допускать несколько возможных гипотез-объяснений.

Пример.

Несколько лет мировая пресса писала о загадочных кругах, которые таинственно возникали на пшеничных полях графства Уилтшир в Англии. В пределах такого круга стебли злаков почему-то согнуты и уложены на землю по часовой стрелке. Причем если сначала появились просто круги, то потом они стали переплетаться, составляя замысловатые фигуры. Предложите гипотезы, объясняющие это явление. Какие из гипотез кажутся вам наиболее правдивыми?

Вот неполный список наработанных группой старшеклассников идей: неравномерности в строении почвы; неравномерное распределение удобрений; в почву попал яд; болезнь растений в результате заражения микроорганизмами; стаи птиц высаживаются кольцами; какие-то животные, например олени, вытаптывают посевы в брачных играх; особые метеорологические явления типа мини-торнадо или шаровых молний; шуточки студентов; сами крестьяне потихоньку вытаптывают круги для привлечения зевак, с которых можно брать деньги, и др.

ДИАЛОГ:

- Можно ли во время пауз включать музыку, способствующую отдыху от напряженного мышления?

- Конечно.

- Перечисляя дидактические ценности УМШ, вы сказали: «Наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы». Поясните эту мысль примером.

- Пожалуйста... Урок «Германия и СССР накануне войны», учитель истории О. В. Макаренко предлагает начать с УМШ, на котором ребята должны сделать предположения о факторах, приведших к войне. Учитель строит свой урок как анализ наработанных гипотез в историческом контексте. Другой пример: анализ полученных идей при решении задачи «Как Робинзону спустить к морю тяжелую лодку?» позволил повторить ряд физических понятий и познакомить учащихся с новыми физическими эффектами, которые им предстояло еще изучать.

- Чем УМШ отличается от простой работы учащихся в группах?

- Тем, что, как и во «взрослом» мозговом штурме, этап генерирования идей отделен от этапа их анализа. Соблюдать основное правило первого этапа - никакой критики! - очень важно. Оно позволяет расковать инициативу, снять зажимы. На первом этапе ведущий должен хвалить участников за любые, даже «дикие» на первый взгляд, идеи. Сами убедитесь, что это непросто. Нужно привыкнуть. Так уж мы воспитаны, что в каждом из нас живет «великий критик», так и хочется с ходу отбросить чужие идеи. УМШ учит терпеливому вниманию к чужой мысли. Вы знаете - это хорошее свойство не только для учебы.

- Можно ли проводить УМШ для наработки критических идей?

- Да! Существует обратный мозговой штурм. Суть его в том, что группа пытается найти как можно больше недостатков в решении, идее, гипотезе. Естественно, найденные недостатки воспринимаются как новые задачи, которые тоже можно решать.

Пример.

Предложено затыкать пробоину в борту судна эластичной оболочкой. Оболочку раздувают, и течь останавливается. Найдите недостатки такого метода.

- Не получится ли так, что ребята будут выкрикивать, перебивать друг друга?

- Бывает. Так иногда ведут себя ребята, никогда ранее не работавшие коллективно. Да и со взрослыми поначалу наблюдается интересный эффект: каждый думает о своем, не слыша окружающих. Если такие эффекты будут наблюдаться, рекомендую «противоядие»: ведущий повторяет за каждым участником его идею, пока не добивается четкой формулировки и понимания, и только тогда слово предоставляется следующему участнику. И пусть ведущий не забывает особо хвалить тех, кто развивает идеи предыдущих участников. Приучайте ведущих и участников называть имена авторов идей. Например, в такой формулировке: «В дополнение к идее Сережи предлагаю...» или «Хочу развить решение Маши...» Еще одно ценное примечание: под рукой у каждого участника (если это не малыши) пусть будет лист бумаги и ручка. Возникла идея - сразу запиши ключевое слово или сделай рисунок, который позволит не потерять ее. Дело в том, что держать в голове свою новую идею и слушать другие предложения почти невозможно.

- Можно ли проводить УМШ сразу всем классом как единой группой?

