Рабочая учебная программа по географии для учащихся 6-9 классов

     Рабочая учебная программа по географии для учащихся 6-9 классов составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, с учетом примерной программы  «Сборник нормативных документов. География. Федеральный компонент государственного стандарта» М.: «Дрофа».2008     Использован перечень следующих учебников, соответствующий Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по географии. -6класс. Т.П. Герасимова,...
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа по географии для учащихся 6-9 классов составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, с учетом примерной программы «Сборник нормативных документов. География. Федеральный компонент государственного стандарта» М.: «Дрофа».2008

Использован перечень следующих учебников, соответствующий Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по географии.

-6класс. Т.П. Герасимова, Н.П.Неклюева. Начальный курс географии, М: «Дрофа, 2008г»;

-7класс. И.В. Душина, В.А Коринская. География наш дом-Земля. Материки, океаны, народы и страны, М: «Дрофа, 2009г».

-8класс. В.П.Дронов, И.И.Баринова. География России, М: «Дрофа, 2011г.»

-9класс. В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром. География России, М: «Дрофа,2011г.».

Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из "языков" международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Для реализации программы и поставленных целей имеются следующие организационно-методические условия, которые должны реализоваться в ходе учебного процесса:

- четкая целенаправленность изучения программного материала;

- использование активных, в том числе, нетрадиционных и развивающих форм обучения;

- достаточность и разнообразие дидактического материала;

- постоянное внимание к экологической стороне при изучении любой темы.

Курс географии в 6-9 классах разбит два блока:

География Земли(6-7 класс);

География России((8-9 класс).

В 6-7 классах на изучение части курса «География Земли» отводится 105 учебных часов: 6 класс-35учебных часа.(1 час в неделю) 7 класс-70 учебных часов (2 часа в неделю);8-9 классе на изучение курса «География Россия» отводится 140учебных часов: 8 класс- 72 учебных часов (2 часа в неделю). 9 класс-68 учебных часа( 2 раза в неделю).

По сравнению с используемой программой, в рабочую учебную программу включены следующие изменения.

В 6 классе изучаются следующие разделы:

1.Источники географической информации-10 ч.

2. Природа Земли и человек-24 ч.( вместо 30 часов), т.к. темы данного раздела актуально рассматривать в 6 классе для целостного представления о природе Земли

Тема «Географическая оболочка»вынесена на изучения в 7 класс Темы4.

3. Итоговая контрольная работа за курс «География Земли»1 ч.

В 7 классе изучаются следующие темы:

2. Материки, океаны, народы и страны-69 ч(вместо 55 часов) добавлено из резервного времени 10 часов. Это связано с тем, что дальнейшее изучение географии без знаний расположение стран мира может вызвать затруднение у обучающихся. 4часа - темы «Географическая оболочка» из 6 класса

3. Итоговая контрольная работа за курс « География Земли»-1ч.

В 8 классе изучаются следующие темы:

1. Введение-1ч

2. Особенности географического положения России-10ч.

3. Природа России- 30ч.

4. Население России-10 ч.

5. Хозяйство России-11ч.

6. География Коми Республики-9 ч.

7. Итоговая контрольная работа-2ч.

В 9 классе изучаются следующие темы:

1. Хозяйство России.-20ч.

3. Регионы России- 43ч.( из них 1 ч на контрольную работу)

4. Россия в современном мире_4ч.

6. Итоговая контрольная работа-1ч.

В данной программе существенная роль отводится практическим роботам. В 6 классе-5ч; в 7 класс-9ч.; в 8 классе-10ч.; в 9 классе-7ч. Они ориентированы на формирование умение оценивать, прогнозировать, описывать, определять, то есть способствуют достижению планируемых результатов обучения в рамках данного курса.

В курсе географии 6-9 классов большое внимание отводится изучению национально-регионального компонента.

В 6 классе:

1. Пр/р№3. Определение по карте географических координат. Географические координаты одного из пунктов своей местности ( г. Ухта).

2.Реки. НРК.

3. Озера НРК.

4. Пр/р№6. Анализ результатов наблюдений за погодой в своей местности.( составление календаря погоды0

5. Разнообразие растительного и животного мира Республики Коми.

В 7 класс:

Согласно цели курса- о целостном представлении Земли, национально-региональный компонент не предусмотрен.

