- Преподавателю
- География
- Открытый урок по теме: «Население России»
Открытый урок по теме: «Население России»
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Позднякова Г.И. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок по теме: «Население России».
Цели урока:
Образовательные:
Повторить, закрепить и проверить понимание ключевых положений темы, знаний основных терминов, умение работать с картой, диаграммами.
Развивающие:
Развивать интерес к предмету, умение логически излагать свои мысли, развивать коммуникативные навыки при работе в группах.
Воспитательные:
Воспитывать нравственность, духовность, патриотизм, чувство любви к малой Родине, географическую культуру учащихся.
Оборудование: политическая карта России, карточки-задания, диаграммы, половозрастная пирамида.
Тип урока: игровой урок обобщения и закрепления знаний.
Форма проведения: урок-игра.
До урока дается задание:
-
Повторить термины по теме.
-
Основные вопросы темы.
-
Изучить и проанализировать демографическую ситуацию, миграционную подвижность, половозрастной и национальный состав населения Цимлянского района.
Ход урока:
1. Орг. момент. Подготовка к основному этапу работы.
Деление класса на 2 группы по 3-4 человека.
2. Постановка вопросов урока: - Почему для России важен каждый? Демографическая проблема является фактором национальной безопасности?
3. Знакомство с планом проведения урока.
4. Основная часть урока.
- Основные темы, по которым мы будем работать выделены в 3 блока:
1 блок - численность, размещение, воспроизводство и миграции населения.
2 блок - расселение и урбанизация населения.
3 блок - национальный и религиозный состав населения России.
Каждый блок разбит на 3 части:
-
Разминка
-
Умение работать с картой, диаграммами, графиками
-
Творческий (обсуждение вопросов)
-
Тестовая работа.
-
Презентация учителя.
-
Подведение итогов.
Блок I
Численность, размещение населения, воспроизводство, миграции.
-
Разминка.
По группам раздаются ключевые понятия 1 блока. Задача найти соответствующий ответ.
-
Миграции (перемещение населения по территории);
-
Демографический взрыв (резкое увеличение прироста населения за счет уменьшения смертности)
-
Воспроизводство (процесс непрерывной смены поколений)
-
Демография (наука о народонаселении, воспроизводстве)
-
Демографическая ситуация (сложившееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающие в данное время определенную возрастную структуру)
-
Демографическая политика (меры, предпринимаемые государством по урегулированию рождаемости)
-
Естественный прирост (это когда рождаемость превышает смертность)
-
Естественная убыль ( это когда смертность превышает рождаемость)
2. Работа с картой, графиками, диаграммами.
Каждая группа выбирает по две карточки с заданием.
Задание 1. По диаграммам определить место России в мире и численность населения крупнейших стран мира. (Россия занимает 7 место в мире с численностью 145 млн. жителей, впереди Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан).
Задание 2. Показать по карте размещение населения (районы с наибольшей и наименьшей плотностью). (Наибольшая концентрация населения сосредоточена в Центральной и южной частях Русской равнины, юге Сибири и Дальнего востока).
Задание 3. По графику проанализировать изменение численности населения России за 20 век. (За этот период в России наблюдалось 3 демографических кризиса 1917-1920, 1933-34, 1941-45).
Задание 4. Дать характеристику половозрастной структуры населения.
( В младших возрастах преобладают мужчины, а после 40 лет большой перевес женщин, основание узкое, что говорит о низкой рождаемости).
-
Творческий тур.
«Демографические проблемы России и пути их решения»
На дом вам были заданы следующие вопросы:
-
Сколько детей было в семье у прабабушки, бабушки, мамы?
-
Сколько детей в вашей семье?
-
Сколько бы вы хотели иметь детей?
-
В каком возрасте вы бы хотели иметь детей?
И какие же мы видим результаты?
В чем причины снижения рождаемости?
Основные демографические проблемы России:
1. Сокращение численности населения страны.
2. Рост безработицы.
3. Терроризм и межнациональные конфликты.
4. Проблемы беженцев.
5. «Утечка мозгов» (выезд ученых за границу).
6. Снижение рождаемости.
7. Высокая младенческая смертность.
