- Преподавателю
- География
- Рабочая программа учебного предмета География для 8 класса
Рабочая программа учебного предмета География для 8 класса
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сиденко Н.В. |
Дата | 13.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Малиновоозёрская средняя общеобразовательная школа»
Михайловского района Алтайского края
«Рассмотрено»
Руководитель МО
___________О.В.Крысанова
Протокол №___от
«___»____________201_г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
___________Е.И.Смирнова
«___» ________ 201_ г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
______________В.В. Тимофеева
Приказ №____________
от «___» ______________201_г.
Рабочая программа
_учебного предмета «География» для 8 класса
основного общего образования
на 2015 - 2016 учебный год
Составитель: Сиденко Наталья Владимировна,
учитель географии,
высшая квалификационная категория
2015 г.
Пояснительная записка
Нормативно - правовая база.
Рабочая программа по учебному предмету «География» для 8 класса составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по учебному предмету « География», утвержденного приказом МО РФ от 05.03.2004г. № 1089,- М.:2004;
авторской программы И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014/;
основной образовательной программы основного общего образования школы;
учебника (География России. Природа.8 класс. Баринова И.И., - М.: Дрофа, 2010), входящего в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253;
учебного плана школы на 2015/2016 учебный год;
календарного учебного графика на 2015/2016 учебный год
Цели и задачи изучаемого предмета:
освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий; формирования географических регионов в соответствии с природными и социально-экономическими факторами; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде и рациональном природопользовании;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;
воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.
Изменения, внесенные в Рабочую программу.
Рабочая программа соответствует авторской программе И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» и рассчитана на 2 ч в неделю, всего 68 ч, из них 1ч - резервное время (добавлен на урок обобщающего повторения по темам курса)
Основное содержание Рабочей программы
Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории России. Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны.
Природа России. Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота на территории страны. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения по территории страны. Зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России. Особо охраняемые природные территории. Природные зоны: арктические пустыни, тундра и лесотундра, леса, степи и лесостепи, пустыни и полупустыни. Высотная поясность. Анализ физической карты и карт компонентов природы.
Количество учебных часов
№
Раздел
Кол - во часов
Практические работы
1
Что изучает физическая география России
1
2
Наша Родина на карте мира
6
2
3
Особенности природы и ресурсы России
18
6
4
Природные комплексы России
36
4
5
Человек и природа
6+1ч (резервное время)
3
Итого: 68ч 15
Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса
Наименование
Для учащихся
Для учителя
учебник
Учебник: География России. Природа.8 класс. Баринова И.И., - М.: Дрофа, 2010
Учебник: География России. Природа.8 класс. Баринова И.И., - М.: Дрофа, 2010
учебные пособия
Авторская программа И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014
дополнительная литература
«География России.8-9 классы»М.: Дрофа.Из-во «Экзамен»2009.
Эртель
Эртиль а. Б. География. Восемь - девять классы. Работы с различными источниками информации. Диагностика предметных и метапредметный результатов. Подготовка к Г И А: учебное - методическое пособие/А. Б. Эртель - Ростов Н/Д: Легион, 2014
ЖижинаЕ.А., Никитина Н.А. Универсальные поурочные разработки по географии.8 класс.М.: Вако,2014
В.И. Евдокимов Тесты по географии. К учебнику под. редакцией В.П. Дронова.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Данный компонент прописан в паспорте кабинета № 5.
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик должен знать/понимать
Основные географические понятия и термины;
Специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, природно-хозяйственных зон;
Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Ученик должен уметь
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий страны, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, экологических проблем;
Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
Составлять краткую географическую характеристику разных природных объектов на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
Определять на карте географические координаты и местоположение географических объектов;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Тематический поурочный план
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Элементы
содержания урока
Планируемые результаты
Вид
контроля
Дата
Примечания
Что изучает физическая география России (1 ч)
1
Что изучает физическая география России (1 ч)
1
Урок изучения нового материала
Зачем следует изучать географию своей страны? Знакомство с различными ГИС
Уметь: использовать различные источники географической информации
Тематический
09.15
Наша Родина на карте мира (6 ч)
2
Географическое положение России
Практическая работа
1. Характеристика географического положения России
1
Практикум
Россия - самое большое государство мира. Крайние точки России. Особенности географического положения России. Границы России.
Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Дискуссия. Тема: «Огромные пространства России - блага или помеха в развитии страны?»
Уметь: показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; определять разницу во времени по карте часовых поясов, проводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ; обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе.
Текущий
09.15
3
Моря, омывающие берега России
1
Урок изучения нового материала
Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей
Текущий
09.15
4
Россия на карте часовых поясов
Практическая работа №2»Определение поясного времени для различных пунктов России».
1
Практикум
Часовые пояса на территории России. Реформа системы исчисления времени в России. Местное время.
