Рабочая программа 6 класс география

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЕГОРЛЫКСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ИМ. О. КАЗАНСКОГО.



« Утверждаю»

Директор МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского.

Приказ №____ от _________20____г.

___________ Авилова О.В.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ______географии______________________________________________________

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

__________________________6А___6 Б___6 В___6 Г_______________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов _____34______

Учитель __Фенёва Наталья Владимировна___

(ФИО)

Программа разработана на основе:

__Программно-методических материалов по географии для общеобразовательных учреждений. География 6-9 классы. Программа по географии./ Под редакцией Душиной И.В. - М.: Издательство «Дрофа», 2007.Начальный курс географии. 6 класс. /Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюева. - М.: Издательство «Дрофа», 2008.

_____________________________________________________________________

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)





Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основании:

- Программно-методических материалов по географии для общеобразовательных учреждений. География 6-9 классы. Программа по географии./ Под редакцией Душиной И.В. - М.: Издательство «Дрофа», 2007.Начальный курс географии. 6 класс. /Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюева. - М.: Издательство «Дрофа», 2008.

-Примерной программы по учебным предметам,( стандарты второго поколения). География 5-9 кл. Москва, «Просвещение», 2012 г.

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Данная программа предназначена для обучающихся 6А, 6Б, 6В, 6Г классов на 2014-2015 учебный год. Рассчитана на 34 часа.

Цели и задачи курса.

Начальный курс географии - первый среди систематических курсов этой дисциплины. Главная цель курса - формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, и, прежде всего карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний (в форме представлений), которые будут использоваться в дальнейшем при изучении географии.

Общие цели и задачи изучения географии 6 класса:

Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, о географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; о методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умением сочетать глобальный, региональный и локальный подход для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомлением с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационые системы и Интернет - ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, а также тенденций их возможного развития;понимание географических специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха

В результате изучения географии ученик должен:

  1. знать/ основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь:

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ». Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по географии плану для 6 класса предусматривает обучение географии в объёме двух часов в неделю вместе с региональным компонентом.

Содержание начального курса географии.

VI КЛАСС (34 ч, 1 ч в неделю)


РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ. ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА (1 час)

Что изучает география. Значение этой науки в жизни людей. Шарообразная форма Земли и ее доказательства. Путешествие Ф. Магеллана. Основные этапы познания поверхности планеты. Земля - одна из планет Солнечной системы. Сходство и различие с другими планетами. Первые представления о форме и размерах Земли.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- предмет изучения географии;

- основные этапы познания планеты;

- Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна, ее воздействие на Землю;

Уметь:

Называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.

РАЗДЕЛ II. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (6 часов)

Тема 1. План местности (3 часа)

Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, бергштрихи, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности;

Уметь:

- определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу;

- определять направления, расстояния;

- читать план местности.

Тема 2. Географическая карта (4 часа)

Глобус - модель Земли. Изображение земной поверхности на глобусе.

Географическая карта, различие карт по масштабу. Градусная сетка на глобусе и карте, основные ее элементы. Географические координаты. Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин.

Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Новые виды изображения местности: аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- форму и размеры Земли;

- определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт;

Уметь:

- определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор;

- определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки;

- определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу;

- владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности.

РАЗДЕЛ III. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (24часа)

Тема 1. Литосфера (5 часов)

Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера. Земная кора - верхняя часть литосферы. Способы изучения земных глубин. Горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения. Проявления вулканизма.

Основные формы рельефа суши: равнины и горы, их различия по высоте и характеру залегания пород. Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда и деятельности человека.

Опасные природные явления в литосфере. Правила поведения в экстремальных ситуациях.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения темы ученик должен

Называть и показывать:

- основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте;

Объяснять понятия:

- литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые;

Объяснять:

- образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.

Уметь:

- описывать горы, равнины земного шара по типовому плану;

- работать с контурной картой

Тема 2. Гидросфера (7 часов)

Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Органический мир океана. Хозяйственное значение Мирового океана.

Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Реки горные и равнинные. Пороги и водопады. Основные типы питания рек. Поведение реки в течение года: половодье, паводок, межень, ледостав. Реки и человек. Озера, происхождение озерных котловин, хозяйственное значение озер. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Ледники - источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.

Охрана вод от загрязнения. Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.

Уметь:

- определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождении.

Называть и показывать:

- океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения реки, озера.

Тема 3. Атмосфера (6 часов)

Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменений, предсказание погоды, народные приметы.

Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности земного шара в зависимости от географической широты. Суточное вращение и годовое движение Земли, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.

Охрана атмосферного воздуха. Особенности времен года своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения темы ученик должен

Называть и показывать:

- пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы);

Уметь:

- объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков;

- определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур;

- описывать погоду и климат своей местности.

Тема 4. Биосфера (3 часа)

Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Биоразнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на планете. Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Человек как часть биосферы. Роль деятельности человека в ее изменении. Познание человеком живой природы как необходимость удовлетворения потребностей человечества.

Почвенный покров - особая оболочка Земли. Плодородие почвы. Почвы, растительный, животный мир и человек в своей местности.

Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы,
гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Круговороты воды, живого вещества. Природные комплексы. Изменение лика Земли в результате природных процессов и деятельности человека.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.

Уметь:

- объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры;

- объяснять воздействие организмов на земные оболочки.

РАЗДЕЛ IV. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 часа)

Человечество - единый биологический вид. Расы. Численность населения Земли, изменения ее на протяжении основных исторических эпох. Крупнейшие народы. Кто живет в нашей местности. Язык, обычаи.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- численность населения Земли, основные расы.

Уметь:

- приводить примеры крупнейших городов мира, крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.

РАЗДЕЛ V. ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (2 часа)

Стихийные природные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы;

Называть меры по охране природы.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В VI классе - 34 часа, то есть один час в неделю.

География в школе - это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география - это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности.

География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Несмотря на это, до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Ее главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах, от локального до глобального их уровня. Играя роль своеобразного «мостика» между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественнонаучных, экологических и социально-экономических проблем современности. В соответствии с современной концепцией школьного географического образования и концепцией географического образования в рамках образовательной программы «Школа 2100», география - это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное представление о Земле как о планете людей.





Учебно - тематический план

Всего часов

Тема урока

Практические работы

Раздел I. Введение. Земля как планета

1.

1.

Введение. География как наука. Путешествия и географические открытия. Источники географической информации. Методы изучения Земли.

Раздел II. Виды изображений поверхности Земли (7 часов)


2.

1.

План местности. Масштаб.

3

2.

Стороны горизонта. Ориентирование.Проверочная работа №1 Топографический диктант, ориентирование на местности

4.

3.

Изображение на плане неровностей земной поверхности. Практическая работа № 1Определение на местности направлений, азимутов, расстояний

1

5.

4.

Форма и размеры Земли. Карта - особая модель земной поверхности. Географическая карта

6.

5.

Градусная сетка на глобусе и карте

7.

6.

Географические координаты. Продолжение П/р №1 « Определение расстояний, направлений по карте»

1

8.

7.

Изображение на физических картах высот и глубин. Обобщение знаний по теме «Географическая карта».

Раздел III. Строение Земли. Земные оболочки. (21 час)

Земная кора и литосфера. (5 часов)

Литосфера Земли и ее строение. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений. Горные породы и минералы.

9.

1.

10.

2.

Движения земной коры. Вулканы, горячие источники, гейзеры

11.

3.

Формы рельефа земной коры. Рельеф суши. Горы суши. Охрана безопасности жизнедеятельности в горах. Практическая работа № 3 «Определение ГП гор и минералов (по образцам)»

1

12.

4.

Формы рельефа земной коры. Рельеф суши. Равнины суши.

13.

5.

Рельеф дна Мирового океана. Обобщение знаний по теме «Земная кора и литосфера»Практическая работа № 4«Нанесение на контурную карту вулканов, гор и равнин»

1

Гидросфера - водная оболочка Земли. (7 часов)

Вода на Земле. Части Мирового океана.

