Адаптированная рабочая программа по географии

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе:

  • Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида в 5-9 классы», в 2 сб., под редакцией В.В.Воронковой, издательства «Владос» 2011г.

  • Учебника «География»: 9 класс. учебник для специальных. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: с приложением. / под редакцией

Т.М. Лифановой, Е.Н. Соломиной. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

Цель изучения географии:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира.

Задачи:

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания.

Программа разработана с учетом изменений, происходящих в современном обществе и новых данных географической науки.

География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.

Основные задачи современного школьного курса географии - элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей с интеллектуальной недостаточностью. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей; они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».

Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания географии, предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.

Три четверти 9 класса отведены на изучение стран Евразии. Изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. Названия государств даются в скобках. При объяснении материала учителю целесообразно несколько сместить акценты, перенеся внимание со специальных знаний на страноведческие и общекультурные.

Бывшие союзные республики изучаются во второй четверти 9 класса в разделах «Восточная Европа», «Центральная и Юго-Западная Азия». Компактное изучение этих стран дает учителю возможность рассказать о распаде монополизированного государства, на доступном материале проанализировать последствия, повлиявшие на углубление экономического кризиса и на усугубление национальных проблем. Следует обратить внимание учащихся на налаживающиеся экономические и культурные контакты с некоторым из этих суверенных государств.

В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр кино- и видеофильмов о природе достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте ее народа.

Примерный план изучения стран Евразии (географическое положение, государственный строй, символика, климат, рельеф, флора и фауна, хозяйство, население, столица, крупные города, достопримечатёльности) уточняется и конкретизируется учителем в зависимости от особенностей данного государства.

Интеграционные процессы, происходящие в Европе (отмена виз, введение единой валюты), падение «железного занавеса» приблизили Россию к мировому сообществу, поэтому целесообразно завершить курс «Материки и океаны» темами, посвященными России как крупнейшему государству Евразии. На этих уроках учитель обобщает знания учащихся о своей стране (государстве), полученные в 6 и 7 классах, и подготавливает их к знакомству со своим краем (областью, районом).

Заканчивается курс географии региональным обзором. В предлагаемой программе изучению своей местности отводится четвертая четверть 9 класса. Территорию для изучения (республика, край, область, район, город, село) определяет сам учитель. На этих уроках учащиеся не только систематизируют свои знания о природе края, но и знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе. Выпускники специальных коррекционных школ должны уметь ориентироваться в своей местности, знать основные достопримечательности своего края.

На уроках можно усилить изучение социальных, экологических культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (34 учебные недели по 2 часов в неделю).

  • Количество часов в I четверти - 18.

  • Количество часов во II четверти - 14.

  • Количество часов в III четверти - 20.

  • Количество часов в IV четверти - 16.

Содержание курса

Государства Евразии

Политическая карта Евразии. Государства Евразии (обзор).

Западная Европа

Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии).

Франция (Французская Республика). Германия (Федеративная Республика Германия).

Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация).

Южная Европа

Испания. Португалия (Португальская Республика). Италия (Итальянская Республика).

Греция (Греческая Республика).

Северная Европа

Норвегия (Королевство Норвегия). Швеция (Королевство Швеция). Финляндия (Финляндская Республика).

Восточная Европа

Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика). Венгрия (Венгерская Республика). Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария). Сербия и Черногория. Эстония (Эстонская Республика). Латвия (Латвийская Республика). Литва (Литовская Республика). Белоруссия (Республика Беларусь).

Украина. Молдавия (Республика Молдова).

Центральная Азия

Казахстан (Республика Казахстан). Узбекистан (Республика Узбекистан). Туркмения (Туркменистан). Киргизия (Кыргызстан). Таджикистан (Республика Таджикистан).

Юго-Западная Азия

Грузия (Республика Грузия). Азербайджан (Азербайджанская Республика). Армения (Республика Армения). Турция (Республика Турция). Ирак (Республика Ирак). Иран (Исламская Республика Иран), Афганистан (Исламское Государство Афганистан).

Южная Азия

Индия (Республика Индия).

Восточная Азия

Китай (Китайская Народная Республика). Монголия (Монгольская Народная Республика).

Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея). Япония.

Юго-Восточная Азия

Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Лаос (Лаосская Народно-Демократическая Республика). Таиланд (Королевство Таиланд) или другие страны по выбору учителя.

Россия

Россия (Российская Федерация) - крупнейшее государство Евразии. Сухопутные и морские границы России. Административное деление России. Столица, крупные города России.

Свой край

История возникновения нашей области. Положение на карте области, края. Поверхность.

Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы. Полезные ископаемые и почвы нашей местности; Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. Водоснабжение нашего края питьевой водой. Охрана водоемов. Растительный мир нашего края (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягода, лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира. Животный мир нашей местности, (Хищные и травоядные, дикие сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам; Заповедники, заказники. Населений нашей области. Его состав. Национальные обычаи, традиций, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня. Промышленность нашей местности. Ближайшее промышленное предприятие, где могут работать выпускники школы. Специализация сельского хозяйства (растениеводство, животноводство, бахчеводство и т.п). Транспорт нашего края (наземный, железнодорожный, авиационный, речной). Наш поселок. Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края.

Календарно-тематическое планирование

Название темы

Количество часов

Словарная работа

Практическая работа

Межпредметные связи

1 четверть - 18 часов

1

Политическая карта Евразии. Государства Евразии (обзор).

1

Евразия

Работа с политической картой мира. Работа с контурной картой Евразии. Нанесение границы Европы и Азии. Знакомство с планом характеристики государств.

2-3

Великобритания (Соединённое Королевство Великобритания и Северной Ирландии)


2

Работа с политической картой Евразии. Обозначение на контурной карте государство, столицу, изученные города. Рисование в тетради флага страны.

Обозначение на к\карте Северную Ирландию и её столицу.

4-5

Франция (Французская Республика)

2

Обозначение на к\ карте государство, её столицу.

Рисование флага страны.

6

Германия (Федеративная республика Германия)

1

Работа с политической картой. Обозначение на к\карте государство, её столицу. Рисование флага страны.

7

Австрия (Австрийская республика), Швейцария (Швейцарская Конфедерация)

1

конфедерация

На к\карте обозначить Швейцарию, Австрию и подписать название столиц.

Рисование флагов обоих государств.

8

Испания. Португалия (Португальская Республика)

1

Работа с физической картой.

На к\карте обозначить Португалию, Испанию и их столицы. Рисование флагов этих государств.

9-10

Италия (Итальянская Республика)

1

На к\карте обозначить Италию и её столицу.

Запись в тетради названия промышленной продукции.

Рисование флага страны.

11

Греция (Греческая Республика)

1

На к\карте обозначить Грецию и её столицу.

Рисование флага.

Выписать названия полезных ископаемых и с\х культур.

12

Норвегия (Королевство Норвегия)

1

Обозначить на к\карте Норвегию и подписать её столицу. Выписать в тетрадь отрасли промышленности.

Рисование флага.

13

Швеция (Королевство Швеция)

1

Обозначит на к\карте Швецию и её столицу.

Выписать полезные ископаемые и основные отрасли промышленности.

Рисование флага.

14

Финляндия (Финляндская Республика)

1

Выписать основные отрасли промышленности и с\х .

На к\ карте обозначить Финляндию и её столицу.

Рисование флага страны.

15

Польша (Республика Польша)

Венгрия (Венгерская Республика)

1

Выписать основные отрасли промышленности Польши и Венгрии и названия полезных ископаемых

На к\карте обозначить государства и их столицы.

Рисование флагов обеих

стран.

16

Чехия (Чешская Республика)

Словакия (Словацкая Республика)

1

Обозначить на к\карте государства, подписать их столицы. Выписать в тетрадь названия полезных ископаемых и основные виды промышленности каждой страны. Рисование флагов Чехии и Словакии.

17

Румыния (Республика Румыния)

Болгария (Республика Болгария)

1

Работа с к\картой: обозначить Румынию, Болгарию и их столицы.

Выписать основные отрасли промышленности и полезные ископаемые. Рисование флагов этих государств.

18

Сербия и Черногория

1

Рисование флагов этих государств.

2 четверть (14 часов)

19

Эстония (Эстонская Республика)

1

Работа с картой Евразии;

Работа с к\ картами: отметить Эстонию, её столицу, крупные города;

Рисование флага Эстонской Республики;

Выписать основные отрасли промышленности и с\х.

20

Латвия (Латвийская Республика)

1

Работа с к\картами: обозначение Латвийской Республики, её столицы, крупные города. Рисование флага Латвии. Выписать основные отрасли промышленности и с\х.

21

Литва (Литовская Республика)

1

Обозначение на к\ картах Литвы, её столицу, крупные города. Рисование флага.

Выписать основные отрасли промышленности, с\ х и полезные ископаемые.

22

Белоруссия (Республика Беларусь)

1

Работа с картой Евразии;

Работа с к\ картами: обозначение Белоруссии, её столицы, крупные города.

Рисование флага.

23

Украина

1

На к\ картах обозначить Украину, её столицу и крупные города. Рисование флага. Выписать основные отрасли промышленности и с\х.

24

Молдавия (Республика Молдова)

1

Работа с картой. На к\ картах обозначить Украину, её столицу, крупные города.

Рисование флага Украины.

Выписать основные отрасли промышленности и с\ х , полезные ископаемые.

25

Казахстан (Республика Казахстан)

1

Обозначение на к \ карте Казахстана, столицу, крупные города. Рисование флага. Выписать основные отрасли промышленности и с\х.

