Конспект урока по краеведению на тему Занимательная топонимика Костанайской области

   Данный урок разработан  по факультативному курсу на тему "Занимательная топонимика  Костанайской области".  Презентация к уроку опубликована ранее. Возрастная категория учащиеся 5-7 классов. Учащихся  знакомятся с различными видами игровых моментов:  ира, кроссворды, ребусы, чайнворды, анограммы. Данная разработка способствует развитию образного, логического мышления, речи воспитанников, памяти, способность к анализу и синтезу;  Познавательные интересы и чувство духовного  родства  с "краем ...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок краеведения

Тема: Занимательная топонимика Костанайской области.

Цель урока. В увлекательной форме осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, сформированности умений и навыков по топонимам Костанайской области.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с различными видами игровых моментов: кроссворды, ребусы, чайнворды, анограммы.

  2. Проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности,

  3. Развивать образное, логическое мышление, речь воспитанников, память, способность к анализу и синтезу;

  4. формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе (при использовании коллективной работы).

  5. Способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.

  6. Воспитывать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени. Познавательные интересы и чувство духовного родства с "краем древних праотцов»

Учебное оборудование:

  1. Карта Костанайской области

  2. Бектасова Б.К «Игровые элементы при изучении лексики казахского языка», Костанай 1996г.

  3. ТСО: мультимедийное оборудование.

Оформление класса.

Плакаты с высказываниями:

"Топонимы - язык земли, а земля есть книга, где история человечества записана в географической номенклатуре".

Н.И.Надеждин, ученый-топонимист 19 в.

"Топонимы - свидетели времен минувших".

В.Ф.Барашков, ученый 20 века

«Названия - это народное поэтическое оформление страны.

Они говорят о характере народа, его истории, его склонностях и особенностях быта».

К. Паустовский, писатель.

Список использованной литературы:

  1. Бектасова Б.К «Игровые элементы при изучении лексики казахского языка», Костанай 1996г.

  2. «Историческая топонимика Костанайской области», Абиль Е.А.,Алибек Т., Костанай 2010г.1-5 том

  3. Топонимика Казахстана Энциклопедический справочник Издательство «АРУНА» Алматы, 2010

  4. Интернет-ресурс.

Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений

Ход урока:

I. Организационный момент (5мин)

- приветствие

- вхождение в тему: постановка целей и задач урока;

- формирование ожиданий учеников

На предыдущих занятиях, вы узнали о том, что за наука топонимика, насколько она сложна и увлекательна, знаете, чем отличается ойконим от гидронима или оронима. Откуда появилось то или иное название на карте нашего края, из какого языка пришло и что оно обозначает. Сегодня мы с вами, ребята будем учиться составлять кроссворды, ребусы, чайнворды, стрелкограммы, анограммы по топонимике Костанайской области, опираясь на те знания топонимики, которые были вами получены ранее.

- Скажите, пожалуйста, для чего нужны географические названия?

- Что произойдет, если они исчезнут с карты?

Ответы ребят.

- Учение о географических названиях именуется топонимикой, от греческих слов "топос" (место) и "онома" (имя); то есть, "наука об именах мест". А объект изучения топонимики называется топоним

Топонимы можно разделить на какие основные группы:

Ойконимы - собственные названия любого поселения

Гидронимы - собственные названия любых водных объектов рек, озер, морей, ручьев, рдников и т.п.

Оронимы - собственные названия любых элементов рельефа вершин, хребтов, гор ущелий, балок, впадин, бугров и т.п.

Одонимы - название улиц

Агроонимы- название полей, лугов

Дромонимы- названия путей, дорог

Дримонимы- название лесов, рощ, посадок.

Итак, первое назначение топонимики -"адресное", т.е. обозначение конкретного географического объекта.

-Только ли из-за адресного назначения изучаются топонимы?

-У топонимов есть другие важные функции. Какие же?

- Прочтите высказывания ученых. Каково, по их мнению, значение топонимов?

Вывод. Топонимы - "язык земли", документ долгой и сложной человеческой истории. Они рассказывают нам, откуда пришли люди в какой-то определенный район земли, как осваивали новые места, как защищали свою землю. Случается, что открываются новые исторические факты, археологические находки, которые заставляют по-новому взглянуть на тот или иной топоним. Появляются новые географические объекты, новые топонимы. Значит - топонимика - наука развивающаяся.

