Открытый урок по теме: «Население России»

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по теме: «Население России».

Цели урока:

Образовательные:

Повторить, закрепить и проверить понимание ключевых положений темы, знаний основных терминов, умение работать с картой, диаграммами.

Развивающие:

Развивать интерес к предмету, умение логически излагать свои мысли, развивать коммуникативные навыки при работе в группах.

Воспитательные:

Воспитывать нравственность, духовность, патриотизм, чувство любви к малой Родине, географическую культуру учащихся.

Оборудование: политическая карта России, карточки-задания, диаграммы, половозрастная пирамида.

Тип урока: игровой урок обобщения и закрепления знаний.

Форма проведения: урок-игра.

До урока дается задание:

  1. Повторить термины по теме.

  2. Основные вопросы темы.

  3. Изучить и проанализировать демографическую ситуацию, миграционную подвижность, половозрастной и национальный состав населения Цимлянского района.

Ход урока:

1. Орг. момент. Подготовка к основному этапу работы.

Деление класса на 2 группы по 3-4 человека.

2. Постановка вопросов урока: - Почему для России важен каждый? Демографическая проблема является фактором национальной безопасности?

3. Знакомство с планом проведения урока.

4. Основная часть урока.

- Основные темы, по которым мы будем работать выделены в 3 блока:

1 блок - численность, размещение, воспроизводство и миграции населения.

2 блок - расселение и урбанизация населения.

3 блок - национальный и религиозный состав населения России.

Каждый блок разбит на 3 части:

  • Разминка

  • Умение работать с картой, диаграммами, графиками

  • Творческий (обсуждение вопросов)

  1. Тестовая работа.

  2. Презентация учителя.

  3. Подведение итогов.


Блок I

Численность, размещение населения, воспроизводство, миграции.

  1. Разминка.

По группам раздаются ключевые понятия 1 блока. Задача найти соответствующий ответ.

  • Миграции (перемещение населения по территории);

  • Демографический взрыв (резкое увеличение прироста населения за счет уменьшения смертности)

  • Воспроизводство (процесс непрерывной смены поколений)

  • Демография (наука о народонаселении, воспроизводстве)

  • Демографическая ситуация (сложившееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающие в данное время определенную возрастную структуру)

  • Демографическая политика (меры, предпринимаемые государством по урегулированию рождаемости)

  • Естественный прирост (это когда рождаемость превышает смертность)

  • Естественная убыль ( это когда смертность превышает рождаемость)

2. Работа с картой, графиками, диаграммами.

Каждая группа выбирает по две карточки с заданием.

Задание 1. По диаграммам определить место России в мире и численность населения крупнейших стран мира. (Россия занимает 7 место в мире с численностью 145 млн. жителей, впереди Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан).

Задание 2. Показать по карте размещение населения (районы с наибольшей и наименьшей плотностью). (Наибольшая концентрация населения сосредоточена в Центральной и южной частях Русской равнины, юге Сибири и Дальнего востока).

Задание 3. По графику проанализировать изменение численности населения России за 20 век. (За этот период в России наблюдалось 3 демографических кризиса 1917-1920, 1933-34, 1941-45).

Задание 4. Дать характеристику половозрастной структуры населения.

( В младших возрастах преобладают мужчины, а после 40 лет большой перевес женщин, основание узкое, что говорит о низкой рождаемости).

  1. Творческий тур.

«Демографические проблемы России и пути их решения»

На дом вам были заданы следующие вопросы:

  • Сколько детей было в семье у прабабушки, бабушки, мамы?

  • Сколько детей в вашей семье?

  • Сколько бы вы хотели иметь детей?

  • В каком возрасте вы бы хотели иметь детей?

И какие же мы видим результаты?

В чем причины снижения рождаемости?

Основные демографические проблемы России:

1. Сокращение численности населения страны.

2. Рост безработицы.

3. Терроризм и межнациональные конфликты.

4. Проблемы беженцев.

5. «Утечка мозгов» (выезд ученых за границу).

6. Снижение рождаемости.

7. Высокая младенческая смертность.

Учитель: - Являются данные высказывания государственными демографическими проблемами?

Причины смертности в нашей стране. Назовите их.