В 8 классе

Раздел5 География своей республики.

1. Географическое положение Республики Коми.

2. Рельеф и полезные ископаемые Республики Коми

3. Климат Республики Коми

4. Внутренние воды и водные ресурсы Республики Коми.

5. Особенности почв Республики Коми.

6. Растительный и животный мир Республики Коми.

7. Природные зоны Республики Коми.

8. Население Республики Коми.

9.Контрольная работа №4 по разделу «География своей республики».

В 9 классе:

1. Республика Коми. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.

2. Население и хозяйственное освоение республики Коми.

3. Хозяйство республики Коми.

4. Пр/р№3 Описание одного из ТПК республики Коми.

5. г. Ухта.

Оценка результатов обучения проверяется умением работать с картой, умением проводить наблюдение, знанием устных ответов, умением работать с контурной картой, итогов проведений экскурсий, выполнением самостоятельных и практических работ, тестированием.
































Содержание учебного предмета.


Источники географической информации

География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

Ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.

Природа Земли и человек

Земля как планета. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ЧЕЛОВЕКА О ЗЕМЛЕ. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма, размеры, движения Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Сравнение Земли с обликом других планет солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Горные породы; изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ, БЫТА И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ В ГОРАХ И НА РАВНИНАХ. ПРИРОДНЫЕ ПАМЯТНИКИ ЛИТОСФЕРЫ.

Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.

Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. ПРИРОДНЫЕ ПАМЯТНИКИ ГИДРОСФЕРЫ.

Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.

Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды. АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К РАЗНЫМ КЛИМАТИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ.

Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли.

Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте.

Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов.

Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте.

Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.

Материки, океаны, народы и страны

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Особенности природы океанов: строение рельефа дна; проявление зональности, система течений, органический мир; освоение и хозяйственное использование океана человеком.

Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков и океанов.

Население Земли. ДРЕВНЯЯ РОДИНА ЧЕЛОВЕКА. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПУТИ ЕГО РАССЕЛЕНИЯ ПО МАТЕРИКАМ. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. ГЕОГРАФИЯ СОВРЕМЕННЫХ РЕЛИГИЙ. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой.

Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.

Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.

Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Изучение политической карты мира и отдельных материков. Краткая географическая характеристика материков, их регионов и стран различных типов.

Природопользование и геоэкология

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ПРИРОДЫ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ.

Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв.

Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды.

Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования.

Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.

География России

Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ. Часовые пояса.

Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.

Природа России. Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ.

Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Анализ физической карты и карт компонентов природы.

Население России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения. Направления и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения; городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны.

Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.

Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.

Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям.

Природно-хозяйственное районирование России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.

Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России.

Россия в современном мире. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. ОБЪЕКТЫ МИРОВОГО ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РОССИИ.

География своей республики (края, области). Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ТОПОНИМИКА.

Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.


















6 класс.

Тематический план.

35 часов. (1 час в неделю).

Раздел

Тема

Кол-во

Из них

К/р

Пр/р

НРК

1. Источники географической информации.

10

1

2

1

1. Методы изучения Земли

1




2. План местности.

5


1


3. Глобус. Географическая карта- особый источник информации.

4

1

1

1

2. Природа Земли и человек.

24

1

3

4

  1. Земля- планета

Солнечной системы

1




  1. Развитие

географических знание о Земле.

1




3.Земная кора и литосфера.

3




4. Рельеф Земли.

3


1


5. Минеральные ресурсы литосферы.

1




6. Гидросфера- водная оболочка Земли.

2




7. Источники пресной воды

5


1

2

8.Атмосфера-воздушная оболочка Земли.

5


1

1

9.Биосфера Земли.

1



1

10.Почва как особое природное образование.

2

1



Итоговая контрольная работа

1

1



ИТОГО

35

3

5

5






6 класс.

Поурочное планирование.

35 часов за год, (1 час в неделю).

Раздел1. Источники географической информации.

Тема 1 Методы изучения Земли.

1. Методы изучения Земли.

Тема 2. План местности.

2.. Понятие о плане местности.

3. Масштаб.

4. Стороны горизонта. Ориентирование.

5. Изображение на плане неровностей земной поверхности.

6. Пр/р№1. Определение сторон горизонта, азимутов, расстояний.

Тема 3. Глобус. Географическая карта- особый источник информации.

7.Форма и размеры Земли. Географическая карта.