II. Изучение нового материала (15 мин).

Сегодня на уроке мы в игровой форме повторим все знания полученные вами по топонимике Костанайской области.

Давайте поиграем в игру «Восстанови топоним»

Из беспорядочного набора букв собрать названия топонимов Костанайской области. В наборах букв может быть лишняя. Задание выполняется парами (как сидят за партами). Задание выполнено только когда все 4 топонима восстановлены.( Приложение № 1)

Г О Л О Т Б (Тобол) Л Ы К Ь УОЗ Н ( Узынколь)

У М У К Н У Ш Р ( Кушмурун) Б О Ь О Т Л С З К А (Затобольск)

Р Е Ь О З А Ч Е Н Е (Заречное) Н А А Р М А А Г Й К А ( Аманкарагай)

АР А К Ы К Л А Б (Карабалык) Н О А К Р И Е Д С В (Денисовка)

А К А С Р У В (Карасу) А М Т А О К Р А Р (Каратомар)

Игра «Чужой среди своих»

Учащиеся получают карточки, в которых топонимы разделены на три группы. Необходимо определить тип каждой группы, вписать термин в верхнюю строку таблицы и вычеркнуть топонимы, не входящие в данную группу, если таковые имеются. Для выполнения задания рекомендовать использовать карту края. .( Приложение № 2)


ОЙКОНИМЫ

ГИДРОНИМЫ

ГОДОНИМЫ

КАРАТОМАР

ТОБОЛ

АЛТЫНБЕК

САРАКОЛЬ

КАРАСУ

ТЕМИРБАЕВА

КАРАСУ

КАРАТОМАР

ШИПИНА

АРКАЛЫК

КАРАТОГАЙ

БАЙМАГАМБЕТОВА

АЛТЫНСАРИН

САРЫКОЛЬ

КАРАТОМАР

АРАКАРАГАЙ

АЛАБОТА

МИЧУРИНА

КОЙБАГАР

КОЙБАГАР

КОЙБАГАР

РЕЧНОЕ

НАУРЫЗЫМ

РЕЧНОЕ

Игра в слова

Задание по вариантам для 1 и 2. Предлагается название населенного пункта. Из слагающих его букв нужно составить как можно больше слов. Время выполнения 1 мин.( Приложение № 3)

1 вариант: ТАРАНОВКА (таракан, рак, рок, кран, канат, ток, тон, кара, арка, аркан, тара, таран, варан, рана, кот, крона, крот, вата)

2 вариант: ДЕНИСОВКА (сова, коса, киса, код, дон, сон, нос, ник, век, сок, анод, сено, нива, диво, дева, вино, вика, венок, весна, сода, вода,)

Молодцы! С заданиями справились быстро.

- Все вы, наверняка, разгадывали кроссворды. Поясните мне, как составляются кроссворды?

Кроссворд- это загадка, состоящая из сплетенных слов, в которой заполняются пересеченные между собой клетки.

Кроссворды могут составляться на одну тему , либо состоять из разной лкесики. Слова в кроссворде располагаются по вертикали и горизонтали, а клетка, где начинается слово, обозначается цифрой. При составлении кроссворда автор сам решает, что выполнить в первую очередь: или нарисовать или подобрать слова. Главное условие кроссворда - слова должны иметь конкретное значение. Кроссворд должен состоять не менее чем из 10 слов.

Ознакомтесь с вариантами кроссвордов на стр. 51-55 Бектасова Б.К «Игровые элементы при изучении лексики казахского языка»

- А теперь задание. Составьте и запишите кроссворд «Улицы Костаная»

- А ,что такое ребусы и как и их надо правильно составлять?

Ребус - это загадка, в которой информация зашифрована в виде рисунков различных вещей или предметов.( условных значков, фигур, букв, цифр)

Расшифровка ребусов:

1.Если запятая стоит перед рисунком, то надо исключить первую букву, если после рисунка- последнюю, т.е. эти эти буквы в слове не читаются. Количество запятых у рисунка говорит о количестве букв, подлежащих исключению из слова.

2. Если рисунки даны в перевернутом виде, то слова читаются обратно.

3. Если над рисунком ребуса написан ряд цифр, это говорит о том, что буквы в его названии следует переставить в том порядке, в каком расставлены цифры, либо взять только те из них , порядковый номер которых указан над рисунками.

