Исследовательская работа Экология Тополевки: вчера, сегодня, завтра

Актуальность исследования обусловлена тем, что на территории нашего посёлка в последние годы значительно увеличилось количество производимых твёрдых бытовых отходов, а также количество несанкционированных свалок.Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное. Именно поэтому, и решила затронуть одну из главных эк...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо"

народная пословица

Ι. Введение

С чего начинается Родина? С улицы, с дома, где мы родились, с дороги по которой мы ходим в школу, проводим свободное время, гуляя по улицам нашего посёлка.

Я отношусь к тому поколению, кто родился здесь, делал первые шаги в жизни. Многие из тех, кто проживает в Тополевке, приехали сюда и отдали лучшие молодые годы для того, чтобы вырос наш поселок.

У каждого из нас есть своя судьба, дом, школа, малая родина, где мы обретали верных надежных друзей, вступали во взрослый мир. Это всё наша малая родина. (Приложение 1)

Моей "малой Родиной", является поселок Тополевка Барабинского района. Учащиеся нашей школы не раз совершали экскурсии по данным местам и обнаружили много неприглядных, а порой и экологически опасных объектов для человека.

Санитарное состояние населенных мест свидетельствует о культурном уровне населения. Поэтому перед каждым человеком стоит задача: изменить экологическую ситуацию в своём населенном пункте.

Актуальность исследования обусловлена тем, что на территории нашего посёлка в последние годы значительно увеличилось количество производимых твёрдых бытовых отходов, а также количество несанкционированных свалок.

Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.

Именно поэтому, и решила затронуть одну из главных экологических проблем: загрязнение окружающей среды.

На одном из занятий кружка «Юный эколог» познакомилась с исследовательской работой по теме «Экологическое благополучие посёлка Тополевка». Написана она была ещё в 2003 году. Мне стало интересно, а что же изменилось за 12 лет.

Отсюда и определила цель своей исследовательской работы: провести исследование экологических проблем своего населенного пункта.

Задачи исследования:

  1. Изучить имеющуюся публицистическую литературу и документы по теме исследования.

  2. Проанализировать экологическое состояние посёлка Тополёвка, выявить наиболее острые экологические проблемы.

3

  1. Определить основные источники загрязнения.

  2. Провести наблюдения за бытовыми отходами, составить их классификацию.

  3. Сопоставить данные, полученные в ходе исследований с ранее полученными.

  4. Рассмотреть пути дальнейшего развития посёлка, направленного на оптимизацию окружающей среды.

Гипотеза исследования:

Мы предположили, что бытовые отходы нарушают экологию посёлка, наносят вред здоровью.

Место исследования: п.Тополёвка Барабинского района Новосибирской области

Время исследования: наблюдения ведутся с сентября 2014 года.

Основные методы применяемые для исследования: наблюдение, анкетирование, сравнение.

Новизна работы: Экологическая обстановка деревни волновала немало людей, но зачастую они ограничивались простым перечислением проблем, связанных с экологией. Я в своей работе попыталась дать характеристику экологических проблем, выявить основные источники загрязнения, показать влияние различных источников загрязнения на организм

человека, рассмотреть пути решения экологических проблем посёлка Тополёвка.

ΙΙ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Обзор литературы

В своей работе мною проанализированы несколько статей из газеты «Барабинский вестник» за 2013 -2014 гг. под рубрикой «Природа и мы». Слежу за публикациями с фотографиями. Считаю, что здорово придумали печатать фотографии людей, выбрасывающих мусор в неположенном месте. Вот это, считаю, действенный способ борьбы с загрязнением. Использованы материалы с экскурсий в краеведческий музей об истории города; просмотрены документальные статьи из газет, собранные в нашей школьной библиотеке.

