Образовательная программа дополнительного образования

Образовательная программа дополнительного образования "По пути созидания" туристко-краеведческого направления педагога Крашенинниковой Раузы Темрхановны, педагога высшей категории. Образовательная программа дополнительного образования "По пути созидания" туристко-краеведческого направления педагога Крашенинниковой Раузы Темрхановны, педагога высшей категории. Образовательная программа дополнительного образования "По пути созидания" туристко-краеведческого направления педагога Крашенинниковой Рау...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательная программа дополнительного образования


Образовательная программа
(дополнительное образование)

«По пути созидания»
туристско-краеведческого направления
педагога
Крашенинниковой Раузы Темрхановны,
высшая категория
учитель географии










2013-2014 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Часть 1. История развития школьного краеведения

Часть 2. Направления школьного географического краеведения

  1. Основные направления и значение внеклассной краеведческой работы Часть Часть 3. Туризм и краеведческая работа в школе

  1. Значение туристических походов для преподавания краеведения

  2. Туристические соревнования как один из инструментов стимулирования интереса учащихся к изучению природы Родного края

  3. Туризм и подготовка наглядных пособий по краеведению

  4. Отчеты о туристических походах

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ


Интерес к родному краю неотъемлемая часть человеческого сознания, а в некоторые исторические периоды единственная для него возможность понять окружающий мир и место человека в нем. Предания, легенды, были - вот первая устная форма краеведческой информации, которая в обозримом прошлом появляется в той или иной местности вместе с человеком. За неимением письменной традиции, такая информация передается из поколения в поколение, иногда пресекаясь, а иногда приобретая довольно фантастическую форму. С появлением же письменности краеведческое начало в человеке находит свое воплощение в летописях, а затем в книжных, газетных и иных публикациях.

Ещё в XVII в. великий учёный-педагог Ян Амос Коменский в своей книге «Великая дидактика» достаточно чётко сформулировал идею о преподавании географии на основе изучения родного края. В основе школьного курса краеведения лежит простая истина, что своё, близкое и родное в природе, человеческой жизни, в хозяйстве понятнее и яснее, чем чужое и далёкое. Последовательно проводя эту мысль, программу школьной географии строили тогда, начиная с географии ближайшей к школе местности. Примером могут служить учебники А. Никитина.

Краеведение в максимальной степени позволяет реализовать ведущие тенденции развития отечественного образования. Гуманизация образования; реализуемая через культурологический и личностно- ориентированный подходы, предполагает, прежде всего, ориентацию на интересы ребенка, на возможности развития личности, на постоянное взаимодействие человека и конкретной культурно-образовательной среды. Само введение краеведческого компонента, признание его серьезного значения - знамение нашего времени, проявление того, что российская образовательная система переходит от общего образования гражданина вообще, независимо от его места жительства, к образованию представителя конкретного территориального социокультурного сообщества й человека со всеми его индивидуальными особенностями и способностями. Образование сегодня призвано помочь конкретному человеку адаптироваться к жизни в конкретных условиях. Именно в этом авангардная роль такого предмета, как краеведение, в развитии российского и регионального образования.

Для освоения курса краеведения просто необходимо использовать богатый потенциал республики. При этом существуют несколько дополняющих друг друга вариантов работы различного профиля: исследовательская экспедиция, экскурсия, ознакомительная прогулка, посещение специализированных музеев и выставок. Одной из таких форм является туристический поход.

Необходимо активно включать школьников в работу по охране памятников природы, истории и культуры, в реставрационную деятельность. При изучении памятников культурного наследия хорошо использовать творческие методы работы, предполагающие самостоятельный (под руководством учителя) сбор материалов. Полученную информацию можно использовать при написании конкурсных работ, организации и участии в краеведческих олимпиадах, викторинах, играх, конкурсах, для устройства силами учащихся выставок. Как более сложная форма - при успешном ходе краеведческой работы - разработка экскурсионных маршрутов по историческим местностям и подготовка публикаций, съемка кино-, видеофильмов.

Возможны и иные формы работы, но в любом случае привлечение ребят в туристическую деятельность ведет к комплексному познанию Родного края и воспитанию настоящих патриотов.

