- Преподавателю
- География
- Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс ФГОС учебник Домогацких Е. М
Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс ФГОС учебник Домогацких Е. М
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мерцалова М.А. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Календарно - тематическое планирование по географии 8 класс
№ п/п
Содержание
(раздел, темы)
К-во
часов
Дата проведения
Оборудование урока
Результаты обучения (УУД)
план
факт
Тема 1. Географическая карта и источники географической информации
4
Метапредметные умения:
• знакомство с новым методом изучения Земли - методом дистанционного зондирования (мониторинга);
• знакомство с цифровыми методами хранения географических данных для поиска необходимой информации.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• специфику математической основы карт;
• особенности топографических карт;
Умение определять:
• определять вид картографической проекции;
• особенности топографической карты;
• направления и (или) азимуты;
• особенности картографических изображений;
• специфику построения профиля местности.
1
Карта и ее математическая основа
Практическая работа №1:
Определение на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях.
1
Карты атласа
2
Топографическая карта
1
Топографические карты
3
Практическая работа №2:
Чтение топографической карты. Построение профиля местности.
1
Топографические карты
4
Космические и цифровые источники информации
1
Интернет ресурсы
Тема 2. Россия на карте мира
4
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя,
• планировать свою деятельность под руководством учителя,
• оценивать работу одноклассников,
• выявлять причинно-следственные связи,
• определять критерии для сравнения фактов, явлений,
• анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
• работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
• создавать объяснительные тексты
• выслушивать и объективно оценивать другого,
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• специфику географического положения России;
• особенности приспособления человека к природным условиям;
• особенности проведения государственной границы России;
• специфику исчисления времени на территории России.
Умение определять:
• различия во времени на территории России;
• страны-соседей.
5
Географическое положение России
Практическая работа №3:
Характеристика географического положения России.
1
Презентация «Географическое положение России», атлас, физическая карта России.
6
Природные условия и ресурсы
1
Презентация «Природные условия и ресурсы России», атлас, физическая карта России.
7
Часовые пояса и зоны
Практическая работа №4:
Определение поясного времени для разных пунктов России.
1
Презентация «Часовые пояса», атлас.
8
Обобщение по теме «Россия на карте мира»
1
Тематические тесты.
Тема 3. История изучения территории России
5
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя,
• планировать свою деятельность под руководством учителя,
• оценивать работу одноклассников,
• выявлять причинно-следственные связи,
• определять критерии для сравнения фактов, явлений,
• анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
• работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
• создавать объяснительные тексты
• выслушивать и объективно оценивать другого,
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• особенности изучения территории России на различных этапах ее исторического развития.
Умение определять:
• следствия географических открытий и путешествий.
9
Русские землепроходцы XI - XVII вв.
1
Презентация, атлас.
10
Географические открытия в России XVIII-XIX вв.
1
Презентация, атлас.
11
Географические исследования XX в.
Практическая работа №5:
Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев.
1
Презентация, атлас.
12
Практическая работа №6:
Анализ источников информации об истории освоения территории России.
1
13
Роль географии в современном мире.
1
Тема 4. Геологическое строение и рельеф
6
Метапредметные умения:
• совершенствование умений работать с разными источниками информации;
• выявление причинно-следственных взаимосвязей - рельеф - тектонические структуры - полезные ископаемые;
• выделение главного или существенных признаков (особенности рельефа России);
• высказывание суждений с подтверждением их фактами;
• представление информации в различных формах - тезисы, эссе, компьютерные презентации.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• особенности геологического летоисчисления;
• особенности рельефа отдельных территорий страны, размещения основных полезных ископаемых;
• особенности влияния внешних и внутренних сил на формирование рельефа России;
• характер влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
• сущность экологических проблем в литосфере на примере России.
Умение определять:
• основные черты рельефа и геологического строения России, важнейших районов размещения полезных ископаемых;
• районы возможных катастрофических природных явлений в литосфере на территории России;
• по картам районы размещения крупных тектонических структур и форм рельефа на территории России.
14 - 15
Геологическое летоисчисление и геологическая карта
2
Презентация, атлас.
16
Крупные тектонические структуры.
1
Презентация, атлас.
