Конспект урока Агропромышленный комплекс (9 класс)

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Байдилдаева Динара Нурпеисова, КГУ "СШ имени Безродных", учитель географии.

География 9 класс

Тема урока: Состав и значение агропромышленного комплекса.

Цели урока:

  1. Познакомить с особенностями агропромышленного комплекса. Изучить особенности сельского хозяйства Казахстана.

  2. Изучить растениеводство и его зональную специализацию.

Тип урока: лекция, практика.

Метод урока: репродуктивный.

Оборудование: карта Казахстана, атлас, учебник.

Основная часть.

  1. Организационный момент.

  2. Контроль домашнего задания.

  3. Изучение нового материала.

Продукты питания, одежда, обувь, лекарства - все эти разные, но очень необходимые человеку товары появляются во многом благодаря труду крестьян. Сельское хозяйство даёт сырьё для многих отраслей промышленности.- пищевой, химической, фармацевтической, текстильной, обувной.

Казахстан - традиционно земледельческая страна

Сегодня мы познакомимся с АПК

-А что такое АПК?

Записываем в тетрадь определение. Агропромышленный комплекс (АПК) - крупнейший межотраслевой комплекс, объединяющий несколько отраслей экономики, направленных на производство и переработку сельскохозяйственного сырья и получения из него продукции, доводимой до конечного потребителя. Агропромышленный комплекс (АПК) - совокупность отраслей экономики страны, включающая сельское хозяйство и отрасли промышленности, тесно связанные с сельскохозяйственным производством, осуществляющие перевозку, хранение, переработку сельскохозяйственной продукции, поставку ее потребителям, обеспечивающие сельское хозяйство техникой, химикатами и удобрениями, обслуживающие сельскохозяйственное производство. Главная задача АПК - обеспечить население страны продовольствием.

Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не может справиться со столь важной задачей. Сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки и т. д.), удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма и т. д. Поэтому АПК состоит из 3 звеньев (с производства).

Пользуясь текстом учебника и словами для справок, дополните схему отраслевого состава АПК.

Учащиеся в тетради выполняют схему состава АПК

- От какого звена зависит уровень развития сельского хозяйства.

(Зависит от развития первого звена АПК, отрасли которого обеспечивают механизацию и автоматизацию АПК).К сожалению на сегодняшний день, 1 звено не полностью обеспечивает АПК нужной продукцией. Для нормальной работы АПК требуется 4 тыс.видов техники и оборудования. В нашей стране выпускается около 400. Многие важные производства отсутствуют или только создаются. Поэтому ещё используется устаревшая техника, велика доля ручного труда, невысоки урожайность сельскохозяйственных растений и продуктивность животных. Перерабатывается лишь малая доля уже произведённой продукции. При большом количестве работающих в АПК страна покупает много продовольствия за рубежом.

- Второе и центральное звено АПК- сельское хозяйство, которое состоит из растениеводства (земледелия) и животноводства.

запишите определения в тетрадь:

Сельхозпредприятие - это юридическое лицо (самостоятельная организация, обладающая имущественными и другими гражданскими правами и обязанностями) с основным видом деятельности в сфере сельского хозяйства.

Крестьянским хозяйством признаётся семейно-трудовое объединение лиц, в котором осуществление индивидуального предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства, переработки и реализации сельхозпродукции.

К хозяйствам населения относятся личные подсобные хозяйства населения, коллективные сады и огороды, дачные участки.

IV. Работа с учебником.

? - Что является отличительной особенностью сельского хозяйства.

Ответ:

Отличительные особенности сельского хозяйства:

1) Оно зависит от природных условий.

2) Производство сельскохозяйственной продукции сезонно.

3) Земля является одновременно средством труда и предметом труда.

4) Сельскохозяйственное предприятие, как правило, занимает большую площадь.

Земли, которые используются в сельском хозяйстве, называются сельскохозяйственными угодьями.

Найдите в учебнике и запишите, что мы относим к сельскохозяйственным угодьям.

Пастбища - сельскохозяйственные угодья, систематически используемые для выпаса скота, а также земельные участки, пригодные для выпаса, не используемые под сенокосы и не являющиеся залежью.

Пахотные земли - это систематически обрабатываемые угодья, используемые под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав и чистые пары.

Сенокосы - сельскохозяйственные угодья, постоянно используемые для сенокошения.

? Какие угодья занимают наибольшую площадь в нашей стране?

?Чем обусловлена такая структура сельскохозяйственных угодий Казахстана?

Структура сельскохозяйственных угодий в разных частях нашей страны неодинакова.

?Какие части Казахстана отличаются самой высокой долей сельскохозяйственных угодий.

Сельское хозяйство включает две взаимосвязанные отрасли - растениеводство и животноводство. Они дают соответственно 56% и 44% сельскохозяйственной продукции.

- В нашей стране возделывается около 50 видов сельскохозяйственных растений. Ведущая отрасль растениеводства - зерновое хозяйство (2/3 всех посевных земель). К зерновым культурам относятся -пшеница, (1/2 объёма всех посевных полей страны), рожь, ячмень, овес, кукуруза, просо, гречиха, рис. К зернобобовым - горох, фасоль, чечевица, соя.

В нашей стране выращивают 2 вида пшеницы - яровую и озимую. Для роста пшеницы большое значение имеют почва и тепло. Она требует чернозёмные и каштановые почвы. На севере Казахстана, где зимы суровые и малоснежные, выращивают яровую пшеницу, которую сеют весной. Именно северная часть нашей республики получила название Пшеничный пояс. Почему?

На тёплом юге возделывают озимую пшеницу, которую сеют осенью, под зиму. Она созревает рано, в июне, и даёт устойчивые урожаи, так как используют осенние и весенние осадки.

V. Закрепление нового материала: Пользуясь текстом учебника и картами атласа.

Заполнение таблицы.

Культура

Где выращивается

Взаимопроверка.

Все о чем мы сегодня говорим, нам близко, потому что мы живем на земле и заботы крестьян нам понятны.

VІ. Подведение итогов и выставление оценок.

?- Назовите 3 звена АПК.

- Какая связь существует между звеньями АПК?

- Назовите отрасли сельского хозяйства.

VІІ. Домашнее задание. §28

© 2010-2022