8.Градусная сеть на глобусах и карта. Географическая широта. Географическая долгота.

9. Пр/р-№2. Определение по карте географических координат Географические координаты

одного из пунктов своей местности. ( г. Ухты). НРК.

  1. Контрольная работа № 1 по теме: Источники географической информации.

Раздел 2. Природа Земли и человек.

Тема1. Земля- планета Солнечной системы.

11. Земля- планета Солнечной системы.

Тема2. Развитие географических знаний о Земле.

12. Путешествия и географические открытия.

Тема 3. Земная кора и литосфера.

13. Земля и ее строение.

14.Движение земной коры.

15.Вулканы, горячие источники, гейзеры.

Тема4 Рельеф Земли.

16.Рельеф суши. Горы и равнины. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах.

17.Пр/р№3 Определение по картам ГП гор и равнин.

18.Рельеф дна Мирового океана.

Тема5. Минеральные ресурсы литосферы.

19. Горные породы и минералы.

Тема 6. Гидросфера -водная оболочка Земли.

20. Части Мирового океана.

21.Некоторые свойства океанической воды.

Тема7. Источники пресной воды.

22. Подземные воды. Реки. НРК.

23. Озера. НРК.

24. Ледники. Искусственные воды.

25. Пр/р-№4. Определение по картам ГП объектов гидросферы.

26. Загрязнение гидросферы. Природные памятники гидросферы.

Тема 8. Атмосфера- воздушная оболочка Земли.

27.Атмосфера, строение, значение, изучение.

28. Температура воздуха.

29. Атмосферное давление, ветер, атмосферные осадки..

30. Погода Климат Пр/р-№5. Анализ результатов наблюдений за погодой в своей местности.

( составление календаря погоды) НРК.

31. Пути адаптации человека к климатическим условиям местности.

Тема 9. Биосфера Земли.

32.Разнообразие растительного и животного мира Земли. НРК Организмы в Мировом океане.

Тема10. Почва как особое природное образование.

33. Разнообразие почв .Роль хозяйственной деятельности и человека в сохранении улучшении почв.

34.Контрольная работа по теме: «Природа земли».

35.Итоговая контрольная работа за курс «География Земли».


6 класс.

Перечень обязательных практических работ.

1 Определение сторон горизонта, азимута, расстояний.

2. Определение по карте географических координат. Географические координаты одного из пунктов своей местности. ( г. Ухты).

3. Определение по картам ГП гор и равнин.

4. Определение по картам ГП объектов гидросферы.

5. Анализ результатов наблюдений за погодой в своей местности. (составление календаря погоды).


Перечень обязательных контрольных работ.

1. Источники географической информации

2. Природа Земли.

3. Итоговая контрольная работа за курс «География Земли».









Тематический план.

7 класс.

70 часов за год ( 2 часа в неделю).

Раздел

Тема

Кол-во

К/р

Пр/р

3Материки, океаны, народы и страны

69


9

1Современный облик планеты Земля.

2


2.Пространственные различия процессов формирования климата.

3



3. Распределение вод на Земле.

4



4. Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на материках и в океане.

6


1

5. Население Земли

2



6. Материки и страны. Океаны.

52


8

Итоговая контрольная работа за курс: География Земли.

1

1

ИТОГО

70

1

9






7 класс.

Поурочное планирование.

70 часов за год (2 часа в неделю).

Раздел 3 Материки, океаны, народы и страны.

Тема 1. Современный облик планеты Земля.

  1. Происхождение материков и океанов.

  2. РельефЗемли

Тема 2. Пространственные различия процессов формирования климата

  1. Свойства и роль атмосферы в жизни Земли. Климатические карты.

  2. Климатообразующие факторы.

  3. Климаты Земли.

Тема3. Распределение вод на Земле.

6. Мировой океан,

7.Факторы влияющие на водные ресурсы

  1. Поверхностные течения в Мировом океане.

  2. Океан как среда жизни.

Тема 4. Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на материках и в океане.

  1. Строение и свойства географической оболочки Круговорот веществ и энергии.

  2. Природные комплексы.

  3. Географическая зональность.

  4. Пр/р№1. Выявление особенности географической зональности природы на Земли.

  5. Взаимодействие природы и общества.

  6. Изменение природы хозяйственной деятельностью человека.

Тема 5. Население Земли

  1. Расселение человека по материкам.