Практические работы. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России
Текущий
09.15
5
Как осваивали и изучали территорию России
1
Урок изучения нового материала
Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь. Географические открытия XVI - начала XVII в. Открытия нового времени (середина XVII-XVIII в.). Открытия XVIIв. Исследования XIX-XX вв.
Текущий
09.15
6
Современное административно-территориальное устройство России
1
Семинар
Федеральные округа и их столицы. Субъекты федерации: края, области, города федерального подчинения, национально-территориальные образования
Текущий
0915
7
Обобщение знаний по теме «Наша Родина на карте мира»
1
Повторение и обобщение темы
Систематизация и обобщение знаний по теме. Итоговый контроль в форме географического диктанта, зачета, презентации. Дискуссия. Тема «Огромные пространства России: благо или помеха в развитии страны?»
Текущий
09.15
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (4 ч)
8
Особенности рельефа России
1
Урок изучения нового материала
Крупные формы рельефа России и их размещение
Уметь: читать
скую, геологическую
ты, геохронологическую
таблицу, выявлять
мозависимость
ских структур и форм
рельефа, полезных иско
паемых на основе сопос
тавления карт;
на карте основные формы
рельефа, Выявлять осо
бенности рельефа
наносить их на
карту;
определять, как рельеф
влияет на жизнь людей;
приводить примеры изме
нений в рельефе под
влиянием различных фак
торов; показывать на
те и называть районы
интенсивных
движений; называть
безопасности при
ных явлениях;
влияние рельефа на при
роду и жизнь людей;
называть месторождения
полезных ископаемых,
приводить примеры ис
пользования полезных
ископаемых, влияния разработки месторождений на природную среду, указывать значимость ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи.
Текущий
09.15
9
Геологическое строение территории России
1
Урок изучения нового материала
Основные этапы геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей страны. Связь основных форм рельефа со строением литосферы
Текущий
10.15
10
Минеральные ресурсы России
Практическая работа №3 «Объяснение расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых»
1
Практикум
Распространение полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.
Практические работы. 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры
Текущий
10.15
11
Развитие форм рельефа
1
Урок систематизации и обобщения знаний
Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение на территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. Особенности геологического строения, рельефа и минеральных ресурсов родного края
Текущий
10.15
Климат и климатические ресурсы (4 ч)
12
От чего зависит климат нашей страны
1
Урок изучения нового материала
Климатообразующие факторы, влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Влияние подстилающей поверхности
Знать: закономерности распределения солнечной радиации. Уметь: приводить примеры влияния климата на жизнь людей,
Россию с другими ми по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под ем циклонов, нов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и вре менных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество ков, объяснять особенности их распределения разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать описание типов погоды; давать оценку климатических условий для жизни людей
Текущий
10.15
13
Распределение тепла и влаги на территории России. Разнообразие климата России
Практическая работа4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, распределения ср. температур я. и и., годового кол-ва осадков».
1
Практикум
Распределение осадков на территории нашей страны. Типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный климат умеренного пояса. Практические работы. 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны
Текущий
10.15
14
Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы
Практическая работа№5 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов России»
1
Практикум
Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Благоприятные климатические условия. Неблагоприятные климатические явления. Агроклиматические ресурсы. Практические работы. 5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны
Текущий
10.15
15
Климат родного края
1
Урок обобщения и повторения (деловая игра)
Характеристика климата своего края. Оценка агроклиматических ресурсов
Текущий
10.15
Внутренние воды и водные ресурсы (3 ч)
16
Разнообразие внутренних вод России
1
Урок изучения нового материала
Значение внутренних вод для человека. Главные речные системы России. Зависимость рек от рельефа. Влияние климата на реки. Стихийные явления, связанные с реками
Уметь: показывать реки России на карте; объяснять основные
Текущий
10.15
17
Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота
1
Урок изучения нового материала
Крупнейшие озера России. Происхождение озерных котловин. Верховые и низовые болота. Важность сохранения водно-болотных угодий. Роль подземных вод в природе и жизни человека. Виды подземных вод. Границы распространения многолетней мерзлоты в России, причины ее образования. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой
стоки реки на примерах; приводить примеры использования реки в хозяйственных целях; показывать артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты;
приводить примеры
поверхностных вод и
влияния на них
человеческой
деятельности; давать характеристику
крупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять наличий каналов и водохранилищ
Текущий
10.15
18
Водные ресурсы
1
Дисскуссия
Роль воды в жизни человека. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой. Дискуссия. Тема «Вода - уникальный ресурс, который нечем заменить…
Текущий
11.15
Почвы и почвенные ресурсы (3 ч)
19
Образование почв и их разнообразие
1
Урок изучения нового материала
Основные свойства почв. Факторы почвообразования
Уметь : объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья; называть условия почвообразования; учитывать свойства основных типов почв, объяснять необходимость охраны почв, рационального использования.
