Конспект Повторительно - обобщающего урока по теме Гидросфера

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГИДРОСФЕРА

(урок обобщения и систематизации)

I. Цель:

Закрепить знания основных понятий темы посредством различных приёмов умственных

действий.

Задачи: 1. Продолжить работу по формированию:

учебно-логических умений:

объяснять понятия,

оперировать понятиями в различных ситуациях;

приёмов умственных действий:

анализ,

синтез,

сравнение,

обобщение и др;

  1. Развивать общие и специальные способности:

самостоятельность,

сотрудничество.

  1. Воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: Магнитная доска, понятия на магнитах, настенная контурная карта,

цветные мелки, схемы обобщения, жетоны для индивидуального учёта

отвечающих, алфавитная доска с понятиями темы, индивидуальные

карточки с заданиями, атласы, настенная карта «Физическая карта мира».

Примечание: (За каждый правильный ответ ученик получает жетон).

Ход урока:

1. Вспомните и перечислите все темы уроков, которые мы изучили в теме «Гидросфера».

  1. Что такое гидросфера. Круговорот воды в природе.

  2. Мировой океан и его части.

  3. Свойства вод Мирового океана.

  4. Движение воды в океане. Волны в океане.

  5. Течения в океане.

  6. Подземные воды.

  7. Реки.

  8. Озёра.

  9. Ледники.

  10. Искусственные водоёмы.

(уч-ся вспоминают, перечисляют, затем я вывешиваю этот перечень тем на стене)

Проанализируйте название этих тем. Как подобраны эти темы? Хаотично или есть какая-то логика, последовательность?

( Предполагаемые ответы уч-ся

  1. Общая тема. В целом о всей воде на планете.

  2. 2-ая - 5-ая темы - вода океанов (солёная вода).

  3. 6-ая - 10-ая темы - пресная вода, кроме того, в этом разделе можно выделить ещё две группы:

подземные воды и поверхностные.

Вывод: Есть логика, последовательность изучения материала.)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. На к.к. (стена) схематично изобразите большой и малый круговорот воды в природе.

Коротко поясните изображение.

(выходит ученик(ца) рисует схему большого и малого круговоротов воды в природе)

Вопросы: 1. Чем отличаются они между собой? (Малый: океан-океан; Большой: океан-суша)

2. Почему их так называют - большой, другой - малый? (учитывают расстояние, время)

3. Каково значение круговорота воды в природе? (Пополняется расходуемая вода,

восполняется источник пресной воды)

3. Понятия (на алфавитной доске)

материк, море, океан, архипелаг, остров, полуостров, залив, пролив.

Вспомните их определения. Разделите на две группы все эти понятия. Определите

признак, по которому можно эти группы выделить.

(1-ая группа - объекты воды

2-ая группа - объекты суши

признак: вещество).

Что объединяет эти понятия?

(все они связаны с понятием Мировой океан).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Перечислите все океаны в порядке уменьшения их площади.

Назовите площади каждого.

Изобразите схематично соотношение их площадей.

Конспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме Гидросфера

( Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны.

180 млн. кв.км. 90 (93) (75) 13 млн. кв.км.

Конспект Повторительно - обобщающего урока по теме Гидросфера

Почему мы это так изобразили? Из чего исходили?

(Из аналогии - при сравнении данных круга и площади океанов.

5. Продолжим аналогию. Работаем с заданиями на индивидуальных карточках.

Даны три слова, между первым и вторым словами существует определённая связь.

Между третьим и четвёртым - та же самая.

А) Выявите аналогию и выберите из предложенных понятий необходимое.

Материк: океан - остров:

( пролив, полуостров, море, архипелаг, залив).

(Т.к. связь в 1-ом случае связи - две противоположности, но огромны по площади, во 2-ом -

также две противоположности, но меньшие по площади).

Б) В следующей группе понятий найдите аналогию и придумайте свой вариант ответа.

остров : полуостров - море : _______. (полуостров - это часть острова, часть моря - залив)

залив

Задание на доске:

В) Прочтите, что здесь написано и продолжите мою мысль:

0/

% : одна сотая доля - /00 : ____________________.

