- Преподавателю
- География
- Конспект урока по краеведению на тему Занимательная топонимика Костанайской области
Конспект урока по краеведению на тему Занимательная топонимика Костанайской области
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пархоменко В.Г. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок краеведения
Тема: Занимательная топонимика Костанайской области.
Цель урока. В увлекательной форме осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, сформированности умений и навыков по топонимам Костанайской области.
Задачи:
-
Познакомить учащихся с различными видами игровых моментов: кроссворды, ребусы, чайнворды, анограммы.
-
Проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности,
-
Развивать образное, логическое мышление, речь воспитанников, память, способность к анализу и синтезу;
-
формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе (при использовании коллективной работы).
-
Способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.
-
Воспитывать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени. Познавательные интересы и чувство духовного родства с "краем древних праотцов»
Учебное оборудование:
-
Карта Костанайской области
-
Бектасова Б.К «Игровые элементы при изучении лексики казахского языка», Костанай 1996г.
-
ТСО: мультимедийное оборудование.
Оформление класса.
Плакаты с высказываниями:
"Топонимы - язык земли, а земля есть книга, где история человечества записана в географической номенклатуре".
Н.И.Надеждин, ученый-топонимист 19 в.
"Топонимы - свидетели времен минувших".
В.Ф.Барашков, ученый 20 века
«Названия - это народное поэтическое оформление страны.
Они говорят о характере народа, его истории, его склонностях и особенностях быта».
К. Паустовский, писатель.
Список использованной литературы:
-
Бектасова Б.К «Игровые элементы при изучении лексики казахского языка», Костанай 1996г.
-
«Историческая топонимика Костанайской области», Абиль Е.А.,Алибек Т., Костанай 2010г.1-5 том
-
Топонимика Казахстана Энциклопедический справочник Издательство «АРУНА» Алматы, 2010
-
Интернет-ресурс.
Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений
Ход урока:
I. Организационный момент (5мин)
- приветствие
- вхождение в тему: постановка целей и задач урока;
- формирование ожиданий учеников
На предыдущих занятиях, вы узнали о том, что за наука топонимика, насколько она сложна и увлекательна, знаете, чем отличается ойконим от гидронима или оронима. Откуда появилось то или иное название на карте нашего края, из какого языка пришло и что оно обозначает. Сегодня мы с вами, ребята будем учиться составлять кроссворды, ребусы, чайнворды, стрелкограммы, анограммы по топонимике Костанайской области, опираясь на те знания топонимики, которые были вами получены ранее.
- Скажите, пожалуйста, для чего нужны географические названия?
- Что произойдет, если они исчезнут с карты?
Ответы ребят.
- Учение о географических названиях именуется топонимикой, от греческих слов "топос" (место) и "онома" (имя); то есть, "наука об именах мест". А объект изучения топонимики называется топоним
Топонимы можно разделить на какие основные группы:
Ойконимы - собственные названия любого поселения
Гидронимы - собственные названия любых водных объектов рек, озер, морей, ручьев, рдников и т.п.
Оронимы - собственные названия любых элементов рельефа вершин, хребтов, гор ущелий, балок, впадин, бугров и т.п.
Одонимы - название улиц
Агроонимы- название полей, лугов
Дромонимы- названия путей, дорог
Дримонимы- название лесов, рощ, посадок.
Итак, первое назначение топонимики -"адресное", т.е. обозначение конкретного географического объекта.
-Только ли из-за адресного назначения изучаются топонимы?
-У топонимов есть другие важные функции. Какие же?
- Прочтите высказывания ученых. Каково, по их мнению, значение топонимов?
Вывод. Топонимы - "язык земли", документ долгой и сложной человеческой истории. Они рассказывают нам, откуда пришли люди в какой-то определенный район земли, как осваивали новые места, как защищали свою землю. Случается, что открываются новые исторические факты, археологические находки, которые заставляют по-новому взглянуть на тот или иной топоним. Появляются новые географические объекты, новые топонимы. Значит - топонимика - наука развивающаяся.
II. Изучение нового материала (15 мин).
Сегодня на уроке мы в игровой форме повторим все знания полученные вами по топонимике Костанайской области.