Текущий
11.15
20
Закономерности распространения почв
Практическая работа№6 «Выявление условий почвообразования основных типов почв. Оценка их плодородия»
1
Практикум
Типы почв России: арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые. Практические работы. 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия
Текущий
11.15
21
Почвенные ресурсы России
1
Конференция
Значение почвы для жизни и деятельности человека. От чего нужно охранять почву? Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы родного края, их использование
Текущий
11.15
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4 ч)
22
Растительный и животный мир России
Практическая работа№7 «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса»
1
Практикум
Растительный и животный мир России. Основные типы растительности. Разнообразие животного мира России.
Практические работы. 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса
Уметь: приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесных пространств человеком;
перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозировать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека
Текущий
11.15
23
Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ)
Практическая работа№8
«Определение роли ООПТ в сохранении природы России»
1
Практикум
Роль живых организмов в жизни Земли. Роль растительного и животного мира в жизни человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир своего края.
Практические работы. 8. Определение роли особо охраняемых природных территорий в сохранении природы России
Практическая работа№8
Определение роли ООПТ в сохранении природы России»
Фронтальный опрос
11.15
24
Природно-ресурсный потенциал России
1
Семинар
Природные условия России. Природные ресурсы. Особенности размещения природных ресурсов
Текущий
12.15
25
Обобщение знаний по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России»
1
Урок систематизации и обобщения знаний
Систематизация и обобщение знаний по разделу. Итоговый контроль в форме географического диктанта, зачета, презентации
Текущий
12.15
Природное районирование (6 ч)
26
Разнообразие природных комплексов России
1
Урок изучения нового материала
Физико-географическое районирование России. Природные и антропогенные ПК
Уметь: описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального- и нерационального природополь зов ания; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах
Текущий
12.15
27
Моря как крупные природные комплексы
1
Практикум
Особенности природных комплексов морей на примере Белого моря. Ресурсы морей
Текущий
12.15
28
Природные зоны России
1
Урок актуализации знаний и умений
Природная зональность. Характеристика зон арктических пустынь, тундры, лесотундры
Текущий
12.15
29
Разнообразие лесов России
1
Урок актуализации знаний и умений
Россия - лесная страна. Характеристика зон географического положения: тайги, смешанных и широколиственных лесов. Роль лесов в жизни человека. Природные ресурсы лесной зоны. Лесные пожары - угроза лесу. Необходимость охраны и восстановления лесов
Текущий
12.15
30
Безлесные зоны на юге России
Практическая работа№9
«Сравнительная характеристика двух природных зон России»
Практическая работа№10 «Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России»
1
Практикум
Характеристики зон степей, полупустынь и пустынь. Возможности хозяйственного использования зон. Практические работы. 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России
Текущий
12.15
31
Высотная поясность
1
Урок повторения и обобщения
Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Зависимость «набора» высотных поясов от географического положения и высоты гор
Текущий
12.15
Природа регионов России (30 ч)
32
Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения. История освоения
1
Урок изучения нового материала
Особенности географического положения, равнины, площадь и конфигурация. История освоения. Русская равнина - колыбель Российской государственности. Древние русские города
Уметь определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов и объектов; объяснять зависимость природы объекта от географической широты, хар-ра подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека.
Текущий
01.16
33
Особенности природы Русской равнины
1
Урок изучения нового материала
Главная особенность природы - равнинность. Причины такого рельефа. Влияние географического положения равнины на ее природу: умеренно континентальный климат, самый полный набор природных зон. Реки и озера равнины. Великая русская река «Волга-матушка»
Текущий
01.16
34
Природные комплексы Русской равнины
1
Семинар
Самые крупные природные комплексы Русской равнины - природные зоны: тундры и лесотундры, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни
Текущий
01.16
35
Памятники природы равнины
1
практикум
Памятники природы равнины: Волга, Валдай, Селигер, Беломорье, остров Валаам, Кижи, Карелия. Девственные леса Коми. ООПТ Русской равнины: заповедники и национальные парки - «Русский Север», Кандалакшский, Центрально-лесной, Валдайский, Приокский, Террасный, Астраханский и др. Творческая работа. 1. Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам природы, по национальным паркам, по рекам и озерам