  2. Религии мира. Страны мира.

Тема 6. Материки и страны. Океаны.

  1. Африка. Географическое положение. Из истории исследования. Пр/р№2 Описание географического положения материка Африка.

  2. Рельеф.

  3. Климат.

  4. Внутренние воды.

  5. Природные зоны. Экваториальные леса. Саванны.

  6. Тропические пустыни. Влияние человека на природу.

  7. Население и политическая карта.

  8. Страны Северной Африки. Алжир.

  9. Страны Восточной Африки. Кения.

  10. Страны Южной Африки. ЮАР. Пр/р№3. Сравнительная характеристика по плану стран материка.

  11. Австралия и Океания. Географическое положение. История открытия.

  12. Рельеф, полезные ископаемые.

  13. Климат. Внутренние воды. Органический мир. Природные зоны.

  14. Австралия. Пр/р№4. Описание природных особенностей материка, их влияние на население.

  15. Океания.

  16. Южная Америка. Географическое положение. История открытия и исследования.

  17. Рельеф.

  18. Климат.

  19. Внутренние воды. Пр/р №5. Описание по плану реки Южной Америки.

  20. Природные зоны. Изменение природы человеком.

  21. Население и политическая карта.

  22. Страны Востока материка, Бразилия. Аргентина.

  23. Андские страны. Перу.

  24. Тихий океан.

  25. Индийский океан.

  26. Атлантический океан.

  27. Северный Ледовитый океан.

  28. . Пр/р№6. Характеристика одного из океанов Земли и выявление его функций..


  1. Антарктида. Географическое положение. Открытие и исследования.

  2. Природа материка.

  3. Антарктида - материк науки

  4. Северная Америка. Географическое положение. История открытия и исследования.

  5. Рельеф.

  6. Климат. Пр/р №7. Сравнение типов климата умеренного пояса и их влияние на жизнь и деятельность населения. Внутренние воды.

  7. Природные зоны. Изменение природы человеком.

  8. Население и политическая карта.

  9. Страны северной и средней части материка. Канада.

  10. Соединенные Штаты Америки.

  11. Страны Средней Америки. Мексика.

  12. Евразия. Географическое положение. Отечественные имена на карте Евразии.

  13. Рельеф Пр/р№8. Установление соответствия между строением земной коры и рельефом материка.

  14. Климат.

  15. Внутренние воды.

  16. Природные зоны.

  17. Население и политическая карта.

  18. Страны Северной Европы.

  19. Страны Западной Европы.

  20. Страны Восточной, Южной Европы.

  21. Страны Юго-Западной, Центральной Азии.

  22. Страны Восточной, Южной Азии.

  23. Страны Юго-Восточной Азии.

  24. Пр/р №9. Составление «каталога» стран Евразии, группировка их по различным признакам.

70. Итоговая контрольная работа по разделу3 «Материки, океаны, народы и страны».










7 класс.

Перечень обязательных практических работ.


  1. Выявление особенностей географической зональности природы на Земле.

  2. Описание географического положения материка.

  3. Сравнительная характеристика по плану стран материка.

  4. Описание природных особенностей материка, их влияние на население.

  5. Описание по плану реки Южной Америки.

  6. Характеристика одного из океанов Земли и выявление его функций.

  7. Сравнение типов климата умеренного пояса материка и их влияние на жизнь и деятельность населения.

  8. Установите соответствие между строением земной кори рельефом материка.

  9. Сравнение «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам.


Перечень обязательных контрольных работ.

1. Итоговая контрольная работа по разделу «Материки, океаны, народы и

страны»







8 класс.

Тематический план.

72 часа за год ( 2 часа в неделю).


Раздел

Тема

Кол-во

К/р

Пр/р

НРК

Введение


1




1. Особенности географического положения России


10

1

3



1. Географическое положение России

3


1


2. Границы России

3


1


3. История освоения и изучения территории России

1




4. Современное административно-территориальное и политико-административное деление России

3

1

1


2. Природа России


30

1

5


1. Природные условия и ресурсы.

1




2. Геологическое строение. Рельеф и полезные ископаемые.

5


1


3. Климат и климатические ресурсы.

6


1


4. Внутренние воды и водные ресурсы.

4


1


5. Почва и почвенные ресурсы.

4


1



6. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

4


1


7. Природно- хозяйственное районирование.