Часть 1. История развития школьного краеведения

A.В. Даринский приводит мнение общественного деятеля конца XVIIIB. Н.Н.Новикова о воспитании детей: «Не заставляйте детей ваших из книг или по наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать», а также высказывания Н.В. Гоголя и Д.Д. Семёнова. Н.В. Гоголь в статье «Мысли о географии для детей» с исключительной силой и яркостью настаивал на том, что для такого предмета, как география, сухое, исключительно книжное преподавание совсем не подходит. Один из крупнейших педагогов нашей страны К.Д. Ушинский подчёркивал, что преподавание географии должно развивать у учащихся «инстинкт местности».

Д.Д. Семёнов, который справедливо считается родоначальником школьного краеведения и пионером географических школьных экскурсий, высказывался так: «Если справедлива та педагогическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть соблюдаем постепенный переход от близкого и знакомого детям к отдалённому и менее знакомому, от лёгкого к более трудному, то и преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живёт ученик».

В 60-е гг. XX в. вновь обострилось внимание к краеведческому принципу в обучении географии. Т.Г. Герасимова н В.А. Коринская отмечают, что термин «краеведение» впервые был предложен в 1914 г. Ланьковым. На I Всероссийском съезде учителей географии в 1915 г. в Москве этот термин прочно вошёл в лексикон географов, как школьное краеведение. Однако в школьной программе по географии для школьного краеведения не отводилось достаточного времени. Преподаватели географии в большинстве случаев по собственной инициативе знакомили учеников с родным краем. По нашему мнению, изучая ближайшее окружение, школьники решают те познавательные и воспитательные задачи, о которых говорили Просветители ещё в ХVIII в.

Среди воспитательных задач краеведения А.В. Даринcкий и А.З. Сафиулин ставили на первое место развитие эмоционального отношения учащихся к окружающему миру. Именно эмоциональный элемент психики ребёнка позволяет формировать личность и взгляды, стимулировать активность учащихся. Известно, что эмоции стимулируют мыслительную деятельность и обогащают внутренний мир человека, естественно, что эти эмоции положительны и тонко переплетены с интеллектуальными и практическими умениями.

B.Н. Липник среди задач школьного краеведения называет творческую деятельность учащихся. Её стимулируют сами методы и приёмы сбора краеведческого материала, его новизна. Они способствуют развитию наблюдательности и формируют навыки поисково-исследовательского характера. Хочется отметать эстетическую направленность краеведения и воспитание патриотизма. Элемент эстетического воспитания реализуется в раскрытии перед учащимися величия и красоты родной природы. Учитель пробуждает восхищение, глубокую гордость и искреннюю любовь к своему родному краю, к своей Родине. Родной край - это объективная среда, способствующая формированию патриотических чувств. Подобные воспитательные задачи реализуются в краеведении не только через познание природы, но и через конкретные личности. Таким образом, воспитательные задачи - это развитие эмоционального восприятия мира, творческой деятельности, ценностного отношения к миру и воспитание эстетических чувств и патриотизма и, одновременно, привитие навыков и умений поисково-исследовательского характера.

Первая ступень в познании - это чувственное восприятие явлений и процессов окружающего мира, а результативность абстрактного мышления зависит от ясности и конкретности изучаемого предмета или явлении. Отсюда основное назначение краеведческого материала, как отмечают известные методисты Т.П. Герасимова, В.А. Коринская и И.С. Матрусов, состоит в том, чтобы связать чувственное восприятие с абстрактным мышлением. Следовательно, содержание, организационные формы и методы краеведения определяются задачами воспитания, требованиями учебной программы, особенностями исторического прошлого, конкретными природными и социально-экономическими условиями родного края.

Часть 2. Направления школьного географического краеведения

В.В. Елховская, Л.И. Николина и другие выделяют два направления в краеведческом принципе обучения: географо-краеведческая работа на уроке и внеклассное краеведение.

Целью обязательной географо-краеведческой работы на уроке является успешное выполнение учебной программы. Для этого учитель использует краеведческий материал, бытовые наблюдения учащихся. Учитель должен попытаться вызвать у учащихся ассоциативные связи между фактами их повседневных наблюдений окружающей среды и теоретическим материалом, т.е. реализовать обучение по принципу «от близкого к далёкому». Желательно также проводить уроки в форме экскурсий, практические работы на местности. В совокупности все эти формы работы помогают внедрить краеведческий принцип обучения. Для этого учитель составляет творческий план, где детально расписывает использование того или иного краеведческого материала на уроке.

Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его градации, памятники истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

  • ознакомление с природой, историей и современной жизнью Южного Урала,

  • формирование представления о разнообразии природы, уникальных природных объектах, памятниках природы и охраняемых территорий;

  • формирование представления о различных сторонах жизни Республики Башкортостан и его населения, показ его сложной структуры;

  • изучение хозяйства и проблем развития Республики Башкортостан;

  • развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности.

Развивающие задачи:

  • развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

  • формирование видения своего места в решении проблем сегодня, а так же тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своей области.

  • адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • заинтересованность учащихся в сохранении природного разнообразия Южного Урала;

  • изучение жизни края (города) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телевизионных материалов и видеофильмов;

  • общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников природы, истории и культуры;

  • совместное решение задач, стоящих перед местными жителями, направленных на сохранение и улучшение окружающей среды.

2.1 Основные направления и значение внеклассной краеведческой работы

Внеклассная работа, цель которой - практическое изучение родного края, во многом опирается на теоретические знания учащихся, дает возможность всесторонне подойти к изучению своей местности. Изучение природы по учебнику никогда не достигнет полного эффекта. Через внеклассную работу учащиеся не только изучают географию своей местности, но и могут применять свои приобретенные знания и умения в общественно полезной природоохранной деятельности.

Основные направления и цели внеклассной работы:

  1. научно-познавательное - дополнение и углубление вопросов содержания, вызывающих особый интерес у школьников, позволяет знакомить с методами географических исследований;

  2. историко-географическое - призвано знакомить учащихся с путешественниками, учеными, исследователями, внесшими значительный вклад в развитие географической науки; привлечение знаний из истории, этнографии, современной политики;

  3. экологическое - углубление знаний о взаимодействии природы и общества, обучение правилам поведения в природе, решение посильных экологических проблем своего края;

  4. экономическое - расширяет и углубляет знания о хозяйственной деятельности, способствует экономическому воспитанию, раскрывает нормы поведения в условиях рыночной экономии,, способствует профориентации учащиеся,

  5. эстетическое - опираясь на задачу гуманитаризации школьной географии, сосредотачивает внимание на человеке, познающем планету, формирует художественный вкус;

  6. туристско-краеведческое - учит школьников получать наслаждение от общения с природой, любоваться красотой ландшафтов, учит азам топографии, формирует географическое умение, привлечение знаний из культуры, быта народов;

  7. патриотическое воспитание - расширяет и углубляет географию своего региона, своей малой Родины; формирование духовно богатой, творческой личности учащихся, знающих и любящих свою республику, свой город и желающие принять активное участие в ее (его) развитии.

Часть 3. Туризм и краеведческая работа в школе

Мы живем в России, которая уникальна своей природой и характеризуется не только огромными размерами, но и удивительным разнообразием ландшафтов. Этим она привлекательна для нас и наших детей, для всех людей на Земле. Школьная география играет важную роль в создании неповторимого образа нашей Родины. В настоящее время особое место в содержании географического образования заняла краеведческая идея, основанная, прежде всего, на познании своего края. Изучение географии в школе в сочетании с туристско-краеведческой работой способствует

В походе участники туристской группы могут не только расширить свои знания, но и представить многогранный образ Южного Урала, ощутить размеры, узнать об особенностях жизни людей, да и просто пообщаться друг с другом в условиях совместного преодоления трудностей. В походах ребята отрабатывают умения ориентироваться на местности по карте и местным признакам, проводят наблюдения за различными компонентами природы и природными явлениями.

3.1 Значение туристических походов для преподавания краеведения

Изучение своего родного края ограничено временем, предусмотренным программой. Этого времени для полного изучения явно недостаточно, Поэтому возникает необходимость в организации и проведении систематического внеклассного изучения своего края.

Между учебным и внеклассным изучением существует тесная взаимосвязь, так как первое является фундаментом, на который опирается внеурочное изучение родных мест. В свою очередь внеурочное изучение родных мест способствует улучшению качества учебной работы, направленной на выполнение программных требований.

Непосредственная работа в природе при изучении своей местности способствует формированию у них правильных представлений о многих объектах, явлениях, процессах, которые в свою очередь служат основой для формирования понятий, в том числе мировоззренческого характера и тех, которые недоступны для непосредственного наблюдения.

Работая в природе, учащиеся овладевают многими практическими умениями, прежде всего умением вести наблюдения, анализировать наблюдаемые ими географические объекты и хозяйственную деятельность людей.

