- Преподавателю
- География
- Рабочая программа учебного предмета География 5 класс ФГОС
Рабочая программа учебного предмета География 5 класс ФГОС
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Корниенко Ю.Е. |
Дата | 09.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«2-Пристанская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании МО приказом МБОУ
естественно-математического цикла «2-Пристанская ООШ»
протокол №1 от 29. 08.2014. 02.09.2015. №
Рабочая программа
по учебному предмету
«География»
для 5 класса
Составитель
Корниенко Юлия Евгеньевна,
учитель биологии, географии и химии.
д. Пристань - 2, 2015
Пояснительная записка.
-
Рабочая программа учебного предмета «География» для 5 класса разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897) к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программы, включенных в структуру основной образовательной программы;
-
в соответствии с положением о рабочих программах по учебному предмету, курсу
МБОУ «2-Пристанская ООШ», утвержденным приказом от 02.09.2015 №
Цель:
Знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества - географической картой, с взаимодействием природы и человека; пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности; формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении учебного предмета «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Учебный предмет «География» 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в 5 классе рассматриваются на уровне представлений.
Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «География» 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из учебного предмета «Окружающий мир» начального уровня обучения.
География в школе - это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география - это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Учебный предмет «География» является пропедевтическим по отношению к учебному предмету «Географии» на уровне основного общего образования.
При изучении этого учебного предмета начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении учебного предмета «Географии». Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС является системно - деятельностный подход.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «География» входит в предметную область «Общественно-научную» обязательной части учебного плана МБОУ «2-Пристанская ООШ» на 2015 - 2016 учебный год.
На изучение учебного предмета «География» в 5 классе отводится 1 час в неделю - 34 часа (34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания предмета
Учебный предмет «География» играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания учебного предмета «Географии», является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учебе;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; основами экологической культуры.
Метапредметные результаты:
Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
составлять описания объектов;
составлять простой план;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
оценивать работу одноклассников.
Предметные результаты:
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
показывать по карте основные географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
объяснять особенности строения рельефа суши;
описывать погоду своей местности.
Содержание учебного предмета.
Что изучает география.
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география- два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю.
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.
Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы; 2. Как люди открывали Землю.
Земля во Вселенной.
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.
Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета- Земля. Земля- планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли- Ю.А.Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли.
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным
признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Практические работы № 3, Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты;
№ 4. Самостоятельное построение простейшего плана
Природа Земли.
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,
И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Практическая работа №6. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
№
п / п
Раздел/ тема.
Кол -во
часов
Основные виды учебной деятельности
Раздел 1. Что изучает география.
5
1.
Мир, в котором
мы живем.
1
Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций.
2.
Науки о природе.
1
Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением.
3.
География - наука о Земле.
1
Работа с учебником и электронным приложением, знакомство с презентацией.
4.
Методы географических исследований.
1
Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.
5.
Обобщение знаний по разделу «Что изучает география».
1
Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом
Раздел 2. Как люди открывали Землю.
5
6.
Географические открытия древности и Средневековья. Практическая работа № 1. «Важнейшие открытия древности и Средневековья».
1
Работа с картой: формирование умения правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника.
7.
Важнейшие географические открытия.
1
Работа с текстом учебника, контурной картой. Анализ презентации
8.
Открытия русских путешественников.
1
Чтение и анализ карт атласа.
9.
Открытия русских путешественников Практическая работа № 2. «Важнейшие географические открытия».
1
Самостоятельная подготовка презентации по опережающему заданию «Десять великих путешественников»
10.
Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю».
1
Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом
Раздел 3. Земля во Вселенной.
9
11.
Как древние люди представляли себе Вселенную.
1
Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя.
12.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.
1
Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Ученые, перевернувшие мир».
13.
Соседи Солнца.
1
Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя.
14.
Планеты-гиганты и маленький Плутон.
1
Составление характеристики планет гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника и диска.
15.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
1
Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям учебника.
16.
Мир звезд.
1
Наблюдения за звездным небом: какие созвездия я знаю и видел.
17.
Уникальная планета - Земля.
1
Сравнение особенностей планет земной группы.
18.
Современные исследования космоса.
1
Подготовка сообщения о первой женщине космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос (А. А. Леонов).
19.
Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».
1
Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом.
Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли
5
20.
Стороны горизонта.
1
Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта.
21
Ориентирование. Практическая работа № 3. «Ориентирование по компасу».
1
Ориентирование по компасу и местным признакам.
22.
План местности и географическая карта
1
Отработка знания условных знаков плана. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.
23.
План местности и географическая карта Практическая работа № 4. «Составление простейшего плана местности».
1
Отработка знания условных знаков плана.
Ориентирование по плану и географической карте. Самостоятельное построение простейшего плана местности.
24.
Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»
1
Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя.
Раздел 5. Природа Земли
11
25.
Как возникла Земля.
1
Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя.
26.
Внутреннее строение Земли.
1
Анализ текста и рисунков учебника, определение ключевых понятий урока, самостоятельное выполнение заданий учителя.
27.
Землетрясения и вулканы. Практическая работа №5. «Сейсмоактивные зоны Земли».
1
Работа с атласом и контурной картой: обозначение районов землетрясений и крупнейших вулканов.
