Урок Путешествие по Музею Вулканологии

Данная разработка урока может быть использована на уроках географии в 6 классе по теме "Литосфера - твёрдая оболочка Земли", а так же при проведении внеклассных мепроприятий: вечеров, занимательных уроков географии, викторинах и т.д. Материал необходим для использования презентации "Путешествие по Музею Вулканологии", который был ранее загружен, т.е 10 мая, получается, что не сразу всё скачалось.
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Ситниковская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»

Лучший урок с использованием ИКТ

Заочное путешествие по «Музею Вулканологии»

Урок в 6 классе

Автор: Еременко Вера Константиновна,

учитель географии, 1 кв.категория



с.Ситниково

2012





Конспект урока

с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Предмет: география, комбинированный, изучение нового материала.

Тема: «Заочное путешествие по «Музею Вулканологии»

Продолжительность: 1 урок- 40 минут

Класс: 6 класс

Технологии: использована презентация, созданная учителем для этого урока

Аннотация: Данный урок знакомит учащихся с вулканами, их происхождением и результатами извержения, развивает ОУУН учащихся и является путём к личностному росту через умение применять географические знания в жизни. Данный урок № 4 по теме «Литосфера». Урок полезен тем, что дети смогли более конкретно и наглядно познакомиться со строением вулканов, их разнообразием, продуктами их извержения, теми последствиями, которые остаются на Земле после извержения вулканов. Узнали о профессии вулканологов и о том, что они изучают и зачем.

Практическая реализация: Родина Вика, 6 кл. : Мне очень понравилось наше заочное путешествие. Удивило то, что движение лавы при извержении вулканов достигает 90 км/час. Я узнала о том, какие виды вулканов бывают, о том, что самый большой ущерб для людей приносят действующие вулканы, которые губят много людей, полей, лесов. Узнала, что на месте извержения вулканов имеется застывшая лава с причудливыми узорами. А вообще-то извержение вулканов очень красивое природное явление, но очень опасное как для людей, так и для всей природы.

Фоменко Володя,6кл.: Посмотрев на то, как извергаются вулканы, я понял - насколько опасны они для человека. А картина «Последний день Помпеи» К.П.Брюллова реально показала нам весь ужас от извержения вулканов. Жалко очень, что столько людей погибло. Я не хотел бы оказаться на их месте.

Конспект урока: «Заочное путешествие по «Музею Вулканологии»

Цель урока:

Сформировать мировоззренческую идею о постоянном развитии земной коры

Задачи:

Образовательная: сформировать представление о происхождении вулканов, их особенностях и размещении на Земле.

Развивающая: развивать умения анализировать и делать выводы, находить и показывать на карте наиболее известные вулканы.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к уникальным природным памятникам, умения обеспечить личную безопасность посредством методов предсказания извержения вулканов. Формировать потребность к использованию информационных ресурсов.

Тип урока: урок изучения нового материала.

На доске: эпиграф урока: Магма по жерлу рвётся наружу

Выход из кратера ей очень нужен,

Если проход на поверхность ей дан,

Значит, проснулся грозный вулкан.

Оборудование:

  • Физическая карта мира;

  • атласы и контурные карты для 6 класса;

  • презентация «Заочное путешествие по «Музею вулканологии»;

  • видиопроектор и экран.

Структура урока

Ι. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к нашему уроку. О каком явлении природы мы будем сегодня говорить? Правильно. Тема нашего разговора: Вулканы. И мы с вами совершим необыкновенное заочное путешествие по Музею Вулканологии. Слайд 1

ΙΙ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Перед тем как отправиться в путешествие, необходимо собрать багаж знаний, который может понадобиться нам в дороге.

Проверка домашнего задания.

1. Какие виды движения земной коры вы знаете?

2. Что такое землетрясение?

3. Как могут образовываться горы? Как подземные силы влияют на образование гор?

4. Как устроена наша планета Земля? Что происходит в недрах Земли?

Учитель: Багаж собран. Отправляемся в наше путешествие.

