Интегрированный курс географии и краеведения

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Учитель географии и краеведения

МКОУ Таяндинской СОШ

Ярославцева Татьяна Владимировна

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС ГЕОГРАФИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ: СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Начало XXI века - время глобальных перемен в России. Жить в эпоху коренных изменений достаточно сложно, но в тоже время, и интересно. Советская школа, которую все мы прошли, помогла нам в трудовом старте, но время неумолимо диктует новые условия работы, не позволяя нам стоять на месте, и требуя от современного педагога большей мобильности и грамотности. Интеграция является одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений совершенствования содержания школьного образования. Сокращение изучения основ физической географии в учебном плане с 2 часов до 1 часа (6 класс) невольно заставляет педагогов искать пути решения создавшейся проблемы, да проблемы, ведь программа в 6 классе так и осталась двухчасовая и итоговая аттестация выпускников в 9 и 11 классах предусматривает изучение физической географии в полном объёме. Автор статьи на примере географии и краеведения описывает новый подход - интеграцию учебного материала на основе единства способов познания.

Решение проблем интеграции традиционно строится на подборе содержания родственных дисциплин, таковыми и являются география и краеведение. Наиболее эффективной является интеграция предметов на основе единства способов познания. Указанный подход базируется на концепции, разработанной В.П. Суховым. Вот её основные положения:

  • Окружающий мир - объект познания учащихся - имеет системную организацию. Любые объекты природы могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут.

  • Если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный.

  • Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований.

  • Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Внедрение системного подхода в учебную деятельность школьников преобразует его в системно - деятельностный.

  • Учебная деятельность ставит школьника в позицию субъекта. В результате на уроке возникает субъект - субъективная ситуация, учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнёры.

  • Обеспечение субъективной позиции ученика и системно - деятельностного подхода возможно при переходе с традиционного на технологию развивающего образования.

  • Изучение систем неизбежно потребует и системной организации учебной деятельности школьников. В ней следует выделять мотивы («для чего я должен изучить?»), действие целеполагания («что я должен сделать?»), выбор средств и методов («как выполнить задачу?»), планирование («в какой последовательности»), решение задач и рефлексивно - оценочные действия (всё правильно ли я сделал?»).

  • Действия с системами выдвигают на первый план умственную деятельность школьников, основанную на диалектических принципах познания.

  • В учебной деятельности указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в доступной форме в правила познания - общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные познания. Первое правило - «изучи предмет в целом»; второе - «раздели его на части и изучи каждую отдельно»; третье - «соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют».

  • Указанные правила позволяют учащимся производить перенос и самостоятельно продвигаться в изучении многоступенчатых систем от более высокого ранга их, верхних этажей - общего, абстрактного, к нижнему - конкретному.

  • Такое движение в познании, когда умственная деятельность субъекта во внутреннем плане предшествует практической, позволяет учащимся решать задачи «в уме» - теоретически до практической реализации и на этой основе формировать теоретические понятия и теоретическое (научное) мышление.

  • Системно - деятельностный подход и теоретическое решение задач материализуются в моделях, выполняемых в знаковой и буквенной формах. Модели выступают и как метод познания - учебное моделирование, и как продукт познавательной деятельности учащихся. Такая модель играет роль опорной схемы, учащийся применяет её в качестве тезисов при опросе.

  • Собственная учебная деятельность школьников выступает как личностно - деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность - личность», т.е.: «какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности».

  • Системно - деятельностный подход позволил разработать концепцию интеграции учебных дисциплин, основанную на единстве межпредметных принципов познания. Указанными принципами обнаруживается многоступенчатость систем окружающего мира. В них выстраиваются и могут изучаться в едином курсе дисциплины естественного и гуманитарного циклов.

Для экспериментальной проверки указанной концепции был разработан интегрированный курс географии и краеведения для VI класса обучающихся Челябинской области. Апробация данного курса проводится уже второй год на базе МКОУ Таяндинской СОШ. В самом начале изучения курса учащиеся составили опорный план изучения объекта познания - Земли (см. схему 1). В этом плане в соответствии с первым правилом познания выделен объект познания - Земля (общее описание); в соответствии со вторым - Земля разделена на четыре оболочки - системы более низкого ранга. В соответствии с третьим правилом познания была выявлена особенность взаимодействия оболочек Земли, которая выражается во взаимном проникновении слагающих их веществ. При этом все оболочки, взаимодействуя, образуют более крупную, географическую, оболочку, которая, в сущности, и является предметом изучения географии. Курс краеведения в данном случае выступает как практика - информационный, позволяющий на конкретных примерах Челябинской области разобраться ребятам во всех тонкостях формирования планетарных объектов. Последовательность изучения четырёх оболочек определяется правилом историзма - в соответствии со временем их формирования в геологическом прошлом.