В 24 номере за 16 июля 2013 года была опубликована статья «Юные активисты - экологи собрали 80 мешков мусора на берегах озера Чаны». В ней говорится об акции в рамках всероссийской программы «Хранители воды», участниками которой стали учащиеся нашей школы. (Приложение 2)

Для выполнения практической работы по теме исследования «Подсчёт объёма мусора и поиск возможных путей решения проблемы бытовых отходов» воспользовалась учебно -методическим пособием О. В. Петунина «Изучение экологии в школе» (2, с.13).

4

В пособии Т. А. Поповой «Экология в школе: Мониторинг природной среды» (3, с.8) представлены теоретические и практические основы использования школьного экологического мониторинга, проведения анкетирования.

Шесть миллиардов тонн в год твердых отходов выбрасывается в океан. Ежегодно 69 - 90 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов попадают в биосферу, а в атмосферу поступает 20 миллиардов тонн углекислого газа. Только за год в городе Барабинске и районе образовалось 453 тысячи тонн промышленных и бытовых отходов, 273 тысячи тонн отходов от сельхозпредприятий (4, с.121).

2. Экологическое состояние посёлка Тополёвка

Изучение экологического состояния своего посёлка начала с пешего обследования. Картина мало радует глаз. Это можно наблюдать не только в крупных промышленных городах, но и в любом населенном пункте. Наш посёлок Тополёвка тоже не является исключением. Все возрастающее количество бытовых отходов, стихийные свалки, растущие как грибы вокруг моего села не могут не обратить на себя внимания. (Приложение 3)

Экологические проблемы нашей деревни можно свести ко всем знакомому слову «загрязнение». Загрязненный лес, загрязненный воздух, загрязненная вода и почва. Существует естественное, природное загрязнение, но с ним природа, как правило, справляться умеет. Самое страшное загрязнение создает деятельность человека.

Особенно когда видишь огромные кучи навоза, расположенные на достаточно близком расстоянии от жилых домов. (Приложение 4) Замерив расстояние от конца огородов, получилось, что самая ближайшая свалка расположена в семи метрах, а самая дальняя в тридцати метрах. Площадь села (вместе с животноводческими фермами) составляет всего 30 га. А примерная площадь нарушенных земель 7 га. В ходе исследования было выявлено 7 стихийных свалок, общей площадью примерно 1 га. (Приложение 5)

Большую проблему в деревне представляют бытовые отходы.

Изучая экологическую обстановку посёлка, установила, что жители устраивают немало несанкционированных свалок. Часто сваливают мусор в канавы, в переулки, вывозят за деревню. Многие люди не думают о завтрашнем дне. Образовались свалки вокруг озера, близлежащего леса, таким образом, страдают больше всего когда-то излюбленные места отдыха сельчан.

В нашем посёлке есть 2 небольших озера, но мы не бережем и их. Летом жители гоняют к ним на водопой скот, моют машины и другую технику. Моющие средства небезвредные

для обитателей озера. Здесь же купаются дети, ловят рыбу взрослые. (Приложение 6)

Специально отведенное место для мусора отсутствует.

5

  1. Отношение обучающихся и учителей к проблеме мусора.

Было проведено анкетирование учащихся 5-9 классов. Цель: изучение мнения школьников по проблеме чистоты в школе. Анкета состояла из 4 вопросов. (Приложение 7)

Опрошено 12 человека. Анализ анкетирования показал, что в целом учащиеся осознают проблему и не равнодушны в вопросах, касающиеся чистоты в школе.

На вопрос: «Замечаешь ли ты на полу мусор в классах и коридорах?», 70% ответили - редко, 20 % -да, 10 % -никогда. Большой процент варианта ответа «редко», объясняется тем, что в коридорах школы и класса мусора действительно бывает мало, т.е. редко.

При ответе на вопрос «Как ты относишься к тому, что кто-то бросил мусор на пол?», 65% опрошенных отметили, что делают замечания, 25% -равнодушно отворачиваются, 10% -возмущаются молча.