- Да. Особенно вначале, когда ученики осваивают эту форму работы. При этом важно, чтобы тема была «богатой», допускала много идей и их вариантов. Например, я проводил сразу со всем классом УМШ по теме: «Как Робинзону спустить к морю тяжелую лодку?» Восьмиклассниками было получено 45 идей за 20 минут. Кстати, роль секретаря тоже выполнял сам - фиксировал решения на доске.

- А если секретарь не успевает записывать идеи?

- Назначьте двух, они будут фиксировать решения по очереди - через одно.

- Что делает учитель, когда ребята работают в группах без него?

- Во-первых, наблюдает, чтобы сделать свои замечания потом. Исполняет роль консультанта, к которому могут обратиться за справкой или советом ведущий и участники. И наконец, просто помогает менее опытным ведущим, подбрасывая новое направление разговора - если видит, что мозговая атака «захлебнулась».

- Есть ли школьные предметы, на которых проведение УМШ нецелесообразно?

- Пожалуй, что и нет. Чуть дальше мы рассмотрим примерные темы УМШ в разных учебных предметах.

- Где брать задачи для УМШ?

- Есть широко известные педагогам сборники творческих задач. Например, сборник П. Капицы по физике или С. Смирнова по истории. Система «ТРИЗ-ШАНС» также выпустила несколько сборников творческих задач: по биологии и экологии, из фантастической литературы, сказочных задачек. Планируется выпуск и других задачников. Выпускается периодический сборник статей «Педагогика + ТРИЗ», в котором публикуются новые открытые задачи. При некоторой практике нетрудно находить темы в рамках своего учебного предмета самостоятельно.

- Назовите ТИПОВЫЕ ОШИБКИ ПРИ ОСВОЕНИИ УМШ.


- 1. Плохо подобрана тема - например, она требует глубоких специальных знаний или аналитических рассуждений.

2. При обсуждении решений учитель принимает только известный ему контрольный ответ на задачу или жестко критикует предложения участников штурма.

3. Регулярное вмешательство в работу группы на рабочих этапах. Пусть группа делает ошибки, нарушает правила штурма - при освоении новой формы деятельности это неизбежно.














Пример карты самооценки ученика

Фамилия Имя Краюхина Кристина Класс 7 б

Дата 13.03.2015г Тема урока « Есть ли жизнь в Антарктиде?»


Отметьте один из предложенных вариантов галочкой или знаком +

1 этап

Моя готовность к уроку

Мое настроение в начале урока

Это надо

Плохое

Я могу

Нормальное

Я хочу +

Радостное +

2 этап

Определить цель своей работы на уроке

Планировать свою работу на уроке

Сама пока не могу

Сама пока не могу

Пытаюсь

Пытаюсь

Могу сама +

Могу сама +

3 этап

Найти нужную информацию на карте

Найти нужную информацию в учебнике

Услышать и увидеть новую информацию в видеоролике

Работать в группе

Моя роль работы в группе

Не умею

Не умею

Не умею

Не хочу

Я - главный !

Умею +

Умею +

Умею +

Умею +

Я - помощник! +

Мне нравиться +

Мне нравиться +

Мне нравиться +

Мне нравиться

Я - наблюдатель!

4 этап

Представлять результаты работы классу

Мои ошибки в работе были

Не совсем получается

Были

Могу

Не было

Мне нравиться +

Не обратила внимания! +

5 этап

Формулировка вывода по уроку

Запись домашнего задания

Выбери смайлик -оцени свою работу на уроке

Трудно

Записал

Ничего не понял

Могу

Не записал

Есть вопросы

Это просто

Сфотографировал

Все понятно +



Составление мини- проекта

Проектная деятельность учащегося занимает не весь урок, а часть урока. И чаще всего из-за дефицита времени на уроке предлагаю готовую проблемную ситуацию. Например, при изучении темы « Типы климатов России» предлагается проблемная ситуация:

« Вы являетесь студентом историко-географического факультета в Канберре. Вас отправляют в командировку сроком на 1 год в города Российской Федерации с целью изучения культуры народов России. Вам необходимо собрать чемодан вещей. Купить вещи и обувь, т.к. на территории России Вы будете ограничены в иностранной валюте, и поэтому чемодан надо собрать дома»

1.В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос: « Какие вещи взять с собой?