17
Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы.
Практическая работа №7:
Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны.
1
Презентация, атлас, контурные карты.
18
Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России.
1
Презентация, атлас.
19
Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
1
Тема 5. Климат России
8
Метапредметные умения:
• совершенствование умений работать с разными источниками информации - текстом учебника, тематическими картами, климатограммами, картосхемами;
• выявление причинно-следственных взаимосвязей - влияния атмосферной циркуляции и особенностей рельефа на климат;
• выделение главного или существенных признаков при характеристике типов климата;
• умение высказывать свои суждения, подтверждая их фактами;
• представление информации в различных формах - тезисы, эссе, компьютерные
презентации.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• особенности климата России;
• особенности климата отдельных территорий страны, распределения основных климатических показателей;
• характер влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
• сущность экологических проблем в атмосфере на примере России.
Умение определять:
• основные черты климата России;
• районы возможных катастрофических природных явлений в атмосфере на территории России;
• по картам закономерности распределения основных климатических показателей на территории России;
• типы климатов отдельных регионов России;
• факторы формирования климата отдельных регионов России;
• закономерности размещения климатических поясов на территории России.
20
Факторы, определяющие климат России.
1
Презентация «Климатообразующие факторы», атлас.
21
Закономерности распределения тепла и влаги.
1
Презентация, атлас.
22 - 23
Климатические пояса и типы климатов России.
2
24
Воздушные массы и атмосферные фронты.
1
Презентация, атлас.
25
Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны.
1
Презентация «Циклоны и антициклоны»
26
Атмосфера и человек.
1
27
Обобщение по теме «Климат России»
Практическая работа №8:
Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте.
1
Тематические тесты, синоптические карты.
Тема 6. Гидрография России
9
Метапредметные умения:
• Ставить учебные задачи и планировать свою работу (при работе над характеристикой или описанием объекта), понимать разницу между описанием и характеристикой объекта.
• Сравнивать объекты, выделяя существенные признаки (сравнительная характеристика водных объектов).
• Создавать собственную информацию (реферат, презентация…)
• Участвовать в совместной деятельности (групповая работа по описанию объекта)
Предметные умения:
Умение объяснять:
• особенности морей, омывающих территорию России;
• особенности внутренних вод отдельных регионов страны;
• характер влияния внутренних вод на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
• особенности обеспеченности водными ресурсами различных регионов России;
• сущность экологических проблем в гидросфере на примере России.
Умение определять:
• основные черты морей, омывающих территорию России;
• районы возможных катастрофических природных явлений в гидросфере на территории России;
• закономерности распределения внутренних вод;
• существенные признаки внутренних вод;
• по картам закономерности распределения внутренних вод на территории России;
• по картам особенности обеспечения внутренними водами отдельных регионов России.
28
Моря, омывающие территорию России.
Практическая работа №9:
Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России.
1
Презентация «Моря России», атлас.
29
Характеристики реки.
1
Презентация, атлас.
30
Реки России.
Практическая работа №10:
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатодиаграмм, определение возможностей их хозяйственного использования.
1
Презентация, атлас.
31
Озёра.
1
Презентация, атлас.
32
Болота
1
Презентация, атлас.
33
Природные льды.
1
Презентация, атлас.
34
Великое оледенение.
1
Презентация, атлас.
35
Гидросфера и человек.
1
36
Обобщение по теме «Гидрография России»
1
Тематические тесты
Тема 7. Почвы России
3
Метапредметные умения:
• находить, отбирать и использовать различные источники информации по теме;
• сравнивать объекты, выделяя существенные признаки (разные типы почв и условия их формирования);
• выявлять причинно-следственные связи (зависимость размещения типов почв от
• климатических условий и особенностей рельефа);
• показывать по карте особенности размещения основных типов почв
Предметные умения:
Умение объяснять:
• условия формирования почв;
• особенности строения и состава почв;
• специфику изменения почв в процессе их хозяйственного использования;
• особенности почвенных ресурсов России.
Умение определять:
• основные свойства почв на территории России;
• по картам закономерности размещения почв по территории России;
• по картам меры по сохранению плодородия почв в различных регионах России.
