• Преподавателю
  • География
  • Учебно-методические указания для выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «География» 20 часов

Учебно-методические указания для выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «География» 20 часов

Данная работа представляет собой учебно-методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по географии в организациях начального и среднего профессионального образования объемом 20 часов. Они составлены на основе примерной программы и календарно-тематического плана по стандартам третьего поколения в организациях НПО и СПО. Работа включает в себя: введение, рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, инструкции по овладению навыками внеаудиторной самос...
Раздел География
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Министерство просвещения Приднестровской Молдавской Республики


Учебно-методические указания для выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «География» 20 часов

Учебно-методические указания

для выполнения обучающимися внеаудиторной

самостоятельной работы

по учебной дисциплине

«География»


Учебно-методические указания для выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «География» 20 часов

Тирасполь, 2015


Содержание

Введение.......................................................................................................................................2

1. Рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.........................2

2. Инструкции по овладению навыками внеаудиторной самостоятельной работы..............6

3. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы.......................................................11

4. Контроль внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся..................................15

Список рекомендуемой литературы........................................................................................16

Введение

Учебно-методические указания для выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы является частью учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «География».

Содержание заданий учебно-методических указаний по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «География» соответствует требованиям к минимуму содержания среднего общего образования Государственного образовательного стандарта.

Целью методических указаний является обеспечение эффективности внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

Цели внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

  2. углубление и расширение теоретических знаний;

  3. формирование умений использовать учебную и справочную литературу;

  4. развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  5. формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  6. развитие исследовательских умений.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня, формированию общих и профессиональных компетенций в рамках образовательной программы.

Обучающийся в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. В ходе изучения учебной дисциплины «География» обучающиеся должны уметь планировать и выполнять свою работу. Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося и определяется учебным планом.

1. Рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

Для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы необходимо пользоваться учебной литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсами или другими источниками по усмотрению обучающегося.

Внеаудиторная самостоятельная работа рассчитана на разные уровни мыслительной деятельности. Выполненная работа позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику подготовки, что очень важно в дальнейшем процессе обучения.

Внеаудиторная самостоятельная работа, как правило, имеет творческий характер и выполняется на третьем уровне развития самостоятельной познавательной деятельности. В процессе обучения внеаудиторная самостоятельная работа носит характер практической деятельности с учебной литературой и компьютерными базами данных. Обучающиеся должны уметь составлять схемы, таблицы по тексту лекций, учебной литературе, готовить сообщение, доклад, реферат по заданной теме, составлять письменный конспект темы или раздела, выполнять упражнения и творческие задания.

Каждый обучающийся должен иметь отчетность о выполненной работе. Для этого предлагается вести карту внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося, которая оформляется в отдельной тетради.

Карта внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося

Тема

№ задания

Форма контроля

Оценка

Дата сдачи

Раздел I.

Экономическая и социальная география: региональная характеристика мира.

1.1. Введение.

№1

Выступление с сообщением



№2

Оформление контурной карты



1.2. Общая характеристика Зарубежной Европы.

№1

Оформление контурной карты



№2

Составить ребусы, стихи, кроссворды по странам Зарубежной Европы



№3

Выступление с сообщением



1.3. Общая характеристика субрегионов Зарубежной Европы.

№1

Защита реферата



№2

Выступление с сообщением



1.4. Общая характеристика региона Зарубежная Азия.

№1


Оформление контурной карты




№2

Выступление с сообщением



1.5. Субрегионы Зарубежной Азии.

№1

Защита реферата



№2

Выступление с сообщением



№3

Оформление контурной карты



1.6. Северная Америка.

№1

Оформление контурной карты



№2

Защита реферата



1.7. Общая экономико-географическая характеристика Латинской Америки.

№1

Выступление с сообщением



№2

Защита реферата



1.8. Общая экономико-географическая характеристика Африки.

№1

Оформление контурной карты



№2

Выступление с сообщением



1.9. Комплексная экономико-географическая характеристика Австралии и Океании.

№1

Защита реферата



№2

Оформление контурной карты



1.10. Содружество Независимых Государств.