Отличительная черта современного воспроизводства населения в России - рост уровня смертности. В значительной мере это следствие социально-экономического и экологического кризисов, произошедших в 90-х годах ХХ века. Наряду с этим, на уровень смертности в стране влияют и такие факторы как:

  • высокое потребление алкоголя;

  • курение;

  • распространение наркомании.

Рост смертности в последние годы связан со значительным ухудшением здоровья населения страны.

Как вы думаете, увеличится численность населения в нашей стране в будущем?

К 2050 году население России сократится со 140 до 108 млн. человек.

С таким прогнозом выступили специалисты ООН.

Учитель: - Почему эти демографические проблемы являются фактором национальной безопасности?

1. Уменьшается число жителей страны, а т.к. территория страны огромна, то она полностью не заселена, а это значит, что другие страны могут претендовать на нее.

2. Русский народ ассимилируется среди других народов, особенно мусульман, а это приведет к ослаблению его влияния в стране.

3. Армия может ослабеть, а это грозит нашей стране потерей независимости в Мире.

Ребята! Мы ответили на один из вопросов, поставленных в начале урока? Да.

Блок II Расселение и урбанизация.

1.Дать определение понятий:

  • Городские агломерации. ( Группы близкорасположенных городов, объединенные тесными связями).

  • Урбанизация. (Рост городов и городского населения, распространение городского образа жизни).

  • Типы поселений. (Городские и сельские).

  • Мегалополис. (Срастание агломераций).

  1. Работа с картой:

Задание 1. Показать и назвать города - миллионеры. Особенности их размещения. ( 13 городов - миллионеров: Санкт - Петербург, Москва, Нижний Новгород, Самара, Казань, Волгоград, Пермь, Челябинск, Уфа, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Ростов - на - Дону).

Задание 2. Как будет меняться характер сельских поселений при движении с севера России на юг. ( Редкоочаговые поселения по берегам рек, густая сеть сельских поселений с мелкими населенными пунктами, крупноочаговые)

Задание 3. Назовите и покажите города, которые меняли свое название.

Тверь - Калинин;

Санкт - Петербург - Ленинград;

Волгоград-Сталинград;

Нижний Новгород - Горький;

Самара - Куйбышев;

Екатеринбург-Свердловск

Задание 4. Покажите районы. Где встречаются типы населенных пунктов:

  • Села;

  • Деревни;

  • Станицы;

  • Аулы.

3. Обсуждение темы:

Плюсы и минусы городского образа жизни. (Обсуждение в группах).

Стихи о городе.

Я люблю большие дома

И узкие улицы города, -

В дни, когда не настала зима,

А осень повеяла холодом.

Пространство люблю площадей.

Стенами кругом огражденные, -

В час, когда еще нет фонарей.

А затеплились звезды смущенные.

Город и камни люблю,

Грохот его и шумы певучие, -

В.Я. Брюсов.

Стихи о селе

В ОЖИДАНИИ ЗИМЫ

И каждый год мы ждем морозов,

Снежинок, горок изо льда.

Из-за больших, снежных заносов

Страдают больше города.

А мы живем в селе - поселке.

Нам в радость снежные поля.

Стоят сугробы будто холки,

Собой детишек веселя.

Я пробегусь как в раннем детстве.

Да так, чтоб захватило дух!

Ну а затем, с детьми мы вместе

Нырнем в сугроб - снежинок пух. Г.ПОЗДНЯКОВА.

Блок III

1. Дать определение понятий:

  • Этнос. (Исторически сложившаяся группа людей).

  • Этнография. ( Наука, изучающая народы).

  • Религии на территории России. ( Христианство (православные), ислам (мусульмане), буддизм, иудаизм).

  • Крупнейшие языковые семьи. ( Индоевропейская, кавказская, уральская, алтайская).

  1. Работа с картой.

Задание 1. Покажите регионы России, где национальный состав наиболее пестрый. ( Северный Кавказ, Урало-Повольжье).

Задание 2. Покажите регионы, где исповедуют ислам, иудаизм, буддизм.

Задание 3. Районы распространения индоевропейской и алтайской семей.