2.Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования и выстраивается план действий:

- Определить по карте, в каком климатическом поясе и какой климатической области находиться ваш город;

- Найти из предложенной информации характеристику климатического пояса и климатической области, в которой находиться город, изучить погодные условия четырех времен года;

-Из предложенных вариантов одежды и обуви выбрать ту одежду и обувь, которая соответствует погодным условиям данного города и сложить в «чемоданчик»

Задача учащихся провести анализ и выбрать самую необходимую информацию о климате территории, изучает ее ,а затем пакует в чемодан ( например, г Екатеринбург) Учащиеся работают в группах с атласом, учебником, ИКТ. Затем защита проекта по группам.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего через формирование универсальных учебных действий личностных, метапредметных, предметных УУД, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

На примере конструкта урока на тему « Особенности рельефа России» 8 класс можно увидеть формирование УУД.

Овладение УУД создают возможность самостоятельно и успешно осваивать новые знания, умения и компетентности. Преемственность является важным шагом в формировании УУД- постепенное усвоение учащимися универсальной компетентности «уметь учиться»,осваивать социокультурный опыт человечества, способ развития, саморазвития, самореализации, во всех сферах жизнедеятельности.

В начальной школе, где учиться мой ребенок формируются УУД через учебники УМК «Планета Знаний». Содержание учебников нацелено на формирование познавательных УУД, где основой их развития является предмет «Математика». Я замечаю ,что возникают трудности в решении задач, в выполнении самостоятельных работ. Эти дети в 5 классе будут изучать предмет «География начальный курс». После изучения каждой темы в учебнике сгруппированы вопросы на проверку знаний и ссылка на электронное приложение, где можно найти интерактивные карты, анимации и слайды. В учебнике 3 класса «Окружающий мир», в разделе «Ориентирование на местности» учащиеся выполняют различные задания. Приведу пример одного из них: «После привала у озера туристы пошли на запад и прошли 3 км до пасеки. От пасеки они пошли на юг и через 4 км пути повернули на восток. Пройдя 9 км, подошли к железнодорожной станции. Покажите путь туристов. А в 5 классе в теме ориентирование знакомство с компасом, ориентирование по солнцу и звездам и выполнение практической работы. В предмете «Окружающий мир» 4 класса материал истории от образования государства Российского до наших дней. Темы оснащены рисунками, их анализом, картами народов, семь чудес России. Ребята хорошо ориентируются в материале, выполняют работу в тестовой форме, диагностические тесты. На вопрос: Сложно ли запоминать факты «Смутного времени», времена Ивана 3,и Ивана Грозного, Петра 1,отвечают, что не сложно. Учащиеся на уроке выполняют групповую работу, работу с интерактивной доской, работу в печатной тетради.

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система .Фото, фрагмент урока( песня «Кто если не мы, сила поколения, кто если не мы научное мышление»….)

Прежняя цель-передача знаний по учебным предметам, меняется на формирование и развитие ученика в процессе обучения. Информационный стиль преподавания сменила концепция реализации системно - деятельностного подхода. Цель- развитие личности обучающегося. В рамках методического семинара « Системно - деятельностый подход в обучении», я разработала урок, главным результатом которого создание ситуации успеха, располагающей ученика к деятельности. Урок «Вулканы. Горячие источники. Гейзеры»на сайте Инфоурок.

Современный урок начинается с учителя. Какие бы новации не вводились, только на уроке как 100 и 1000 лет назад встречаются участники образовательного процесса (учитель-ученик).

И все-таки, каким должен быть современный учитель?

1.Без сомнения знать и любить свой предмет, прививать интерес к нему.

2.Важно, чтобы учитель был мобильным, гибким, умел приспосабливаться к постоянному потоку информации и новым технологиям, обладал способностью к самообразованию и саморазвитию.

3.Учитель должен быть источником информации и другом, ориентироваться в реалях жизни.

Каким будет урок - решать каждому из нас.

Современный урок - это 4 «У»

УДИВЛЕНИЕ, УДОВОЛЬСТВИЕ, УСИЛИЕ, УСПЕХ!

45 минут момента жизни, продолжение ее и часть истории личной судьбы ребенка!


© 2010-2022