Схема 1.



Составляя опорный план изучения Земли, учащиеся вспоминают материал природоведения, который изучали в Vклассе, так как фактически они уже в V классе начали изучать оболочки Земли. Приступив далее к изучению каждой из них, они «извлекут» из памяти эти знания и дополнят их. Такое обучение определяется как ретроспективно - опережающее.

При изучении каждой конкретной оболочки применяются те же правила познания: она рассматривается в целом, затем разделяется на части и т.д. Уроки краеведения, опять-таки, закрепляют изученный материал конкретными интересными примерами. По ходу рассмотрения оболочек выявляется ещё одно, пятое, правило познания - правило раздвоения на противоположности. На основе этого правила выделяются, например, дневной и ночной бриз, испарение и конденсация в мировом круговороте воды. Учащиеся убеждаются, что единство противоположностей является источником круговоротов - воды, горных пород, химических элементов. Изученный на уроке материал вносится в блоки - опорные схемы в свернутой, краткой форме. Для этого привлекаются любые источники информации, в том числе учебники, географические атласы, устное изложение материала учителем и т.д. Полученная таким образом на уроке схема может использоваться учеником при ответах во время опроса, а так же и на уроках краеведения. Для лучшего усвоения материала интегрированного курса уроки географии и краеведения в расписании ставятся друг за другом.

На примере одной из тем рассмотрим интеграцию двух предметов. В программе «География» эта тема звучит как «Гидросфера - водная оболочка Земли», на её изучение отводится 7 часов в III четверти, одновременно с изучением этой темы по краеведению изучаем тему «Край рек и озёр» (4 часа). В сетке перспективно - тематического планирования распределение темы и уроков в ней выглядит таким образом:

Таблица 1.

География

Тема курса, кол-во часов

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Практическая часть

Метапредм. связи

План

Факт

Предмет

Материал

Мировой океан

(3 часа)











Воды суши (4 часа)

1.23

Вода на Земле. Части Мирового океана

3 нед. февраля

Работа с мировыми картами. Обучающая практическая работа «Определение ГП Средиземного моря»

Физика

Испаре

ние и конденсация в Миро

вом кругово

роте воды

2.24

Свойства океанической воды

4 нед. февраля

Работа с мировыми картами

Физика

Температура замерза

ния воды

3.25




Волны и течения в океане



1 нед. марта




Работа с контурными картами «Обозначение теплых и холодных течений Мирового океана»









4.26

Подземные воды

1 нед. марта



Краеведение

«Живи, родник, живи» - проектная работа

5.27

Реки и озёра

2 нед. марта

Обучающая практич. работа «Определение ГП реки Волга, Урал»

Краеведение

Водные богатства Южного Урала

6.28

Ледники, искусственные водоёмы

3 нед. марта

Краеведение

Искусственные водоёмы и водотоки Южного Урала

7.29

Обобщающий урок по теме: Гидросфера

4 нед. марта

Урок - игра

Краеведение, физика



Таблица 2.

Краеведение

Тема курса, кол-во часов

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Практическая часть

Метапредм. связи

План

Факт

Предмет

Материал

Край рек и озёр

( 4 часа)

1.26

На евразийском водоразделе

1 нед. марта

«Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных рек и озёр

Геогра

фия

Естесственные водотоки, их формиро

вание, бассейн реки

2.27



Реки Южного Урала



2 нед. марта



Обучающая практич. работа «Путешествие к Северному Ледовитому океану». Обозначение на контурной карте крупных рек

Геогра

фия



Естесственные водотоки, их формиро

вание, бассейн реки

3.28

Другие виды внутренних вод Южного Урала

3 нед. марта

Работа с контурными картами «Озёра Южного Урала»

Геогра

фия

Формиро

вание озёрных котловин

4.29

Обобщающий урок по теме.

Вода в жизни людей

4 нед. марта

Урок - семинар. Защита проектов по использованию и расходованию воды в быту

Интеграция материала позволяет курс краеведения сделать более практико-ориентированным, а, следовательно, более познавательным и интересным для ребят. Таким образом, в VI классе курс географии изучается в полном программном объёме, интеграция материала позволяет учащимся реализовывать собственную учебную деятельность, которая значительно отличается от традиционного усвоения учебного материала.

В ходе собственной самостоятельной (т.е. совместной с учителем в ситуации равноправного партнёрства) учебной деятельности дети приобщаются к системному подходу при изучении окружающего мира. Таким образом, значение рассмотренного интегрированного курса выходит за рамки традиционного усвоения учебного материала.

© 2010-2022