Давайте поиграем в игру «Восстанови топоним»
Из беспорядочного набора букв собрать названия топонимов Костанайской области. В наборах букв может быть лишняя. Задание выполняется парами (как сидят за партами). Задание выполнено только когда все 4 топонима восстановлены.( Приложение № 1)
Г О Л О Т Б (Тобол) Л Ы К Ь УОЗ Н ( Узынколь)
У М У К Н У Ш Р ( Кушмурун) Б О Ь О Т Л С З К А (Затобольск)
Р Е Ь О З А Ч Е Н Е (Заречное) Н А А Р М А А Г Й К А ( Аманкарагай)
АР А К Ы К Л А Б (Карабалык) Н О А К Р И Е Д С В (Денисовка)
А К А С Р У В (Карасу) А М Т А О К Р А Р (Каратомар)
Игра «Чужой среди своих»
Учащиеся получают карточки, в которых топонимы разделены на три группы. Необходимо определить тип каждой группы, вписать термин в верхнюю строку таблицы и вычеркнуть топонимы, не входящие в данную группу, если таковые имеются. Для выполнения задания рекомендовать использовать карту края. .( Приложение № 2)
-
ОЙКОНИМЫ
ГИДРОНИМЫ
ГОДОНИМЫ
КАРАТОМАР
ТОБОЛ
АЛТЫНБЕК
САРАКОЛЬ
КАРАСУ
ТЕМИРБАЕВА
КАРАСУ
КАРАТОМАР
ШИПИНА
АРКАЛЫК
КАРАТОГАЙ
БАЙМАГАМБЕТОВА
АЛТЫНСАРИН
САРЫКОЛЬ
КАРАТОМАР
АРАКАРАГАЙ
АЛАБОТА
МИЧУРИНА
КОЙБАГАР
КОЙБАГАР
КОЙБАГАР
РЕЧНОЕ
НАУРЫЗЫМ
РЕЧНОЕ
Игра в слова
Задание по вариантам для 1 и 2. Предлагается название населенного пункта. Из слагающих его букв нужно составить как можно больше слов. Время выполнения 1 мин.( Приложение № 3)
1 вариант: ТАРАНОВКА (таракан, рак, рок, кран, канат, ток, тон, кара, арка, аркан, тара, таран, варан, рана, кот, крона, крот, вата)
2 вариант: ДЕНИСОВКА (сова, коса, киса, код, дон, сон, нос, ник, век, сок, анод, сено, нива, диво, дева, вино, вика, венок, весна, сода, вода,)
Молодцы! С заданиями справились быстро.
- Все вы, наверняка, разгадывали кроссворды. Поясните мне, как составляются кроссворды?
Кроссворд- это загадка, состоящая из сплетенных слов, в которой заполняются пересеченные между собой клетки.
Кроссворды могут составляться на одну тему , либо состоять из разной лкесики. Слова в кроссворде располагаются по вертикали и горизонтали, а клетка, где начинается слово, обозначается цифрой. При составлении кроссворда автор сам решает, что выполнить в первую очередь: или нарисовать или подобрать слова. Главное условие кроссворда - слова должны иметь конкретное значение. Кроссворд должен состоять не менее чем из 10 слов.
Ознакомтесь с вариантами кроссвордов на стр. 51-55 Бектасова Б.К «Игровые элементы при изучении лексики казахского языка»
- А теперь задание. Составьте и запишите кроссворд «Улицы Костаная»
- А ,что такое ребусы и как и их надо правильно составлять?
Ребус - это загадка, в которой информация зашифрована в виде рисунков различных вещей или предметов.( условных значков, фигур, букв, цифр)
Расшифровка ребусов:
1.Если запятая стоит перед рисунком, то надо исключить первую букву, если после рисунка- последнюю, т.е. эти эти буквы в слове не читаются. Количество запятых у рисунка говорит о количестве букв, подлежащих исключению из слова.
2. Если рисунки даны в перевернутом виде, то слова читаются обратно.
