Статья из опыта социального проектирования

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Юные исследователи»

Сусуйкина Ольга Семёновна
МАОУ «Большемакателёмская СШ»

городской округ город Первомайск, село Большой Макателём

Появление федеральных государственных образовательных стандартов связано с неудовлетворенностью общества теми результатами обучения, которые были прежде. Оказалось, что современному обществу недостаточно иметь специалистов, владеющих определенным набором знаний. Необходимы специалисты, которые умеют оперировать этими знаниями, использовать их на практике, трансформировать соответственно ситуации, постоянно учиться, обновлять знания и практические навыки, творчески их использовать, добиваться новых результатов практической деятельности.

В собственной практике я уже несколько лет в качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности внедряю социальное проектирование.

Социальное проектирование дает возможность ощутить свою значимость в обществе, свою сопричастность жизненным реалиям, нацеливает наших учащихся на решение жизненно значимых проблем. Результатом социального проектирования является создание реального (не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение.

В микрорайоне нашей школы расположен Рогожский (Карамзинский) парк, основанный в 1851-1858гг. А.Н.Карамзиным, сыном великого русского историка Н. М. Карамзина.

Вот уже несколько лет реализуем с детьми социальный проект «Рогожский парк - сохраним потомкам!».

В рамках проекта мы проводим в парке различные исследования.

Прежде всего, был проанализирован видовой состав растительности парка. Проведён анализ воды прудов, расположенных в парке. К сожалению, сейчас состояние Рогожского парка вызывает большую тревогу. Но мы делаем всё возможное, чтобы помочь парку. Регулярно мы проводим акции по очистке Рогожского парка от мусора, ухаживаем за памятником Карамзиным и прилежащей территорией.

С результатами исследований мы приняли участие в областной конференции школьных исследовательских проектов «Молодёжный мониторинг природных объектов», где в этот раз обсуждали проблему именно Рогожского парка.

Мы изучаем и исторические аспекты наследия парка.

Очень продуктивным оказался социальный проект «Село моё, Большой Макателём». Дело в том, что село Б. Макателём ведёт свою историю с 16 века. В своё время это было единственное мордовское село в окружении русских. Каждый четвёртый житель села имеет именно мордовские корни, многие говорят на мордовском языке и чтят мордовские традиции. После социологического опроса обучающихся школы, я пришла к выводу, что о традициях мордовского народа дети знают совсем немного или не знают совсем ничего. А узнать как можно больше о мордовском народе и его традициях хотели большинство. Нашлись и такие ребята, которые предложили ещё и возрождать эти традиции. Так началась реализация проекта. Проект вызвал положительный резонанс у многих обучающихся школы и дал начало и другим проектам, таким как «Народные игры села Большой Макателём», «Население села», «Мордовская троица», «Мордовское городище» и другие.

Мощным в воспитательном аспекте оказался социальный проект «Родники, вы мои родники». В окрестностях села Большой Макателём много родников. Наиболее известные родники: Живоносный источник, Гремячий, родник Петра и Павла, Студенец. Считаю, что дети должны не только знать, но и сохранять, восстанавливать родники своего села. В ходе проекта была проделана большая работа. Прежде всего, школа взяла родник Казанской Божьей Матери под охрану. Были поставлены аншлаги с призывом сохранять и защищать родник и прилегающую к нему территорию. Территория родника благоустраивается силами учащихся по их же проектам.

Наши проекты все разные и по теме и по продолжительности, структуре и результатам. Но все они выполнены на местном материале и в этом состоит их уникальность.

Отрадно наблюдать за изменениями, которые происходят с моими учениками в процессе работы над проектами. Повышается социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе. Происходят положительные изменения в сознании детей, повышается уровень общей культуры воспитанников.

© 2010-2022