37
Почва. Формирование почвы, её состав, строение, свойства.
1
Презентация, атлас.
38
Зональные типы почв, их свойства, структура, различия в плодородии.
1
Презентация, атлас.
39
Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв.
1
Тема 8. Растительный и животный мир России
3
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя,
• планировать свою деятельность под руководством учителя,
• оценивать работу одноклассников,
• выявлять причинно-следственные связи,
• определять критерии для сравнения фактов, явлений,
• анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
• работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
• создавать объяснительные тексты
• выслушивать и объективно оценивать другого,
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
объяснять: место и роль растений и животных в природном комплексе; специфику типов растительности; необходимость создания и географию особо охраняемых территорий; отличия видов природопользования.
определять: особенности размещения растительного и животного мира по территории России; размещение ресурсов растительного и животного мира по картам; по картам географию особо охраняемых территорий.
40
Место и роль растений и животных в природном комплексе.
1
41
Ресурсы растительного и животного мира.
1
Презентация, атлас.
42
Особо охраняемые территории.
1
Презентация, атлас.
Тема 9. Природные зоны России
6
Метапредметные умения:
• выделять существенные признаки разных типов природных комплексов.
• выявлять причинно-следственные связи внутри природных комплексов, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами.
• работать с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой, географическими картами.
• формулировать свои мысли и выводы в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций.
• выделение главного или существенных признаков (особенности природы, населения и хозяйственной деятельности той или иной природно-хозяйственной зоны).
Предметные умения:
объяснять: отличия природных комплексов друг от друга; условия формирования природно-хозяйственных зон; характер влияния человека на природные условия природных зон.
определять: особенности размещения природных зон на территории России; специфические черты природно-хозяйственных зон.
43
Природные комплексы России.
1
Презентация, атлас.
44
Природные зоны Арктики и Субарктики
1
Презентация, атлас.
45
Леса умеренного пояса
1
Презентация, атлас.
46
Безлесные зоны юга России
1
Презентация, атлас.
47
Высотная поясность.
1
Презентация, атлас.
48
Природно-хозяйственные зоны.
1
Презентация, атлас.
Тема 10. Крупные природные районы России
17
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя,
• планировать свою деятельность под руководством учителя,
• оценивать работу одноклассников,
• выявлять причинно-следственные связи,
• определять критерии для сравнения фактов, явлений,
• анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
• работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
• создавать объяснительные тексты
• выслушивать и объективно оценивать другого,
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• условия выделения и размещения природных районов;
• специфические черты природы природных районов.
Умение определять:
• географические особенности природных районов;
• характер влияния человека на природу природных районов.
49 - 50
Островная Арктика.
2
Презентация, атлас.
51 - 52
Восточно-Европейская равнина
2
Презентация, атлас.
53 -54
Северный Кавказ- самый южный район страны.
Практическая работа №11:
Составление описания природного района по плану.
2
Презентация, атлас.
55 - 56
Урал - каменный пояс России.
2
Презентация, атлас.
57 - 58
Средняя Сибирь.
2
Презентация, атлас.
59 - 60
Северо-Восток Сибири.
2
Презентация, атлас.
61 - 62
Горы Южной Сибири - рудная кладовая страны
2
Презентация, атлас.
63 - 64
Дальний Восток - край, где север встречается с югом.
2
Презентация, атлас.
65
Обобщение по теме «Крупные природные районы России»
2
Тематические тесты
Заключение. Природа и человек
3
Презентация, атлас.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя,
• планировать свою деятельность под руководством учителя,
• оценивать работу одноклассников,
• выявлять причинно-следственные связи,
• определять критерии для сравнения фактов, явлений,
• анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
• работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
• создавать объяснительные тексты
• выслушивать и объективно оценивать другого,
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• закономерности размещения районов возникновения стихийных бедствий;
• принципы классификации природных ресурсов;
• особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.
Умение определять:
• закономерности размещения различных видов природных ресурсов;
• особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.
66
Влияние природы на человека
1
Презентация, атлас.
67
Влияние человека на природу
1
Презентация, атлас.
68
Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация)
1
Итого
Количество часов - 68
Практических работ - 11
Контрольных работ - 1