Почти единодушны учащиеся были в вопросе «Как ты считаешь, станет ли в школе чище, если классы и коридоры будут убирать дежурные класса, а не уборщица?» - 80% ответили «да».

В последнем вопросе опрашиваемым предлагалось написать свои предложения по проблеме соблюдения чистоты в школе, классах. Ребята предлагают применять наказания, проводить ежемесячную генеральную уборку школы самим учащимся. Большинство написали об увеличении числа мусорниц на этажах, было предложение сделать их ярким, заметными.

Учителей нашей школы попросила помочь мне в исследовании, основной целью которого является изучение отношения к проблеме сбора мусора и утилизации бытовых отходов. Им была предложена анкета. (Приложение 8)

На вопрос «Волнует ли вас проблема бытового мусора?» мы получили 100 % положительный ответ.

«Кто, по вашему мнению, должен отвечать за то, что вокруг нашего посёлка свалки занимают огромные площади?». Почти все назвали, что это сами жители, органы местной власти, ЖКХ.

Серьезную опасность представляет сжигание мусора (особенно синтетических материалов и веществ), так как при этом в воздух выделяются токсичные вещества. Однако лишь 20 % опрошенных предложили другой способ - создание специализированных полигонов, организация пунктов приёма вторсырья.

Все учителя знают, что в г. Барабинске есть пункты приёма вторичного сырья, которые принимают чёрные и цветные металлы.

6

Вывод: Учащиеся нашей школы и учителя понимают и обосновывают необходимость решения проблемы мусора, имеют навыки экологически грамотного поведения, проявляют инициативу и желание участвовать в практической деятельности.

3. Основные источники загрязнения.

По данным переписи на 1 января 2015 года на 105 дворов приходится 350 голов крупного рогатого скота, да еще 500 голов на животноводческой ферме.

Таким образом, основным источником загрязнения являются - сельскохозяйственные отходы от животноводческих ферм и частного подворья. Причем объем выбросов постоянно увеличивается. Надо еще учесть, что отходы животноводческих ферм гораздо опаснее бытовых, так как в них могут развиваться микроорганизмы, вызывающие острые и хронические заболевания.

Вторым по значимости источником загрязнения территории являются бытовые отходы населения, различные по составу и объему. Их увеличение происходит в основном из-за изменения образа жизни людей, использующих все больше оберточных и упаковочных материалов.

Низкая эффективность использования изношенных покрышек, как вторичное сырье, привела к их скоплению в районе гаража, еще одного из источников загрязнения. В то время как перерабатывая автопокрышки в резиновую крупу можно не только ликвидировать горы покрышек, но и изготавливать из них различные резиновые изделия.

Количество мусора растет и за счет школы, особенно в летний период, во время ремонта.


  1. Наблюдения за бытовыми отходами.

4.1 Классификация отходов

Общий термин для всех вышеназванных материалов, которые мы выбрасываем из домов, и обычно называют мусором, отбросами и т.п.- сельскохозяйственные и канализационные. По срокам разложения, замеченные в ходе наблюдения отходы, можно разделить на три группы:

  • Вещи, которые скоро разложатся и смешаются с почвой.

  • Вещи, которые скоро не разложатся.

  • Вещи, которые не разложатся.

Для того, чтобы в природной среде разложилась бумага, требуется от 2 до 10 лет , консервная банка- более 90 лет, фильтр от сигареты -100 лет, полиэтиленовый пакет -более 200 лет, пластмасс - 500 лет, стекло - более 100 лет (5, с. 27).

7

Сейчас на человека в день приходится свыше 4 фунтов твердых отходов. На каждого горожанина от 150 до 600 килограммов в год. В Москве 300-320 килограммов(1, с.84).

В настоящее время наиболее распространенным сооружением по обезвреживанию бытовых отходов являются свалки, где отходы складируются на грунт. Тем не менее, такой способ не является радикальным решением проблемы.