28.
Промежуточная аттестация.
1
Выполнение тестовых заданий.
29.
Путешествие по материкам.
1
Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации о природе разных материков Земли.
Работа с учебником, атласом.
30.
Вода на Земле.
1
Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
31.
Воздушная одежда Земли. Живая оболочка Земли.
1
Анализ текста учебника с целью определения ключевых понятий урока. Работа с учебником и электронным приложением.
32.
Почва - особое природное тело.
1
Анализ текста учебника, работа с электронным приложением.
33.
Человек и природа.
1
Выполнение тестовых заданий. Работа с картами. Повторение географической номенклатуры и основных понятий и терминов (географический диктант).
34
Обобщение знаний по разделу «Природа Земли».
1
Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом.
Описание материально - технического обеспечения образовательной деятельности.
-
Баринова, И. И. География. Начальный курс. 5 класс.: учебник/И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. - 140 с.
-
Баринова, И. И., Карташева, Т. А.География. Начальный курс. 5 класс [Текст]: методическое пособие к учебнику И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «География. Начальный курс. 5 класс».-М.: Дрофа, 2013. - 128 с.
-
Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. С. В. Курчина. [Текст]: - М.: Дрофа, 2015. - 409с.
-
Сонин, Н. И. География. Начальный курс. 5 класс.: рабочая тетрадь к учебнику /И. И. Баринова, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «География. Начальный курс. 5 класс»/ Н. И. Сонин, С. В. Курчина.- 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015.-76 с.
-
География. Начальный курс. 5 класс. Электронное приложение к учебнику.
-
География Атлас 5 класс. М. Дрофа 2015.
-
География Контурные карты 5 класс.
Интернет-ресурсы:
-
http: //gao.spb.ru/russian
-
http: //fmm.ru
-
http: //mchs.gov.ru
-
http: //national-geographic.ru
-
http: //nature.com
-
http: //ocean.ru
-
http: //pogoda.ru
-
http: //sgm.ru/rus
-
http: //unknowplanet.ru
-
ru.wikipedia.org/wiki
-
nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы
-
rgo.ru/ - Планета Земля
-
sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система
-
rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество
-
geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России
Технические средства обучения:
1. Мультимедийный проектор
2. Компьютер
3. Интерактивная доска
Таблицы:
-
Ориентирование на местности.
-
Воды суши
-
Животный мир материков
-
Календарь наблюдений за погодой
-
План и карта
-
Полезные ископаемые и их использование
-
Растительный мир материков
-
Рельеф и геологическое строение Земли
Портреты:
-
Набор «Путешественники»
-
Набор «Ученые-географы»
Карты мира:
-
Великие географические открытия
-
Карта океанов
-
Климатические пояса и области
-
Почвенная
-
Природные зоны
-
Растительности
-
Физическая карта полушарий
Карты России
-
Физическая
Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности):
-
Компас ученический
-
Нивелир школьный
-
Рулетка
Модели:
-
Модель Солнечной системы
-
Глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000
-
Глобус Земли физический лабораторный (масштаб 1:50 000 000) (для раздачи учащимся)
-
Строение складок в земной коре и эволюция рельефа
Коллекции:
-
Коллекция горных пород и минералов
-
Шкала твердости Моса
-
Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов
Приложение №1
Календарно - тематическое планирование.
№
п / п
Тема.
Кол-во
часов
Дата
проведения
Раздел 1. Что изучает география.
5
1.
Мир, в котором
мы живем.
1
2.
Науки о природе.
1
3.
География - наука о Земле.
1
4.
Методы географических исследований.
1
5.
Обобщение знаний по разделу «Что изучает география».
1
Раздел 2. Как люди открывали Землю.
5
6.
Географические открытия древности и Средневековья. Практическая работа № 1. «Важнейшие открытия древности и Средневековья».
1
7.
Важнейшие географические открытия.
1
8.
Открытия русских путешественников.
1
9.
Открытия русских путешественников Практическая работа № 2. «Важнейшие географические открытия».
1
10.
Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю».
1
Раздел 3. Земля во Вселенной.
9
11.
Как древние люди представляли себе Вселенную.
1
12.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.
1
13.
Соседи Солнца.
1
14.
Планеты-гиганты и маленький Плутон.
1
15.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
1
16.
Мир звезд.
1
17.
Уникальная планета - Земля.
1
18.
Современные исследования космоса.
1
19.
Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».
1
Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли
5
20.
Стороны горизонта.
1
21
Ориентирование. Практическая работа № 3. «Ориентирование по компасу».
1
22.
План местности и географическая карта
1
23.
План местности и географическая карта Практическая работа № 4. «Составление простейшего плана местности».
1
24.
Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»
1
Раздел 5. Природа Земли
11
25.
Как возникла Земля.
1
26.
Внутреннее строение Земли.
1
27.
Землетрясения и вулканы. Практическая работа №5. «Сейсмоактивные зоны Земли».
1
28.
Промежуточная аттестация.
1
29.
Путешествие по материкам.
1
30.
Вода на Земле.
1
31.
Воздушная одежда Земли. Живая оболочка Земли.
1
32.
Почва - особое природное тело.
1
33.
Человек и природа.
1
34
Обобщение знаний по разделу «Природа Земли».
1