- Преподавателю
- География
- Формирование территории России
Формирование территории России
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чапаева А.Х. |
Дата | 19.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
10.09.
Тема: Формирование территории России.
Тип урока : изучение нового материала
Цели урока:
Осуществить межпредметные связи с курсом истории по вопросу формирования
территории России.
• Выяснить, как заселялась территория России.
• Определить этапы присоединения новых земель. Оценить вклад русских путешественников и первопроходцев в освоение территории страны.
• Формировать умение работать в группах, читать и анализировать карты и тексты уч-ка.
Задачи урока:
Образовательные:сформировать представление о формировании территории России;
-изучить историю заселения
Развивающие:развивать умения работать с картой;развивать интерес к предмету.
Воспитательные:повысить уровень информационной культуры;расширить кругозор.
Оборудование: презентация, атлас, к.карты, компьютер, мультимедиа проектор.
Основное содержание: формирование территории России. Заселение территории России. Практикум. Способы действия учащихся: вспомнить из курса истории о том, как формировалась территория России, работать с текстом § 3 и картами (рис. 4 и 6 учебника), оценить вклад путешественников и первопроходцев в освоение территории России.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята.Проверьте, всё ль у вас в порядке?
II. Проверка домашнего задания:
-
С какими странами граничит Россия по суше? Показать
-
С какими странами граничит по морю? Показать
-
Какие моря омывают Россию?Показать.
-
Что такое ЭГП?
-
Каковы главные факторы ЭГП конкретной страны?
-
Рассказать о положительных и отрицательных сторонах ЭГП России.
-
Почему с выходами к морю у России дело обстоит не самым лучшим образом и имея береговую линию протяжённостью более 40 тыс.км,и при оценке ЭГП говорят ,что наша страна имеет ограниченный выход к морю?
-
Почему крупные порты на Чёрном и Балтийском морях снизили роль в ЭГП России?
-
Как повлиял в дальнейшем распад СССР на экономические связи России в мире?
-
Какое положение для России является выгодным?
-
Что такое транзит?
-
Что такое политико-географическое положение?
-
Охарактеризуйте ПГП России в современном мире.что такое ОДКБ,ШОС,БРИКС?
-
С какой целью они созданы?
III. Актуализация знаний
-Наш урок я хочу начать с эпиграфа.
Эпиграф.
Известный географ Н. Н. Михайлов выделил такие особенности в освоении территории: «...в пределах необъятной России вновь осваиваемые места прилегали к ранее освоенным, и русский человек, переселяясь, не покидал своей Родины, а лишь раздвигал ее границы. Он не переставал быть русским человеком, непосредственно и кровно связанным с Отечеством».
Вот и мы сегодня на уроке рассмотрим, как формировалась территория России.
IV. Изучение нового материала.
Тема нашего урока: Формирование территории России.
-Сегодня на уроке мы проследим, как постепенно расширялись владения России, а также познакомимся с имена первопроходцев и определим на карте их маршруты.
- В связи с тем, что мы только начинаем знакомиться с новым учебником, с учетом междисциплинарного характера урока, то сегодня наша работа проводится на основе работы с текстом § 3 и анализа карт (рис. 4 и 6 учебника) .История свидетельствует о том, что многие страны стремились увеличить свою территорию.
Как вы думаете, почему? Что могло этому способствовать? Каким образом шел этот процесс (по характеру, по времени)?
Ранняя история.
В 1 тысячилетии-расселение восточных славян на территории России.
Киевская Русь-IX век.Но два века спустя она распалась.
XIV век-распад Орды и перемещение военного и экономического центра в междуречье Волги и Оки..Образование Московской Руси (Центральная Россия)
Чуть позднее Российское государство - это начало формирования нашей страны (рис.4).
Задания: используя текст учебника на стр.18 ответьте на вопросы.
1.Выделите древние города - Москва, Вологда, Кострома, Владимир, Тверь и др.
2.Как изменилась территория России в 14-19 вв.? С чем это было связано?
Россия в 20 в.
1.Октябрьская революция в 1917 году
2.В 1922 году - образование СССР (рис.6 на стр.20) до 1991 года.
-Какие республики входили в состав СССР?
Вопросы для проблемной ситуации.
1. О каких этапах истории географического изучения России говорят нам названия крайних северной и восточной точек России?
2. Почему географическое положение России называют уникальным?
3. Какое место в мире по площади территории занимает наша страна?
4. Как могло образоваться столь большое по размерам государство?
Ответ: Располагаясь в северном полушарии, Россия занимает большую часть северных климатических поясов на материке Евразия: арктического и умеренного. Спецификой ГП является положение России в двух частях света - Европе и Азии. Омывается водами трех океанов - Атлантического, Северного Ледовитого, Тихого. Россия - самое большое по площади государство мира. Ее площадь составляет 17, 1 млн. км кв. Протяженность границ России составляет 60 тыс. км. В России находятся самое большое в мире по площади озеро - Каспийское, самое глубокое и чистое озеро в мире - Байкал, самое мелководное море на Земле - Азовское.
Физ.минутка.
Ребята, давайте вспомним современные границы РФ и назовем соседей первого порядка, используя подсказки в классе
Итоги работы.
Путешественник И. Д. Черский писал: «Если бы люди не путешествовали, как бы они узнали о красоте мира, о красоте дел человеческих?»
V.Закрепление материала.
1.В бассейнах каких рек располагался центр Российского государства?
2.В каких направлениях шло расширение территории России на разных этапах её исторического развития?
3.Когда в состав России вошли Северный Кавказ и Средняя Азия?(в 19 в.)
4.Перечислите 15 союзные республики,входившие в состав СССР.
Проверить свои записи в тетрадях, дополнить таблицей.
Домашнее задание: изучить § 3; выполнить работу на к.картах, познакомиться с ресурсами интернет.
Спасибо за работу на уроке!
Рефлексия.
- Чем вас удивил урок, что интересного вы узнали?
- Каково было «самочувствие» на уроке?
Оценки за урок.