II. Постановка проблемы, формулирование темы и целей урока учащимися.

Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с процессами, происходящими в земной коре. Земные недра человечеству практически недоступны. И поэтому они таят в себе очень много тайн и загадок, которые люди стремятся разгадать. Но есть на Земле места, где можно заглянуть в земное "нутро" и даже потрогать вещество, только что поднятое из глубин Земли.

Научный музей Института вулканологии Академии Наук СССР был создан в 1963 году. Это единственный в России специализированный музей, располагающий систематической коллекцией большинства известных современных вулканических и поствулканических типов пород и минералов. Музей имеет региональные и тематические коллекции, представляющие продукты современной деятельности большинства вулканов Камчатки, Курильских островов и ряда вулканов Тихоокеанского, Атлантического и Средиземного регионов: Японии, Америки, Новой Зеландии, Исландии, Мексики, Италии и др. Если вы посетите музей, который находится в г. Петропавловск-Камчатский, вы увидите великолепные невероятные фотографии и новейшие видеофильмы о действующих вулканах Камчатки и Курильских островов.

Мы же с вами совершим заочное путешествие в Музей Вулканологии. Скажите, а какова цель нашего путешествия, что мы хотим узнать?

Ученики предлагают: -- узнать и понять:

  • Что такое вулкан?

  • Как устроен вулкан и почему происходит его извержение?

  • Какими бывают «продукты извержения вулканов»?

  • Какое значение имеют вулканы для нашей планеты?

Слайд №2. Цель нашего путешествия

ΙΙΙ. Изучение нового материала.

  1. Вступительное слово учителя: На предыдущем уроке мы говорили о том, что горы "растут" очень медленно. В отличие от гор, вулканические горы иногда возникают и "вырастают" прямо на глазах человека. Во многих книгах описан случай возникновения вулкана Парикутин в Мексике. Однажды мексиканский крестьянин увидел на своем поле трещину, из которой пробивался дымок. Крестьянин закрыл трещину камнем, но дым шел все сильнее. К концу дня под землей начались взрывы, а на месте трещины образовалась воронка. Из нее стали вылетать камни - вулканические бомбы и пепел, выливаться потоки раскаленной лавы. Через год над полем возвышалась гора, сложенная продуктами извержения высотой 430 метров, еще через год гора была 457 метров в высоту и 16 км в ширину. Каждый день из него извергалось 100 тысяч тонн лавы.

А какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»?

Слайд № 3: Огнедышащяя гора. Давайте послушаем сообщение, и узнаем, откуда к нам пришло название этого явления:

Сообщение уч-ся: «Древние народы считали, что извержение вулкана - это великий гнев богов. Известен и знаменит был у греков Гефест - искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, куется оружие. Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна бушевала 130 раз.

И у древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня».

Слайд№ 4. Последний день Помпеи. Сообщение уч-ся: В основу своего произведения «Последний день Помпеи» художник К.П. Брюллов положил действительное событие - гибель римского города Помпеи при извержении Везувия в 79 г. н. э. Историк и писатель Плиний Младший, бывший свидетелем катастрофы ( на картине он изображен справа, склонившимся над упавшей матерью), оставил нам описание этой трагедии: " Уже в течении многих дней ощущалось землетрясение. В эту ночь, однако, оно настолько усилилось, что казалось, все не только движется, но и опрокидывается…. Падали уже куски пемзы и черные, обожженные, растрескавшиеся от огня камни…. Между тем по Везувию во многих местах широко разлилось пламя, и высоко поднялся огонь от пожара, которые своим блеском и светом разогнали ночную темноту….Дома качались от частных продолжительных толчков: казалось, что они сдвинулись со своих мест и ходуном ходят взад и вперед. Под открытым небом было страшно от падавших кусков пемзы…. Здания вокруг тряслись.... мы видели, как море втягивается в себя же: земля, сотрясаясь, как бы отталкивала от себя. Берег, несомненно, выдвигался вперед; много морских животных застряло на сухом песке. С другой стороны в черной страшной грозовой туче вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами пламени, похожими на молнии. Стал падать пепел, пока еще редкий; оглянувшись, я увидел, как на нас надвигается густой мрак, который, подобно потоку, развивался вслед за нами по земле…. Некоторые, в страхе перед смертью, молились, многие, воздевали руки к богам, но большинство утверждало, что богов больше нет, и что для мира настала последняя вечная ночь.

