Урок географии в 6 классе «Остров Пасхи на карте мира»

Цель урока: изучение природных объектов на мировой карте на примере острова Пасхи. Задачи: 1.                 Повторить понятия «абсолютная высота», «относительная высота», «бергштрих», «холм», «географические координаты», «направления сторон горизонта». 2.                 Познакомить учащихся с понятием «географическое положение». 3.                 Закрепить умение строить проекцию холма горизонталями, определять географические координаты,  расстояния  и направления по карте.
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок «Остров Пасхи на карте мира»

Цель урока: изучение природных объектов на мировой карте на примере острова Пасхи.

Задачи:

  1. Повторить понятия «абсолютная высота», «относительная высота», «бергштрих», «холм», «географические координаты», «направления сторон горизонта».

  2. Познакомить учащихся с понятием «географическое положение».

  3. Закрепить умение строить проекцию холма горизонталями, определять географические координаты, расстояния и направления по карте.



Ход урока.

  1. Орг.момент.

У нас сегодня на уроке гости. Посмотрите на них, улыбнитесь.

  1. Изучение нового материала.

- Ч то мы будем сегодня изучать на уроке? На этот вопрос вы ответите после просмотра небольшого кинофрагмента.

В/фр «Загадки острова Пасхи».

- На карте мира много природных объектов, один из них - остров Пасхи. В 1722 г. голландский исследователь Джекоб Рогджевин увидел и посетил остров. Это случилось в воскресенье, первый день Пасхи. И за островом закрепилось это имя: остров Пасхи. В полинезийском названии остров Рапа-Нуи, является наименованием, указанным посетителем Таити в 19 веке, который говорит, что остров похож на таитянский остров "Рапа", но крупнее, "Нуи".

Слайд 1. Название острова и задача урока.

- Изучать его мы будем по определенному плану, который зашифрован в кроссворде.

Задание 1. Дополни предложение.

  1. Географическое………………………………………………………………….

  2. Географические……………………………………… точки.

  3. Абсолютная и относительная…………………………………………………..

  4. Вершина, склон, подошва - части …………………………………………….

  5. Стрелка «север-юг» указывает на плане ………………………………………

Индивидуальная работа на листах. Слайд 2. Самопроверка.

- Сегодня на уроке мы будем изучать особенности острова Пасхи как одного из природных объектов, находящихся на карте мира. По этому плану мы с вами будем знакомиться и с другими природными объектами мира.

Задание 2. По карте полушарий в атласе определите:

А) Как расположен остров Пасхи по отношению к экватору, начальному меридиану, Южному тропику;

Б) В каком океане расположен остров Пасхи;

В) Вблизи какого материка находится остров Пасхи.

Индивидуальная работа на листах. Слайд 3 (ответ). Взаимопроверка, используя ответ на слайде.

Задание 3. Определите географические координаты острова Пасхи.

Остров Пасхи имеет географические координаты: ..7 ̊ ю…, 10..̊.. д.

Индивидуальная работа на листах. Слайд 4 (ответ). Взаимопроверка, используя ответ на слайде.

Задание 4. Используя масштаб карты в 1 см 1 км, определите протяженность острова в км с севера на юг по линии А-В и с запада на восток по линии С-Д.

- Что вам для этого надо сделать?

- Измерить расстояния линейкой по карте и сосчитать. Записать ответы на лист.

Работа в парах. Слайд 5 (ответ).

Физкультминутка.

- Перед вами половика чистого листа бумаги. Закройте глазки и сложите лист пополам. Оторвите кусочек бумаги, сколько пожелаете. Сейчас оставшуюся часть сложите еще пополам. Еще оторвите кусочек от этой части. Еще раз сложите пополам и вновь оторвите кусочек. А сейчас откройте глаза и разверните лист бумаги. Посмотрите, какая у кого получилась фигура. На что похожа? На снежинку, а у нас с вами за окном зима.

Слайд 6. Карта острова.

- Назовите высшую точку острова. Какова её абсолютная высота?

- Её географические координаты 27 ̊ ю.ш., 109 ̊ з.д. Почему они совпадают с координатами острова?

- С высших точек(гор) острова всюду видны статуи. Как они появились на острове и почему до сих пор интересуют многих ученых мира, об этом расскажет Лера (Катя).