14.

1.

15.

2.

Свойства вод Мирового океана. Температура и солёность воды.Практическая работа № 5.»Нанесение на контурную картуокеанов, крупнейших морей, заливов и проливов Земли.»

1

16.

3.

Движение воды в Мировом океане. Волны, цунами, приливы, отливы, течения.

17.

4.

Воды суши. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды.

18.

5.

Реки. Наводнения.

19.

6.

Озера и болота. Искусственные водоёмы.

20.

7.

Ледники. Горное и покровное оледенение. Загрязнение гидросферы.

Атмосфера - воздушная оболочка Земли. (6 часов)

21.

1.

Атмосфера: строение, значение, изучение.

22.

2.

Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха.Практическая работа № 6 «Установление особенностей суточного хода температуры воздуха на основе построения графика (по материалам календаря погоды)»

1

23.

3.

Атмосферное давление.

24.

4.

Ветер. Причины его образования.

25.

5.

Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки.

26.

6.

Погода и климат. Влияние погоды и климата на здоровье людей. Экскурсия. Наблюдение над погодой, фенологическими явлениями.

Экскурсия №1

Биосфера (3часа)

Биосфера Земли. Природные зоны.

27.

1.

28.

2.

Организмы в Мировом океане. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва как особое природное образование.

29.

3.

Природный комплекс.Географическая оболочка Земли.

Раздел IV. Население Земли (3часа)

30.

1.

Человечество - единый биологический вид. Численность населения Земли.

31.

2.

Основные типы населённых пунктов. Государства на карте мира.

32.

3.

Обобщение и контроль знаний по теме «Природа Земли».Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные явления.

Раздел V. Влияние природы на жизнь и здоровье человека

33.

4.

Экскурсия.Изучение природных комплексов своей местности

Экскурсия №2

34.

5.

Заключительный урок по курсу

Итого:

34

8


Ресурсное обеспечение рабочей программы.

Основная литература

1.Герасимова Т.П. География. Начальный курс. 6 класс. - М.: Дрофа, 2007-2008

2.Географический атлас: 6кл. - М.: Дрофа, 2014.

Дополнительная литература

1.География. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой/ сост. И.И.Нагорная. - Волгоград: Учитель, 2007

2.Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии к УМК Т.П. Герасимовой. 6 класс. - М.: ВАКО, 2010

2.География: 6-8 класс: Уроки с использованием блочно-модульной технологии (сост. Болотникова Н.В.). Волгоград: Учитель

3.Баранчиков Е.В. Сборник заданий и упражнений по географии: 6 класс: К учебнику Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П. "Начальный курс географии"

4.Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6 - 8 класс.2-е издание, стереотипное. Москва «Глобус»2009.-(Учение с увлечением).

5..География в таблицах и схемах.- СПб.: ООО «Виктория плюс»,2010.-96с.


Программное обеспечение.

1.Примерные программы по учебным предметам. География.6 -9 классы: проект М.: Просвещение, 2010. Стандарты второго поколения.

2. Рабочие программы по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)/Авт.-сост. Н.В.Болотникова. - 4 - е изд.- М: Планета, 2011.- (Образовательный стандарт).

3.Баринова И.И., Суслов В.Г. Рабочая тетрадь по географии. 6кл. - М.: Экзамен.2011.

4.Рабочие программы. География.5-9 классы: учебное методическое пособие/сост.С.В.Курчина - 2-е изд., стереотип. - М.:Дрофа,2013.-409с.

5.Рабочие программы по географии. 6-7 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)/Авт.-сост. Н.В.Болотникова. - 4 - е изд.- М: Планета, 2011.- (Образовательный стандарт).

Дидактические материалы.

1.Повторение и контроль знаний. География.6-7 класс. Интерактивные дидактические материалы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением./Авт.- сост.И.А.Кугут.-М. Планета ,2011.-128с. - (Качество обучения).

2.Контрольно-измерительные материалы. География. 6кл./ сост.Е.А.Жижина. - М.: ВАКО, 2012


© 2010-2022