Общение с природой открывает широкие возможности для эстетического воспитания, духовного обогащения детей, формирования высоких моральных качеств. На основе полученных знаний и эмоционального восприятия формируется чувство любви к природе. Любовь к природе, понимание её, первоначальные знания по экологии, побуждают их познавательный интерес и желание внести свой вклад в охрану природы, воспитывают чувство долга по отношению к окружающей среде.

Сегодня в нашем краю осталось мало таких уголков которые совсем не были бы затронуты хозяйственной деятельностью. Большая часть Республики Башкортостан доведена до состояния крайнего истощения природных ресурсов и загрязнена. В этом отношении особо охраняемые территории Республики Башкортостан приобретают особое значение, как мест общения и наблюдения за естественной средой обитания многих животных и растений. В национальных парках можно наблюдать почти естественные ландшафты характерные для нашей местности, этим просто нельзя не воспользоваться для формирования краеведческих знаний. Иногда удается наблюдать животных в их среде обитания, чаще конечно видим только следы их пребывания. Получение знаний в полевых условиях всегда более приятны, нежели в стенах кабинета с жесткий режимом работы школы, нет границ между природой и нами.

Другая сторона туристической деятельности связана с оздоровительной деятельностью. Туризм отвечает возрастным потребностям детей и юношества - тяге к самоутверждению и самостоятельности, потребности преодолевать трудности, общаться в кругу сверстников. Туристический поход - способ разрешить многие воспитательные проблемы, возможность подарить ребятам радость общения и здоровье. Преимущества похода в том, что учебные результаты достигаются не в искусственно созданных условиях, а естественно. В походе учит сама жизнь - ежедневная хозяйственная деятельность, природа, товарищи , возникающие ситуации. В полевых условиях учебный процесс естественен, содержание его призвано решать повседневные, актуальные проблемы в жизни коллектива. При этом «усвоение знаний» идет на уровне понимания, и - что очень важно - на эмоциональном уровне. Туризм - школа самопознания, проверки собственных возможностей, тренинг личностного роста.

Во время проведения туристического похода ярко проявляются межпредметные связи со многими школьными предметами. Это способствует глубокому и последовательному формированию не только географических знаний, но и знаний в биологии, экологии, физике, истории и других наук

При подготовке учащихся к туристическому походу большое значение имеет предварительное ознакомление е местностью, где будет проходить маршрут. Изучить местоположение памятников природы, интересных объектов, их описание и чем они уникальны. Узнать какие лекарственные, ядовитые и редкие растения произрастают в это# местности. Это усиливает интерес к природе Родного края, стимулирует познавательную деятельность. Перед походом мы распределяем обязанности в группе и каждый участник имеет перед собой свею узкую задачу: топограф - описание маршрута, метеоролог - наблюдение за погодой, краевед - сбор интересной краеведческой информации, биолог - описание растительного и животного мира, эколог - наблюдение за изменением в природе под влиянием хозяйственной деятельности человека, а так же фотограф, заведующий хозяйством и т.д. При подведении итогов из наблюдений ребят складывается полная картина.

На сегодняшний день стоит вопрос о решении в походах не только познавательных задач, но и более сложных исследовательских. Планируем работу по мониторингу состояния природной среды в наиболее посещаемых местах национальных парков, состояния воды в реках и ручьях, состояние растительного покрова.

3.2 Туристические соревнования как один из инструментов стимулирования интереса учащихся к изучению природы Родного края

Участие в туристических соревнованиях дело интересное, захватывающее. Когда ребята преодолевают туристскую полосу, стараются найти как можно больше контрольных пунктов на спортивном ориентировании, оказывают помощь пострадавшему, они не думают о том, что все это не просто захватывающее приключение и отличное времяпровождение, а, в первую очередь, отработка умений поведения на природе во время туристического похода. Преодоление этапов требует хорошей физической подготовки, выносливости, четкой и слаженной работы всей команда. Общий успех зависит от каждого участника, что учит ответственности за результат, взаимопониманию и взаимовыручке. Участие в соревнованиях по туризму это возможность самовыразиться, показать лучшие свои качества, спортивный характер.

Уже несколько лет команда нашей гимназии участвует в районных слета юных туристов и личных соревнованиях, проводимых «Зенит». Каждый раз ребята увозят домой в город нечто большее, чем грамоты и подарки. Они становятся отзывчивее, относятся с большим пониманием к своим сверстникам и учителям, готовы прийти на помощь.