№1

Выступление с сообщением



1.11. Российская Федерация.

№1

Оформление контурной карты



№2

Выступление с сообщением



Тема 1.12. Экономическая и социальная география других стран членов Содружества Независимых Государств.

№1

Защита реферата



Тема 1.13. Экономико-географическая характеристика Приднестровской Молдавской Республики.

№1

Творческая работа



№2

Оформление контурной карты



№3

Выступление с сообщением



№4

Защита реферата



Тема 1.14. Приднестровское порубежье.

№1

Выступление с сообщением



№2

Оформление контурной карты



Раздел II. Глобальная география.

2.1. Глобальные проблемы человечества. Геополитика.

№1

Защита реферата




На внеаудиторную самостоятельную работу по учебному плану отводится 20 часов. Данный объем времени распределен по темам в соответствии с таблицей 1:

Таблица 1.

Наименование разделов, тем

Количество часов

Раздел I. Экономическая и социальная география: региональная характеристика мира.

16

1.1. Введение.

1

1.2. Общая характеристика Зарубежной Европы.

1

1.3. Общая характеристика субрегионов Зарубежной Европы.

1

1.4. Общая характеристика региона Зарубежная Азия.

2

1.5. Субрегионы Зарубежной Азии.

1

1.6. Северная Америка.

1

1.7. Общая экономико-географическая характеристика Латинской Америки.

1

1.8. Общая экономико-географическая характеристика Африки.

1

1.9. Комплексная экономико-географическая характеристика Австралии и Океании.

1

1.10. Содружество Независимых Государств.

1

1.11. Российская Федерация.

1

1.12. Экономическая и социальная география других стран членов Содружества Независимых Государств.

1

1.13. Экономико-географическая характеристика Приднестровской Молдавской Республики.

1

1.14. Приднестровское порубежье.

2

Раздел II. Глобальная география

4

2.1. Глобальные проблемы человечества. Геополитика.

4

Ориентировочный объем времени, необходимый для выполнения каждого задания обучающимися, приводится в таблице 2.

Таблица 2.

Тип задания

Время на выполнение задания, час

1. Решение задач.

1

2. Выявление пространственных композиций.

2

3. Составление ребуса.

1

4. Составление сказок.

1

5. Описание объекта.

2

6. Подготовка диаграммы.

1

7. Составление картограммы.

1

8. Составление кроссворда.

2

9. Оформление контурных карт.

3

10. Подготовка сообщения (доклада).

3

11. Выполнение реферата.

3

2. Инструкции по овладению навыками внеаудиторной самостоятельной работы.

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется придерживаться следующих инструкций.

1. Методические рекомендации к оформлению контурной карты.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе:

1. Контурная карта должна иметь название;

2. Необходимо подписать контурную карту - кто ее автор - составитель;

3. Для заполнения контурных карт рекомендуется использовать гелиевые ручки красного, чёрного, зелёного и синего цвета, комплект цветных карандашей;

4. На карте должно быть заполнено окошко "Условные обозначения". Все значки, цвета и цветовые оттенки, варианты штриховки должны быть занесены в это окошко. Оно может располагаться либо на лицевой стороне карты, либо на обратной;

5. Все надписи следует делать четко, красиво, желательно печатными буквами;

6. При нанесении на контурную карту географических объектов следует использовать линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов):

- Название рек и гор необходимо располагать соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин, городов, стран - по параллелям;

- Всю гидрографию (водные объекты) следует наносить синим цветом (реки, озера, моря, океаны, водохранилища и т.д.), так же синим цветом отмечать стрелками и подписывать холодные течения, теплые течения стрелками красного цвета;

  • Объекты орографии необходимо отмечать следующими цветами (карандашами): горы - коричневым, равнины и низменности - зеленым, возвышенности и плато - оранжевым, пустыни - желтым цветом;

  • Страны подписывать черным цветом, а их столицы красным цветом;

  • Тепловые электростанции (ТЭС) красным цветом, атомные электростанции (АЭС) черным цветом, гидроэлектростанции (ГЭС) синим цветом;

  • Всю промышленность следует отмечать цветными карандашами соответственно карте;

  • Месторождения полезных ископаемых необходимо обозначать соответственно легенде карты.