Учитель: - Являются данные высказывания государственными демографическими проблемами?
Причины смертности в нашей стране. Назовите их.
Отличительная черта современного воспроизводства населения в России - рост уровня смертности. В значительной мере это следствие социально-экономического и экологического кризисов, произошедших в 90-х годах ХХ века. Наряду с этим, на уровень смертности в стране влияют и такие факторы как:
-
высокое потребление алкоголя;
-
курение;
-
распространение наркомании.
Рост смертности в последние годы связан со значительным ухудшением здоровья населения страны.
Как вы думаете, увеличится численность населения в нашей стране в будущем?
К 2050 году население России сократится со 140 до 108 млн. человек.
С таким прогнозом выступили специалисты ООН.
Учитель: - Почему эти демографические проблемы являются фактором национальной безопасности?
1. Уменьшается число жителей страны, а т.к. территория страны огромна, то она полностью не заселена, а это значит, что другие страны могут претендовать на нее.
2. Русский народ ассимилируется среди других народов, особенно мусульман, а это приведет к ослаблению его влияния в стране.
3. Армия может ослабеть, а это грозит нашей стране потерей независимости в Мире.
Ребята! Мы ответили на один из вопросов, поставленных в начале урока? Да.
Блок II Расселение и урбанизация.
1.Дать определение понятий:
-
Городские агломерации. ( Группы близкорасположенных городов, объединенные тесными связями).
-
Урбанизация. (Рост городов и городского населения, распространение городского образа жизни).
-
Типы поселений. (Городские и сельские).
-
Мегалополис. (Срастание агломераций).
-
Работа с картой:
Задание 1. Показать и назвать города - миллионеры. Особенности их размещения. ( 13 городов - миллионеров: Санкт - Петербург, Москва, Нижний Новгород, Самара, Казань, Волгоград, Пермь, Челябинск, Уфа, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Ростов - на - Дону).
Задание 2. Как будет меняться характер сельских поселений при движении с севера России на юг. ( Редкоочаговые поселения по берегам рек, густая сеть сельских поселений с мелкими населенными пунктами, крупноочаговые)
Задание 3. Назовите и покажите города, которые меняли свое название.
Тверь - Калинин;
Санкт - Петербург - Ленинград;
Волгоград-Сталинград;
Нижний Новгород - Горький;
Самара - Куйбышев;
Екатеринбург-Свердловск
Задание 4. Покажите районы. Где встречаются типы населенных пунктов:
-
Села;
-
Деревни;
-
Станицы;
-
Аулы.
3. Обсуждение темы:
Плюсы и минусы городского образа жизни. (Обсуждение в группах).
Стихи о городе.
Я люблю большие дома
И узкие улицы города, -
В дни, когда не настала зима,
А осень повеяла холодом.
Пространство люблю площадей.
Стенами кругом огражденные, -
В час, когда еще нет фонарей.
А затеплились звезды смущенные.
Город и камни люблю,
Грохот его и шумы певучие, -
В.Я. Брюсов.
Стихи о селе
В ОЖИДАНИИ ЗИМЫ
И каждый год мы ждем морозов,
Снежинок, горок изо льда.
Из-за больших, снежных заносов
Страдают больше города.
А мы живем в селе - поселке.
Нам в радость снежные поля.
Стоят сугробы будто холки,
Собой детишек веселя.
Я пробегусь как в раннем детстве.
Да так, чтоб захватило дух!
Ну а затем, с детьми мы вместе
Нырнем в сугроб - снежинок пух. Г.ПОЗДНЯКОВА.
Блок III
1. Дать определение понятий:
-
Этнос. (Исторически сложившаяся группа людей).
-
Этнография. ( Наука, изучающая народы).
-
Религии на территории России. ( Христианство (православные), ислам (мусульмане), буддизм, иудаизм).
-
Крупнейшие языковые семьи. ( Индоевропейская, кавказская, уральская, алтайская).
-
Работа с картой.
Задание 1. Покажите регионы России, где национальный состав наиболее пестрый. ( Северный Кавказ, Урало-Повольжье).
Задание 2. Покажите регионы, где исповедуют ислам, иудаизм, буддизм.