4.2 Лабораторная работа

Чтобы опытным путём провести наблюдения за бытовыми отходами выполнила лабораторную работу «Подсчёт объёма мусора и поиск возможных путей решения проблемы бытовых отходов».

Цель работы - подсчитать и оценить объёмы мусора, который образуется в одной семье, в посёлке Тополевка, в России, предложить возможные пути решения проблемы бытовых отходов.

Содержание работы:

1. В течении недели собирала все твердые отходы, появляющиеся в доме, рассортировывая их по категориям: бумага, металл, пластмасса, стекло.

2. Пищевые отходы, скапливающиеся за день, взвешивала ежедневно, перед тем как их отдать на корм домашним животным.

3.Составила список основных продуктов и материалов, входящих в каждую категорию.

4. Взвесили отходы каждой категории и определили общий суммарный вес.

5. Разделила полученное число на количество членов семьи, так установила количество отходов, приходящееся на одного члена семьи.

Сделала следующие подсчеты.

В среднем за неделю в семье, состоящей из 5 человек, скапливается 16 кг 391 грамм (в расчёте на 1 человек около 3 кг 400 грамм бытовых отходов). Для большей точности исследования повторила. Результаты представлены в таблице. (Приложение 9)

Население Тополевки составляет около 270 человек, т. е. за неделю в посёлке скапливается 918 килограмм бытовых отходов; за год - 47 736 килограмм. А всё население России за неделю выбрасывает 493 млн килограмм.

Только надо учесть, что в отличие от горожан, мы все пищевые отходы скармливаем домашним животным; бумагу и другой горючий мусор сжигаем. Пластмассовые бутылки собираем, а весной делаем из них рассадники для помидор.

Понятно, что отдельные компоненты отходов и их количество могут меняться в зависимости от их источника (большая семья или маленькая, обеспеченная или не очень и т.д.), а также от времени года.

8

ΙΙΙ. Результаты и выводы.

1. Сравнительный анализ

Итак, что же изменилось за 12 лет в экологии посёлка. Сравнение данных исследований с ранее полученными (в 2003 году) показали, что, несмотря на длительность изучения настоящей проблемы, её острота не уменьшилась. (Приложение 9)

Как видно из таблицы подтверждается предположение о том, что отдельные компоненты отходов и их количество могут меняться в зависимости от их источника (большая семья или маленькая, обеспеченная или не очень и т.д.), а также от времени исследования. Но если не брать во внимание измерения, которые пришлись на праздничные дни, то расхождения небольшие. И значит, мы вправе взять их как среднестатистические для своих расчётов.

Утилизация и переработка отходов по-прежнему не ведется на должном уровне. Количество сельскохозяйственных отходов не уменьшается. Общая площадь нарушенных земель осталась на прежнем уровне. Но радует уже то, что не становится больше.

После установки модульной котельной в 2013 году значительно уменьшилось количество твердых отходов.

Реже можно встретить металл и бумагу, что вполне объяснимо: бумага сжигается, а металл собирается и сдается в пункт приема металлолома, что приносит немалый доход. Даже на самых старых свалках металлические изделия стали редкостью.

Вместе с тем, хотелось бы отметить, что в нашем посёлке, много неравнодушных людей, стремящихся сделать место своего проживания лучше. После долгой и холодной зимы, когда начинает греть весеннее солнце, все люди устремляются на улицу. И тогда жители деревни выходят на экологические субботники, и грязь, накопленная за зиму, вычищается, вывозится, сжигается. Поддерживается порядок у большинства околодомных территорий. (Приложение 10)

При очистке пляжной зона озера Чаны, в рамках акции «Чистые берега» школьниками нашей школы и непосредственно с моим участием было собрано 50 мешков мусора. (Приложение 11)

2. Перспективы развития

Как улучшить качество окружающей среды? Над этой проблемой думают многие специалисты. Не случайно в каждом населенном пункте разрабатываются меры по улучшению качества окружающей среды.

