• Преподавателю
  • География
  • Опыт моей работы «Как и чему учить школьников на уроках географии», Разработка урока по географии в 6-м классе по теме «Движение воды в океане»

Опыт моей работы «Как и чему учить школьников на уроках географии», Разработка урока по географии в 6-м классе по теме «Движение воды в океане»

«Как и чему учить школьников на уроках географии.» Моя возможная модель ответа: В наши дни, когда речь идет о широкой гуманизации образования, я глубоко осознаю, что значение школьной географии особенно экономической и социальной возрастает. Это, на мой взгляд, по сути, единственный учебный предмет, который призван дать учащимся знания о многих фундаментальных вопросах развития цивилизации, об обостряющихся противоречиях между обществом и природой, о глобальных проблемах современности. В своей работе с учащимися разных возрастов я исхожу из того, что моя работа, как учителя географии, должна отвечать таким ведущим принципам, как гуманизация, экологизация, плюрализм, междисциплинарная интеграция, системность, увлекательность, вариативность. На уроках географии я стремлюсь базировать свою деятельность на мотивации обучения, постановку цели, определения способа решения задач, самоконтроль, самооценку, это способствовало бы развитию у моих подопечных самостоятельной активности и творческого мышления. Не случайно, мною определена такая поисковая тема, как: «Формирование и развитие ключевых компетенций, учащихся на уроках географии, на основе технологии проблемного обучения». Развитие ключевых компетенций не может обойтись без познания (человеческого мышления, процесса получения знаний об объектах природной и социальной действительности). …Познание (человеческое мышление), есть процесс получения знаний об объектах природной и социальной действительности, представляющей собой идеальное отражение этих объектов. Мыслительная деятельность связана с решением ряда задач, опосредствованное познание предметов и явлений материального мира. В основе мышления анализ, синтез, абстракция, обобщение.
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт моей работы:



«Как и чему учить школьников на уроках географии.»

Моя возможная модель ответа:

В наши дни, когда речь идет о широкой гуманизации образования, я глубоко осознаю, что значение школьной географии особенно экономической и социальной возрастает. Это, на мой взгляд, по сути, единственный учебный предмет, который призван дать учащимся знания о многих фундаментальных вопросах развития цивилизации, об обостряющихся противоречиях между обществом и природой, о глобальных проблемах современности.

В своей работе с учащимися разных возрастов я исхожу из того, что моя работа, как учителя географии, должна отвечать таким ведущим принципам, как гуманизация, экологизация, плюрализм, междисциплинарная интеграция, системность, увлекательность, вариативность.

На уроках географии я стремлюсь базировать свою деятельность на мотивации обучения, постановку цели, определения способа решения задач, самоконтроль, самооценку, это способствовало бы развитию у моих подопечных самостоятельной активности и творческого мышления. Не случайно, мною определена такая поисковая тема, как: «Формирование и развитие ключевых компетенций, учащихся на уроках географии, на основе технологии проблемного обучения».

Развитие ключевых компетенций не может обойтись без познания (человеческого мышления, процесса получения знаний об объектах природной и социальной действительности).

…Познание (человеческое мышление), есть процесс получения знаний об объектах природной и социальной действительности, представляющей собой идеальное отражение этих объектов.

Мыслительная деятельность связана с решением ряда задач, опосредствованное познание предметов и явлений материального мира. В основе мышления анализ, синтез, абстракция, обобщение.

Анализируя свою работу по разнообразным формам и методам учебно-воспитательного процесса средствами предмета географии, я преследую следующие основные тенденции:

  1. «Очеловечивание географии»

Известно, что в современной школьной географии человек присутствует мало. А школьника «обесчеловеченная» география не интересует. Поэтому на уроках я стараюсь больше времени уделять взаимодействию человека и природы.

  1. Краеведение - важнейшее средство воспитания личности.

Краеведческая работа способствует воспитанию любви к родному краю, уважения к людям труда, к культуре своего и других народов, воспитывает доброту, отзывчивость, понимание красоты природы.

  1. Демократизация и гуманизация процесса обучения,

переход от авторитарного преподавания к сотрудничеству в организации познавательной деятельности. Главное - это личность школьника, его мысли, чувства, стремления.



  1. Внедрение новых форм обучения:

Групповой работы, игровых форм, семинаров, дискуссий, пресс-конференций и т.д.

  1. Активное стремление к самосовершенствованию своего мастерства, профессиональных умений, к обмену опытом, к изучению достижений коллег, к внедрению всего нового и прогрессивного.



  1. Постоянный поиск - отбор содержания и выбор методов обучения.

Формирование ценностно-этнических ориентации, требующих пристального внимания ученых.

Планируя и реализуя поставленные цели и задачи по предмету во внеклассной работе, большое значение я придаю педагогическому анализу своей деятельности, так как считаю, что педагогический анализ - это процесс познания, отражающий определённую часть действительности - педагогическую.

Живое созерцание - это созерцание организованное, действенное, стремящееся к определённой цели. Поэтому первая ступень познания анализируемого объекта сводится не к стихийному, а к системному строго спланированному обследованию. Эта ступень даёт материал для следующего шага на пути познания систематизации абстрактного мышления. Таков 1 этап познания целого - абстрагирование движения мысли от чувственного конкретного целого к абстрактным отдельным понятиям, определений отражающим компоненты, части целого, выделенные посредством анализирующей работы человеческого разума.