Текущий
01.16
36
Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования
1
Семинар
Основные полезные ископаемые Русской равнины. Водные, агроклиматические, лесные рекреационные ресурсы. Проблемы национального использования природных ресурсов и мероприятия по их восстановлению и сбережению
Текущий
01.16
37
Кавказ - самые высокие горы России. Особенности географического положения
1
Урок изучения нового материала
Особенности географического положения: Северный Кавказ - самая южная часть территории России. По гребням Главного Кавказского хребта проходит граница со странами Закавказья. Кавказ - это Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье
Текущий
01.16
38
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа
1
Урок изучения нового материала
Кавказ - молодые горы. Признаки возраста гор. Эльбрус - самая высокая вершина России и Европы. Взаимосвязь тектонического строения и рельефа. Сложная история геологического развития региона - причина богатств недр полезными ископаемыми. Месторождения нефти и газа, полиметаллические руды, вольфрам, медь, молибден, ртуть. Наличие минеральных источников
Текущий
02.16
39
Особенности природы Северного Кавказа
1
Урок актуализации знаний и умений
Северный Кавказ - пример «многоэтажности» природы. Вертикальная зональность природы. Отличие климата высокогорий от равнинных и предгорных частей. Местные ветры: фён, бора. Реки, их особенности. Плодородные почвы
Текущий
02.16
40
Природные комплексы Северного Кавказа
1
Практикум
Причина разнообразия природных комплексов Северного Кавказа - различие в географическом положении и в высоте над уровнем моря. Особенности природы Прикубанской равнины. Кубань - житница России. Кавказские Минеральные Воды - крупнейший курортный район страны. Высокогорный Дагестан. Творческие работы. 2. Подготовка презентации о природных уникумах Северного Кавказа
Текущи
02.16
41
Природные ресурсы. Уникальность природы и населения Северного Кавказа
1
Семинар
Богатство Северного Кавказа природными ресурсами. Уникальный курортный регион России: бальнеологические курорты страны. Самый многонациональный район России. Традиции и обычаи народов Кавказа
Текущий
02.16
42
Урал - «каменный пояс Русской Земли». Особенности географического положения, история освоения
1
Урок изучения нового материала
Особенности географического положения Урала: пограничное положение между двумя частями света - Европой и Азией; почти меридиональное направление хребтов. История освоения Урала. Древние обитатели Урала. Описание Урала в художественной литературе
Текущий
02.16
43
Особенности рельефа. Природные ресурсы
1
Урок изучения нового материала
Урал - древние горы. Размещение богатых месторождений полезных ископаемых Урала в зависимости от истории геологического развития территории. Академик А. Е. Ферсман называл Урал «минералогическим раем»
Текущий
02.16
44
Своеобразие природы Урала
Основные закономерности изменения природы Урала: с севера на юг (Полярный, Приполярный, Северный, Средний, Южный Урал); с запада на восток (Предуралье и Зауралье); снизу вверх (высотная поясность). Характеристика природы отдельных частей Урала. Творческие работы. 3. Разработка туристических маршрутов по разным частям Урала: Северному, Среднему, Южному
Текущий
02.16
45
Природные уникумы Урала
1
Семинар
Природные уникумы Урала, Ильменский хребет. Ильменский заповедник - край самоцветов. Кунгурская ледяная пещера. Река Чусовая
Текущий
02.16
46
Экологические проблемы Урала
1
Семинар
Урал - старопромышленный регион России. Преобладание антропогенных ландшафтов. Главные промышленные центры Урала - Челябинск, Екатеринбург, Нижний Тагил - литеры в списке самых неблагополучных городов страны. Основные направления улучшения экологической ситуации в регионе
Текущий
03.16
47
Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения
1
Урок изучения нового материала
Географическое положение Западно-Сибирской равнины. Границы равнины. Географический образ региона
Текущий
03.16
48
Особенности природы Западно-Сибирской равнины
1
Исследование
Главные особенности природы: плоский рельеф, понижающийся к центру; суровый континентальный климат; обилие поверхностных вод; сильная заболоченность территории; многолетняя мерзлота; широтно-зональное изменение природных ландшафтов
Текущий
03.16
49
Природные зоны Западно-Сибирской равнины
1
Урок актуализации знаний и умений
Отчетливо выраженная зональность природы. Широтное размещение природных зон: от тундры на побережье Красного моря до степей на юге. Отсутствие широколиственных и смешанных (хвойно-широколиственных) лесов, небольшая площадь лесостепи
Текущий
03.16
50
Природные ресурсы равнины. Экологические проблемы
1
Дискуссия
Разнообразие природных ресурсов. Западная Сибирь - один из мировых лидеров по запасам нейти и газа. Изменения со временем представлений о природных богатствах Западной Сибири: от ценной пушнины («мягкая рухлядь») в XVI в. до энергоресурсов в XX в. Трудности освоения природных богатств: суровый климат, многолетняя мерзлота, заболоченность, мошка. Причины и последствия лесных пожаров. Дискуссия. Тема «Что мешает освоению природных богатств Западно-Сибирской равнины?»