7. Если название объекта не помещается на карте, то около него следует ставить цифру, а внизу карты (в условных обозначениях) записать, что означает данная цифра;

8. Если того требует задание, карту необходимо раскрасить цветными карандашами, а затем подписать географические названия;

9. Не следует копировать карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»): отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации;

10. Контурные карты необходимо заполнять аккуратно;

11. Географические объекты должны отмечаться в соответствии с картой по изучаемой теме;

12. При получении задания в контурной карте на дом, ее необходимо сдать на проверку преподавателю в течение первых двух недель. Позже контурная карта будет приниматься только у тех обучающихся, которые в этот период находились дома по причине заболевания;

13. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов);

14. Задание на контурной карте не пишется. Оно фиксируется в рабочей тетради.



Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!



2. Составление комплексной социально-экономгеографической характеристики страны (региона, экономического района) по следующему плану:

  1. Название страны. Столица. Своеобразие страны и ее место в современном мире.

  2. Размеры и состав территории. Географическое положение: физико-, экономико- и политико-географическое положение. Оценка влияния географического положения на социально-экономическое развитие страны.

  3. Современное государственное устройство: форма правления и административно-территориальное деление.

  4. Краткая история образования и развития государства.

  5. Природно-ресурсный потенциал. Природные условия страны и их влияние на жизнедеятельность людей. Состав, величина, география основных природных ресурсов.

  6. Комплексная характеристика населения. Численность, воспроизводство, структура, размещение и миграции населения. Факторы расселения и система населенных пунктов.

  7. Общая характеристика хозяйства страны. Отраслевая и территориальная структура экономики.

  8. Промышленность. География главных отраслей производства; факторы, влияющие на их развитие. Основные промышленные центры.

  9. Сельское хозяйство. География выращивания важнейших сельскохозяйственных культур и разведения скота. Сельскохозяйственные районы.

  10. Транспортная система. Роль и особенности функционирования отдельных видов транспорта.

  11. Непроизводственная сфера: состав, уровень и особенности развития, влияние на производство и условия жизни людей.

  12. Внешнеэкономические связи. Объем, отраслевая и территориальная структура внешней торговли.

  13. Внутренние различия страны. Экономические районы.

  14. Проблемы и перспективы социально-экономического и политического развития государства.

3. Составление кроссворда.


Инструкция по составлению кроссворда.

Кроссворд - это пересечение слов.

Цель составления кроссворда - закрепление знаний, умение четко и грамотно сформулировать задание по нахождению адекватного профессионального термина. Составив кроссворд, вы сможете лучше усвоить тему, закрепить и повторить понятия, термины, относящиеся к данной теме.

Алгоритм составления кроссворда:

1. Внимательно прочитайте материал учебника по данной теме.

2. Выпишите 25-30 терминов по данной теме.

3. Выберите 2-3 самых длинных термина и расположите их по горизонтали и по вертикали.

4. Остальные термины расположите по принципу пересечения с предыдущими.

5. Сформулируйте суть каждого термина профессиональным языком, четко и лаконично.

6. Оформите кроссворд.

а) каждое слово, помещенное в кроссворд, должно не менее двух раз пересекаться другими словами, идущими в перпендикулярном направлении;

б) если вертикальное и горизонтальное слово в кроссворде начинаются с одной клетки, то задания по вертикали и горизонтали нумеруются одинаковой цифрой;

в) слова, идущие в одном направлении не должны соприкасаться более, чем одной буквой.

Составление кроссворда в документе Word.


1. Вставить в документ Word таблицу, в которой количество строк и столбцов соответствует максимальному количеству клеток подготовленного на бумаге кроссворда по горизонтали и по вертикали.

2. Выделив эту таблицу, установить ширину столбцов и высоту строк таким образом, чтобы ячейки получились квадратными.

3. Выбрать пункт меню Таблица, установить флажок Отображать сетку. Убрать оформление ячеек таблицы командой Формат, Границы и заливка, Нет.

4. Выделить блок ячеек под первое слово по горизонтали. Оформить ячейки с помощью команд Формат, Границы и заливка, Все

5. Повторить эти же действия для всех остальных слов по горизонтали и для всех слов по вертикали.