Слайд 7. Статуи.

Цивилизация на Рапа-Нуи появилась по мнению ученых около 4-го в.н.э., когда сюда высадились полинезийцы. Путешественники во главе с бесстрашным героем Хоту Матуа бежали или от войны или от затопляемого острова, чтобы начать новую жизнь на белом песчаном берегу Анакены. Затем эта земля перешла по наследству его сыновьям. В первые века освоения храмовые комплексы строили на низком аху (цоколе) на берегах у моря, позднее стали устанавливать и в центральных частях острова. Местные жители эти статуи называют моаи. Моаи - каменные статуи на побережье острова Пасхи в виде человеческой головы с туловищем, усечённым примерно по уровень пояса. Большинство моаи, отображающие известных предков являлись от 3,5 до 6 метров высотой, но были и большие - до 10 метров. Часть статуй имеют красные мемориальные шапки, сделанные из красного камня, как украшения для волос. Как определили ученые возраст почти 1000 моаи относится к 1350 г. нашей эры. После этого изготовление статуй было прекращено. Они смотрят не в сторону океана, а вглубь острова. Изготовлялись моаи в каменоломнях в центре острова. Каким образом они доставлялись к побережью, неизвестно. По легенде, они «шли» сами. В последнее время добровольцы-энтузиасты нашли несколько способов для транспортировки каменных блоков. Но каким именно пользовались древние жители (или каким-то своим), пока не определено. Норвежский путешественник Тур Хейердал в книге «Аку-Аку» даёт описание одного из этих способов, который был проверен в действии местными жителями. Согласно книге, информация о данном способе была получена от одного из немногих оставшихся прямых потомков строителей Моаи. Так, один из Моаи, опрокинутых с постамента, был водружён назад путём использования брёвен, подсунутых под статую, в качестве рычагов, раскачиванием которых можно было добиться небольших перемещений статуи по вертикальной оси. Перемещения фиксировались путём подкладки под верхнюю часть статуи камней различного размера и их чередования. Собственно транспортировка статуй могла осуществляться посредством деревянных салазок. Данный способ местный житель преподносит как наиболее вероятный, однако сам он верит, что статуи всё же доходили до своих мест самостоятельно. Множество недоделанных истуканов находятся в каменоломнях. После 1350 года изготовление статуй было прекращено, потому островитяне начали разрушительные сражения во время голода, возможно вызванного похолоданием климата и нехваткой пищи. Примерно с 14 века до европейского контакта в 18 веке на острове были постоянные сражения с разрушениями и каннибализмом. Последнее сражение, приведшее к закату культуры, было противостоянием между Ханау Еере ("короткие, тучные люди" ) и Ханау Момоко ("высокие, тонкие люди" ).

Задание 5. Изобразите холм ( гору Орито) при помощи горизонталей. Высота горы 220 м. Юго - западный склон крутой, северо - восточный пологий. Горизонтали проведены через 50 м.

- Что для этого надо сделать?

- Нарисовать в верхнем левом углу стрелку, показывающую направление север-юг.

Изобразить 5 горизонталей. Юго-западный склон изобразить с близко расположенными горизонталями в отличии от северо-восточного. Показать бергштрихи. Вершину обозначить точкой или маленьким треугольником и отметкой «220».

Индивидуальная работа на листах. Самопроверка по рисунку на доске.

Задание 6. Поставьте в центре острова точку А и проведите от неё стрелки на север, юго - восток, запад. Начальными буквами укажите названия сторон горизонта.

- Как правильно это сделать, прочтите на с 90-92 в учебнике.

Один ученик после прочтения, выполняет задание на настенной карте

( прикрепляет к карте стрелки из цветной самоклеющей бумаги). Самопроверка.

  1. Итог урока.

- Мы рассмотрели на примере острова Пасхи особенности природного объекта. Пригодятся вам эти знания? Сможете сами изучить любой природный объект на карте мира?

Рефлексия.

-А сейчас оцените свои знания в начале урока и в конце.

Д/з. Составить проект-презентацию из 5-7 слайдов о вулкане, горе, горной стране, равнине, острове, группе островов и рассказать, чем же вас заинтересовал данный географический объект, не просто рассказ, а небольшое исследование как мы с вами сегодня делали.


© 2010-2022