Громадное полотно К.П. Брюллова ( длиной 641 см. и высотою 456 см.) и сейчас производит сильное впечатление. Молнии разверзли небеса, огнедышащая лава кипящим потоком низвергается по склону вулкана. Мечутся и ржут испуганные кони, бегут люди. Мужчина с женой и ребенком спешит покинуть погибающий город, сыновья несут на плечах старика отца, муж - безжизненно поникшее тело жены. Матрона судорожно обнимает дочерей, словно надеясь защитить их от разрушительной стихии, всадник тщетно пытается совладать с обезумевшей лошадью. Упала с колесницы и разбилась о камни мостовой молодая женщина, к телу матери жмется чудом уцелевший ребенок, здесь и языческий жрец, и христианский священник с кадилом, в толпе мы видим и живописца, поддерживающего на голове ящик с красками и кистями, в его облике узнается сам Брюллов. С высоты падают статуи богов, императоров, как бы символизируя крушение мира. Данное событие произошло с жителями Помпеи потому, что это было извержение вулкана. Что же такое ВУЛКАН?

Слайд № 5 Вулкан-это…

Слайд № 6. Как устроен вулкан внутри? В земной коре, из-за движения плит, возникают трещины, вблизи которых давление вещества мантии меньше. Вещество мантии плавится, образуя очаг магмы -камера под вулканом. Магма-это огненно-жидкий расплав, возникающий в земной коре на больших глубинах, скопившись в достаточном количестве, начинает подниматься по трещинам или вулканическим каналам. Жерло- канал, по которому поднимается магма. Отверстие на вершине вулкана, через которое изливается магма- кратер вулкана. Магма, извергающаяся на поверхность, называется лавой. Она вытекает в виде потока, который постепенно охлаждается и затвердевает, образуя вулканическую породу. Возвышенность на поверхности Земли из продуктов выброса вулкана представляет собой конус.

Слайд № 7. В зависимости от состава лавы формы вулканических конусов могут быть различными

Слайд № 8. Что талое кальдера? После мощного выброса газов магматическая камера опустошается, верхушка вулкана может обрушиться. При этом воронка кратера сильно увеличивается в размерах. Образовавшаяся таким образом котловина называется кальдерой (что означает «котёл»)

Слайд № 9-12. Типы вулканов: Плинианский, Гавайский, Стромболи, Пеле. Учёные вулканологи в зависимости от степени вулканической активности различают действующие, спящие и потухшие вулканы.

Слайд № 13-17. Виды вулканов: действующие, то есть активные, извергающиеся. Из некоторых действующих вулканов тянется постоянная полоска дыма, их сильные извержения 6 могут случаться лишь изредка.

Слайд № 18-21. Виды вулканов: уснувшие, об их извержениях нет данных, но уверенности в том, что их деятельность прекратилась, нет.

Слайд № 22-23. Виды вулканов: потухшие. После охлаждения вулкана происходит выветривание оставшихся пород - дожди и ветры делают своё дело.

Слайд № 24-38. Извержение вулканов.

Слайд № 39-45 Что происходит во время извержения вулкана? При извержении вулканов газы могут вырываться из жерла в виде огненного облака, содержащего вулканический пепел, смешанный с осколками горных пород. Оно распространяется по сторонам вулкана со скоростью 500км/час. Такое облако отравляет и сжигает всё на своём пути. Так, в 1902 году на острове Мартиника ядовитое газовое облако, выброшенное вулканом Монталь - Пеле, за несколько минут превратило город Сен-Пьер в дымящиеся развалины. Погибло 28000 человек.

Слайд № 46. Насколько опасно извержение вулкана?