Задание 3. Районы распространения индоевропейской и алтайской семей.
(Индоевропейская - Центральная Россия, Северо - Запад, Урал, Юг Сибири и Дальнего Востока, алтайская - Урало - Повожье, юг Сибири (алтайцы). Якуты.
Задание 4. Районы распространения кавказской и уральской семей.
(Кавказская - Северный Кавказ, уральская - европейский Север, Урало- Поволжье)
3. Творческое задание.
Демографическая ситуация, миграционная подвижность, национальный состав Цимлянского района.
Учащиеся делают анализ демографической ситуации своего района.
Контроль знаний
- Сегодня ваша главная работа - это учеба. Я предлагаю вам выполнить итоговый тест и проверить свои знания по изученной теме.
Тестовая работа:
Вариант 1.
1.Численность населения России в настоящее время:
А) 145,2 млн. чел. Б) 142,9 млн. чел. В) 143,8 млн. чел.
2. В России преобладает население:
А) мужское Б) женское В) равное
3. К городам - миллионерам относятся:
А) Саратов, Воронеж, Иркутск
Б) Омск, Волгоград, Екатеринбург
В) Владивосток, Ижевск, Мурманск
4. Доля городского населения в России:
А) 65% Б) 56% В) 73 %
5. К крупнейшим народам России относятся:
А) украинцы Б) чукчи В) удмурты
Вариант 2.
1. По общей численности населения Россия занимает в мире
А) первое место Б) седьмое В) девятое
2. Средняя плотность населения России составляет:
А) 8,5 чел\км2 Б) 7,8 чел\км2 В) 8,3 чел\км2
3. К городам - миллионерам относятся:
А) Пермь, Астрахань, Владимир
Б) Челябинск, Самара, Новосибирск
В) Новгород, Ставрополь, Киров
4. Самой крупной языковой семьей является:
А) индоевропейская Б) уральская В) кавказская
5. К крупнейшим народам России относятся:
А) карелы Б) татары В) буряты
Итог урока
- Теперь, ребята, я думаю, мы можем ответить на второй вопрос урока:
Почему для России важен каждый?
Главное богатство любой страны - человек. Именно человек производит разнообразные блага для процветания своей Родины. Будущее России зависит от человеческого потенциала, от количества её жителей.
Перед современной Россией стоит большая проблема: отрицательный естественный прирост населения - это может привести к депопуляции. Крайне важно изменить демографическую ситуацию и повысить количество населения. А вот насколько достойными тружениками станут жители огромной страны - зависит и от нас с вами!
Краткая обобщающая презентация учителя по теме (при наличии времени).
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Межпредметные связи
история, обществознание, экономика.
Используемые ресурсы
-
В.П.Баринов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе. География России. 8-9 кл. - М.:Дрофа, 2008.
-
Мароева Н.Ю. и др. Уроки географии 8-9 класс: методическое пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2006.
-
Полякова Л.Н. Сборник заданий и упражнений по географии. 8 класс. - М.: Экзамен, 2009.
-
Большая энциклопедия России. Народы России - мультимедиа-издание ИДДК, 2007.
-
tolerance.ru
-
Фотографии wikipedia.ru
fotki.yandex.ru
festival.1september.ru.
rost.ru/ сайт поддержки национальных проектов РФ
rost.ru/health/health_doc1_9.pdf - Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
psdp.ru/ - портал социальной и демографической политики
psdp.ru/rus/1933/document1998.shtml - пути выхода из демографического кризиса
psdp.ru/rus/problem/document1215.shtml - как сохранить страну (демографическая проблема)
gks.ru/wps/portal - сайт федеральной службы государственной статистики
demographia.ru/razdel/index.html?idR=5&idArt=142 - сайт института демографических исследований
Образовательные результаты, которые будут достигнуты учащимися
Учебные.
-
Учащиеся расширяют свой кругозор;
-
Совершенствуют навыки работы с дополнительными источниками информации.
Образовательные.
-
Учатся публично выступать,
-
Работать с компьютером,
-
Создавать презентации.
Воспитательная.
-
Учатся культуре общения: слушать выступления одноклассников, задавать вопросы, поддерживать диалог.