6. Выделить полученную сетку кроссворда, установить тип шрифта и расположение символов в ячейках. Проставить цифры в нужных ячейках.

7. Записать вопросы кроссворда. При этом можно использовать команду Окно, Разделить.

8. При оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур. При этом несколько свободных смежных ячеек надо объединить в одну, а затем вставить рисунок.

4. Подготовка сообщения (доклада).


При подготовке сообщения (доклада) целесообразно воспользоваться следующими рекомендациями:

1. Уясните для себя суть темы, которая вам предложена.

2. Подберите необходимую литературу (старайтесь пользоваться несколькими источниками для более полного получения информации).

3. Тщательно изучите материал учебника по данной теме, чтобы легче ориентироваться в необходимой вам литературе и не сделать элементарных ошибок.

4. Изучите подобранный материал (по возможности работайте карандашом), выделяя самое главное по ходу чтения.

5. Составьте план сообщения.

6. Напишите текст доклада.

Помните!

1. Выбирайте только интересную и понятную информацию. Не используйте неясные для вас термины и специальные выражения.

2. Не делайте сообщение очень громоздким.

3. При оформлении доклада используйте только необходимые, относящиеся к теме рисунки и схемы.

4. В конце сообщения составьте список литературы, которой вы пользовались при подготовке.

5. Прочитайте написанный текст заранее и постарайтесь его пересказать, выбирая самое основное.

6. Перед тем, как делать сообщение, выпишите необходимую информацию (термины, даты, основные понятия) на доску.

7. Никогда не читайте доклад! Чтобы не сбиться, пользуйтесь планом и выписанной на доске информацией.

8. Говорите громко, отчетливо и не торопитесь. В особо важных местах делайте паузу или меняйте интонацию - это облегчит ее восприятие для слушателей.


5. Выполнение рефератов.


Реферат представляет собой изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме.

Реферат готовится на основе анализа не менее четырех-шести научных и литературных источников. Во введении к реферату обосновывается выбор темы, дается анализ актуальности и глубины главной проблемы реферата. В реферате должно быть представлено мнение различных авторов по общей теме.


Алгоритм подготовки реферата.

1. Продумайте тему работы, определите содержание, составьте предварительный план.

2. Составьте список литературы, изучая ее, фиксируйте материалы, которые планируете включить в текст работы, распределяя их по разделам составленного вами плана работы.

3. Делайте сноски к используемым материалам.

4. Во введении к работе раскройте актуальность темы, предмет и объект изучения, укажите цель и задачи работы, методы изучения темы.

5. Последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы, обосновывайте, разъясняйте основные положения, подкрепляйте их конкретными примерами и фактами.

6. Проявляйте свое личное отношение, отразите в работе свои собственные мысли.

7. В заключительной части работы сделайте выводы.

8. Перечитайте работу и зафиксируйте замеченные недостатки, исправьте их.

Реферат - наименее самостоятельная разновидность студенческой работы и к нему предъявляется меньше требований. По определению, реферат не должен содержать никаких элементов новизны. Достаточно грамотно и логично изложить основные идеи по заданной теме, содержащихся в нескольких источниках, и сгруппировать их по точкам зрения. Для реферата вполне достаточно, если вы, солидаризируясь с одной из излагаемых точек зрения, сумеете обосновать, в чем вы видите ее преимущество.

Объем реферата должен быть не менее 5 и не более 15 печатных страниц через два интервала. В тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме или уводящего от нее, никаких ненужных отступлений. Соответствие содержания реферата заявленной теме составляет один из критериев его оценки. Ваша задача состоит в том, чтобы с максимальной полнотой использовать рекомендованную литературу, правильно, без искажений смысла понять позицию авторов и верно передать ее в своей работе.

Наконец, очень важно, быть может, даже важнее всего, чтобы текст был правильно оформлен. Именно в процессе написания рефератов приобретается и оттачивается умение грамотно сослаться на используемые источники, правильно процитировать авторский текст. Построение реферата вытекает из поставленных перед ним задач. Оно напоминает строение школьного сочинения.