Педагогический анализ. Живое созерцание, абстрактное мышление, практика. Цель научного познания в открытии новых истин, установлений, законов развития, природы и общества. Педагогический анализ развивает общую культуру учителя, даёт ему возможность глубоко изучать ученика, влияет на рост творческой активности учителя, и как считал В. А. Сухомлинский коренным образом меняет его взгляд на свой труд и является дальнейшим побудительным средством процесса самовоспитания и самообразования педагога.

В основе познавательной стадии лежит аналитическая деятельность - диагностика и прогнозирование. Успешность специалиста определяется не объёмом знаний, а его мобильностью умением неординарно подойти к решению проблем самостоятельно, получить новую информацию, необходимую не вообще, а в данный момент стала востребованной, его способность к творческим оригинальным решениям и генерации, идей.

Все это ведет о становлении нового типа социально-культурного заказа на образование и профессиональную подготовку, в основе которой лежит индивидуальная модель способностей (компетенций).

И.С. Якиманская рассматривает субъективный опыт ученика, как решающий фактор личностно-ориентированного образования. Поэтому даже в условиях массовой школы можно дифференцировать не школьников («внешняя» дифференциация), а учебный материал, организовать образовательное пространство так, чтобы создать разнообразную среду, где каждый ученик может реализовать себя в соответствии со своими способностями и возможностями.

Тема урока: "Движение воды в Океане."



Форма организации: "Урок-игра."

Девиз урока: «Наша задача на уроке этом-не тайны открыть;

Наша задача-хотя бы немного, к ним интерес пробудить!»

Цели урока: 1. Дать уч-ся знания о видах движений океанической воды.

2. Устанавливать причинно-следственные связи: (возникновение движений океанической воды)

3. Развивать умственные способности: память, анализ, синтез.

4. Воспитывать стойких, глубокий интерес к предмету география.

Оборудование: карта, атласы, электронная доска.

Учитель: Ребята, сегодня вы будете исследователями и совершите путешествие, станете участниками экспедиции знаменитого капитана Немо героя романа Жюля Верна "20 000 лье под водой. " Даю целевую установку : во время путешествия вы узнаете, почему и как образуются волны , цунами, приливы, отливы. Вам предстоит провести наблюдения, их результаты вы будете записывать в судовой журнал и помните-что аккуратность заполнения-залог научных достижений!

Желаю вам приятного путешествия!

Шаг 1. Пока лодка стоит у причала, попросим капитана Немо поделиться результатами, полученные в предыдущей экспедиции.

Научимся рассматривают значение поверхностных вод:

1. 90 с. ш.- -17 С

2. 60 с. ш.- + 4.8 С

3. 30 с. ш.- +21 С

4. 0 - + 27 С

Проанализируйте эти показатели и сделайте выводы.

Вывод: 1. t поверхностных вод изменяется с севера на юг (она повышается)

2. Изменяется географическая широта (угол наклона солнечных лучей, чем: он больше, чем терр. Получает больше тепла, следовательно, повышается t).

Шаг 2. Внимание! Начинается погружение! Ну, что это?!? Нам мешают волны! Почему и как они образуются?

Рассматриваем схему:

Причина-----следствие

Ветер-----движение воды на поверхности, т.е. ветровые волны.



Работа со слабоуспевающими:

Предложить нарисовать элементы волны.

Вывод: движение воды в ветровых волнах происходит по вертикали т.е является колебательным движением.

Шаг 3. Каждая океанологическая экспедиция определяет не только высоту волн, но и ее силу. По какой шкале определяется сила волн?

Ответы: Сила волн определяется по 9 ти бальной шкале.

Учитель: Наше путешествие продолжается!

Шаг 4. Мы вступили в новую стихию!

Худ. Слово учителя

"Веками длится этот бой:

Стоят упрямо берега,

Но разрушает их прибой

Нептуна ветреный слуга"

Учащиеся находят в учебнике и объясняют, что такое прибой.

Шаг 5.

Учитель предлагает послушать рассказ бывалого моряка.

"Мы увидели надвигающиеся волну. Она близилась как стена и росла. В этом водовороте крутились целые обломки скал и тяжелые стволы деревьев, словно это были спички. Все это продолжалось несколько минут и тем не менее залив после этого выглядел словно после битвы. "

Что же это за природное явление?

Ответ уч-ся - это цунами.

Ребята, найдите определение в учебнике что такое цунами.

Рассматриваем схему:

Вывод: Цунами образуется в сейсмоопасных районах.

Шаг 6.

Мы приближаемся к береговой линии. Но замечаем, что уровень воды изменился. Как называется это явление?

Ответы: прилив, отлив.

Кто из физиков описал это явление?

Ответы: Приливы, отливы описал И.Ньютон.

Предложить уч-ся на макете показать каким образом происходит это явление.

На поверхности земли, обращенной к луне, сила притяжения больше поэтому уровень океана на этой стороне поднимается. На другой сила притяжение меньше это называется второй прилив.

А между двумя приливами имеет место отлив.

Показ слайдов.

Закрепление материала

Выводы



© 2010-2022