3.3 Туризм и подготовка наглядных пособий по краеведению

Современный урок географии немыслим без наглядного обучения. Н.Н. Баранский, говоря об особенностях географии как школьного предмета, отмечал: «что ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география, и в то же время, ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география». Одно из направлений работы в туристическом походе является подготовка наглядных пособий для кабинета географии. Особую роль могут сыграть пособия, собранные при помощи самих учащихся во время походов и экскурсий. Собранная информация касается близких и доступных объектов и явлений, о существовании которых иногда многие не подозревают и искренне удивляются. Еще одно направление - создание учащимися своих электронных презентаций, альбомов, фильмов, оформление стенгазет.

3.4. Отчеты о туристических походах

После окончания похода важное место занимает осознание всего увиденного и пережитого, это помогает упорядочить и систематизировать. Отчет о походе содержит описание маршрута, ежедневник, описание интересных мест. Эту информацию можно использовать при подготовке к урокам или новым походам, а так же любой человек по такому описанию сам сможет пройти наш маршрут. Возможно, что это то, что может остаться в школе на долгие годы и быть востребованным какое-то время спустя. Еще одна роль такой работы - популяризация нашей деятельности* в поход может пойти любой ученик из любого класса независимо от его результатов в учебе.

Заключение

В настоящее время учебная дисциплина «Краеведение» настойчиво пробивает себе путь в российские школы, уже несколько лет проходит апробацию как самостоятельный предмет. Пока «Краеведение» чаще рассматривается сегодня лишь как еще один предмет в перегруженном учебном плане. Однако это предмет не утяжеляющий, а скорее совершенствующий образование. В нем синтезируются знания и умения практически по всем дисциплинам, причем такой синтез вполне естественен и органичен, он обусловлен опытом учащихся. Учителя создают программы и методику «нового» предмета, готовится к выходу учебно-методический комплекс, но очень бы хотелось чтобы «Краеведение» не стало мертвым, сухим школьным предметом. Ничто не сможет заменить живого общения с природой, только так можно по-настоящему увлечь Родным краем, увлечь подлинным патриотизмом. Походная деятельность обязательно поможет сделать уроки интереснее и насыщеннее полезной и удивительной информацией. А тем более возрастёт ценность краеведения в глазах ребят, когда они чувствуют свою причастность к происходящему.

Помимо образовательных задач нельзя не отметить и воспитательную сторону непосредственного общения с природой, иногда ребята преображаются буквально на глазах. Это можно сравнить с первым восхождением на вершину, у подножия они шумят и смеются, но с каждым шагом наверх становится тише, на лицах все больше вдумчивости. Через какое-то время встают, оборачиваются, отдуваясь, и вдруг лица светлеют, глаза загораются. Опять вперед и вверх, а впереди уже раздается восторженный возглас, за ним другой. Собираемся все на площадке и оглядываемся вокруг, под ногами расстилается тайга, небо совсем близко. Здесь торжественно тихо и словно подчиняясь общему правилу, мы тоже молчим. А на лицах сосредоточенность, каждый думает о чем-то своем и можно поспорить, что мысли эти светлые и благородные, здесь нет места жестокосердию.

Список литературы

1. Баранова И.И., Елховская В.В., Николина Л.И. Внеурочная работа по географии. - М.: Просвещение, 1988

2. Герасимова ТЛ., Коринская В.А. Краеведческий подход в преподавании / Под ред. И.С.Матрусова. - М.: АПН РСФСР, 1963

3. Н.Н. Гайлит, О туристической работе в школе // География в школе, - 2006.-№ 8

4. Даринский А..В. Программа курса «География туризма». - СПб, 1995

5. Душина И.В., Понурова Г.А., Методика преподавания географии в школе.-М.:Московский лицей, 1996

6. И.И. Исламов Ог близкого к далекому - главный принцип в изучении родного края // Учитель Башкортостана. - 2007.

7. Р.Ф. Маликова, В.А. Сапожникова Познать свой край значить полюбить его еще более глубоко // Учитель Башкортостана. - 2007.

8. Методика обучения географии в школе: Учебное пособие для студентов геогр. спец. высш. учебн. завед. и учителей географии, Под ред. Л.М.Панчешниковой. - М.: Просвещение, 1997













© 2010-2022