Конспект урока по географии 6 класс Понятие о плане местности. Масштаб

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока 6 класс.

Тема «Понятие о плане местности. Масштаб».

Цели и задачи урока:

1. Познакомить с понятием плана местности, условными знаками, масштабом.

2. научиться использовать и читать условные знаки на планах и картах.

2. переводить численный масштаб в именованный и наоборот;

3. определять расстояния на плане, с помощью линейного масштаба.

Средства обучения:

План местности, циркуль, учебник, атлас.

Ход урока

Фронтальный опрос §1-2.

Итак, ребята, вы молодцы, что усвоили материал, скажите, что является предметом изучения географии? (материки, океаны, страны). А, скажите, мы можем перенести нашу планету целиком в школьный атлас? (нет). Именно по этому, мы используем изображения Земли и её части - на глобусах, географических картах, используем космические снимки, планы местности. Они нам дают представление о величине и взаимном расположении географических объектов.

Однажды мальчик Вова, гуляя по городу, совершенно случайно очутился на аллее, которую раньше никогда не видел. Аллея была длинная-предлинная, и по обеим её сторонам росли старые липы, вспомните наш Ботанический сад в Ставрополе. Мальчику так понравилась аллея, и он решил сделать её план, чтобы рассказать об этом месте своим друзьям и привести их сюда.

Но, к сожалению, у него ничего не получилось. Вова не знал ни условных знаков, и никак не мог понять, как уместить всю эту длинную аллею на листе бумаги.

Вова не знал о существовании масштаба и каким же образом уместить всё, что видишь на бумаге.

1) что же такое план местности? Ребята, вспомните, вы все рисовали и вклеивали в дневники в начальной школе рисунки, как они называются? (Разговор и том, как пройти от дома к нужному объекту - итог: нарисовать схему!!! план территории!!!

2) почему важно его изучать и знать, или уметь читать? (чтобы знать, как, куда добраться, что окружает и нет ли опасностей….)

3) с помощью чего изображают различные объекты на плане местности? (условные знаки)

4) Давайте рассмотрим изображения на разных источниках и условные знаки на форзаце учебника, и ответим на мои вопросы (сравнить рисунки на форзаце).

1. Людям, каких профессий, для решения каких задач, могут понадобиться изображения местности?

2. Где предметы наиболее похожи на их действительный вид на местности?

3. Изображены ли на плане предметы местности, которые не видны на аэрофотосъёмке? Какие это предметы?

4. На каких из этих изображений можно узнать о названии села, реки, а в лесу породы деревьев? (на плане местности).

5. Какое из изображений даёт больше сведений и удобнее для изучения и использования местности? (план)

5) как изображена дорога, тропа, огород и т.д. на плане (с помощью знаков и масштаба). План местности составляется по определённым правилам топографами

Ребята, давайте запишем точное определение: План местности (топографический план) - это чертёж, который изображает земную поверхность сверху в уменьшенном виде с помощью условных знаков.

Отличительные особенности плана местности.

- По плану местности можно получить больше информации

-название улиц, рек, посёлков

- Направление на север, юг, запад , восток.

- о течении рек

- о высоте земной поверхности.

- составить план местности можно только при помощи условных знаков

Условные топографические знаки - знаки, обозначающие объекты на плане. Каждому соответствует свой цвет, они должны быть одинаковыми по форме, размеру, цвету. Давайте обратимся к заданию на стр. 12.

6)Мы говорим, что на плане всё уменьшено в несколько раз, и здесь наверное тоже есть определённые правила, давайте разберёмся, что такое масштаб? Как вы считаете?

Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, нанесённая на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности.

Масштаб (нем. mab - мера, stab - палка) - отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности.

7) виды масштаба:

Масштаб может быть записан тремя способами, поэтому на каждом плане или карте обязательно указывается численный, именованный и линейный масштаб. План становится более удобным для использования, если масштаб на нем указан тремя способами (рис. форзац). Зарисуем следующую схему в тетрадь.

Конспект урока по географии 6 класс Понятие о плане местности. Масштаб.

