Великие географические открытия. (5 класс)

Предмет:  география   Класс: 5   УМК:«География. Сферы»   Оборудование: УМК СФЕРЫ, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска   Тема урока: Великие географические открытия. Тип урока: комбинированный Конспект содержит : Таблицу  «Особенности, вызванные разным положением Земли относительно Солнца в разное время года» данный конспект содержит технологическую карту урока.    Учащиеся осваивают новый материал, просматривают слайды и работают с текстом и иллюстрациями учебника.  частвуют в беседе, отвечая на предлагаемые учителем вопросы в процессе изложения нового материала.    
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока №2(5) по теме « Географические открытия и исследования в 16-19 веках».

ФИО педагога: Разинова Валентина Владимировна

Место работы: МОУ СОШ № 35 г. Комсомольск-на-Амуре

Должность: учитель географии

Предмет: география

Класс: 5

УМК: «География. Сферы»

Оборудование: УМК СФЕРЫ, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Тема урока: Великие географические открытия.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: сформировать знания о путешественниках и географических открытиях, сделанных в эпоху Великих географических открытий и значении этих открытий

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать:

- имена путешественников и территории, открытые ими в эту эпоху;

- значение этого исторического периода;

- главные события, предшествовавшие этому периоду.

Уметь работать с картами атласа и контурной картой.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

Уметь:

- выбирать необходимую информацию и анализировать её;

- применять географические и исторические знания для объяснения

причин происходящих событий

- формулировать вопросы

Регулятивные УУД:

- выбирать задания желаемого уровня сложности (показывает уровень притязаний учащихся)

- самостоятельно определять последовательность действий и составлять план

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;

Коммуникативные УУД

Иметь навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности:

- умение организовать сотрудничество при работе в парах,

- публично выступать,

- корректно задавать и отвечать на вопросы

Личностные УУД

Понимать, каким длительным, сложным и порой трагическим был путь накопления географических знаний, которыми сейчас владеет человечество.

Тип учебного занятия - изучение нового материала с использованием ИКТ.

Оборудование: учебник (§5, с.28-31), рабочая тетрадь (с. 16-18), видеофрагменты, глобус, интерактивное пособие, иллюстрации портретов путешественников.

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

1.Организационно - мотивационный этап урока

Определение

темы урока

Прозвенел для всех звонок,

начинается урок.

Смотрим мы на план и тему,

формулируем проблему.

1. Какие материки и части света были известны европейцам после первого кругосветного плавания?

2. Что позволяло мореходам эпохи Великих географических открытий ориентироваться в открытом океане?

3. Какие мотивы приводили европейцев к изучению новых земель?

4. Какие богатства Востока больше всего интересовали путешественников?

Рассказываю кратко о пряностях (перце, лавре).

5.Какие мотивы приводили людей к географическим исследования?

Учащиеся пытаются определить тему урока, его цели и задачи.

Приводят свои доводы

Отвечают на вопросы.




Определяют тему урока


Формулирование задач урока

Составление плана изучения

С 15 века начинается новый этап в исследовании планеты, связанный с поиском морского пути в Индию, открытием Нового Света?

1.Как вы думаете, как называется эта эпоха в истории Земли?

И в путешествие мы отправимся вместе с великими мореплавателями.

2.Какие факты помогли успеху англичан, голландцев и французов в морском деле?

3. Кто совершил второе кругосветное путешествие во второй половине 19 века?

4. Сформулируйте основные задачи урока, используя в своем ответе следующие слова и словосочетания: определить…, установить причины…, запомнить… .

Учащиеся осваивают новый материал, просматривают слайды и работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Участвуют в беседе, отвечая на предлагаемые учителем вопросы в процессе изложения нового материала.

Составляют план:

1) Продолжение эпохи Великих географических открытий.

2) Научные географические экспедиции.

3) Новые открытия.

4) Вклад русских путешественников в географических открытиях.

Называют задачи урока:

1. Определить причины продолжения эпохи географических открытий.

2. Установить причины изменений карты мира.

3. Запомнить фамилии и роль путешественников в новых открытиях.




Формулируют основные задачи урока

Разрабатывают карту маршрута путешествия.

Создание мотивационной установки

Комментарий учителя. После вклада мореходов 16 века в географические открытия были проложены морские торговые пути в Атлантическом океане. Сначала на море господствовали испанские и португальские корабли. Но постепенно Англия, Нидерланды и Франция - начали теснить Испанию и Португалию на море.

Как вы думаете? Почему?

Следят за логикой рассуждения, наблюдают иллюстрации учителя и пытаются вникнуть в суть проблемного вопроса и включиться в рассуждения.

2.Процессуально - содержательный этап урока

  1. Успехи голландцев в конце 16 - 19 века.


1. Определите, почему голландцы стали господствовать в Африке и Северной Америке? Какой материк открыли первыми?

Ознакомьтесь со вторым пунктом параграфа «Успехи голландцев» (стр. 29). Расскажите о плаваниях голландцев и завоеваниях. При ответе используйте следующие «колония», «Новый Амстердам», «материк Австралия».