Слайд № 47-49. Человек и вулканы. Несмотря на существующую опасность, люди с давних пор селятся вблизи вулканов. Изображённый на снимке дом полностью выгорел после извержения вулкана; Гора Святой Елены до извержения и после; Жизнь вблизи активного вулкана всегда опасна.

Слайд № 50-57.Что использует человек в своей деятельности от извержения вулкана?

Слайд № 58-60. В кратерах вулканов появляются озёра.

Слайд № 61-62. На месте извержения вулканов возникают острова Жизнь исландцев тесно связана с вулканами, которых в Исландии больше, чем где-либо на земном шаре. Время от времени здесь случаются разрушительные извержения, уничтожающие всё живое на огромных территориях. Весь остров состоит из вулканических пород. На его территории около 100 вулканов.

Слайд №63. Огненное кольцо Земли. Вспомните строение материковой и океанической коры. Предположите, где может быть более активный вулканический процесс - на суше или на дне океана и почему? (на дне океанов, так как толщина океанической коры меньше, чем толщина материковой коры) Вулканы - чаще извергаются на дне океанов, в зоне расхождения литосферных плит. Могут быть на суше - в зоне разломов литосферных плит. Зоны распространения вулканов совпадают с границами плит. Области наибольшего распространения вулканов совпадают с сейсмически активными районами. Вулканы образуют так называемое - Тихоокеанское огненное кольцо. Оно включает более 370 вулканов. Основными районами вулканической активности являются Южная Америка, Центральная Америка, Большие Зондские острова, Японские острова, Курильские острова, Камчатка, Аляска, Алеутские острова, Исландия.

IV. Закрепление нового материала. Много интересного мы сегодня узнали во время путешествия. Как называется наука, которая изучает действие вулканов? (вулканология).

- Для чего изучают вулканы? (Предсказывать извержения. Изучать внутреннее строение Земли. Узнавать об образовании полезных ископаемых.)

- Мы с вами познакомились не со всеми известными вулканами и узнали о них совсем немного. Я думаю, что, сегодняшний урок вызвал у вас интерес к одному из самых грозных и в то же время самых красивых явлений природы - извержению вулкана, и вы уже самостоятельно сможете узнать о них еще больше.

Слайд № 64. Отзыв о посещении музея. После посещения музея всегда оставляют запись о том, что им понравилось, запомнилось. И сейчас мы узнаем, как вы усвоили новый материал. У вас листочки с кроссвордом, заполните его. Кто заполнил - поднимите руку.



1








2









3











4








5







6










  1. Излившаяся магма.

  2. Возвышенность на поверхности Земли из продуктов выброса вулкана.

  3. Канал, по которому поднимается магма.

  4. Отверстие на вершине вулкана, через которое изливается магма.

  5. Огненно-жидкий расплав, возникающий в земной коре на больших глубинах.

  6. Самый вулканический остров мира?

Слайд №65. Проверь ответы. Какое главное слово получилось? (вулкан)


А

В

А






О

Н

У

С






Е

Р

Л

О








Р

А

Т

Е

Р




А

Г

М

А



С

Л

А

Н

Д

И

Я



Рефлексия

Понравилось вам наше заочное путешествие? Почему? Достигли ли мы цели урока? Что-то новое вы узнали на уроке? Почему мы не боимся того, что в нашей местности может произойти подобное стихийное бедствие? (Местность, в которой мы живём, не входит в зону активного движения земной коры, так как находится на платформе, а платформа - это устойчивая часть земной коры).

Домашнее задание: параграф №19

Работа с географическим атласом и контурной картой: на контурной карте обозначьте действующие вулканы красной звездочкой, потухшие - чёрной.

Литература:

1. Интернет-ресурсы. Вулканы. Фотографии вулканов

2. Крумменерль Р. Природные катастрофы /пер с нем. Е.Ю.Жирновой-М.:ООО ТД «Издательский Мир книги»,2007

3. Я познаю мир: Природные катастрофы. Детская энциклопедия /автор - сост. Н.Н. Непомнящий; художник Ю.А.Стнишевский -М.: ООО Издательство «астрель»,2004



© 2010-2022