- Преподавателю
- География
- Урок по географии по теме Ветер
Урок по географии по теме Ветер
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кумпинь Е.Г. |
Дата | 25.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Никольское»
Учитель: Кумпинь Елена Георгиевна высшая квалификационная категория
г.Никольское
2015 г. |
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебных ситуациях, проверка уровня усвоения системы знаний и умений средствами теxнологии проектно-исследовательской деятельности.
Цели:
1) образовательные:
-
способствовать осознанию существенных признаков понятия «ветер»;
-
выявить закономерности между атмосферным давлением и ветром;
-
раскрыть причины формирования разных видов ветров на земной поверхности.
2) развивающие: способствовать формированию умений:
-
отвечать на вопросы учителя по содержанию текста учебной статьи и дополнительным источникам географической информации;
-
решать задачи на определение направления ветра в зависимости от атмосферного давления;
-
вычерчивать и анализировать «розу ветров»;
-
составлять схемы образования разных видов ветров в виде ЛОС (логически опорных сигналов).
3) воспитательные:
-
средствами учебного занятия вырабатывать географическую грамотность учащихся.
Тип урока - урок комбинированный.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
ФОПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
-
учебник «География» 6 кл. /Авт. Домогацких Е.М. - М.: Дрофа, 2013
-
компьютерные презентации;
-
дидактические материалы для организации работы учащихся; воздушные шарики;
-
компьютер;
-
мультимедийный проектор.
Предполагаемые результаты:
1. Метапредметные результаты:
Регулятивные (учебно-организационные):
-
ставить учебную задачу под руководством учителя и работать в соответствии с ней;
-
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
Познавательные (учебно-логические):
-
выделять главное, существенные признаки понятий;
-
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
-
выявлять причинно-следственные связи;
-
решать проблемные задачи.
Коммуникативные (учебно-информационные):
-
отбор информации в учебных и справочных пособиях;
-
работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, поиск ответов на вопросы, составление логической цепочки, составление по тексту схемы.
2. Предметные результаты: заложены в целях урока.
Формирование УУД:
-
извлечение необходимой информации из текстов (П);
-
использование знаково-символических средств (П);
-
установление причинно-следственных связей (П);
-
выполнение действий по алгоритму (П);
-
самооценка на основе критерия успешности (Л);
-
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);
-
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) (Л);
-
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
-
ставить учебную задачу под руководством учителя и работать в соответствии с ней (Р);
-
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами (Р).
Ход урока
Действия учителя
Действия учащихся
I. Организационный момент (1 мин)
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами.
А какое настроение у вас?
Отметьте на листках тот символ, который соответствует вашему настроению.
Сегодня нам предстоит много работать. Приготовьтесь к тому, что вы будете оценивать свою работу и работу своих товарищей (правильность ответов, грамотное употребление терминов, активность на уроке)
Учащиеся отмечают символ на листе 1 в графе «в начале урока»
II. Актуализация знаний и умений (5 минут)
Вспомните пройденный на прошлом уроке материал и ответьте на вопросы.
Вопросы классу:
-
Что такое атмосферное давление?
-
Что является главной причиной разного атмосферного давления на земной поверхности?
-
Какое атмосферное давление считается нормальным?
-
Как называется прибор, измеряющий атмосферное давление?
-
Какие виды барометров вы знаете?
-
Назовите правило, в соответствии с которым меняется атмосферное давление с высотой?
Ответы учащихся:
-
Атмосферное давление - это та сила, с которой воздуx давит на земную поверxность и на все наxодящиеся на ней предметы.
-
По-разному нагреваются участки земной поверxности.
-
760 мм рт.столба
-
Барометр.
-
Ртутный и анероид.
-
При подъёме на 10.5 м давление понижается на 1мм рт. ст
III. Формирование темы и целей урока (2 мин)
Сегодня мы продолжим знакомство с явлениями атмосферы. Интересуетесь ли вы прогнозом погоды?
(слайд 1) «Прогноз погоды»
Вопросы классу:
-
Какие элементы погоды отражены в прогнозе?
-
Какого явления не достает?
Ответы учащихся.
-
В прогнозе отражены температура воздуха и атмосферное давление.
-
Не достаёт информации об осадках, о ветре.
(слайд 2) - «Ветер»
Вопросы классу:
-
Что вы знаете о ветре?
-
А что бы вы хотели узнать?
Так, какая будет тема урока? Правильно,
«Ветер» - тема нашего урока.
Мы узнаем причины образования ветра,
как измеряют его силу, научимся строить график «Роза ветров» и поговорим о том, какое значение он имеет. Запишите название темы в тетрадь.
Ответы учащихся:
-
Мы знаем о движении ветра и о силе ветра.
-
Как образуется и какое значение имеет ветер?
Ответы учащихся.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
IV. Изучение нового материала и закрепление (20 мин)
Вы знаете, что воздух в атмосфере находится в непрерывном движении. Но почему воздух движется, вот в чём вопрос.
Дима, подойти ко мне, пожалуйста. Возьми шарик и ударь по нему.
Демонстрация опыта:
Учащийся бьёт по надутому шарику. Шарик отлетает в сторону.
