Рабочая программа по географии 10 класс

Рабочая программа по географии разработана на основе нормативных документов: 1) Приказа МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (ред. от 03.06.11, от 01.02.12 № 74). 2) Приказа МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего обра...
Раздел География
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по географии разработана на основе нормативных документов:

1) Приказа МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (ред. от 03.06.11, от 01.02.12 № 74).

2) Приказа МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (ред. от 19.10.2009, с изм. от 31.10. 2012).

3) Приказа МО РБ от 06.05.2014 года № 824 «О рекомендуемом базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений РБ на 2014-2015 учебный год».

4) Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об Образовании в РФ».

5) Учебного плана МБОУ СОШ с. Семенкино на 2014-2015 учебный год.

6) Годового календарного учебного графика МБОУ СОШ с. Семенкино на 2014-2015 учебный год.

7) Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X - XI классы). Сборник нормативных документов. География/ Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. -М.:Дрофа, 2007. В соответствии с методическими рекомендациями Максаковского В.П.

8) Учебника географии для 10 общеобразовательных учреждений. Экономическая и социальная география мира. В.П.Максаковский, 20-е издание, Москва, «Просвещение», 2012

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Уровень обучения - базовый.

Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Цели:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Часть 1. Общая характеристика стран мира(34 часа)

Тема 1. Современная политическая карта мира(5 часов)

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта - особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод - один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.


Тема 2. География мировых природных ресурсов.

Загрязнение и охрана окружающей среды. (6 часов).

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Тема3. География население мира (7 часов).

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.


Тема 4. НТР и мировое хозяйство (6часов).

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (10 часов).

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование - интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи - научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля - основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ


В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество

часов

Практические

работы

Часть 1. Общая характеристика стран мира

Тема 1. Современная политическая карта мира

Тема 2.География мировых природных ресурсов.

Загрязнение и охрана окружающей среды.

Тема3. География население мира

Тема 4. НТР и мировое хозяйство

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства


34

5

6


7

6

10




1

1




1

ИТОГО:

34

3

Календарно-тематический план

п/п

Раздел, название урока в

поурочном планировании

Количество

часов

Дата

проведения

Примечание


по плану

фактическая


Часть 1. Общая характеристика стран мира(34 часа)

Тема 1. Современная политическая карта мира (5 часов)


1

Многообразие стран на политической карте мира.

1

2

Международные отношения и политическая карта мира.

1

3

Государственный строй стран мира.

1

4

Политическая география.

Практическая работа № 1 Описание страны по типовому плану.

1

5

Обобщение темы «Современная политическая карта мира»

1


Тема 2.География мировых природных ресурсов.

Загрязнение и охрана окружающей среды. (6 часов)


6.

Взаимодействие общества и природы.

1

7.

Мировые природные ресурсы.

Практическая работа №2 Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира.

1

8.

Водные ресурсы суши, биологические ресурсы.

1

9.

Ресурсы Мирового океана, климатические и космические ресурсы, рекреационные ресурсы.

1

10.

Загрязнение и охрана окружающей среды.

1

11.

Географическое ресурсоведение и геоэкология.

Обобщение темы «Загрязнение и охрана окружающей среды»

1


Тема3. География население мира (7 часов)


12.

Численность, и воспроизводство населения

1

13.

Демографическая политика

1

14.

Состав (структура) населения.

1

15.

Религиозный состав

1

16.

Размещение и миграции населения.

1

17.

Городское население.

1

18.

Сельское население.

Обобщение темы «География население мира»

1


Тема 4. НТР и мировое хозяйство (6часов)


19.

Научно-техническая революция

1

20.

Мировое хозяйство

1

21.

Отраслевая структура мирового хозяйства.

1

22.

Территориальная структура мирового хозяйства.

1

23.

Факторы размещения.

1

24.

Обобщение темы «НТР и мировое хозяйство»

1


Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (10 часов)


25.

География промышленности. ТЭК.

1

26.

Электроэнергетика, нетрадиционные источники энергии. Горнодобывающая промышленность.

1

27.

Металлургия, машиностроение.

1

28.

Химическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность. Промышленность и окружающая среда. Практическая работа № 3 Экономико-географическая характеристика химической промышленности.

1

29.

География сельского хозяйства и рыболовства

1

30.

География растениеводства.

1

31.

География животноводства.

Сельское хозяйство и окружающая среда.

1

32.

География транспорта.

1

33.

Обобщение темы «География отраслей мирового хозяйства»

1

34.

Итоговый урок

1


Информационно-методическое обеспечение

Амбарцумова Э.М. Тематический контроль, 10 класс. - М.: Интеллект -Центр,2007.

Баранчиков Е.В. -Тесты к учебнику В.П. Максаковского, 10 класс. - М.: Экзамен, 2006.

Баранчиков Е.В. -Тесты, 10 класс. - М.: Экзамен, 2009.

Гдалин Д.А., Гладкий Ю.Н., Махов С.И. «Конструктор» текущего контроля, 10-11 кл.: пособие для учителей ОУ - Просвещение, 2009 (Полярная звезда)

Гладкий Ю.Н., Николина В.В. Мой тренажер: 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2008.

Илькевич Т.Н. Тесты: разноуровневые задания, 10-11 кл. - Минск: Юнипресс, 2004.

Костина С.А. Разрезные карточки для тематического тестирования , 10 класс. - Волгоград: Учитель, 2006.

Курашева Е.М. Задания на определение географических объектов: учебное пособие. 9-11 класс. - М.: Дрофа, 2009.

Оборудование и приборы:

1. Глобусы

2. Компасы

3. Коллекция горных пород и минералов

4. Комплект настенных карт по курсу 10-11 классов

5. Комплект портретов выдающихся географов и путешественников

6. Комплект тематических картин по курсу 10-11 классов

7. Комплект интерактивных карт

8. Атлас - География 10 класс, М. Дрофа. 2010 г.

Технические средства обучения:

1. Ноутбук

2. Мультимедийный проектор

3. Экран


НОРМЫ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка знаний учащихся

Критерии:

  • правильность и осознанность изложения материала, полнота раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;

  • самостоятельность ответа;

  • логичность, доказательность в изложении материала;

  • степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

«5»

  • ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;

  • правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;

  • ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях.

«4»

  • ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный;

  • есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

«3»

  • ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;

  • затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

«2»

  • ответ неправильный;

  • не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий;

  • неумение работать с картой.

Оценка практических умений учащихся

«5»

  • правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности;

  • соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов;

  • самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности;

  • аккуратное оформление результатов работы.

«4»

  • правильный и полный отбор источников знаний;

  • допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

«3»

  • правильное использование основных источников знаний, допускаются неточности в формулировке выводов;

  • неаккуратное оформление результатов.

«2»

  • неумение отбирать и использовать основные источники знаний;

  • допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов;

Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве

«5»

  • правильное, проведенное по плану наблюдение;

  • точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах;

  • правильная формулировка выводов;

  • аккуратное оформление наблюдений.

«4»

  • правильное, проведенное по плану наблюдение;

  • недочеты в отражении объекта или явления;

  • правильная формулировка выводов;

  • недостатки в оформлении наблюдений.

«3»

  • допускаются неточности в проведении наблюдений по плану;

  • выделены не все особенности объекта или явлений;

  • допускаются неточности в формулировке выводов;

  • имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.

«2»

  • неправильное выполнение задания;

  • неумение сделать выводы на основе наблюдений.

Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний

Оценка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Оценка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Оценка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Оценка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.

Оценка «1» - полное неумение использовать карту и другие источники знаний.


© 2010-2022