4. Зачеркнутая буква в ребусе означает, что ее необходимо исключить из названия. В случае, когда рядом с зачеркнутой буквой написана другая, то ее следует поставить на место исключаемой. варианты замены букв бывают разные: либо ставят знак равенства, либо зачеркивают.

5. Некоторые затруднения в отгадывании кроссвордов составляют предлоги, которые находятся внутри букв.

ознакомьтесь с вариантами ребусов на стр. 133-135 Бектасова Б.К «Игровые элементы при изучении лексики казахского языка»

-Итак, попробуем разгадывать ребусы

Ребус река «Тобол»

, , г=б

Конспект урока по краеведению на тему Занимательная топонимика Костанайской областиКонспект урока по краеведению на тему Занимательная топонимика Костанайской области

Ребус «Костанай»

, д=н

  • адай

Ребус «Лисаковск»

Конспект урока по краеведению на тему Занимательная топонимика Костанайской области


Ребус «Аманкарагай»

Конспект урока по краеведению на тему Занимательная топонимика Костанайской области

- Кто из вас знает, что такое анаграмма?

Анаграмма - путем перестановки букв в одном слове получается совсем новое слово.

Анаграммы могут быть различных видов, нумеруются цифрами, даются в небольшом количестве.

Ознакомитесь с вариантами анаграмм на стр. 161-184 Бектасова Б.К «Игровые элементы при изучении лексики казахского языка»

Задание. Используя карту Костанайской области и Топонимика Казахстана Энциклопедический справочник Издательство «АРУНА» Алматы, 2010 составить:

1.группа анограмма «коль» «Гидронимы»


1


к

о

л

ь

2


к

о

л

ь

3


к

о

л

ь

4



к

о

л

ь

5



к

о

л

ь

6



к

о

л

ь

7



к

о

л

ь


2. группа Анограмма «К» «Ойконимы»

1

к

2

к


3

к


4

к


5

к


6

к



7

к



Озвучивание результата работы в группах.

III .Подведение итогов работы (7мин).

- Итак, сегодня мы с вами очень много работали .

Давайте вспомним …

- Молодцы, спасибо. Сегодня самыми активными и старательными были….

Рефлексия

Конспект урока по краеведению на тему Занимательная топонимика Костанайской области

IV. Домашнее задание (3мин).

Конспект урока по краеведению на тему Занимательная топонимика Костанайской области

1. Доработать и оформить кроссворды, ребусы , анаграммы.








Приложение № 1

Игра «Восстанови топоним»

Из беспорядочного набора букв собрать названия топонимов костанайской области. В наборах букв может быть лишняя. Задание выполняется парами (как сидят за партами). Задание выполнено только когда все 4 топонима восстановлены.

Г О Л О Т Б (Тобол) Л Ы К Ь УОЗ Н ( Узынколь)

У М У К Н У Ш Р ( Кушмурун) Б О Ь О Т Л С З К А (Затобольск)

Р Е Ь О З А Ч Е Н Е (Заречное) Н А А Р М А А Г Й К А ( Аманкарагай)

АР А К Ы К Л А Б (Карабалык) Н О А К Р И Е Д С В (Денисовка)

Приложение № 2

Игра «Чужой среди своих»

Учащиеся получают карточки, в которых топонимы разделены на три группы. Необходимо определить тип каждой группы, вписать термин в верхнюю строку таблицы и вычеркнуть топонимы, не входящие в данную группу, если таковые имеются. Для выполнения задания рекомендовать использовать карту края.


КАРАТОМАР

ТОБОЛ

АЛТЫНБЕК

САРАКОЛЬ

КАРАСУ

ТЕМИРБАЕВА

КАРАСУ

КАРАТОМАР

ШИПИНА

АРКАЛЫК

КАРАТОГАЙ

БАЙМАГАМБЕТОВА

АЛТЫНСАРИН

САРЫКОЛЬ

КАРАТОМАР

АРАКАРАГАЙ

АЛАБОТА

МИЧУРИНА

КОЙБАГАР

КОЙБАГАР

КОЙБАГАР

РЕЧНОЕ

НАУРЫЗЫМ

РЕЧНОЕ

Приложение № 3

Игра в слова

Задание по вариантам для 1 и 2. Предлагается название населенного пункта. Из слагающих его букв нужно составить как можно больше слов. Время выполнения 1 мин.

1 вариант: ДЕНИСОВКА

2 вариант: ТАРАНОВКА



© 2010-2022