6

1



3. Население России


10

1

2


1. Человеческий потенциал России

1




2. Половой и возрастной состав населения России

2




3. Народы и религии России

2


1


4. Особенности расселения населения России

2




5. Миграция Населения России

1




6. Трудовые ресурсы России.

2

1



4. Хозяйство России

11




1. Особенности развития хозяйства России.

2




2. Первичный сектор экономики

9

1



5. География Коми республики

9

1


9

1. География Коми республики






Итоговая контрольная работа

2

1



ИТОГО

72

5

10

9





8 класс.

Поурочное планирование.

72 часа за год. ( 2 часа в неделю).

Введение.

1. Что изучает курс: География России.

Раздел1. Особенности географического положения России.

Тема1. Географическое положение России.

1. Географическое положение как зеркало России. Особенности физико-географического положения.

2. Экономико-и- транспортно- географическое положение страны.

3. Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. Пр/р. №1Характеристика географического положения России.

Тема2. Границы России.

4. Государственная территория России. Обширные российские пространства: вопросы и проблемы. Государственные границы России. Типы и виды российских границ.

5. Сухопутные и морские границы России.

6. Россия на карте часовых поясов, Пр\р№2. Определение поясного времени для разных городов России

Тема3. История освоения и изучения территории России.

7. Формирование и освоение государственной территории России. Изменение границ страны на разных исторических этапах.

Тема4. Современное административно-территориальное и политико- административное деление России.

8. Особенности административно-территориального устройства России.

9. Пр/р№3. Обозначение на контурной карте административно-территориального устройства России.

10. Контрольная работа по теме « Особенности географического положения России».

Раздел2. Природа России.

Тема1. Природные условия и ресурсы.

11. Понятие о природных условиях и ресурсах. Природный и экономический потенциал России.

Тема2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

12. Геологическая история и геологическое строение территория России.

13. Рельеф России.

14. Рельеф внешних процессов на формирования рельефа.

15. Стихийные природные явления в литосфере. Человек и литосфера.

16. Пр/р№4. Выявление зависимости между тектоническим строением. Рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Тема3 Климат и климатические ресурсы.

17. Факторы, определяющие особенности климата России.

18. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

19. Сезонность климата. Типы климатов России. Климатические пояса.

20. Комфортность( дискомфортность) климатических условий.

21. Климат и человек.

22. Пр/р№5. Выявление закономерностей распределения основных климатических показателей на территории РФ.

Тема4. Внутренние воды и водные ресурсы.

23. Разнообразие внутренних вод России

24. Пр/Р№6Составление характеристики одной из рек, определение возможностей ее хозяйственного использования.

25. Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

26. Водные ресурсы. Охрана вод.

Тема5.

27. Образование почв и их разнообразие.

28. Закономерности и распространения почв.

29. Пр/р№7 Составление характеристики зональных типов почв.

30. Почвенные ресурсы России.

Тема6 Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

31. Растительный и животный мир России.

32. Биологические ресурсы.

33. Охрана растительного и животного мира.

34.Пр/р№8. Оценка природных условий и ресурсов на отдельных территориях России.

Тема7 Природно-хозяйственное районирование.

35. Разнообразие природных комплексов. Природно-хозяйственные зоны России.

36. Арктические пустыни, тундра и лесотундра.

37. Леса.

38. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность.

39.Особо охраняемые территории.

41. Контрольная работа №1 по разделу «Природа России».

Раздел3 Население России.

Тема1 Человеческий потенциал страны.

41. Численность населения России.

Тема2. Половой и возрастной состав населения страны.

42. Мужчины и женщины.

43. Продолжительность жизни.

Тема3. Народы и религии России.

44. Этнический и религиозный состав населения.

45. Пр/р№9. Обозначение на контурной карте «Размещение крупных народов России».

Тема4. Особенности расселения населения России.

46. Городское и сельское население.

47. Размещение население России.

Тема5. Миграция населения.

48. Миграции населения России.

Тема6. Трудовые ресурсы России.

49. Люди и труд.

50. Контрольная работа №2 по разделу «Население России».

Раздел4 Хозяйство России.

Тема1. Особенности развития хозяйства России.

51. Что такое хозяйство страны.

52. Как география изучает хозяйство.

Тема2. Первичный сектор экономики.