Оглавление - это план реферата, в котором каждому разделу соответствует номер страницы, на которой его можно найти. Текст делится на три части: введение, основную часть и заключение.

Во введении вы должны обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать и кратко охарактеризовать основную проблему, цель и задачи своей работы, используемые источники литературы. Основная часть представляет собой главное звено логической цепи реферата. В нее может входить несколько глав, но она может быть и цельным текстом. В основной части последовательно, с соблюдением логической преемственности между главами, рас­крывается поставленная во введении проблема, прослеживаются пути ее решения на материалах источников, описываются различные точки зрения на нее и высказывается ваше отношение к ним. Иногда, если это необходимо, текст реферата может быть дополнен иллюстративным материалом: схемами, таблицами, графиками. В заключении подводится общий итог работы, формулируются выводы.

При подготовке реферата студент может обращаться к преподавателю за разъяснением непонятного материала. Соответственно оформленный отчет должен быть сдан преподавателю.

3. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы.


Раздел I. Экономическая и социальная география: региональная характеристика мира.


1.1. Введение.


Задание №1. Выступление с сообщением.

1. Основные черты независимых государств.

2. Формы государственного устройства.

3. Непризнанные и самопровозглашенные государства.

4. Международные территории и акватории.

5. Территории с неопределенным статусом.

6. Межгосударственные политические организации.


Задание №2. Оформление контурной карты.

Нанесение на контурную карту государств с монархической формой правления и федеративным устройством.

Используя атлас: «Экономическая и социальная география мира» (стр. 2-3), на контурной карте (стр. 4-5) подпишите и обозначьте синим цветом абсолютные (включая теократические), зелёным - конституционные монархии и красным - федеративные государства, подпишите их столицы.


Тема 1.2. Общая характеристика Зарубежной Европы.


Задание №1. Оформление контурной карты.

Ход работы:

Нанести на контурную карту «Зарубежная Европа»:

  • субрегионы Зарубежной Европы, страны и столицы, республики и монархии, «города - миллионеры»;

  • главные промышленные центры, сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали и морские порты одной из стран Зарубежной Европы (по выбору);


Задание №2. Составить ребусы, стихи, кроссворды по странам Зарубежной Европы.


Задание №3. Выступление с сообщением.

1. Интеграционные процессы в Зарубежной Европе.

2. Европейский Союз.

3. Роль Европы в международном географическом разделении труда.

4. Туризм.


Тема 1.3. Общая характеристика субрегионов Зарубежной Европы.


Задание №1. Защита реферата.

Составить комплексную социально-экономгеографическую характеристику: Великобритании, Франции, Румынии, Польши, Швеции, Италии.

Задание №2. Выступление с сообщением.

Экономико-географическая характеристика (ЭГХ): Северная Европа (Дания, Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Фарерские острова, Шпицберген); Западная Европа (Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Лихтенштейн, Швейцария, Монако, Австрия); Центральная и Восточная Европа (Эстония, Латвия, Литва, Албания, Болгария, Венгрия, Чехия, Словакия, Босния и Герцеговина, Словения, Хорватия, Сербия, Черногория, Македония); Южная Европа (Андорра, Ватикан, Греция, Испания, Сан-Марино, Португалия).

Тема 1.4. Общая характеристика региона Зарубежная Азия.


Задание №1. Оформление контурной карты.

Нанести на контурную карту «Зарубежная Азия»:

  • субрегионы, страны и столицы;

  • республики и монархии;

  • федеративные государства;

  • формы рельефа;

  • водные ресурсы;

  • полезные ископаемые (нефтяные ресурсы), «оловянный пояс»;

  • лесные ресурсы;

  • рекреационные ресурсы.


Задание №2. Выступление с сообщением.

1. Религия - христианство.

2. Религия - ислам.

3. Религия - буддизм.


Тема 1.5. Субрегионы Зарубежной Азии.


Задание №1. Защита реферата.

Экономико-географическая характеристика (ЭГХ) Ирана, Индии, Сингапура, Китая, Японии.

Задание №2. Выступление с сообщением.

Ресурсообеспеченность стран Юго-Западной, Центральной и Восточной Азии.


