Задания на формирование логических умений учащихся на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебные задачи на формирование логических умений учащихся.

  1. Определите, какое понятие «лишнее». Объясните свой выбор.

бриз

муссон

пассат

фен

Деятельность учащихся направлена на выделение признаков понятий и их сравнение.

Бриз-местный ветер небольшой скорости, меняющий направление дважды в сутки.

Муссон-устойчивый сезонный ветер, дующий зимой с суши на море, а летом с моря на сушу

Пассат- постоянные ветры, дующие из тропических широт к экватору.

Фен-сухой и тёплый ветер, нисходящий с гор в долины.

Если сформулировать более точно вопрос, то изменится содержание деятельности учеников. Например, «назовите тип ветра, распространённый в горах».

  1. Сравните два типа ветров (по выбору) и объясните, какие признаки вы выбрали для сравнения и почему?

Деятельность ученика будет направленна на формулирование «логического закона»: содержание понятия обратно пропорционально его объему, этот закон можно проиллюстрировать и объяснить.

3.Пассаты-постоянные ветры. Что вы можете сказать о причинах их возникновения? Что бы было, если исключить эти причины?

Воздух в нижнем слое атмосферы-тропосфере находится в постоянном движении. Что бы было, если бы на Земле не было такого рельефного разнообразия: гор, материков, морей, океанов и др.? В этом случае воздушные потоки двигались бы в строго определённом направлении: от экватора нагретые воздушные массы направлялись бы к полюсу. А от полюса, уже остывший воздух, двигался бы к экватору. Погода была бы более однообразная: дожди падали в одни и те же места, ветры дули в одном и том же направлении.

Кроме того наша планета непрерывно вращается. От этого вращения верхние тёплые потоки от экватора начинают двигаться не на север, а на северо-восток, а около тридцатого градуса северной и южной широты идут строго с запада на восток. По этой причине в районе этой широты скапливаются большие воздушные массы. Часть воздуха опускается к поверхности Земли. Здесь его и захватывают потоки, которые двигаются от полюса к экватору. Так образуются постоянные ветры-пассаты. В северном полушарии они двигаются с севера-востока на юго-запад.

Исходя, из особенностей природных условий образования и свойств пассатов объясните почему англичане называли пассаты торговыми ветрами?

Так как пассаты дуют круглый год в одном и том же направлении, во времена парусного флота мореплаватели всего мира пользовались ими при плавании в тропических широтах.

На этом примере ученики наглядно рассматривают различия между существенными и варьирующими признаками понятия.

Формирование логических умений, является одним звеньев цепочки географических знаний. Такие задачи направлены на определение понятий, выделения учениками существенных и варьирующих признаков понятий, установления отношения между понятиями, обобщение и ограничение, составление классификаций понятий, и наконец, подведение под понятие.



© 2010-2022