53. Состав первичного сектора экономики.

54. Природно-ресурсный потенциал России. Богата ли Россия ресурсами.

55. Сельское хозяйство.

56. Земледелие.

57. Пр/р№10. Размещение основных отраслей земледелия на территории России.

58. Животноводство.

59. Лесное хозяйство. Охота. Рыбное хозяйство.

60. Географический фактор развития общества.

61. Контрольная работа №3 по разделу «Первичный сектор экономики».

Раздел5. География своей республики.

62. Географическое положение Республики Коми.

63.Рельеф, полезные ископаемые Республики Коми.

64. Климат Республики Коми.

65.Внутренние воды и водные ресурсы Республики Коми.

66. Особенности почв Республики Коми.

67. Растительный и животный мир Республики Коми.

68. Природные зоны Республики Коми.

69. Население Республики Коми.

70. Контрольная работа №4 по разделу «География своей республики».

71.Повторение по теме за курс 8 класса «География России»

72. Итоговая контрольная работа за курс 8 класса «География России».


8 класс.

Перечень обязательных практических работ.


1. Характеристика географического положения России.

2. Определение поясного времени для разных городов России

3. Обозначение на контурной карте административно-территориального устройства России.

4. Выявление зависимости между тектоническим строением. Рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

5 Выявление закономерностей распределения основных климатических показателей на территории РФ.

6. Составление характеристики одной из рек, определение возможностей ее хозяйственного использования.

7. Составление характеристики зональных типов почв.

8. Оценка природных условий и ресурсов на отдельных территориях России.

9. Обозначение на контурной карте «Размещение крупных народов России».

10. Размещение основных отраслей земледелия на территории России.


Перечень обязательных контрольных работ.

1. Особенности географического положения России.

2. Природа России.

3. Население России

4. Первичный сектор экономики.

5. Итоговая контрольная работа за курс 8 класса «География России».






9 класс.

Тематический план.

68 часов за год (2 часа в неделю).

Раздел

Тема

Кол-во

К/р

Пр/р

НРК

4. Хозяйство России

20

1

2


1. Вторичный сектор экономики

15

2


2.. Третичный сектор экономики.

5

1



5.РегионыРоссии

43

1

4

5

1. Районирование России.

1


2. Районы и крупные регионы России.

41

1

4

5

6. Россия в современном мире.

4


1


1. Россия в современном мире.

4


1


Итоговая контрольная работа

1

1



ИТГОГО

68

3

7

5



























9 класс.

Поурочное планирование.

68 часов за год (2 часа в неделю).

Раздел 4. Хозяйство России. (продолжение)

Тема3. Вторичный сектор экономики.

1..Состав и особенности вторичного сектора экономики. Роль в экономике России и проблемы его развития.

2.Топливно-энергетический комплекс. (ТЭК).

3.Топливная промышленность.

4. Пр/р№1. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

5.Электроэнергетика.

6. Отросли, производящие конструкционные материалы и химические вещества.

7. Металлургия. География черной металлургии.

8. География цветной металлургии.

9. Химическая промышленность.

10. География химической промышленности.

11. Лесная промышленность.

12. Машиностроение.

13. География машиностроения.

14. Пр/р№2 Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

15. Пищевая и легкая промышленность.

Тема 4. Третичный сектор экономики.

16. Состав и значение третичного сектора экономики.

17. Роль и значение транспорта. Виды транспорта.

18. Связь. Сфера обслуживания. Наука.

19. Жилищное и рекреационное хозяйство.

20. Контрольная работа по теме «Хозяйство России».

Раздел 5. Регионы России.

Тема 1. Районирование России.

21. Зачем районировать территорию России.

Тема 2. Районы и крупные регионы России.

22. Общая характеристика Европейской России.

23. Европейский Север. Географическое положение. Факторы формирования. Природные условия

и ресурсы.

24 Население и хозяйственное освоение Европейского Севера.

25. Хозяйство.

26. Республика Коми. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.

27. Население и хозяйственное освоение республики Коми.

28. Хозяйство республики Коми.

29. . Пр/р №3. Описание одного из ТПК республики Коми.

30. г. Ухта.

31. Северо-Западный район. Факторы формирования района. Природа Северо-Запада.

32. Население и хозяйственное освоение.

33. Хозяйство Северо-Запада.