Задание №3. Оформление контурной карты.

  • На контурную карту «Индия» нанести: штаты, крупные города.

  • На контурную карту «Центральная и Восточная Азия» нанести наиболее крупные промышленные центры, представляющие главные отрасли тяжелой промышленности Китая.

Тема 1.6. Северная Америка.


Задание №1. Оформление контурной карты.

- Нанести на контурные карты: «Северная Америка», «Латинская Америка»: субрегионы, страны и столицы, отметить основные районы концентрации тяжелой промышленности и специализации сельского хозяйства США и Канады.

- На контурную карту «США» нанести: экономические районы, промышленные центры, мегаполисы.

Задание №2. Защита реферата.

1. Роль США в мировой хозяйственной и политической системе.

2. Интеграционная группировка НАФТА.


Тема 1.7. Общая экономико-географическая характеристика Латинской Америки.


Задание №1. Выступление с сообщением.

Политическая карта и население Латинской Америки.


Задание №2. Защита реферата.

Бразилия - тропический гигант. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве.


Тема 1.8. Общая экономико-географическая характеристика Африки.


Задание №1. Оформление контурной карты.

Выделить на контурной карте «Африки»: границы субрегионов Африки, страны и столицы, главные районы добывающей и обрабатывающей промышленности мирового значения.

Задание №2. Выступление с сообщением.

1. Экономико-географическая характеристика (ЭГХ) ЮАР.

2. Экономико-географическая характеристика (ЭГХ) Египта.


Тема 1.9. Комплексная экономико-географическая характеристика Австралии и Океании.


Задание №1. Защита реферата.

«Океания».


Задание №2. Оформление контурной карты.

Нанести на контурную карту «Австралия»: состав территории, основные районы размещения населения, промышленные центры, сельскохозяйственные районы.

Тема 1.10. Содружество Независимых Государств.


Задание №1. Выступление с сообщением.

1. Реформирование взаимоотношений в СНГ.

2. «ЕВРАЗЭС».


Тема 1.11. Российская Федерация.

Задание №1. Оформление контурной карты.

Заполнить контурную карту «Российской Федерации» (административно- территориальное деление).


Задание №2. Выступление с сообщением.

1. Место и роль России в мировой политике и экономике.

2. Калининградская область России.

3. Республика Крым.

4. Сравнительная характеристика Центрального и Западно - Сибирского экономических районов.


Тема 1.12. Экономическая и социальная география других стран членов Содружества Независимых Государств.


Задание №1. Защита реферата.

Краткая социально-экономгеографическая характеристика стран Ближнего Зарубежья.


Тема 1.13. Экономико-географическая характеристика Приднестровской Молдавской Республики.


Задание №1. Творческая работа.

Составление экономико-географической характеристики (ЭГХ) своего населенного пункта:

  1. Задачи исследования;

  2. Общие принципы;

  3. Место населенного пункта в системе населенных пунктов республики и административного района;

  4. Экономико-географическое положение;

  5. Пути сообщения, подводящие к населенному пункту;

  6. Район тяготения к населенному пункту;

  7. Территория;

  8. Производственно-культурный облик;

  9. Население;

  10. Хозяйство.


Задание №2. Оформление контурной карты.

На контурную карту «ПМР» нанести: административные районы, города, водные ресурсы, полезные ископаемые, промышленные центры.


Задание №3. Выступление с сообщением.

1. Этносы ПМР, традиции и обычаи.

2. Наши знаменитые земляки.


Задание №4. Защита реферата.

1. Тирасполь - столица Приднестровской Молдавской Республики.

2. Туризм: перспективы развития.


Тема 1.14. Приднестровское порубежье.


Задание №1. Выступление с сообщением.

Кризис на Украине -2014.


Задание №2. Оформление контурной карты.

Нанести на контурную карту: «Молдова», «Украина» административно - территориальное деление Молдовы, Украины.


Задание №3. Оформление контурной карты.

Нанести на контурную карту: «Политическая карта мира», страны «Большой Семерки», БРИКС и СНГ.

Раздел II. Глобальная география.


Тема 2.1. Глобальные проблемы человечества. Геополитика.


Задание №1. Защита реферата.

