• Преподавателю
  • География
  • Исследовательская работа на тему «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии»

Исследовательская работа на тему «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии»

Глоссарий ФГОС определяет понятие УУД как «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;  совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса». К универсальным  учебным действиям, на формирование которых направлен образовательный процесс, относятся лич... Система УУД определяет способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. Структуру учебной деятельности учащихся, основные психологические условия и механизмы процесса усвоения наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова, В.В. Рубцова. Базовым положением  служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием УУД, выступающих в качестве основы образовательного и воспит... Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование УУД, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Термин «универсальные учебные действия» означает «умение учиться», т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (психологическом) значении термин «универсальные учебные заведения» можно определить как совокупность способов действия учащихся и связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Исследовательская работа

Тема: «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии»

Выполнила:

учитель географии ГБОУ № 570

Невского района Санкт-Петербурга

Новикова Людмила Викторовна







-2-

Введение

Глоссарий ФГОС определяет понятие УУД как «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса». {Глоссарий ФГОС. / {Электронный ресурс}. Режим доступа: standart.edu.ru/catalog.aspx?Catalogld=313. (Дата обращения 02.12.2013)}

К универсальным учебным действиям, на формирование которых направлен образовательный процесс, относятся личностные УУД; ориентировочные действия; коммуникативные действия; конкретные способы преобразования учебного материала.

Система УУД определяет способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

Структуру учебной деятельности учащихся, основные психологические условия и механизмы процесса усвоения наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова, В.В. Рубцова. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием УУД, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Концепция УУД учитывает опыт компетентностного подхода, в частности основываясь на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.

Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование УУД, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Термин «универсальные учебные действия» означает «умение учиться», т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (психологическом) значении термин «универсальные учебные заведения» можно определить как совокупность способов действия учащихся и связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции УУД включают:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

-3-

- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.

Овладение учащимися УУД происходит в контексте различных учебных предметов и в конечном счёте ведёт к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию.

Данная способность обеспечивается тем, что УУД - обобщённые способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целей, ценностно-смысловых и операционных характеристик. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны занять метапредметные учебные действия. Под метапредметными (т. е. надпредметными или метапознавательными) действиями понимаются умственные действия учащихся, направленные на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

В составе основных видов УУД, исходя из ключевых целей общего образования, выделяют четыре блока: личностный, регулятивный (включающий и действия саморегуляции), познавательный, коммуникативный. Предполагается, что чёткое выделение данных видов учебных действий позволит отвести им приоритетное место в рамках изучения конкретных учебных предметов

В блок личностных УУД входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование - прдвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия

-4-

и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способности к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические (специально-предметные действия определяются содержанием конкретной дисциплины), действия постановки и решения проблем. В число общеучебных входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия , включая моделирование (преобразование объекта из чувствительной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия и способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; отделение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Наряду с общеучебными выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе при самостоятельном достраивании, восполнении недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

-5-

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития УУД.













































-6-

Познавательные умения

Познавательными называются умения, посредством которых человек приобретает знания самостоятельно. При определении состава таких умений следует исходить прежде всего из анализа основных источников знаний. По предметам естественнонаучного цикла (физике, химии, биологии, географии) для учащихся основными источниками знаний являются учебники, наблюдения, опыты, измерения - т.е. общие познавательные умения. Для их успешного формирования необходима целенаправленная и согласованная работа всего педагогического коллектива учебного заведения, четкий и систематический контроль за деятельностью педагогов.

Исследования психологов показали, что все умения формируются только в деятельности. Под деятельностью понимают процесс взаимодействия с окружающим миром. Психологи по-разному классифицируют виды деятельности, но большинство выделяют познавательную деятельность (учение) и преобразовательную (труд). Главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. Именно предмет деятельности придает ей определенную направленность.

Основной составляющей какой-либо деятельности является действие - процесс, подчиненный определенной цели, результату, который должен быть достигнут. Действия слагаются из операций, т.е. способов осуществления действия. Первоначально каждая операция формируется как действие, подчиненное определенной цели. Но затем оно может включаться в другое, более сложное по операционному составу действие, становясь одним из способов его выполнения , т.е. операцией.