26

Узбекистан (Республика Узбекистан)

1

Работа с к\ картами: обозначение республики, столицу, крупные города.

Рисование флага. Выписать основные отрасли промышленности. Месторождения полезных ископаемых.

27

Туркмения. (Туркменистан

1

Обозначение Туркмении на к\ картах, столицу, изученные города. Рисование флага. Выписать основные отрасли промышленности и с\х .

28

Киргизия

( Кыргызстан)

1

Работа с к\ картами: нанести Киргизию, столицу, крупные города. Рисование флага.

Выписать основные отрасли промышленности.

Обозначить месторождения полезных ископаемых.

29

Таджикистан

( Республика Таджикистан)

1

Обозначить на к\ картах Таджикистан, столицу, крупные города. Рисование флага. Выписать основные отрасли промышленности.

30

Грузия (Республика Грузия)

1

Работа с картой Евразии.

Обозначить на к\ картах Грузию, её столицу, изученные города. Рисование флага. Выписать основные отрасли промышленности.

31

Азербайджан (Азербайджанская Республика)

1

Обозначить на к\ картах Азербайджан, его столицу, крупные города. Рисование флага. Выписать основные отрасли промышленности и с\х.

32

Армения

( Республика Армения)

1

На к \ картах обозначить Армению, столицу, крупные города. Рисование флага.

Выписать основные отрасли промышленности и с\х. Месторождения полезных ископаемых.

3 четверть ( 20 часов)

33

Турция (Турецкая Республика)

1

ислам

На к / картах отметить Турцию и её столицу.

Записать в тетрадь названия полезных ископаемых.

Нарисовать флаг.

34

Ирак

( Республика Ирак)

1

Саманный кирпич

паломничество

Работа с физической картой: опишите особенности рельефа Ирака. На к\ карте отметить Ирак и столицу Ирака. Зарисовать флаг республики Ирак. Выписать в тетрадь названия государств. Граничащих с Ираком, названия с/ х культур.

35

Иран

( Исламская Республика Иран)

1

На к/ карте отметить Иран и его столицу.

Записать в тетрадь названия полезных ископаемых Ирана и с\ х культуры.

Работа с физической картой: описать рельеф Ирана.

36

Афганистан (Исламская Республика Афганистан)

1

Намаз

пуштуны

По физической карте описать особенности рельефа Афганистана. На к/ карте отметить Афганистан и подписать столицу. Нарисовать флаг Афганистана. Выписать в тетрадь названия с\ х культур.

37

38

Индия

( Республика Индия)

2

Вегетарианцы

Касты

Индуизм

Сари

На к\ карте отметить Индию и подписать название её столицы. Нарисовать в тетради флаг республики.

Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика отраслей промышленности Индии в колониальный период и в настоящее время»

Выписать названия с\х культур.

39

40

Китай (Китайская Народная Республика)

2

Иероглифы

Циновка

Город- миллионер

амбразура

По физической карте описать рельеф Китая. Отметить на к\карте Китай и подписать его столицу.

Написать в тетради названия полезных ископаемых и крупных рек Китая.

Нарисовать флаг республики.

Выписать основные отрасли промышленности и с\х Китая.

41

Монголия (Монгольская Народная Республика)

1

Буддизм

Кочевники

Юрта

кумыс

На к\ карте отметить Монголию и её столицу.

Нарисовать флаг Монголии.

Выписать основные отрасли промышленности и с\х.

42

Корея (Корейская Народно - Демократическая Республика и Республика Корея)

1

Женьшень

Написать названия полезных ископаемых Корейского полуострова. На к\карте отметить КНДР и Республику Корея.

Нарисовать флаги этих стран.

43

44

Япония.

2

Тайфун

Татами

Сакура

Оригами

икебана

На к\карте отметить Японию, её столицу и крупные города.

Написать в тетради основные отрасли промышленности, названия с\х культур и животных, выращиваемых в Японии. Нарисовать флаг Японии.

45

46

Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам), Лаос (Лаосская Народно -Демократическая Республика),

Тайланд (Королевство Тайланд).

2

Монархия

Тайцы

пагоды

Отметить на к\карте государства их столицы.

Нарисовать флаги этих государств. Написать в тетрадь основные отрасли промышленности и с\х этих стран. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика развития промышленности и с\х стран Юго - Восточной Азии»

47

Россия (Российская Федерация)- крупнейшее государство Евразии.

2

ТЭС

ГЭС

АЭС

Работа с физической картой: описать поверхность России (рельеф). Выписать в тетрадь названия равнин, низменностей, возвышенностей, гор России.

Составить таблицу «Основные месторождения полезных ископаемых, их использование». Выписать основные отрасли промышленности и с\х России.

48

Сухопутные и морские границы.

