Использование модуля ИКТ на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Орынбаева Нургуль Бериковна

учитель географии

СШ. им. М. Ауэзова

Индерского района

Атырауской области


Использование модуля ИКТ на уроках географии


Образование один из ключевых аспектов качественной оценки и жизнеспособности общества. Будущее того или иного государства зависит от того, как и насколько разумно решены в нем проблемы образования. Основной задачей политики нашего государства является повышение уровня интеллектуальных способностей нации.

Само время диктует нам свои правила. И, я думаю, именно для этого, были организованы курсы обучения учителей в рамках уровневых программ повышения квалификации педагогических кадров РК Центра Педагогического Мастерства, которые я в 2013 году прошла успешно по программе третьего (базового) уровня и получила сертификат. На курсах обучение строилось на взаимодействии и тесном общении слушателей, мы научились сотрудничать не только с коллегами по преподаваемому предмету, но и по другим учебным дисциплинам.

Главный элемент в учебном процессе - урок, при разработке плана которого постоянно продумываешь о том, какой метод использовать, или какую форму работы применить, чтобы развить у учащихся мыслительные способности.

После обучения на курсах, вернувшись, домой я задумалась над планированием уроков. Поставила перед собой такие вопросы: Как я буду работать? Как буду внедрять 7 модулей? Как буду проводить уроки? Большое внимание на курсах Программы третьего базового уровня уделялось созданию коллаборативной среды в классе.

Учащиеся в течение года учились работать в группе, слушать друг друга, помогать товарищам по группе, спикеры в группах учились выступать перед классом, распределять обязанности и задания в группе. Каждый урок начинала с создания психологического настроя, используя при этом позитивы-тренинги, нацеленные на сплочение коллектива, на дружбу между мальчиками и девочками, создание в классе благоприятной обстановки. Это помогает детям объединиться и в течение урока чувствуется эмоциональный подъем, который влияет на положительный результат урока. Уроки составляю с учетом возрастных особенностей. Чтобы активизировать детей на уроках, я использовала работу в группах, работу в парах, где есть возможность проявить себя как слабым, так и одаренным детям. При диалогическом обучении я применяла кумулятивную, исследовательскую беседу, вопросы открытого и закрытого типа, использовала ИКТ для показа видеороликов, использовала методы взаимной проверки. Детям нравится составлять кластеры, писать синквейны. Все это развивает интерес у учеников, любознательность. Тестирование по теме показало хороший результат. Новые подходы и методы обучения способствовали созданию благоприятной среды для достижения успеха в обучении. На уроках дети активно работали, участвовали в обсуждениях, сами находили ответы на вопросы, отлично справились со всеми заданиями. Если раньше я требовала от своих учеников точного мгновенного ответа, оценивала конкретность и правильность ответа, не добиваясь от учеников рассуждений по выбору ответа, то теперь на уроках говорят мои ученики. Я лишь помогаю ученикам наводящими вопросами, а также опорными сигналами, алгоритмами. Они активно участвуют в диалоге, вырабатывают и отстаивают свою точку зрения. Я видела, как учащиеся меняются, как исчезают у них барьеры, как свободно выступают перед классом, имея право на ошибку. Самое главное на уроках все работают, и работают с большим желанием.

Использование информационно - коммуникационной технологий на уроках географии - это существенное обновление содержания географического образования и поэтому я как учитель должна быть осведомленной в отрасли компьютерных технологий, то есть:

- знать основы информатики;

- владеть современными операционными системами и текстовым редактором;

- уметь пользоваться учебными компьютерными программами.

Целью моей работы, основой которой является повышение особого интереса к географии как науки, идущей в ногу со временем, воспитание успешного ученика свободной, творческой, духовно зрелой личности, физически и морально подготовленного, способного к решению жизненных проблем, готового к самооценке, самоусовершенствованию и самореализации. Я думаю, мне надо постараться развить в них интеллектуальный интерес к географии. Всем известно, что видеоинформация может вызывать определенное эмоциональное состояние у учеников, потому что мультимедийная презентация делает урок географии ярким, и одновременно развивает коммуникабельные навыки учеников, глубину мышления, помогает формировать ряд компетентностей: социальную, поликультурную, коммуникативную, деловую, информационную. Активизируются все виды памяти, учебный материал воспринимается глубже, следовательно, ребенок будет воспринимать предмет в другом ракурсе, в мировоззренческой позиции «Мне это необходимо знать», «Это для меня очень важно», «Это для меня новое».

ИКТ играют очень важную роль в подготовке учеников к внешнему независимому тестированию. С помощью ИКТ я готовила учащимся проверочные тестовые задания, так как формат тестовых компьютерных программ дали мне возможность проверить знания, навыки, умения учеников с помощью разных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, диаграмм, графиков, карт.

Демонстрация материала - важный фактор урока географии. Все хорошо знают, что без карты нет географии. Раньше я ходила с большой кипой разнообразных карт, что доставляло мне неудобства. А вот маленький блестящий мультимедийный диск, в котором помещается огромное количество самых разнообразных материалов, заменил мне кипу карт: контурных, физических, политических. Теперь у меня есть возможность сэкономить время на уроке.