Для успешного формирования умений выполнять то или иное действие необходимо прежде всего самому учителю провести анализ структуры действия, четко представить, из каких элементов (операций) складывается его выполнение. Выделив отдельные элементы (шаги), необходимо определить наиболее целесообразную последовательность их выполнения и наметить систему упражнений, обеспечивающих уверенное, почти автоматическое выполнение учащимися простых действий, затем организовывать их выполнение.

Выполнение сложных действий осуществляется по этапам. В процессе формирования познавательных умений выделяют следующие этапы: опознавание учащимися значения овладения умениями выполнить данное действие - мотивационная основа действия; определение цели действия; уяснение научных основ действия; определение основных структурных компонентов действия (операций), общих для широкого круга задач и не зависящих от условий, в которых выполняется действие (такие структурные компоненты выполняют роль опорных пунктов действия); определение наиболее рациональной последовательности выполнения операций, из которых складывается действие, т.е. построение модели (алгоритма) действия (путем коллективных и самостоятельных поисков); организация выполнения наибольшего количества упражнений, в которых действия учащихся подлежат контролю со стороны учителя; обучение учащихся методом самоконтроля; организация упражнений, требующих от учащихся умения самостоятельно выполнять данное действие (при изменяющихся условиях); использование данного умения при выполнении действия для овладения новыми, более сложными умениями в более сложных видах деятельности. Реализация межпредметных связей способствует повышению качества усвоения фундаментальных понятий, ускоряет процесс формирования познавательных умений и умений практического характера.

Формирования умений измерять является одним из важных умений, общих для физики, химии, биологии, географии и математики. Линейные размеры тел, площади, объемы, температуры учащиеся

-7-

измеряют уже в начальной школе при изучении математики и природоведения (окружающего мира). В основной школе эти умения развиваются и дополняются более сложными - умениями измерить скорость, массу и вес тела, плотность вещества, силу тока, напряжение на участках цепи, электрическое сопротивление.

Большая роль формировании учебно-познавательных умений, общих для цикла учебных дисциплин, отводятся разнообразию форм организации учебных занятий (конференции, предметные и комплексные (межпредметные) семинары, интегрированные уроки, практикумы, экскурсии, внеклассная работа в школе).

Для формирования познавательной активности важна оптимальная мера занимательности, удивления, так как занимательность необходима для активизации познавательной деятельности, а не для смеха и расслабленности. Эмоции должны вводить ученика в проблему, а не отвлекать от неё. В этом коренное отличие познавательных эмоций от развлекательных.

Познавательный интерес характеризуется наличием непосредственного мотива, связанного с самой учебной деятельностью. Для формирования таких мотивов большое значение имеет использование ситуаций познавательной новизны, игр, дискуссий, споров, аналогий, создание ситуаций успеха в учении. Основными источниками интереса являются:

  • Создание учебной деятельности

  • Создание игровых ситуаций

  • Ролевых игр

  • Создание ситуации познавательного спора, который непроизвольно приковывает внимание, вызывает новый интересный к учению

Но во всех этих случаях необходимо соблюдать чувство меры. Для учеников создания ситуации успеха важно с психологической стороны. Без переживания невозможно серьезно рассчитывать на продвижение в учебе и преодолении учебных затруднений. Необходимо, чтобы задание было доступно. Доступность задания и возможность его решения учеником создает условия для последующих усилий по решению более сложного задания. Ситуация успеха достигается путем дифференциации помощи школьникам в выполнении заданий одной и той же сложности.

Проблемно-эмоциональное преподавание невозможно без привлечения дополнительной, не имеющейся в учебнике информации. Это может быть исторический, биографический материал, картины великих художников, отрывки из литературных произведений. Например, говоря о громадности территории России, зачитываю стихотворение К. Симонова:

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Затем обращаюсь к учащимся с вопросами:

  1. Какими океанами омывается Россия?

  2. Какие моря входят в состав этих океанов?

  3. Какое из них самое мелкое (глубокое)?

  4. Какое из них самое большое (маленькое) по площади?

И так далее, то есть уже идет работа с картой. Описание красоты и разнообразия российской природы можно найти у многих авторов. Так описание тундры есть у В.М.Сдобникова и А.Членова, зона лесов

-8-

описана в произведениях И.С.Тургенева, А.И.Куприна, Д.Мамина-Сибиряка, В.Г.Короленко, степь - в произведениях Н.В.Гоголя, М.А.Шолохова, А.С.Пушкина, описание Кавказа у М.Ю.Лермонтова и других. Говоря о трех состояниях воды, предлагаю отрывки из произведений А.С.Пушкина.

