- Преподавателю
- География
- Урок Внутренние воды России
Урок Внутренние воды России
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Степанова Т.П. |
Дата | 07.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по географии. Внутренние воды или где спрятана вода
Цели урока:
• Раскрыть особенности озер, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты.
• Раскрыть проблемы внутренних вод России.
• Формировать умение работать с картами, таблицами.
Основное содержание: озера. Крупнейшие озера России. Типы озер. Болота. Верховые и низинные болота. Подземные воды. Артезианский бассейн. Ледники. Многолетняя мерзлота.Охрана водных ресурсов.
Способы действия учащихся: Работать с картами атласа, работать с текстом § 25, дать описание озера по типовому плану, нанести на контурную карту крупнейшие озера России.
Ценностный компонент урока: значение внутренних вод России.
Проверка домашнего задания:Тест.
1. Речной сток - это……
А) отношение величины падения реки к ее длине
Б) просачивание воды в грунт.
В) перемещение в ней химических веществ.
Г) колебания уровня воды по сезонам.
2.Превышение истока над устьем - это:
а) падение реки;
б) уклон реки;
в) расход воды.
3. Где протекает река Нижняя Тунгуска
А) Западная Сибирь в) Русская равнина
Б) Восточная Сибирь г) Дальний Восток
4. Большинство рек России относится к бассейну:
а) Северного Ледовитого океана;
б) Тихого океана;
в) Атлантического океана.
5. Река, которая разливается летом из-за муссонных дождей:
А) Енисей;
Б) Лена;
В) Амур;
Г) Волга.
Ход урока.
Мы с вами продолжаем изучать внутренние воды России. На прошлом уроке мы познакомились с реками. А еще какие воды у нас остались. Ответы учеников ( озера, водохранилища, болота, подземные воды).
Ученики вспоминают, что называется озером. Озеро - это замкнутое углубление суши, заполненное водой и не имеющее непосредственной связи с океаном. В отличие от рек озера - водоемы замедленного водообмена.Озера отличаются не только размерами и глубинной, но также цветом и свойствами воды, составом и численностью населяющих организмов.
По территории нашей страны озера размещены крайне неравномерно.
Ученики смотрят на карту и называют крупнейшие озера. Учитель предлагает выполнить задание 33 на с. 33 тренажера или задание 8 на с. 125 учебника.
Озера можно классифицировать по происхождению котловин: Тектоническое-Байкал, Телецкое; Ледниково-тектоническое- Ладожское, Онежское, Имандра; моренные- Селигер; вулканические- на Камчатке и Курилах; термокарстовые- северные низменности, Центральная Якутия; карстовые- в районах распространения известняков; озера-старицы- в долинах рек; запрудные- в результате обвалов. Смотрим рис. 53 на стр. 122.
Давайте ответим на вопрос: за счет чего пополняется вода в озерах? Ответы учеников
(Запасы воды в озерах пополняются за счет атмосферных осадков, вод рек, грунтовых вод.)
Также озера бывают сточными и бессточными; пресными и солеными.
Существует также много «рукотворных озер» -озер, созданных человеком. Это пруды и водохранилища.
Теперь поговорим о болотах.Болото-переувлажненный участок суши с непроточной или слабопроточной водой и влаголюбивой растительностью, со слоем торфа. Возникновение болот несколько отличается от возникновения озер. Происходит это из-за переувлажнения поверхности и при зарастании водоемов. Болота бывают верховыми и низинными. Верховые питаются за счет атмосферных осадков, бедных солями, а низинные -еще и за счет грунтовых вод, богатых солями.
Самое большое болото мира- Васюганское площадью около 54 тыс. кВ. км, мощность торфа в нем- до 11 м.
Физкультминутка.
Задание: с помощью учебника стр. 124. Попробуйте ответить на вопросы: можно ли назвать подземные воды полезными ископаемыми?
Каково значение современных ледников?
Поговорим о вечной многолетней мерзлоте.
Многолетняя мерзлота- это слой мерзлых пород, которые не оттаивают много лет.
Задание: проследите ареал распространения вечной мерзлоты по карте.вывод: Почти 2/3 территории России занимает многолетняя мерзлота.
Задание. Ответьте на вопрос: как многолетняя мерзлота влияет на жизнедеятельность людей?
А теперь поговорим о мерах по сбережению и охране водных объектов. ( ответы учеников, как сохранить воду чистой).
Выполняем задание 45 на с. 37 и 51 на с. 39-40 тренажера.
Домашнее задание: 1) изучить § 25; 2) ответить на вопросы и выполнить задания 1-7, 9,11 на с. 125 учебника; 3) выполнить задание 18 на с. 29 тренажера или дать описание Ладожского озера по плану.