(Индоевропейская - Центральная Россия, Северо - Запад, Урал, Юг Сибири и Дальнего Востока, алтайская - Урало - Повожье, юг Сибири (алтайцы). Якуты.

Задание 4. Районы распространения кавказской и уральской семей.

(Кавказская - Северный Кавказ, уральская - европейский Север, Урало- Поволжье)

3. Творческое задание.

Демографическая ситуация, миграционная подвижность, национальный состав Цимлянского района.

Учащиеся делают анализ демографической ситуации своего района.

Контроль знаний
- Сегодня ваша главная работа - это учеба. Я предлагаю вам выполнить итоговый тест и проверить свои знания по изученной теме.
Тестовая работа:
Вариант 1.
1.Численность населения России в настоящее время:
А) 145,2 млн. чел. Б) 142,9 млн. чел. В) 143,8 млн. чел.
2. В России преобладает население:
А) мужское Б) женское В) равное
3. К городам - миллионерам относятся:
А) Саратов, Воронеж, Иркутск
Б) Омск, Волгоград, Екатеринбург
В) Владивосток, Ижевск, Мурманск
4. Доля городского населения в России:
А) 65% Б) 56% В) 73 %
5. К крупнейшим народам России относятся:
А) украинцы Б) чукчи В) удмурты

Вариант 2.

1. По общей численности населения Россия занимает в мире

А) первое место Б) седьмое В) девятое
2. Средняя плотность населения России составляет:
А) 8,5 чел\км2 Б) 7,8 чел\км2 В) 8,3 чел\км2
3. К городам - миллионерам относятся:
А) Пермь, Астрахань, Владимир
Б) Челябинск, Самара, Новосибирск
В) Новгород, Ставрополь, Киров
4. Самой крупной языковой семьей является:
А) индоевропейская Б) уральская В) кавказская
5. К крупнейшим народам России относятся:
А) карелы Б) татары В) буряты

Итог урока

- Теперь, ребята, я думаю, мы можем ответить на второй вопрос урока:
Почему для России важен каждый?
Главное богатство любой страны - человек. Именно человек производит разнообразные блага для процветания своей Родины. Будущее России зависит от человеческого потенциала, от количества её жителей.
Перед современной Россией стоит большая проблема: отрицательный естественный прирост населения - это может привести к депопуляции. Крайне важно изменить демографическую ситуацию и повысить количество населения. А вот насколько достойными тружениками станут жители огромной страны - зависит и от нас с вами!

Краткая обобщающая презентация учителя по теме (при наличии времени).

Подведение итогов.

Выставление оценок.

Межпредметные связи

история, обществознание, экономика.

Используемые ресурсы

  1. В.П.Баринов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе. География России. 8-9 кл. - М.:Дрофа, 2008.

  2. Мароева Н.Ю. и др. Уроки географии 8-9 класс: методическое пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2006.

  3. Полякова Л.Н. Сборник заданий и упражнений по географии. 8 класс. - М.: Экзамен, 2009.

  4. Большая энциклопедия России. Народы России - мультимедиа-издание ИДДК, 2007.

  5. tolerance.ru

  6. Фотографии wikipedia.ru

fotki.yandex.ru

festival.1september.ru.

rost.ru/ сайт поддержки национальных проектов РФ

rost.ru/health/health_doc1_9.pdf - Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

psdp.ru/ - портал социальной и демографической политики

psdp.ru/rus/1933/document1998.shtml - пути выхода из демографического кризиса

psdp.ru/rus/problem/document1215.shtml - как сохранить страну (демографическая проблема)

gks.ru/wps/portal - сайт федеральной службы государственной статистики

demographia.ru/razdel/index.html?idR=5&idArt=142 - сайт института демографических исследований

Образовательные результаты, которые будут достигнуты учащимися

Учебные.

  1. Учащиеся расширяют свой кругозор;

  2. Совершенствуют навыки работы с дополнительными источниками информации.


Образовательные.

  1. Учатся публично выступать,

  2. Работать с компьютером,

  3. Создавать презентации.

Воспитательная.

  1. Учатся культуре общения: слушать выступления одноклассников, задавать вопросы, поддерживать диалог.











© 2010-2022