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Опрятней модного паркета

Блистает речка льдом одета,

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед.

Затем идет небольшая беседа:

  1. О каком веществе говорится в этих отрывках?

  2. Почему оно описано по-разному?

  3. Что является причиной перехода воды из одного состояния в другое?

Использование художественных произведений не является единственным эмоциональным приемом, способствующим развитию познавательного интереса у школьников.

В учебном процессе при изучении географии могут быть применены самые различные приемы, способствующие повышению интереса к учебному материалу и их сочетание. Можно выделить следующие приемы.

Прием новизны. Учащиеся, как правило, с большим интересом воспринимают материал, содержащий необычные, загадочные, удивительные сведения. И география, как ни какая другая наука, дает огромные возможности для этого. Например, сообщение фактов выпадения необычных «дождей из монет», «дождей из лягушек», «кровавых дождей» при изучении темы «Ветер» или о том, что рыбу можно довить на суше при изучении темы «Приливы и отливы».

Прием создания проблемных ситуаций. Заинтересовать учащихся можно не только содержанием учебного материала, но и созданием проблемных ситуаций. Так при изучении темы «Население мира», провожу обобщающий урок «Грозит ли человечеству перенаселение?». Учащиеся получают задание просчитать как изменится численность населения по регионам к 2050. В конце урока получают творческое задание - решить проблему размещения возросшего населения на имеющихся территориях.

Прием значимости. Возбуждает интерес к изучаемому материалу, если он имеет важное личностное, практическое, научное, хозяйственное значение. Этот прием позволяет создать условия для оценки предмета и явления с точки зрения его географической значимости, практической и эстетической ценности.

Прием динамичности. Живая природа изменчива, непостоянна и вместе с тем динамически устойчива. Важно, чтобы школьники изучали предметы и явления живой природы в динамике. Прием динамичности находит реализацию при демонстрации кино- и видеофильмов. Есть и другие

-9-

возможности использования в учебном процессе приема динамичности. Это может быть демонстрация серии схематических рисунков или использование схем для кодоскопа. Таким образом, прием динамичности способствует формированию правильного восприятия предметов и явлений, происходящих в природе.

Прием семантизации. Семантика - наука, изучающая смысловое значение слов и выражений. Этот прием заключается в возбуждении интереса к предмету с помощью вопроса, обращающего их внимание на смысловое значение слова или словосочетания. Сюда можно отнести топонимику географических названий. Такой подход побуждает интерес даже к хорошо известным предметам и явлениям.

Но главное в групповой работе возможность поиска себя, своего места в общей деятельности, атмосфера доверия и взыскательности, возникающая в группе и классе. Здесь же решается очень важная воспитательная задача - подготовка школьников к самостоятельной жизни.

Для успешной работы групп учащихся необходимо, чтобы каждый школьник овладеть элементарными умениями самостоятельной познавательной деятельности. Особое значение в данном случае имеют умения работать с книгой, проводить практические работы по инструкциям, умения наблюдать, фиксировать полученные результаты и на их основе делать выводы. Поэтому важно на начальных этапах работы с группами формировать приемы самостоятельной деятельности, проводя пробный инструктаж, систематизируя и корректируя знания и умения учащихся при изучении темы.

При индивидуально-групповой организации работы самостоятельная деятельность учащихся является ведущей в познавательном процессе. Самостоятельная работы должна сочетаться с разнообразными методами обучения: лекциями, семинарскими занятиями, наблюдениями, экспериментами и так далее.

Приемы и методы должны складываться в определенную систему с целью постепенного, планомерного развития творческих познавательных способностей школьников.

К приемам стимулирования познавательного интереса учащихся относятся организация встреч учеников со специалистами, экскурсии на природу, музеи и так далее.

Применение познавательных задач позволяет углубить знания учащихся, расширить границы их использования, дают возможность учащимся овладеть наиболее рациональными способами умственной деятельности, добывая идеи, учащиеся убеждаются в их действительности, истинности. Эти идеи становятся их личным достоянием.