Текущий
03.16
51
Восточная Сибирь: Величие и суровость природы. Особенности географического положения
1
Урок изучения нового материала
Географическое положение и состав территории Восточной Сибири. Географический образ территории
Текущий
0316
52
История освоения Восточной Сибири
1
Исследование
Поселения охотников и рыболовов в верхнем палеозое. Первые сведения о «Сибирской земле» в русских летописях. Походы землепроходцев в Сибирь. Мангазея (Туруханск). Основание Красноярска (1628 г), Братского острога (1631 г.). XVIII в. - включение Восточной Сибири в состав России
Текущий
0316
53
Особенности природы Восточной Сибири
1
Урок изучения нового материала
Влияние географического положения на природу региона: суровый резко континентальный климат, распространение многолетней мерзлоты. Полюс холода северного полушария - Оймякон. Горные массивы и плоскогорья занимают ¾ всей территории региона. Полноводные реки: Лена, Енисей. Бескрайняя тайга
Текущий
0416
54
Природные районы Восточной Сибири
1
Урок актуализации знаний и умений
Особенности природы разных районов Восточной Сибири: Средняя, Северо-Восточная и Южная Сибирь. Тундры на полуострове Таймыр. Природа Якутии. Минусинская котловина. Алтай - высочайшие горы Сибири. ООПТ региона
Текущий
0416
55
Жемчужина Сибири - Байкал
1
Урок актуализации знаний и умений
История освоения Байкала. Особенности географического положения и природы Байкала. Значение Байкала. Ресурсы Байкала: водные, биологические, рекреационные
Текущий
0416
56
Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы ее освоения
1
Урок актуализации знаний и умений
Наличие разнообразных ресурсов: минеральных, энергетических, лесных, водных, биологических, рекреационных. Проблема освоения природных ресурсов. Дискуссия. Тема «Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова "Российское могущество прирастать Сибирью будет…"»
Текущий
57
Дальний Восток - край контрастов. Особенности географического положения. История освоения
1
Урок изучения нового материала
Специфика географического положения Дальнего Востока: большая протяженность с севера на юг вдоль Тихого океана. Сейсмоактивный регион. Землетрясения и цунами. История освоения Дальнего Востока
Текущий
04.16
58
Особенности природы Дальнего Востока
1
Урок актуализации знаний и умений
Самый контрастный регион России по природным условиям: от арктических тундр на севере до широколиственных лесов с лианами на юге. Муссонный климат на юге
Текущий
0416
59
Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы
1
Урок актуализации знаний и умений
Смещение природных зон региона к югу по сравнению с материковыми территориями. Физико-географические районы Дальнего Востока: Чукотское тундровое нагорье, Камчатские молодые тундрово-лесистые горы, остров Сахалин, Приморский край. Природные уникумы: Долина Гейзеров на Камчатке, Уссурийская тайга, Сахалин, Курильские острова
Текущий
0416
60
Природные ресурсы. Освоение их человеком
1
Семинар
Разнообразие природных ресурсов: рудных (золото, олово, железные руды); цветных металлов. Благоприятные агроклиматические ресурсы в Приморском крае. Густая речная сеть и минеральные воды Камчатки. Энергетические ресурсы. Особенности биологических ресурсов. Богатые рекреационные ресурсы
Текущий
0416
61
Обобщение знаний по разделу «Природные комплексы России»
Практическая работа№11
«Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хоз. деятельности»
Практическая работа№12
«характеристика взаимодействия природы и общества на пример одного из природных регионов»
1
Практикум
Повторение и закрепление знаний по разделу. Практические работы. 11. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности. 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных комплексов
Текущий
04.16
Раздел III. Человек и природа (5 ч)
62
Влияние природных условий на жизнь человека
Практическая работа №13
«Сравнительная характеристика природных ресурсов двух регионов России»
1
Практикум
Благоприятные и экстремальные условия для жизни и деятельности людей. Стихийные природные явления и их причины. География стихийных явлений. Меры борьбы со стихийными природными явлениями. Практические работы. 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России
Знать законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Уметь: объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки, анализировать экологические карты страны, уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы.
05.16
63
Воздействие человека на природу
1
Семинар
Общественные потребности, удовлетворяемые за счет природы. Антропогенные ландшафты
Текущий
05.16
64
Рациональное природопользование Практическая работа №14
«Составление карты «Природные уникумы России»
1
Практикум
Охрана природы. Значение географического прогноза. Практические работы. 14. Составление карты «Природные уникумы России» (по желанию)
Текущий
05.16
65
Россия на экологической карте. Экология и здоровье человека
Практическая работа№15
«Характеристика экологического состояния одного из регионов России»
Практикум
Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды. Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья. Практические работы. 15. Характеристика экологического состояния одного из регионов России
Текущий
05.16
66
География для природы и общества
1
Семинар
Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды. Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья.