(одна тысячная доля)

Как называется

этот условное обозначение?

(промилле)

0/

35 /00 - прочтите, что здесь написано.

Что означает это величина? - (это средняя солёность вод Мирового океана).

Назовите солёность Балтийского моря - (11)

Красного моря - (42)

Что означает 11 (в 1 л. - 11 гр. соли /в-в)

Что означает 42 (в 1 л. - 11 гр. соли /в-в)

Сколько можно получить соли из 1т воды этих морей? (11 кг. и 42 кг.)

Как определили? (1 л. - 11 кг, 1т = 1000л., т.о. 11 кг.

1 л. - 42 кг, 1т = 1000л., т.о. 42 кг.)

Проанализируйте все полученные данные, какие выводы можно сделать?

(1. Красное море более солёное чем Балтийское.

2. Из 1т. красноморской воды можно соли получить больше почти в 3 раза чем из 1т. воды Балтийского

моря.

А если сравнить с показателем Мирового океана, то -

(Солёность воды Балтийского моря ниже средней солёности воды Мирового океана, а солёность Красного моря выше. Или средняя солёность воды Мирового океана выше солёности воды Балтийского моря и ниже солёность Красного моря).

Назовите причины разной солёности этих морей:

1. Осадков в Балт. море выпадает больше (ум.пояс) - в Красном море меньше (троп. пояс), а

2. Испарение меньше - больше.

3. Впадает много рек - они опресняют. ни одной реки.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6. Что такое море? Дайте определение этому понятию.

В зависимости от того, какое дети дадут определение

на этом примере и будем выяснять: 1. правильное или нет.

2. если частично правильное, то какое - узкое или широкое.

В ходе должны прозвучать все виды определений, например:

1. правильное - Море - это часть океана, отделённая частично от него участками суши: островами, полуостровами, подводными поднятиями) отличающаяся от него свойствами воды, течениями, живущими в нём организмам).

2. неправильное - это не залив или др.

3. узкое - часть океана, далеко вдающаяся в материк, отличающаяся от океана свойствами воды, течениями,

живущими в нём организмам (т.к. учитывают только внутреннее море)

4. широкое - часть мирового океана.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На магнитной доске понятия на магнитах.

7. Найдите лишнее слово:

А) подошва, гребень, высота волны, морена, длина волны. (объясняют, что морена - понятие

и относится к другой теме - «Ледники»

Начертите схему волны и расставьте понятия в соответствии с изображением.

(ученик(ца) чертит схему волны и расставляет понятия в соответствии с объектом, даёт определения

этих понятий)

Б) 1. бассейн реки, 2. пойма, 3. долина, 4. русло, 5. режим реки.

Обозначьте цифрами названные объекты на схеме «речная система».

Подпишите и другие понятия известные вам на этой схеме. Дайте их определение.

(Один из учеников выполняет это задание, другие помогают ему давать определение понятий).

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

8. Верны ли утверждения?

Гольфстрим - это тёплое течение.

Гольфстрим - это продолжение Северо-Атлантического течения.

(нет, наоборот, это Северо-Атлантическое течение является продолжением Гольфстрима).

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

9. Даны понятия:

Течения, Гольфстрим, Лабрадорское течение, течение Западных ветров, Северо-Атлантическое течение, холодные течения, тёплые течения.

Проведите обобщение понятий. Составьте схему обобщения.

Конспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме Гидросфера

Конспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме Гидросфера

Конспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме Гидросфера

Конспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме Гидросфера

Конспект Повторительно - обобщающего урока по теме Гидросфера

Конспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме Гидросфера

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

10. Из двух цепочек обобщения выберите правильную.

АКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме Гидросфера) река Ока река Шиловского района река Рязанской области река России. (Да).

Б) грунтовая вода межпластовая вода подземная вода. (Нет).

________________________________________________________________________________________________

Провести подсчёт жетонов у каждого ученика. Записать. Наметить оценки.

II.