Возможности применения познавательных заданий неограниченны. Их можно использовать на уроках разных типов и в разных частях урока. Рассмотрим некоторые примеры.

При опросе. Сочетание традиционных форм опроса и применение кроссвордов, «звездочек», «ромашки», «светофора», филвордов, «лабиринта», пазлов, показывает, что даже учащиеся, слабо знающиеся материал, хотят быть опрошены. Первые неудачи заставляют их к следующему разу готовиться и постепенно это входит в привычку.

При изучении нового материала. Изложение материала учителем можно сочетать с самостоятельным получением знаний, анализируя конспект-схемы, графики, таблицы, статистические материалы, предложенные учителем или составленные самими учащимися. Изучение нового материала, как говорилось выше, можно начать с интригующего момента, который одновременно является «мерилом» познаний учащихся по данному вопросу. Так перед изучением темы «Политическая карты мира» прошу учащихся на листочках написать названия известных им стран - 5 минут. Затем следуют вопросы: сколько стран вы знаете? А сколько стран в мире? Сопоставьте эти цифры и сделайте вывод. А теперь обозначьте написанные вами страны на контурной карте. Сколько стран из списка удалось нанести? Цифры бывают намного меньше. Так переходим к знакомству с классификацией и типологией стран мира. Такую же работу провожу в конце года, чтобы выявить уровень изменения объема знаний.

-10-

При закреплении. Это может быть уже названный «лабиринт» или пазлы иного содержания.

Важным звеном в преподавании является проведение интегрированных уроков, на которых возможно использование занимательных заданий.

При изучении отдельных тем можно использовать разнообразные творческие задания.

И , конечно же, широчайшие возможности для развития познавательной активности и интереса к предмету имеет внеклассная работа: географические викторины, конкурсы, эрудиционные и другие формы, а также дополнительные задания, которые можно предложить учащимся по желанию иди задания, которые вывешиваю в «Уголке эрудите».










-11-

Заключение


Современному обществу нужны люди, умеющие творчески подходить в труду, активно и самостоятельно решать задачи, выдвигаемые жизнью или конкретными ситуациями.

В этих условиях проблема повышения эффективности обучения школьников, подготовки их в жизни, к практической деятельности, к продолжению образования приобретает особо важное значение.

Успех учебно-воспитательного процесса в значительной степени зависит от умственной активности учащихся. Роль интереса, как стимулятора педагогического процесса чрезвычайно велика, это одно из ведущих условий, при котором активизируется деятельность и работа на уроке учащихся.

Работа над этой проблемой помогла мне систематизировать и углубить знания по этому вопросу, побудила к поиску новых форм и приемов активизации учебно-воспитательной деятельности школьников и позволила сделать следующие выводу:

  1. В календарно-тематическом планировании необходимо предусмотреть активизацию учебно-познавательного процесса, выбрать технологию, формы и средства работы, прогнозируя результат, а методы и приемы предусмотреть в поурочном планировании.

  2. Активно применять способы интенсификации учебно-воспитательного процесса:

  • Создавать свободную, творческую, максимально продуктивную психологическую атмосферу, основанную на доверии к детям;

  • Совершенствовать практическую направленность урока, умение сосредотачиваться на главном;

  • Внедрять новые и совершенствовать старые формы урока;

  • Индивидуализировать и дифференцировать работу;

  • Использовать возможности внеурочной работы для активизации познавательных интересов учащихся.

  1. Продолжить работу по созданию разноуровневых заданий с целью их более широкого использования в разных классах.

Таким образом, проблема вовлечения в активную учебно-познавательную деятельность всех без исключения детей является ведущей и решить её может только учитель, его желание и умение творить, работать, увлекать за собой.





-11-

БИБЛИОГРАИФЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. / Н.А.Добролюбов - М. : Педагогика, 1986

  2. История педагогики : Учебник для студентов пед. институтов/ Н.А.Константинов , Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1982

  3. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования / Избр. пед. соч. М., 1982

  4. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. / Под ред. Г.И.Щукиной . - Л., 1976

  5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов/ Г.И.Щукина. - М.: Просвещение, 1979

  6. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И.Щукина - М.: Педагогика, 1971

  7. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов у учащихся в процессе обучения /Г.И.Щукина. - М., 1962.



© 2010-2022