Текущий
05.16
67
Обобщение знаний по разделу « Человек и природа»
1
Повторение и обобщение по курсу
Природно-ресурсный потенциал России, уникальность ее природных объектов, включенных в Список Всемирного природного наследия. Место своего родного края в судьбе страны
Текущий
05.16
68
Обобщение знаний по курсу
1
Повторение и обобщение по курсу
Тематический
05.16
Резерв
Всего:67ч+1 час резервного времени
Формы оценивания образовательных результатов учащихся
№
Тема работы
Источник формирования фондов оценочных средств для проведения контрольно - оценочной деятельности
№ урока из тематического поурочного плана
Дата проведения урока
1
Практическая работа №1 «Характеристика географического положения России»
Приложение1
Авторская программа И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014(стр.29-34)
2
09.15
2
Практическая работа №2«Определение поясного времени для различных пунктов России»
Приложение2
Авторская программа И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014/; (стр.29-34)
4
09.15
3
Практическая работа №3«Объяснение расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых»
Приложение3
Авторская программа И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014(стр.29-34)
10
10.15
4
Практическая работа №4«Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, распределения ср. температур я. и и., годового кол-ва осадков»
Приложение4
Авторская программа И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014(стр.29-34)
13
10.15
5
Практическая работа №5«Оценка основных климатических показателей одного из регионов России»
Приложение5
Авторская программа И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014(стр.29-34)
14
10.15
6
Практическая работа №6«Выявление условий почвообразования основных типов почв. Оценка их плодородия»
Приложение6
Авторская программа И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014 стр.29-34 ()
20
11.15
7
Практическая работа №7«Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса»
Приложение7
Авторская программа И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014/;( стр.29-34)
22
11.15
8
Практическая работа №8 «Определение роли ООПТ в сохранении природы России».
Приложение 8
Авторская программа И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014(стр.29-34)
23
11.15
9
Практическая работа №9«Сравнительная характеристика двух природных зон России»
Приложение9
Авторская программа И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014(стр.29-34)
30
12.15
10
Практическая работа №10«Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России»
Приложение10
Авторская программа И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014(стр.29-34)
30
12.15
11
Практическая работа №11«Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хоз-ной деятельности»
Приложение11
Авторская программа И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014(стр.29-34)
61
04.16
12
Практическая работа №12«Характеристика взаимодействия природы и общества на пример одного из природных регионов»
Авторская программа И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014/;( стр.29-34)
61
04.16
13
Практическая работа№13«Сравнительная характеристика природных ресурсов двух регионов России»
Авторская программа И.И.Бариновой В
..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014/;( стр.29-34)
62
05.16
14
Практическая работа №14«Составление карты «Природные уникумы России»
Авторская программа И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014/;( стр.29-34)
64
05.16
15
Практическая работа №15«Характеристика экологического состояния одного из регионов России»
Авторская программа И.И.Бариновой В..П..Дронова И. В.Душиной «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» /Рабочие программы. География. 5-9 классы. /сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014/;( стр. стр.29-34)
65
05.16
Критерии оценивания предметных знаний прописаны в Положении о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся школы
Приложение 1
Практическая работа №1 «Характеристика географического положения России»
Цель работы: определить географическое положение России, дать оценку его особенностей.
Последовательность выполнения работы.
-
Подбери необходимые для выполнения работы карты атласа, текст учебника.
-
Определи, на каком материке расположена Россия?
-
Определи положение России по отношению к экватору. Найди северный полярный круг, определи, какая часть нашей страны лежит за его пределами.
-
Найди крайние северные и южные точки России; определи их координаты.
-
Определи положение России по отношению к нулевому и 180 меридиану, в каком полушарии расположена наша страна?
-
Найди крайние западную и восточную точки, определи их координаты.
-
Определи протяженность России с севера на юг и с запада на восток, сделай вывод о величине территории России.
-
Определи, с какими странами граничит Россия? С какими странами самая протяженная граница? Какая область России граничит с Польшей и Литвой?
-
С какими странами граница проходит по горам, по рекам?
-
Что значит «морская граница»? Определи, с какими странами Россия граничит только по морю? Каковы возможности использования морских границ имеет наша страна?
-
Сделай вывод, Россия больше «континентальная» или «океаническая» страна?
-
Сделай вывод: выгодно ли географическое положение России? Можно ли на этот вопрос ответить однозначно?
-
Результаты работы запиши в тетрадь.
Задания по контурной карте.
-
Отметь на контурной карте государственную границу России.
-
Отметь крайние точки России, подпиши их координаты.
-
Подпиши природные рубежи России (остров Ратманова, Кавказские горы, Прикаспийская низменность, Алтай; проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза).
Приложение 2
Практическая работа №2«Определение поясного времени для различных пунктов России»
Цель работы: научиться определять поясное время, учитывать разницу во времени на территории России.
Последовательность выполнения работы.
Теоретическая часть работы. Чтобы успешно выполнить работу, вспомни:
-
Какое время называется поясным, декретным, летним?
-
Сколько часовых поясов расположено на территории России?
-
Чему равна разница между часовыми поясами по долготе? По времени?
-
Как будет изменяться поясное время к востоку от любого часового пояса? К западу?
-
Что такое линия перемены дат? Какие изменения произойдут во времени при пересечении линии перемены дат с запада на восток? С востока на запад?
Практическая часть работы. Выполни самостоятельно.
Задания первого уровня сложности.
-
Определить поясное время в Москве, если в Петропавловске-Камчатском 20 часов.