9

Для улучшения экологической обстановки своего села хотелось бы предложить следующие меры:

1. Производить меньше отходов. Значит, меньше покупать того, что сразу же летит в мусорное ведро. Это прежде всего одноразовая упаковка и посуда, одноразовые полотенца, салфетки, пленки, а также дешевые недолговечные неремонтируемые товары Они порождают горы мусора, изъятие из природы ресурсов и ее загрязнение.

  1. Отдавать предпочтение многоразовой упаковке. Например, стандартной стеклянной бутылке, а не пластиковой. Матерчатым сумкам, а не легко рвущимся пакетам с ручками.

  2. Отдавать предпочтение минимальной упаковке. Приобретать товары с более легкой упаковкой и товары, продающиеся большими объемами.

  3. Отдавать предпочтение упаковке, изготовленной из экологически безвредных материалов - бумаге и стеклу.

  4. Вторичное использование упаковки и отслуживших вещей.

Найти применение чему угодно всегда умудрялись отечественные мастера. Кажется, все уже знают, что в пластиковых баночках и стаканчиках выращивают рассаду; пресловутые пластиковые бутылки используют в качестве удобных воронок, совков, импровизированных дачных рукомойников, материала для производства теплиц, вазочек для цветов и самих искусственных цветов, спасательных жилетов и даже плотов. Пластиковые бутылки-популярный материал для ограждения газонов, мини-клумб. С точки зрения экологии, такая вторая жизнь пусть небольшого количества вещей предпочтительнее вывоза на свалку или сжигания.

Заключение.

Изучив экологическую обстановку нашего посёлка, пришла к следующим выводам. Наши главные экологические проблемы это: зараженный воздух, зараженная почва, зараженная вода, грязный лес. Источники всех этих загрязнений разнообразные, самым

распространенным источником загрязнения являются бытовые отходы, они загрязняют и отравляют не только почву, но и воду, и воздух. Главный виновник всех экологических бед нашей деревни - человек, проживающий на его территории. Заражая окружающую среду, человек вредит, прежде всего, себе. Результатом учебно-исследовательской работы является начало разработки общей программы по решению всевозможных экологических проблем на примере нашего посёлка.

Мы живем в селе, мы обязаны содержать его в чистоте и порядке. Самим будет приятно, если наше село будет чистое и красивое. Пусть девизом во всей работе по благоустройству села станут слова «Жить в селе - значит быть в нем хозяином».

10

Приложение 1

Исследовательская работа Экология Тополевки: вчера, сегодня, завтра Фото 1. Улица Школьная

Исследовательская работа Экология Тополевки: вчера, сегодня, завтра



Фото 2. Магазин

Исследовательская работа Экология Тополевки: вчера, сегодня, завтра Фото 3. Школа

12

Приложение 3

Несанкционированные свалки

Исследовательская работа Экология Тополевки: вчера, сегодня, завтра







Исследовательская работа Экология Тополевки: вчера, сегодня, завтра

Фото 1, 2. Свалки мусора со стороны улицы Широкой

14

Исследовательская работа Экология Тополевки: вчера, сегодня, завтра




Исследовательская работа Экология Тополевки: вчера, сегодня, завтра







Фото 3,4. Свалки со стороны улицы Школьная

15


Приложение 4

Сельскохозяйственные отходы

Исследовательская работа Экология Тополевки: вчера, сегодня, завтра





Фото 1. За улицей Школьной, напротив водокачкиИсследовательская работа Экология Тополевки: вчера, сегодня, завтра


Фото 2. За улицей Школьной, возле старой кочегарки

Исследовательская работа Экология Тополевки: вчера, сегодня, завтра

Фото 3. Возле конюшниИсследовательская работа Экология Тополевки: вчера, сегодня, завтра


Фото 4.За улицей Широкой

16

Приложение 6

Фото 1, 2 Озеро Некрасово. Место для водопоя домашнего и колхозного стада.