Работают с атласом и учебником стр. 29, второй абзац. Определяют колонии и новые земли страны.

Заслушивают ученика (опережающее задание).

Перечисляют: колонии в Азии, остров Ява, торговля рабами из Африки, Австралия открытый ими материк.

Работают с рис. 7 учебника и текстом параграфа с. 19, составляют рассказ об обращении Земли вокруг Солнца. Выполняют задание по рисункам (указывают направление вращения Земли вокруг своей оси и направление движения Земли по околосолнечной орбите - рис.1; указывают направление вращения Земли вокруг своей оси, сели смотреть со стороны Северного и Южного полюсов - рис. 2)

Называют видовое словосочетание: «воображаемые точки на земной поверхности». Определяют существенные признаки понятия: «точки пересечения поверхности Земли с воображаемой осью ее вращения».

Называют свои действия:

-выбрали в тексте параграфа необходимые данные,

- нашли на рисунке запрашиваемые названия

- составили рассказ на основе полученных данных,

- успешно выполнили задание в рабочей тетради



Учатся связно излагать свои мысли





2. Времена года на Земле

1. Какие времена года вы знаете?

2. Работа в группах (4). Выскажите свое мнение о том, с чем связана смена времен года. Поработайте с рис. 9 «Обращение Земли вокруг Солнца». Расскажите, как Солнце освещает Землю в дни осеннего и весеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния:

А) Какова продолжительность дня и ночи в эти дни?

Б) Где и когда заходит Солнце в эти дни?

В) На какой части поверхности Земли полуденное Солнце находится в зените?

Г) Какова продолжительность дня и ночи весной и летом, осенью и зимой в Северном полушарии? (В Южном?)




3. Заполните таблицу «Особенности, вызванные разным положением Земли относительно Солнца в разное время года» (Приложение 1).

4. Проанализируйте результаты проделанной работы. Сопоставьте данные во всех графах таблицы и рис.9 учебника. Сделайте о том, почему происходит смена времен года.

Иной вариант работы - работа с теллурием и инструктивными карточками.

Инструктивная карточка.

  1. Расположите Землю в теллурии в одной из позиций (23 сентября, 22 декабря, 21 марта, 22 июня), указанных на рис. 9 (с. 21 учебника).

  2. Внесите в таблицу название времени года для данной даты.

  3. Прокрутите глобус и посмотрите, над какой параллелью Солнце в это время стоит в зените (лучи света падают под прямым углом)? Ответ запишите в таблицу.

  4. Определите освещенность Северного и Южного полушарий (одинаковое, больше освещено одно из полушарий). Результаты занесите в таблицу.

  5. Определите освещенность районов, расположенных за Северным и Южным полярными кругами (одинаковая, полярный день или полярная ночь).

  6. Сделайте вывод о том, как освещенность Солнцем различных участков Земли отразилась на времени года.

Вспоминают о четырех временах года (лето, осень, зима, весна).

Работают с рисунком учебника. Отмечают, что в день весеннего равноденствия во всем Северном полушарии (кроме районов около полюсов) продолжительность дня и ночи равна 12 часам, Солнце восходит в 6 часов на востоке, а заходит на западе в 18 часов, и на экваторе в полдень 21 марта Солнце находится в зените; в день летнего солнцестояния Солнце в полдень 22 июня находится в зените над Северным тропиком, И, поскольку северный конец земной оси наклонен к Солнцу, на линии Северного полярного круга оно не заходит за горизонт; в день осеннего равноденствия на всей Земле, кроме полюсов, продолжительность дня и ночи равна 12 часам, Солнце восходит в 6 часов на востоке, а заходит на западе в 18 часов, на экваторе в полдень 23 сентября Солнце находится в зените; в день зимнего солнцестояния Солнце находится в зените над Южным тропиком, а, поскольку конец земной оси наклонен от Солнца, на линии Южного полярного круга оно не заходит за горизонт. Определяют, что весной и летом в Северном полушарии продолжительность дня больше , чем продолжительность ночи, а осенью и зимой продолжительность ночи больше, чем продолжительность дня (соответственно, в Южном полушарии, наоборот).

Заполняют таблицу.

Работают с данными таблицы. Определяют, что смена времен года происходит вследствие движения Земли по околосолнечной орбите и вращения ее вокруг своей оси, сохраняющей постоянный наклон.






Объединяют единичные поисковые действия в коллективный продукт - таблицу и учатся анализировать результаты








Составляют характеристику освещенности различных участков Земли в определенный день

Рефлексия деятельности

Сделайте общий вывод: «Чтобы установить причины смены времен года и выявить географические закономерности, мы выполнили следующие действия: … . Для этого нам понадобились такие информационные материалы, как … , которые мы изучали коллективно, работая в … , что позволило нам быстро заполнить … и обобщить полученные знания».