-
Определить поясное время в Якутске и Магадане, если в Москве 12 часов.
-
В каком направлении и на сколько надо перевести стрелки часов, если вы перелетели из Новокузнецка в Челябинск?
Задания второго уровня сложности.
-
Как можно на территории России встретить Новый год дважды?
-
На сколько часов раньше наступает утро в Москве, Екатеринбурге по сравнению с Лондоном?
-
Разница по долготе между двумя населёнными пунктами 20о. Могут ли они находиться в одном часовом поясе?
Задания третьего уровня сложности.
-
Города Москва, Каир, Кейптаун располагаются в одном часовом поясе. Значит ли это, что жители этих городов живут по одинаковому времени?
-
Какого числа жителю Аляски надо вылететь на Чукотку, чтобы оказаться там 8 июня? Ответ поясните.
-
В каких случаях возможно следующее: между пунктами расстояние в 5 км, а различие во времени составляет: а) целые сутки? б) два часа; в) один час.
Приложение 3
Практическая работа № 3
Тема: " Объяснение расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых"
Цели работы:
1. По тектонической карте определить закономерности размещения магматических и осадочных полезных ископаемых.
2. Объяснить выявленные закономерности.
Последовательность выполнения работы
-
По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы» определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.
-
Как обозначены на карте типы месторождений магматических и метаморфических? Осадочных?
-
Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу? Какие - к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?
-
Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?
-
Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.
Тектоническая структура
Полезные ископаемые
Вывод об
установленной зависимости
Древние платформы:
осадочный чехол; выступы кристаллического фундамента
Осадочные (нефть, газ, уголь...)
Магматические (...)
Молодые платформы (плиты)
Складчатые области
Приложение 4
Практическая работа №4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации,
распределения ср. температур я. и и., годового кол-ва осадков»
Общее количество солнечной энергии, достигающее поверхности Земли, называется суммарной радиацией.
Часть солнечной радиации, которая нагревает земную поверхность, называется поглощенной радиацией.
Она характеризуется радиационным балансом.
Цели работы:
1. Определить закономерности распределения суммарной и поглощенной радиации, объяснить выявленные закономерности.
2. Учиться работать с различными климатическими картами.
1.Последовательность выполнения работы
-
Рассмотрите рис. 24 на с. 49 учебника. Как показаны величины суммарной солнечной радиации на карге? В каких единицах она измеряется?
-
Каким способом показан радиационный баланс? В каких единицах он измеряется?
-
Определите суммарную радиацию и радиационный баланс для пунктов, расположенных на разных широтах. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Пункты
Суммарная радиация,
ккал/см2
Радиационный баланс,
ккал/см2
Мурманск
С.-Петербург
Якутск
Екатеринбург
Ставрополь
4. Сделайте вывод, какая закономерность просматривается в распределении суммарной и поглощенной радиации. Объясните полученные результаты.
2.Последовательность выполнения работы
-
Рассмотрите рис. 27 на с. 57 учебника. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?
Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.
3.Последовательность выполнения работы
-
Изучив текст учебника «Коэффициент увлажнения», запишите определение понятия «коэффициент увлажнения» и формулу, по которой он определяется.
-
Пользуясь рис. 29 на с. 59 и рис. 31 на с. 61, определите коэффициент увлажнения для следующих городов: Астрахани, Норильска, Москвы, Мурманска, Екатеринбурга, Красноярска, Якутска, Петропавловска-Камчатского, Хабаровска, Владивостока (можно дать задания для двух вариантов).
Выполните расчеты и распределите города по группам в зависимости от коэффициента увлажнения. Результаты работы оформите в виде схемы
Приложение 5
Практическая работа№5 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов России»
Выполнение практической работы
1. По карте «Климатические пояса и области» определите географическое положение климатической области, которую вы описываете.
2. Определите средние температуры июля на севере, в центре и на юге характеризуемой области.
3. Проанализируйте карту «Средние температуры января». Какие данные по изменению температуры этого месяца на территории России и в пределах характеризуемой области вы получили?
4.Рассмотрите карту «Среднегодовое количество осадков». Как изменяется среднегодовое количество осадков на территории России и в пределах характеризуемой области?
5. Пользуясь рисунками учебника, определите степень благоприятности природных условий данной области для жизни населения.
6. Пользуясь учебником, оцените агроклиматические ресурсы данной области и определите, какие виды сельскохозяйственных культур здесь можно выращивать.
7. Сделайте вывод о влиянии климата на здоровье, тип жилища, хозяйственную деятельность человека.
Оцените условия жизни и хозяйственной деятельности населения на территории, которую вы описывали.