34 . Географические особенности Санкт-Петпрбурга и других городов

Северо-Запада.

35. Центральная Россия. Факторы формирования района. Природа Центральной России.

  1. Население и хозяйственное освоение Центральной России.

  2. Московская столичная агломерация.

  3. Хозяйство Центральной России.

  4. Европейский Юг. Факторы формирования района.. Природа Европейского Юга.

  5. Население и хозяйственное освоение Европейского Юга.

  6. Хозяйство Европейского Юга.

  7. Пр/р №4. Оценка природных условий и ресурсов Европейского Юга на основе тематических карт.

  8. Поволжье. Факторы формирования района. Природа Поволжье.

  9. Население и хозяйственное освоение Поволжье.

  10. Хозяйство Поволжье.

  11. Урал. Факторы формирования района. Природа Урала.

  12. Население и хозяйственное освоение Урала.

  13. Хозяйство Урала.

  14. Азиатская Россия . Общая характеристика.

  15. Западная Сибирь. Факторы формирования района. Природа Западной Сибири.

  16. Хозяйства Западной Сибири.

  17. Север Восточной Сибири. Факторы формирования района. Природа Севера Восточной Сибири.

  18. Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири.

  19. Хозяйство Севера Восточной Сибири.

  20. Южная Сибирь. Факторы формирования района..

  21. Кузнецко-Алтайский район.

  22. Пр/р№5 Характеристика одного их промышленных узлов.

  23. Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны

  24. Дальний Восток. Факторы формирования района. Природа Дальнего Востока.

  25. Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока.

  26. Хозяйство Дальнего Востока.

  27. Пр/№6 Сравнение географического положения районов, и его влияние на природу, жизнь людей и хозяйство.

  28. Контрольная работа по теме «Регины России».

Раздел 6. Россия в современном мире.

Тема 1. Россия в современном мире.

  1. Место России среди стран мира.

  2. География государств нового зарубежья, оценка их исторических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ.

  3. Взаимосвязь России с другими странами мира. Объекты мирового культурного наследия в России.

  4. Пр/р№7. Определение основных статей экспорта и импорта в России.

  5. Итоговая контрольная работа за курс 9 класса « География России».














9 класс.

Перечень обязательных практических работ.


1. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

2. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

3. Описание одного из ТПК республики Коми.

4. Оценка природных условий и ресурсов Европейского Юга на основе тематических карт.

5. Характеристика одного из промышленных узлов.

6. сравнение географического положения районов, и его влияние на природу, жизнь людей и хозяйство.

7. Определение основных статей экспорта и импорта в России.


Перечень обязательных контрольных работ.

1. Хозяйство России.

2. Регионы России

3. Итоговая контрольная работа за курс 9 курс 9 класса «География России».







Требования к уровню подготовки учащихся.


В результате изучения географии учащихся должен:

знать/понимать:

- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.






































Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся.


  1. Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний.

Оценка «5»- правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности: соблюдение логики в описании или характеристики географических территорий или объектов, самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; Аккуратное оформление результатов работы.

Оценка «4»- правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников, в оформлении результатов;

Оценка «3»-правильное использование источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов;

Оценка «2»- Неумение отбирать и использовать источники знаний, допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформления результатов.

Оценка «1»- полное неумение использовать карту и другие источники знаний.


  1. Оценка умений проводить наблюдение в природе и на производстве

( география).

Оценка «5»- правильное, по плану проведенное наблюдение, точное отображение

особенностей объекта или явлений в описании. Зарисовках, диаграммах, схемах,

правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.

Оценка «4»- правильно, по плану проведенное наблюдение, недочеты в

отражении объекта или явления, правильная формулировка выводов;

недостатки в оформлении наблюдений.

Оценка «3»-допускаются неточности в проведении наблюдении по плану;

выделены не все особенности объектов и явлений, допускаются неточности в

формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении

наблюдений.

Оценка «2»- неправильное выполнение задания, неумение сделать выводы на

основе наблюдений.

Оценка «1»- не владеет умением проводить наблюдения.


  1. Оценка знаний устного ответа.

Оценка «5»-ответ полный, правильный. Отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий; закономерностей географических взаимосвязей и конкретизация их примерами. Правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.