1. «Геоэкология - фокус глобальных проблем», другие глобальные проблемы.

2. Сценарии будущей геополитической картины мира.

3. Геополитическое положение России, Молдовы, ПМР.

4. Экономическая дифференциация стран современного мира.

5. СНГ и мировое хозяйство.


4. Контроль внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

Контроль самостоятельной работы проводится преподавателем в аудитории. Предусмотрены следующие виды контроля:

- устный опрос;

- письменный опрос;

- отчетные работы.

Результаты контроля используются для оценки текущей успеваемости студентов.

Оценка текущей успеваемости студентов выставляется преподавателем в журнал теоретического обучения.

Критерии оценки выполненной обучающимися работы:

оценка «5» - работа выполнена без ошибок; чисто, без исправлений; тема раскрыта полностью;

оценка «4» - работа выполнена с незначительными ошибками; тема раскрыта не полностью;

оценка «3» - работа выполнена с ошибками, тема не раскрыта.

Критерии оценки контурных карт.

Отметка « выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно, правильно и грамотно. Все географические объекты нанесены верно. Карта сдана на проверку своевременно.

Отметка « выставляется в том случае, если карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки и неправильно указано местоположение 1 - 3 объектов.

Отметка « выставляется, если оформление контурной карты имеет ряд недостатков и неправильно указана 1/3 часть географических объектов, если оформление контурной карты имеет ряд существенных недостатков и правильно указана меньшая часть основных географических объектов.

Отметка « выставляется, если не выполнены основные требования к оформлению карт, неправильно указаны основные географические объекты.

Используемая литература

Основная


№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

1.

Экономическая и социальная география: региональная характеристика мира.

10 класс

С.А. Сухинин, В.Г. Фоменко

Дрофа, М., 2010

2.

Глобальная география. 11класс

С.Б. Лавров, Ю.Н. Гладкий

Дрофа, М., 1997

3.

Экономическая и социальная география мира. 10 класс

В. П. Максаковский

Просвещение, М., 2011


4.

Приднестровская Молдавская Республика. Атлас


Тирасполь: ИПЦ «Шериф», 2000.


5.

География: Экономическая и социальная география мира. Ч.2. Региональная характеристика мира. Учебник для 10-11 классов

Е.М. Домагацких, Н.А. Алексеевский

ООО «ТИД» «Русское слово», М., 2010



Дополнительная


№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

6.

Географическая картина мира» В 2-х книгах

В.П. Максаковский

Дрофа, М., 2005

7.

Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья.

Под ред. М.П. Ратановой


Дрофа, М., 2004

8.

«География человеческой деятельности: экономика, культура, политика».

В.Н. Холина

Просвещение, М., 2001


9.

Мое Приднестровье - учебное пособие

Составитель О.З. Лысенко

Тирасполь: ГИПК, 2005

10.

География. Профильный уровень. 10 класс. В 2-х книгах

В.Н. Холина

Дрофа, М., 2005


11.

География для школьников и абитуриентов: политическая карта мира

В.Н. Холина, А.С. Наумов

Просвещение, М., 2004


12.

География. Современный мир: учебник для 10-11классов

Ю.Н. Гладкий

Просвещение, М., 2008 (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).

13.

Экономическая и социальная география мира. Учебник для 11 класса: Реальный и гуманитарный профили

Сезонт Чубарэ, Зинаида Каланда, Мария Применчук

Лумина, Кишинев, 2008

14.

Население и хозяйство Приднестровской Молдавской Республики и порубежных стран. Учебное пособие для учащихся 10 классов

О.З. Лысенко

Тирасполь: ГИПК, 2006


Интернет-ресурсы

15. http: //geo. 1september.ru

16. http: //geoman. ru

17. http: //geo.tur.narod. ru

18. http: //geo.encarta.ru

19. http: //geo. gro.ru

20. http: //geo. geoport.ru

21. geo.geosite.com.ru

22. http: //vokrugsveta.ru

23. http: // geoclub.ru

24. http: //nauka.relis.ru

25. http: pgiro-resurs. 3dn. ru/ publ/ prepodavanie_ geografii/6


© 2010-2022