Характеристику климатической области удобнее всего представить в табличной форме
Географическое
положение
Особенности климата
Суммарная
солнечная радиация
t ср. июля, 'С
t ср, января, 'С
Осадки, мм за год
Агроклиматические
ресурсы
Благоприятность
климатических условий
(комфортность климата)
Влияние климата
на жизнь
н хозяйственную
деятельность
населения
Приложение 6
Практическая работа №6«Выявление условий почвообразования основных типов почв. Оценка их плодородия»
Цель работы: 1. Познакомиться с основными зональными типами почв нашей страны. Определить условия их образования.
Последовательность выполнения работы
-
На основе анализа текста учебника с. 93 - 95, почвенной карты и почвенных профилей (учебник с. 92) определите условия почвообразования для основных типов почв России.
-
Результат работы оформите в виде таблицы.
Типы почв
Географическое положение
Условия почвообразования
(соотношение тепла, влаги, характер растительности )
Особенности почвенного профиля
Содержание гумуса
Плодородие
Тундровые
Подзолистые
Дерново-подзолистые
Серые лесные
Черноземные
Бурые полупустынь
Серо-бурые пустынь
Приложение 7
Практическая работа №7«Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса»
Цели работы:
1. Выявить зависимость между природными компонентами и природными ресурсами на примере одной из зон.
2. Проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации для решения практических задач.
Последовательность выполнения работы
-
Изумив рисунки, картины, карты атласа (источники информации подобрать самостоятельно), выявите зависимость между природными компонентами и природными ресурсами на примере зоны степей.
-
Результаты работы оформите по желанию: в виде схемы, письменного описания, в табличной форме.
На схеме стрелками укажите выявленные взаимосвязи.
Положе- ние
Рельеф
Особенности климата
Почвы
Растения
Животные
Внешний облик зоны
Природные ресурсы
Деятельность человека
Экологи- ческие проблемы
Сделайте вывод о зависимости между компонентами природы
Приложение 8
Практическая работа №8 «Определение роли ООПТ в сохранении природы России».
Цель работы: научиться составлять описание особенностей природного комплекса охраняемой территории.
Последовательность выполнения работы.
-
На рис 194 стр. 230 найди заповедник «Кузнецкий Алатау». Определи его географическое положение.
-
Используя тематические карты атласа Кемеровской области, составь его характеристику (климатические особенности, рельеф, определи зависимость растительности и животного мира от рельефа и климата)
-
Используя атлас Кемеровской области, определи, какие компоненты природы заповедника отличаются от других территорий Кузнецкого Алатау. Объясни, почему, на твой взгляд, именно эта территория выбрана для заповедника.
-
Сделай вывод о роли заповедника в сохранении природы нашей области.
Приложение 9
Практическая работа №9«Сравнительная характеристика двух природных зон России
Цель: Выявить по картам и с использованием дополнительной литературы, особенности природы зон степей и пустынь
Последовательность выполнения работы:
Название зоны
Компоненты
природы
Степи
Пустыни
Географическое положение
Рельеф
Климат (ср.t0 января и июля; количество осадков, коэффициент увлажнения)
Почвы
Растительность
Животный мир
Внешний облик
Природные ресурсы
Деятельность человека
Экологические проблемы
Приложение 10
Практическая работа №10«Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России»
1. Используя текст учебника ( § 28 ) и рисунок 71 ( стр. 163 ), нанесите на контурную карту России государственную границу России, физико-географические границы главных природных районов России и подпишите их названия. Разделите на два района Среднюю и Северо-Восточную Сибирь.
2. Назовите основные принципы выделения крупных природных районов на территории России.
Приложение 11
Практическая работа №11«Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хоз-ной деятельности»
Природные ресурсы - компоненты и явления природы, которые используются или могут быть использованы человеком для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.
Наряду с термином «природные ресурсы» часто используется более широкое понятие «природные условия». Грань, отделяющая одно понятие от другого весьма условна.
Природные условия отражают все разнообразие природной среды, оказывают влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Цели работы:
1. Используя различные источники географической информации, выявить природные ресурсы и условия их освоения на примере Кавказа.
2. Проверить и оценить умение использовать различные источники географической информации для решения практических задач.
Последовательность выполнения работы
-
На основе анализа физической карты атласа, а также тематических карт атласа на с. 16-27 установите, какими природными ресурсами богат данный район.
-
На контурной карте укажите границы района, обозначьте условными знаками выявленные природные ресурсы, экологические Проблемы, связанные с их освоением. Знаки легенды карты должны соответствовать знакам легенды атласа.
-
На отдельном листе, прикрепленном к контурной карте, сделайте вывод о том, какие природные ресурсы являются наиболее перспективными для их хозяйственного использования в данном районе, оцените условия их освоения (особенности рельефа, климата, внутренних вод, возможные стихийные явления, связанные с этими компонентами природы, и т. д.).
Лист внесения изменений
Предмет география Класс 8 2014 - 2015 учебный год
Реквизиты приказа директора школы
Заменяемая тема
Уплотняемая
тема
Новая тема
Количество часов
Период корректировки (неделя, месяц, четверть)