Возможности ИКТ очень широкие, что дало мне сделать сопровождение изображения своим голосом, вставить музыкальные фрагменты классической и современной музыки, внесла запись звуков природы - шум воды, щебет птиц, шуршание листьев и т.п. Использование на уроках ИКТ открыла для меня новые возможности в преподавании своего предмета, которые позволили повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, саморегуляции, самоорганизации, облегчить решение практических задач.

Модуль «Использование информационно - коммуникационных технологии в преподавании и обучении»- один из доминирующих модулей, внедренных мною. География - предмет, где ИКТ, особенно презентации, можно использовать на каждом уроке. Моя работа на уроках географии планировалась и в таких направлениях:

- демонстрация материала;

- практическая работа;

- проверка знаний;

-самостоятельная работа учеников. [2]

Уроки географии должны быть яркими, формирующими познавательный интерес. Фрагменты урока нуждаются в иллюстративном материале в виде слайдов, видеофрагментов о природе, городах, культуре стран. Поэтому при подборе мультимедийного средства для своих уроков я учитывала своеобразие и особенности каждого урока. Так как мультимедийное средство обучения должно соответствовать целям и задачам темы урока и вписаться в урок. На этапе побуждения на своих уроках я постоянно использовала демонстрационные средства ИКТ - это интерактивная доска, презентации Power Point по теме, компьютер, видеоролики, аудиозаписи МР3. Даже во время проведения физминуток, в целях психологического настроя. А также использование на уроках интерактивной доски позволило мне учитывать возрастные особенности моих учеников и создать благоприятную атмосферу в классе. Еще на своих уроках я часто использую видеоролики по определённым странам, что необходимо при изучении географии - увидеть своими глазами какую - либо страну, а не только прочитать его описать.

Я поняла что, презентация даёт большие возможности для организации проверки знаний - после выполнения задания можно дать правильные ответы и оценить степень выполнения. На проведенных мною уроках я постоянно использовала: мультимедийные презентации, чтобы на большом экране или на мониторе продемонстрировать новую тему.

Таким образом, разработанная мной презентация позволила создать образ изучаемой страны (России), что побудило учащихся высказывать свои мысли о значимости экономической связи между нашей страной и России.

На многих уроках требуется использование сразу несколько карт, поэтому я отсканировала и представила на слайдах электронной презентации, это дало возможность использовать на уроке большее количество карт, сэкономило место и время на их перевешивание.

На уроке «Республика Беларусь», в целях сближения учащихся друг с другом, перед работой в группе, как и в предыдущих уроках, я провела тренинг на тему «Друг к Дружке», где учащиеся должны были двигаться очень быстро, при этом здороваться друг с другом. Тренинг, проведенный, в начале урока способствовало учащимся настроиться и активизироваться на дальнейшую работу. Им такая форма начала урока понравилась, они двигались в такт музыке, все быстрее и быстрее. Для этого я использовала видеоролик и аудиозаписи МР3.

Урок по теме «Республика Молдова». Чтобы определить тему урока, я показала учащимся видеоролик «История формирования Республики Молдова» которая демонстрировалась на интерактивной доске. Здесь каждый слайд - это вопрос и учащимся: нужно было по презентации назвать страну по предложенному фото и строке описания. Мне понравилось, что презентация группы была яркой, красочной. Это значит, что применение модуля «Использование информационно - коммуникационных технологии в преподавании и обучении» на уроке помогло моим ученикам раскрыться, научило свободно выражать свое мнение, с энтузиазмом выполнять заданные им творческие задания.

Итак, применение ИКТ на уроках географии позволило мне не только облегчить усвоение учебного материала, но и открыло новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повысить мотивацию учащихся к обучению;
- активизировать познавательную деятельность;
- развивать мышление и творческие способности учащихся;
- формировать активную жизненную позицию,
- индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;
- развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно, а не списывая с доски;
- повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики и т. д.)
- реализовать межпредметные связи географии с другими учебными предметами.
Включение на своих уроках ИКТ сделало процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, но есть главный успех: это горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Самостоятельная работа учащихся с компьютером, работа над самим информационным материалом, использование этих материалов, различных CD, ресурсов Интернет, некоторых программ позволяет им за короткое время создавать небольшие собственные работы. Умение учителя организовать проектную работу с применением ИКТ очень востребовано. Значит, развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии на сегодняшний день находятся в прямой зависимости от использования ИКТ в преподавании предмета. [3]

Я твердо убеждена, что ИКТ в работе учителя географии дают невообразимые возможности в деле повышения качества обучения, развивают педагогику сотрудничества. Древняя наука география удивительно молодеет, приобретает новое творческое лицо, юных почитателей и талантливых поклонников.

Подводя итоги всему сказанному, анализируя свой творческий опыт, я сделала вывод, что лишь неустанный и упорный труд учителя в разработке интересных уроков с применением различных форм обучения, новой технологии, смогут повысить интерес, успеваемость и качество знаний подрастающего поколения.


  1. «Руководство для учителя 3-го уровня»,

АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012

  1. Республиканский научно-методический журнал «География в школах и ВУЗ-ах Казахстана».

  2. erokina.volsk-sch11



© 2010-2022