1. Перечисляют действия:

- выявили следствия движения Земли по околосолнечной орбите;

- проанализировали текст учебника, выделив точки пересечения поверхности Земли с воображаемой осью ее вращения;

- расширили свой географический кругозор, усвоив новые понятия: день весеннего равноденствия, день летнего солнцестояния, день осеннего равноденствия, день зимнего солнцестоянии, Северный тропик, Южный тропик, экватор, Северный полярный круг, Южный полярный круг.

2. Учебник, атлас, рабочую тетрадь и т.д.

3. Группах

4. Таблицу

Анализируют ход своей деятельности на уроке

3.Этап закрепления и первичной проверки

Обобщение знаний

Приведите доказательства следующему утверждению: «Мир живой и неживой природы Земли связан с Солнцем, Вселенной».

Приводят факты и выводы, которые прозвучали на уроке

Расширяют свои представления об устройстве мира

Первичная проверка знаний

1) Установите соответствие между понятием и его определением:

1. Точка пересечения поверхности Земли с воображаемой осью ее вращения

2. Воображаемая окружность на поверхности Земли, которая расположена посередине между Северным и Южным полюсами и делит Землю на Северное и Южное полушария.

3. Воображаемая окружность на поверхности Земли, расположенная на одинаковом расстоянии севернее или южнее экватора

4. Линия, за которой наблюдается полярный день и полярная ночь

А - экватор, Б - тропик, В - полярный круг,

Г - полюс

2) Игра «Блиц-турнир».

1. Под каким углом к плоскости орбиты наклонена ось вращения Земли?

2. Земная ось сохраняет постоянное направление на …

3. Почему происходит смена времен года?

4. Где день всегда равен ночи, а Солнце дважды в году (в дни осеннего и весеннего равноденствия) бывает в зените?

5. Наивысшая воображаемая точка на небе, находящаяся над головой наблюдателя, называется …

6. Как называется путь Земли вокруг Солнца?

7. Когда в Северном полушарии лето, в Южном полушарии …

8. Земля делает полный оборот вокруг Солнца за …

9. День, когда Солнце находится в зените над Южным тропиком, называется …

10. Используя рис. 8 учебника и карту полушарий, назовите географические объекты, где бывает полярный день и полярная ночь.

Записывают ответ в тетрадь и самостоятельно проверяют по ключу:

1-Г, 2-А, 3-Б, 4-В.




Отвечают на вопросы учителя.

4.Рефлексивный этап урока

Рефлексия содержательная

Прием «Цветограмма».

Дайте оценку занятию, используя предложенную цветограмму:

Великие географические открытия. (5 класс)

Великие географические открытия. (5 класс)

Великие географические открытия. (5 класс)Великие географические открытия. (5 класс)Высокая оценка

Средняя оценка

Низкая оценка

Закрашивают прямоугольники (блоки схемы) определенным цветом.

Оценивают актуальность, новизну урока, эффективность работы на уроке и интерес к учебному занятию

Рефлексия

эмоционального состояния

Прием «Ключевое слово»

На листе бумаги запишите одно слово, с которым вы ассоциируете свою деятельность на уроке или взаимодействие в группе.

Время выполнения - 1 минута. Учитель собирает листочки, зачитывает слова, проводит краткий анализ полученных результатов или предлагает это сделать учащимся

Записывают слово, отдают листок учителю

Анализируют свое эмоциональное состояние и выражают его в обобщенной формулировке

5. Объяснение домашнего задания

Обязательное задание

1. Прочитайте задание №2 в рабочей тетради (с.11-12). Какие источники вам потребуются для его выполнения? Выполните задание.

2. Прочитайте §4 (с. 19-21)

Читают задание и формулируют уточняющие вопросы учителю.

Дополнительное задание (по выбору и по желанию)

  1. Подготовьте аргументированный ответ на вопрос: «В каком случае на Земле не появились бы тропики и полярные круги?»

Приведите доказательства с помощью рисунка. Отметьте на рисунке полярные круги и тропики.

Формулируют уточняющие вопросы учителю

Подготавливают рисунок, иллюстрирующий размещение параллелей на поверхности Земли с измененным наклоном оси

2. Просмотрите видеофрагмент «Земля на своей орбите» (youtube.com/watch?v=My2_9S2QZ6o)Выделите основные астрономические даты и опишите, что происходит в это время на планете.

Формулируют уточняющие вопросы учителю



Приложение 1

Таблица «Особенности, вызванные разным положением Земли относительно Солнца в разное время года»

Показатели

для сравнения

23 сентября

22 декабря

21 марта

22 июня

Время года

Осень

Зима

Весна

Лето

Солнце находится в зените над

Экватором

Южным тропиком

Экватором

Северным тропиком

Освещенность северного и южного полушарий

Одинаковая

Южное полушарие освещено больше

Одинакова

Северное полушарие освещено больше

Освещенность территорий за северным и южным полярным кругом

Одинаковая

За Южным полярным кругом - полярный день, за Северным - полярная ночь

Одинаковая

За Северным полярным кругом - полярный день, за Южным - полярная ночь



  • Курсивом выделено то, что заполняется детьми.

© 2010-2022