Оценка «4»-ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, полный. Правильный, есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Оценка «3»- Ответ правильный, обучающейся в основном понимает, но нечетко определяет понятие и закономерности, затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непосредственно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

Оценка «2»-ответ неправильный. Не раскрыто основное содержание учебного материала. Не даются ответы учителя грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.

Оценка «1»-ответ отсутствует.


  1. Оценка умение работать с контурной картой.

Оценка «5»- правильно определена цель работы, произведен правильный и полный отбор источников знаний для проведений работы на контурной карте, сделан наиболее рациональный выбор способа выполнения работы, правильный выбор формы фиксации географических объектов на контурной карте, аккуратное оформление работы.

Оценка «4»-правильный и полный отбор источников знаний, сделан рациональный выбор способа выполнения работы, есть небольшие недочеты по содержанию и в оформлении работы.

Оценка «3»-правильное использование источников знаний, допускаются неточности в выборе способов фиксации географических объектов на контурной карте. Есть недочеты в оформлении работы.

Оценка «2»- неумение отбирать основные источники знаний, есть серьезные ошибки по содержанию. Отсутствие навыков оформления.

Оценка «1»- полное отсутствие знаний и умений при выполнении работы.


  1. Оценка работы при проведении экскурсии.

Оценка «5».-произведен полный анализ наблюдаемых явлений и объектов природы и хозяйственной деятельности людей с учетом местных условий. Установлены причинно-следственные связи географических явлений и процессов. Умение работать коллективно, самостоятельно соблюдать строгую последовательность действий, вести краткую запись по ходу экскурсии. Правильное оформление материалов экскурсии и использование на последующих уроках.

Оценка «4»-удовлетворяет ранее названным требованиям, есть неточности при выполнении заданий, неаккуратное оформление результатов.

Оценка «3»-допускаются неточности в выполнении заданий, ошибки в оформлении материалов экскурсии.

Оценка «2»- неумение анализировать географические явления и объекты, хозяйственную деятельность людей, неумение устанавливать причинно-следственные связи, грубые ошибки при выполнении работы, отсутствие навыков в оформлении работы, отсутствие навыков оформления материалов экскурсии.

Оценка «1»-полное отсутствие знаний и умений необходимых при выполнении работы.

6.Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ.

Оценка «5»-работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими обучающимися.

Оценка «4»- работа выполнена в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющая на правильность конечного результата. Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы и приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знания основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Оценка «3»- работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени(можно дать доделать дома). Учащиеся показали знания теории, но испытывали затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическим материалами, географическими инструментами.

Оценка «2»-выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теории и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки обучающихся.

Оценка «1»- полное отсутствие знаний и умений необходимых при выполнении работы.

7. Оценка тестированного задания.

Оценка «5»- выполнен объем знаний 100% (правильных ответов 100% - 95%)

Оценка «4»- выполнен объем знаний 100% (правильных ответов 95% - 75%).

Оценка «3»- выполнен объем знаний 75% (правильных ответов 75% -50%).

Оценка «2»- выполнен объем знаний 50% (правильных ответов меньше

половины).

Оценка «1»- отсутствие ответа.













Список литературы для учителя и учащихся.

1. Т.П. Герасимова, Н.П.Неклюева. Начальный курс географии, М: «Дрофа, 2008г»;

2. 7класс. И.В. Душина, В.А Коринская. География наш дом-Земля. Материки, океаны, народы и страны, М: «Дрофа, 2009г».

3. 8класс. В.П.Дронов, И.И.Баринова. География России, М: «Дрофа, 2011г.»

4. 9класс. В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром. География России, М: «Дрофа,2011г.».

5 Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. - Мн.: Харвест, 1999. (энциклопедический словарь)

6. Кузнецов А.П. Хрестоматия по экономической географии зарубежных стран. 2004.

7. Кузнецов А.П. География: Земля и люди. М.: «Просвещение», 2007.

8. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.- М.: Просвещение, 2008.

9. Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. - М.: Вече, 2003.

10. Томилин А.Н. Как люди изучали свою Землю. М.: Просвещение, 2008.

11. Интернет.

12. Ю.Н. Гладкий, Глобальная география, М: Просвещение 2008 год.

13.А.П. Кузнецов, География. Население и хозяйство мира,2008 год.

14.В.И. Сиротин, Н.Ф.Винокуров. Природопользование. М: Просвещение, 2008 год




© 2010-2022