- Преподавателю
- География
- Использование современных ИКТ в процессе обучения географии
Использование современных ИКТ в процессе обучения географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Коваль Т.А. |
Дата | 25.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Использование современных ИКТ в процессе обучения географии |
Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времени, таков социальный заказ общества. Появление мультимедийных систем и комплексных обучающих программ позволило более активно внедрять компьютеры в образовании. Если раньше общение с компьютером ограничивалось уроками информатики, то новые современные технологии позволяют использовать персональный компьютер в преподавании различных школьных предметов. Одно из направлений модернизации системы географического образования в школе является внедрение компьютерных технологий. Процесс использования стал возможным при появлении учебных программ и компьютерных классов в школе. Поэтому, направления выбираю разные и использую компьютерные технологии и мультимедиа. Компьютерные технологии можно использовать на различных типах уроков:
Я остановлюсь на некоторых направлениях использования информационных технологий. Первое направление - демонстрация материалов. На уроках географии объяснение нового материала сопровождается наглядными пособиями. Самым главным является карта, но с этим бывают проблемы (нет или старые). А с помощью компьютерных программ, где заложены новые карты, таблицы, схемы, слайды, можно без труда быстро все продемонстрировать. Программа дает возможность учителю демонстрировать на экране самые разные географические изображения:
Второе направление - показ процессов. Географические процессы, о которых должны иметь представление школьники, разнообразны и многочисленны. Мы много детям объясняем, порой на пальцах, а здесь нам дается уникальная возможность все показать детям за 1-2 минуты. Так называемые активные элементы помогают в этом (показ слайда - это часть анимации). Сбывается поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А так как у детей больше развита зрительная память, то и усвоение материала происходит лучше. Третье направление - практическая работа. В мультимедийных учебниках 6,7,10 классов заложены практические работы по темам. Они носят тренировочный и контролирующий характер. Детям очень нравится выполнять их, а знаний для выполнения требуется много. Все работы составлены по требованиям учебной программы. При использовании практической работы мы можем работать индивидуально с учеником, предложить ему тот вариант, который ему будет интересен и под силу. Четвертое направление - проверка знаний. Дети в дальнейшем могут подойти к единому государственному экзамену и по устным предметам, где им будут предлагать тестовую работу. Нам необходимо их научить работать с тестом. Но на обычных уроках у нас не всегда есть возможность для этого. А здесь заложены тестовые работы, в нескольких вариантах и по окончанию оцениваются. Мы можем подходит индивидуально к ученикам (темп работы). Дети могут исправить свои ошибки (выполнить новый тест). Честно говоря, я не очень серьёзно отношусь к этим тестам, т.к. охватывается не большой объём материала, дается небольшое количество вопросов., но для тренировки использовать можно. Пятое направление - проектная деятельность учащихся. На этом направлении я остановлюсь более подробно. Метод проектов - одно из инновационных направлений в современной дидактике, которому в последнее время уделяется всё большее внимание. Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть. В результате проектной деятельности учащиеся должны самостоятельно или совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Тема может касаться какого - то теоретического вопроса, школьной программы с целью углубления знаний; чаще всего темы проектов относятся к какому - то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни. Примеры: (на слайде - Здоров ли российский школьник, Экология и мы, Какую воду мы пьём, Квартира как экосистема.) Шестое направление - проведение уроков - презентаций. Возможности использования программы MSPowerPoint кажутся неограниченными. С помощью этого средства можно создавать презентации, различного рода творческие работы. И ещё одно направление - использование Интернет - ресурсов. Если школа имеет выход в Интернет, можно проводить интересные уроки по географии, либо давать возможность ученикам выходить непосредственно в сеть, и давать работать ученикам с теми сайтами, которые выбрал учитель. Особенно это касается материала, изучаемого в старших классах. В 10 классе изучается курс «Экономическая и социальная география мира». Ученики открывают для себя мир в целом и страны по отдельности. Знакомятся с экономикой, культурой, традициями многих стран мира. При этом получают и перерабатывают огромный объем информации. В этом им может помочь Интернет. u В каталоге «Образовательные ресурсы сети Интернет» представлены информационные ресурсы по основным предметам программы основного общего и среднего общего образования. Наряду с крупными образовательными Интернет - проектами, выполняемыми ведущими научно - педагогическими коллективами, образовательными учреждениями, в данном раздел включены примеры менее масштабных индивидуальных проектов учителей и методистов, выполненные по их личной инициативе. u Ресурсы содержат учебный и справочный материал, использовать который могут как педагоги, так и учащиеся. Электронные тесты, интерактивные модели, красочные иллюстрации, готовые разработки, тренажёры и другие учебно - методические материалы, содержащиеся в ресурсах раздела, помогут учителям подготовить и провести интересные, познавательные, яркие занятия. Применение компьютерных технологий в преподавании географии стало необходимо, почти у половины детей есть персональные компьютеры, и они активно используют их в подготовке домашних заданий и выполнения творческих работ. Но надо признать, что успешное внедрение компьютерных технологий в преподавание географией возможно лишь при оснащении необходимыми программами и компьютерами. |