Сформируйте группы по четыре (Две соседние парты)

11. Даётся задание каждой группе:

Проведите обобщение понятий и выберите, какой из предложенных схем соответствует данная цепочка. (схемы обобщений размещены на доске)

Придумайте свой вариант цепочки и схемы, используя другие понятия темы.

1 группа: внутреннее море, море, окраинное море, водный объект.

2 группа: водохранилище, канал, озеро, река, искусственный водоём, естественный водоём,

водный объект.

3 группа: озеро, старица, вулканическое озеро, болото, водный объект суши,

тектоническое озеро.

4 группа: Бессточное озеро, озеро, естественный водоём, водный объект, сточное озеро

Конспект Повторительно - обобщающего урока по теме Гидросфера

Конспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме Гидросфера

Конспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме Гидросфера

Конспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме Гидросфера

Конспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме Гидросфера

Конспект Повторительно - обобщающего урока по теме Гидросфера

Конспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме Гидросфера

Конспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме Гидросфера

Конспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме Гидросфера

Конспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме Гидросфера

Конспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме Гидросфера

Конспект Повторительно - обобщающего урока по теме ГидросфераКонспект Повторительно - обобщающего урока по теме Гидросфера

_____________________________________________

Далее ведём подсчёт жетонов в целом у команды.

По наибольшему общему количеству баллов выбираем две команды победительницы.

Они выбирают своего представителя для дальнейшего конкурса по к.к.

ККонспект Повторительно - обобщающего урока по теме Гидросфераонкурс: «Ты мне - я тебе». Друг друга просят назвать объекты, обозначенные цифрами на к.к. до первой ошибки.

Выигрывший приносит каждому своему члену команды по одному дополнительному баллу.

Шанс для проигравшего - реабилитация:

Проигравший в этом конкурсе называет объекты России.

Если он назвал более четырёх таких объектов, то также принёс по дополнительному баллу

своим членам команды.

Учащиеся, набравшие максимальное кол-во баллов, получают пятёрки и работают

индивидуально с дополнительным заданием:


  1. Возможно ли образование ледников в нашей местности? Как должен измениться

рельеф, чтобы они могли образоваться?

  1. В атласе на плане местности найдите родник (источник). Объясните, почему он

мог там образоваться?


Остальные для улучшения своих результатов продолжают брейн-ринг:

Какое понятие является обобщением?

1. а) озеро; б) ледниковое озеро.

2. а) грунтовая вода; б) подземная вода.

3. а) внутреннее море; б) море.

4. а) ледник; б) покровный ледник.

5. а) холодные течения; б) течения.

Сравните содержание понятий и совпадают ли они?

  1. ключ и родник;

  2. озеро и болото;

  3. искусственный водоём и канал;

  4. водоупорный слой и водонепроницаемый слой;

  5. подземная вода и межпластовая вода;

  6. исток и родник;

  7. источник и родник.

  8. паводок и половодье.

Зачитываю из газеты «Шиловский вестник» статью с названием «Весенний паводок».

Правильно ли дано название данному явлению? (Нет. Это весеннее половодье, т.к. ежегодное, ожидаемое).

1. Почему одни горные породы пропускают воду, а другие - нет?

2. В чём отличие грунтовых вод от межпластовых?

3. Почему уровень грунтовых вод не остаётся постоянным?

4. Почему вода в глубоком колодце чище, чем в реке?

5.Чем отличается горная река от равниной?

6. Чем канал отличается от реки?

7. Чем пруд отличается от озера? Какие условия необходимы для образования озера?

8. Можно ли по карте отличить пресные озёра от солёных?

9. Уровень грунтовых вод в нашей местности наиболее высок: а) летом; б) весной; в) осенью.

Заключение: Подведение итогов. Выставление оценок по количеству жетонов, при этом

учитываем совместную деятельность уч-ся в группах.

Д/З Опережающее чтение: параграф 34 п. 4 «Изучение атмосферы»,

ответить на вопрос 4 после параграфа. Принести календарь погоды.




© 2010-2022