1

Береговая линия

Отметить на к\картах сухопутные границы России и подпишите пограничные государства. Нанести на к\карты моря, по которым проходит граница России.

Сухопутные и морские границы России (повторение 7класс)

49

Административное деление России.


1

Край

Округ

Область

Федерация

Субъект Федерации


Выписать в тетрадь области Европейской и Азиатской частей России. Работа со словарём: выписать определения слов: край, область, автономный округ, автономная республика, федерация. Составить схему «Субъекты Федерации».

На к\карте отметить федеральные округа и их центры.

Административное деление России (повторение 7класс)

50

Столица, крупные города России.

1

Отметить на к \карте столицу России и крупные города.

Нарисовать флаг России.

51

Обобщающий урок по теме: Российская Федерация - крупнейшее государство Евразии.

1

52

Контрольная работа

1

IV четверть (16 часов)

53

История возникновения нашего края.

1

Работа историческими материалами и справочными материалами об истории образования города, его сегодняшнем дне.

История нашего края

( история)

54

Положение на карте области. Границы. Поверхность.

1

Рельеф

граница

Работа с физической картой Иркутской области. Работа с к\ картами: обозначить на к \ карте России свою область.

55

Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы

1

Приметы

Климатический пояс

погода

Работа с климатической картой России. Работа с календарём погоды. Работа с литературой « Народные приметы по сезонам года»

Сезонные изменения в природе

( природовед.)

56

Полезные ископаемые и почвы нашей местности.

1

Месторождения

Типы почв

Работа с почвенной картой России. Работа с физической картой России: Определение типов почв Иркутской области и Бодайбинского района, их характеристика.

Работа с условными знаками полезных ископаемых.

Почва.

Состав почвы.

Типы почв.

( естествозн.)

57

Реки, озёра, каналы нашей местности, Водоснабжение питьевой водой. Охрана водоёмов.

1

Ресурсы

заповедник

Работа с картой нашего района: выделить территорию Витимского заповедника, озеро Орон.

Демонстрация фильма «Водоёмы Бодайбинского района».

Водные ресурсы, экологические проблемы. (естествознание)

58

Растительный и животный нашего края. Растения и животные, занесённые в Красную книгу России. Охрана природы

1

Касатик

Бородиния

Рододендрон

Толсторог

заказник

Работа с иллюстрациями «краснокнижных» растений и животных,

Зарисовать и подписать названия растений и животных Демонстрация фильма о природе Витимского заповедника, охране природы в нашем районе.

Охрана растительного и животного мира.

(естествознание)

59

Население нашей

(области). Его состав, национальные обычаи, традиции.

1

Эвенки

якуты

Работа с литературой «Свой край» рубрика «Народы Севера: их быт, обычаи, традиции»

Сфера быта, национальные блюда (СБО).

60

Промышленность нашей местности. Предприятия золотодобывающей промышленности.

1

Драга

Монитор

Шагающий экскаватор

Работа с картой района: обозначить условными знаками все золотодобывающие предприятия, их участки.

Записать в тетрадь названия предприятий.

61

Специализация сельского хозяйства.

1

62

Транспорт нашего края.

1

Наземный

Составить таблицу: «Роль разного вида транспорта в развитии промышленности нашего района»

Виды транспорта (СБО)

63

Наш город Архитектурно - исторические и культурные памятники нашего города и района

1

Выполнить рисунки и написание сочинения на тему: «Прошлое, настоящее и будущее нашего города»

Архитектурные памятники (изо)

64

Наш посёлок. Его прошлое и настоящее.

1

Написать сочинение «Будущее нашего посёлка»

65

Экскурсия по посёлку

1

Отчёт по экскурсии

66

Итоговая контрольная работа

1

67

68

Повторение и обобщение

2


Результаты освоения учебного предмета

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;

  • Границы, государственный строй и символику России;

  • Особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;

  • Медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.

Учащиеся должны уметь:

  • находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их

  • столицы;

  • по иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города Евразии;

  • показывать Россию на политических картах мира и Евразии;

  • находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон);

  • давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;

  • называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;

  • правильно вести себя в природе.


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для учителя:

  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида:5-9кл.: В2сб. [Текст] / Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2011. - Сб. 1. - 232 с.

  2. Предметная география в школе /Авт.- сост. В.Н. Андреева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 224с. - (Библиотека учителя)

  3. Кондратюк Н.Н. Дидактические материалы по географии: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 96с. (Серия «Игровые методы обучения»)

  4. Крюков С.Н. Изучение начальной географии // ж.Педагогическое наследие

  5. Яковлев Н.М. Начальное географическое картоведение. М., 1957.

  6. Хохрина В.Т. Дидактические основы урока во вспомогательной школе. Учеб. пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2010 -68с.

Для обучающихся:


  1. Лифанова Т.М. география России: 9 кл.: учеб. для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: с прил. / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 207с.




© 2010-2022