Численный масштаб выражается в виде дроби, где числитель равен единице, а знаменатель - число, показывающее, во сколько раз уменьшено изображение.

Например:

Масштаб 1: 10 000 (читается одна десятитысячная) показывает, что каждому сантиметру на карте соответствует 10 000 см (100 м) на местности.

Другими словами, эта запись означает, что отрезок длиной 10 000 см (100 м) на местности изображается на плане отрезком длиной 1см.

Примеры:

1: 50 - 1 см на карте равен 50 см на местности;

1:100 - 1см на карте равен 100 см на местности;

1: 1000 - 1 см на карте равен 1000 см на местности (10 метрам на местности).

На планах и картах не только указывают численный масштаб, но и записывают его словами, т.е. именуют. Такой масштаб называется именованным.

Например: в 1 сантиметре 100 метров (смотрите рис. 1форзац).

Как перевести численный масштаб в именованный

  • Записать в 1см - .

  • Поскольку в 1 метре 100 сантиметров, то нужно убрать два нуля.

  • Поскольку в 1 километре 1000 метров, то нужно убрать ещё три нуля (если можно).

  • Оставшееся число записать после тире, указать метры или километры.

Например:

1 : 1|00 1 см - 1 м

1 : 10|00 1 см - 10 м

1 : 10 0|00 1 см - 100 м

1 : 1|0 00|00 1 см - 1 км

1 : 5|00 1 см - 5 м

1 : 20 0|00 1 см - 200 м

1 : 30|0 00|00 1 см - 30 км

Запишите правило и примеры

Как перевести именованный масштаб в численный

  • Записать 1: и величину масштаба (число после тире)

  • Если именованный масштаб дан в метрах, то поскольку 1 метре 100 сантиметров, нужно добавить два нуля.

  • Если именованный масштаб дан в километрах, то поскольку в 1 километре 1000 метров, нужно добавить ещё три нуля.

Например:

  • в 1 см - 25 м 1: 2 500

  • в 1 см - 300 м 1: 30 000

  • в 1 см - 4 км 1: 400 000

  • в 1 см - 50 км 1: 5 000 000

Обычно на планах, кроме численного и именованного масштабов, помещают линейный масштаб (смотрите рис.1). Он представляет собой линию, разделённую на равные отрезки (смотрите рис.2). Отрезки справа от нуля показывают, какому расстоянию на местности соответствуют расстояния на плане в 1 см, 2 см и т.д. Отрезок слева от нуля разделён на равные мелкие части. Зная расстояние на местности, которому соответствует большой отрезок, и количество мелких отрезков, можно вычислить, какому расстоянию на местности соответствуют эти мелкие отрезки. Линейный масштаб позволяет измерять расстояния на плане при помощи циркуля-измерителя или полоски бумаги. При помощи линейного масштаба можно определять длину кривых линий, например реки, дороги. Дополняем нашу схему.

Конспект урока по географии 6 класс Понятие о плане местности. Масштаб.

Значение классификации карт по масштабу определяется влиянием масштаба на содержание и особенности использования карт. Различают карты:

мелкомасштабные (мельче 1:1 000 000);

среднемасштабные (1:200 000 - 1:100 000);

крупномасштабные (1:100 000 и крупнее).

Примерами мелкомасштабных карт могут служить: физическая карта полушарий (рис.6), политическая карта мира (рис.7), физическая карта России (рис.8), карты материков (рис.9) и т.д.

Топографическая карта Москвы и Московской области - пример среднемасштабной карты (рис.10).

Конспект урока по географии 6 класс Понятие о плане местности. Масштаб.

Чем меньше масштаб карты, тем подробнее изображена на ней территория.

Закрепление: численный и именованный масштаб

1) Переведите ч.м. в и.м. в 1 см - 100 м (1 : 10 000); 0.5 км (1 : 50 000)

1 : 500 (в 1 см - 5 м)

1 : 10000 (в 1 см - 100 м)

1 : 250000(в 1 см - 2.5 км)

1 : 1 000 000(в 1 см - 10 км)

Д\З. §§3-4, начертить план местности, масштаб и условные знаки выбрать самим; с.16. з.4.пис.



© 2010-2022