Исследовательская работа Экология Тополевки: вчера, сегодня, завтра



Исследовательская работа Экология Тополевки: вчера, сегодня, завтра



Исследовательская работа Экология Тополевки: вчера, сегодня, завтра

Фото 3. Берег Озеро Бочаново превратился в место для сбора металлолома

18

Приложение 7

Анкета для учащихся Тополевской школы

1. Замечаешь ли ты на полу мусор в классах и коридорах?

-да -редко -никогда

2. Как ты относишься к тому, что кто-то бросил мусор на пол?

-равнодушно отворачиваюсь

-молча возмущаюсь

-делаю замечание

-убираю сам

3. Как ты считаешь, станет ли в школе чище, если классы и коридоры будут убирать ученики дежурного класса, а не уборщица?

-да -нет

4. Твои предложения:

Исследовательская работа Экология Тополевки: вчера, сегодня, завтра



19

Приложение 8

Анкета


«Проблема сбора и утилизации бытовых отходов»


1. Волнует ли вас проблема бытового мусора?
2. Кто, по вашему мнению, должен отвечать за то, что вокруг нашего посёлка свалки занимают огромные площади?
3.Как можно уменьшить количество бытового мусора?

4.Есть ли в нашем районе пункты приема вторичного сырья?

5. Если да, то что они принимают?
- Алюминиевые банки
- Макулатуру
- Черные металлы
- Темные пивные бутылки
- Цветные металлы
- Различную стеклотару,
- Текстиль
- Пластик
6. Сдаете ли вы упаковки товаров в пункты приема втор-сырья?

Исследовательская работа Экология Тополевки: вчера, сегодня, завтра



20

Приложение 9

Подсчёт бытовых отходов в одной отдельно взятой семье (в количестве 5 человек)

С октября 2014 года по февраль 2015 года


Бытовые отходы

(граммы)

Период исследований

10 октября

30.11 - 06.12

01.02 - 07.02

Бумага

10

558

300

Стекло

50

200

-

Пластмасса

7

289

100

Металлы

-

170

165

Пищевые отходы

4000

15 000

16 000

Итого:

4067

16 217

16 565


Вывод: в среднем, наша семья, состоящая из 5 человек, выбрасывает: за неделю - 16 кг 391 грамм, за месяц - 65 кг 564 г, а за год - 852 кг 332 г.


Подсчёт бытовых отходов в одной отдельно взятой семье (в количестве 5 человек)

С декабря 2002 года по февраль 2003 года


Бытовые отходы

(граммы)

Период исследований

14 декабря

30.12 - 05.01

17.02 - 23.02

Бумага

30

700

200

Стекло

-

2200

2000

Пластмасса

15

670

500

Пищевые отходы

3000

21000

16000

Итого:

3045

44370

18700


Вывод: в среднем, семья состоящая из 5 человек, выбрасывает: за неделю - 31 кг 535 грамм, за месяц - 126 кг 140 г, а за год - 1512 кг.


21

Приложение 10

Общешкольный субботник


Исследовательская работа Экология Тополевки: вчера, сегодня, завтра

Исследовательская работа Экология Тополевки: вчера, сегодня, завтра

Исследовательская работа Экология Тополевки: вчера, сегодня, завтра



Исследовательская работа Экология Тополевки: вчера, сегодня, завтра

Исследовательская работа Экология Тополевки: вчера, сегодня, завтра




23

Приложение 11Исследовательская работа Экология Тополевки: вчера, сегодня, завтра

Исследовательская работа Экология Тополевки: вчера, сегодня, завтра





Исследовательская работа Экология Тополевки: вчера, сегодня, завтра



Исследовательская работа Экология Тополевки: вчера, сегодня, завтра





Исследовательская работа Экология Тополевки: вчера, сегодня, завтра



24

© 2010-2022