3. Если над рисунком ребуса написан ряд цифр, это говорит о том, что буквы в его названии следует переставить в том порядке, в каком расставлены цифры, либо взять только те из них , порядковый номер которых указан над рисунками.
4. Зачеркнутая буква в ребусе означает, что ее необходимо исключить из названия. В случае, когда рядом с зачеркнутой буквой написана другая, то ее следует поставить на место исключаемой. варианты замены букв бывают разные: либо ставят знак равенства, либо зачеркивают.
5. Некоторые затруднения в отгадывании кроссвордов составляют предлоги, которые находятся внутри букв.
ознакомьтесь с вариантами ребусов на стр. 133-135 Бектасова Б.К «Игровые элементы при изучении лексики казахского языка»
-Итак, попробуем разгадывать ребусы
Ребус река «Тобол»
, , г=б
Ребус «Костанай»
, д=н
-
адай
Ребус «Лисаковск»
Ребус «Аманкарагай»
- Кто из вас знает, что такое анаграмма?
Анаграмма - путем перестановки букв в одном слове получается совсем новое слово.
Анаграммы могут быть различных видов, нумеруются цифрами, даются в небольшом количестве.
Ознакомитесь с вариантами анаграмм на стр. 161-184 Бектасова Б.К «Игровые элементы при изучении лексики казахского языка»
Задание. Используя карту Костанайской области и Топонимика Казахстана Энциклопедический справочник Издательство «АРУНА» Алматы, 2010 составить:
1.группа анограмма «коль» «Гидронимы»
1
к
о
л
ь
2
к
о
л
ь
3
к
о
л
ь
4
к
о
л
ь
5
к
о
л
ь
6
к
о
л
ь
7
к
о
л
ь
2. группа Анограмма «К» «Ойконимы»
1
к
2
к
3
к
4
к
5
к
6
к
7
к
Озвучивание результата работы в группах.
III .Подведение итогов работы (7мин).
- Итак, сегодня мы с вами очень много работали .
Давайте вспомним …
- Молодцы, спасибо. Сегодня самыми активными и старательными были….
Рефлексия
IV. Домашнее задание (3мин).
1. Доработать и оформить кроссворды, ребусы , анаграммы.
Приложение № 1
Игра «Восстанови топоним»
Из беспорядочного набора букв собрать названия топонимов костанайской области. В наборах букв может быть лишняя. Задание выполняется парами (как сидят за партами). Задание выполнено только когда все 4 топонима восстановлены.
Г О Л О Т Б (Тобол) Л Ы К Ь УОЗ Н ( Узынколь)
У М У К Н У Ш Р ( Кушмурун) Б О Ь О Т Л С З К А (Затобольск)
Р Е Ь О З А Ч Е Н Е (Заречное) Н А А Р М А А Г Й К А ( Аманкарагай)
АР А К Ы К Л А Б (Карабалык) Н О А К Р И Е Д С В (Денисовка)
Приложение № 2
Игра «Чужой среди своих»
Учащиеся получают карточки, в которых топонимы разделены на три группы. Необходимо определить тип каждой группы, вписать термин в верхнюю строку таблицы и вычеркнуть топонимы, не входящие в данную группу, если таковые имеются. Для выполнения задания рекомендовать использовать карту края.
-
КАРАТОМАР
ТОБОЛ
АЛТЫНБЕК
САРАКОЛЬ
КАРАСУ
ТЕМИРБАЕВА
КАРАСУ
КАРАТОМАР
ШИПИНА
АРКАЛЫК
КАРАТОГАЙ
БАЙМАГАМБЕТОВА
АЛТЫНСАРИН
САРЫКОЛЬ
КАРАТОМАР
АРАКАРАГАЙ
АЛАБОТА
МИЧУРИНА
КОЙБАГАР
КОЙБАГАР
КОЙБАГАР
РЕЧНОЕ
НАУРЫЗЫМ
РЕЧНОЕ
Приложение № 3
Игра в слова
Задание по вариантам для 1 и 2. Предлагается название населенного пункта. Из слагающих его букв нужно составить как можно больше слов. Время выполнения 1 мин.
1 вариант: ДЕНИСОВКА
2 вариант: ТАРАНОВКА