- Преподавателю
- География
- Краткосрочный план урока курса Медицинская география на тему: Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека (10 класс)
Краткосрочный план урока курса Медицинская география на тему: Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека (10 класс)
Раздел | География |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Карюгина М.Л. |
Дата | 22.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Краткосрочный план 19 урока курса «Медицинская география»
Урок 19
Тема урока
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.
Цель
Рассмотреть влияние природных условий на жизнь и здоровье человека
Задачи
- Сформировать представление о непосредственном влиянии природных условий (климатических, геохимических и биохимических) на здоровье человека, влиянии на жизнь человека. Дать понятие «рекреация».
- Формировать умение анализировать карты.
- Развивать умение вести диалог.
Оборудование
Презентация, учебное пособие, бумага А4, стикеры, фломастеры, картины (стойбище в тундре, станица в степи, горный аул, деревня в северной тайге (поморы). Таблица (энцефалит, недостаток йода, геморрагическая лихорадка - грызуны).
Тип урока
Урок изучения нового материла с элементами исследования
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Орг. момент. Проверка готовности уч-ся к уроку
1. Приветствие.
2. Психологический настрой. Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
3. Учитель просит разделиться на группы. Прием «Жребий»
1. Приветствуют учителя
2. Учащиеся улыбаются друг другу, желают удачи и успехов на уроке и отвечают на вопрос каким бы они хотели видеть свой урок?
3. Учащиеся выбирают карточки листочки разных геометрических фигур. Делятся на 3 группы
Этап «Вызов». Прием «Мозговой штурм»
Учитель проводит опрос, используя прием «Мозговой штурм»
-
Назовите виды отношений человека с природой.
-
Что такое адаптация?
-
Как адаптация влияет на здоровье человека?
-
Вы переехали жить из южного региона Казахстана на Север Как может адаптироваться ваш организм?
-
Приведите три примера индивидуальной биологической адаптации человека.
-
Сколько длится снижение иммунной системы организма человека при смене природных условий в районе проживания, например, при переезде с юга на! север?
-
В каком возрасте адаптация организма идет наиболее трудно?
-
Через какое время истощается организм человека при проживании в зоне Севера?
-
Приведите примеры внебиологической адаптации человека: в религии, в одежде, в красоте, в пище, в домашнем хозяйстве
-
Почему жилище жителя пустыни и жителя тундры очень похожи?
Учащиеся отвечают на вопросы мозгового штурма:
(в Заполярье)
(Первые б месяцев.)
(В пожилом.)
(Через 10-15 лет.)
(скот, культурные растения, жилище).
(юрта и чум имеют каркас, на который накидывается и укрепляется покрытие - в пустыне войлок, на севере - шкуры) (Жители пустыни и тундры - кочевники. Поскольку растительный покров тундры очень медленно восстанавливается, а растительность пустыни разреженная и пастбища должны занимать огромные
площади, поэтому жилище должно легко разбираться и собираться. Шкуры на севере наиболее оптимальны при использовании в сооружении чума, т. к. он защищают от сильных холодных ветров. Войлок же хорошо защищает от жары, т. к. в нем много воздуха, а воздух плохой проводник тепла)
Этап «Осмысление». Изучение нового материала. Прием «Работа с текстом»
Предалагте провести исследовательскую работу и найти ответ на вопрос: «Как влияют климатические, геохимические биологические условия на организм человека?»
Изучение нового материала организует в группах.
Каждая группа получает карточку с заданием и готовится, распределив вопросы и затем обсудив в группе итог работы, группа готовит общий ответ. (см. Приложение 1)
После подготовки группа обсуждает свой отчет и определяет спикера. Отчет заслушивают все учащиеся в течение 5-10 минут.
Физминутка
Супер физкультминутка для урока youtube
Этап «Закрепление нового материала»
Проводит беседу для закрепления нового материала
-
Как климатические условия влияют на организм человека? Назовите положительные и отрицательные факторы.
-
К чему приводит недостаток йода в организме?
-
Какую опасность несут лесные клещи?
-
Какие животные являются переносчиками геморрагической лихорадки?
-
Может ли человек изменить влияние природных условий на здоровье и жизнь человека
Отвечают на вопросы учителя:
Ослабление умственной деятельности, заболевания щитовидной железы - зоб
Клещевой энцефалит
Мыши?
Может изменить влияние геохимических условий на здоровье, добавляя в| воду, в пищу недостающие элементы. Например, йод - йодированная соль
Этап «Домашнее задание»
Дает опережающее задание: Подобрать материал по темам
- Как природные условия влияют на жилище человека?
Записывают задание в тетрадь
Этап «Рефлексия»
Предлагает провести рефлексию -выбрать из предложенного.
Выбирают один ответ:
-
Урок полезен, все понятно.
-
Лишь кое - что чуть - чуть неясно.
-
Еще придется потрудиться.
-
Да, трудно все - таки учиться..
Приложение 1
Группа 1
Задание: Выясните, как влияют климатические условия на здоровье человека. При ответе используйте дополнительный материал Интернет - ресурсов
Вопросы:
-
Как влияют на здоровье человека климатические условия Заполярья, пустыни и горный климат (высокогорья Алтая).
-
Найдите положительное влияние и отрицательное влияние на здоровье человека в каждом из трех регионов. Один из них замените своей местностью.
-
Определите влияние на здоровье количества солнечной радиации, температуры воздуха зимой и летом, скорости ветра, относительной влажности воздухе степени изменчивости погоды, частоты перепадов атмосферного давление амплитуды температур лета и зимы.
-
Сравните благоприятность условий вашей местности и предложенных для сравнения районов мира.
Группа 2
Задание: Выясните влияние геохимических условий на организм человека. При ответе используйте дополнительный материал Интернет- ресурсов. Вопросы:
-
Каким образом элементы, содержащиеся в окружающей среде, действуют на организм человека? Приведите примеры влияния на организм человека недостатка йода, фтора и др. элементов.
-
Почему действие геохимических условий снизилось в настоящее время? Как можно избежать влияния на организм недостатка йода в окружающей среде?
-
Почему в некоторых районах из-за антропогенного влияния ухудшилась геохимическая обстановка?
-
Какие химические элементы в вашей местности содержатся в окружающей среде в избытке или недостатке?
Группа 3
Задание: Выясните, как биотические условия влияют на организм человека. При ответе используйте дополнительный материал Интернет- ресурсов. Вопросы:
-
Какие животные и растения представляют опасность для человека и почему? Какие из них имеются в вашей местности?
-
Какие животные мешают находиться человеку на открытом воздухе?
-
Надо ли уничтожать всех вредных для людей животных?
Группа 4
Задание: Разработайте «Кодекс туриста» (7-8 правил поведения человека в природе, целью которых было бы сохранение природы.) Объясните предлагаемые правила. Например: Охрана природы полезная и самая важная обязанность человека.