Вопросы классу:
-
Почему полетел воздушный шарик?
-
Куда полетел?
Другими словами, воздух (а в шарике есть воздух) движется со стороны высокого давления в сторону низкого давления.
(слайд 3)
Попытаемся сформулировать определение ветра. Сравните с определением в учебнике. И запишите определение в тетрадь.
Учащиеся высказывают предположения.
Учащийся выполняет задание учителя.
Ответы учащихся:
-
По нему ударили (на него оказали давление).
-
В сторону. Туда, где на него не оказывают давление.
Схему записывают в тетрадь.
Дают предположительные ответы и уточняют по учебнику.
Определение записывают в тетрадь.
Вы записали, что есть высокое давление и низкое. А знаете ли вы, почему в природе формируются области с разным атмосферным давлением?
Прочитайте информацию в учебнике параграф 18.
Работа с учебником.
(слайд 4) Строим логическую цепочку
Логическая цепочка:
Различное нагревание поверхности различная температура воздуха
различное атмосферное давление
Ветер
Существуют разные виды ветров.
Задание классу:
Формируем понятие бриз (дневной, ночной).
Работа с учебником.
(слайд 5)
«Дневной бриз» и «Ночной бриз»
Вопросы классу:
-
Что такое бриз?
-
Куда дует дневной бриз?
-
Куда дует ночной бриз?
-
Причины формирования бриза?
А сейчас познакомьтесь ещё с одним видом ветра.
(слайд 6 - 13) Презентация «Муссоны»
Вашему вниманию предлагаем презентацию «Муссоны», которую подготовил Стариков Константин.
После просмотра презентации вы ответите на вопросы.
-
Чем муссон отличается от бриза?
-
Что у них общего?
Предположительный ответ учащихся: «Нет».
Учащиеся читают информацию в учебнике и находят ответ на вопрос.
-
разная подстилающая поверхность (суша и море нагреваются по-разному);
-
над сушей и морем разная температура;
-
разное давление;
-
из-за разницы в давлении возникает движение воздуха (ветер).
Записывают цепочку в тетрадь
Ответы учащихся:
-
Бриз-это ветер, который меняет направление 2 раза в сутки.
-
Дневной: с моря - на сушу.
-
Ночной: с суши - на море.
-
По-разному нагревается суша и море.
Ответы учащихся
-
Меняет своё направление 2 раза в году.
-
Причина образования - разное нагревание водоёма и суши и разное давление.
(слайд 14) «Характеристики ветра»
Прослушайте отрывки из литературных произведений и ответьте на вопрос:
-
«О какой характеристике ветра идёт речь?».
Сегодня старый ясень сам не свой, -
Как будто страшный сон его тревожит.
Ветвями машет, шевелит листвой,
А почему, - никто сказать не может.
С.Я.Маршак
Горные вершины
Спят во мгле ночной,
Тиxие долины
Полны свежей мглой.
Не пылит дорога,
Не дрожат листы….
М.Ю.Лермонтов
-
Как вы думаете от чего будет зависеть сила и скорость ветра?
Ответы учащихся.
-
О силе, скорости ветра.
-
Скорость и сила ветра зависит от разницы в атмосферном давлении. Чем она больше, тем сильнее дует ветер.
(слайд 15-16) «Флюгер и анемометр»
Вопросы классу:
-
А как измерить силу и скорость ветра?
Есть специальные приборы, которые помогают это сделать.
(Знакомство с флюгером и анемометром и определением направления ветра.
Демонстрация приборов учителем, пояснение принципов работы с ними.)
(слайд 17) «Заставка к физкультминутке»
Физкультминутка
Теплый воздух лёгкий - он поднимается наверх.
Холодный воздух тяжёлый - он опускается вниз.
Ветер-это движение воздуха в горизонтальном направлении.
Учащиеся пытаются ответить.
Записывают в тетрадь их названия.
Учащиеся поднимают руки вверх
Учащиеся опускают руки вниз
Учащиеся раскачивают руками из стороны в сторону.
Практическая работа «Построение графика розы ветров» (10 мин)
(слайд 18) «Как строят график»
(объяснение учителя)
На листе №2 представлены результаты наблюдений за направлением ветра в
г.Никольское, и дана схема сторон горизонта.
По этим данным учимся строить графическое изображение (розу ветров).
1группа - за октябрь
2 группа - за январь
Работа с розой ветров.
-
Какой вывод можно сделать по графическому изображению?
Работа по инструкциям учителя. Составление «розы ветров» по имеющимся данным.
Демонстрируют общую работу от каждой группы.
-
В г.Никольское преобладает западный и юго-западный ветер.
Задание по слайду на определение правильности размещения жилых кварталов.
(слайд 19) «Жилые кварталы г.Никольское»
-
Для каких целей нужно знать розу ветров?
-
Правильно ли размещены жилые кварталы?
Устные ответы на вопросы к рисунку.
V. Взаимоконтроль и оценивание (5 мин)
(слайд 20)
Составление синквейна «ветер»
Ребята, вы знаете как составлять синквейн. Составьте в каждой группе синквейн на тему нашего урока.
(слайд 21) «Кроссворд»
Для закрепления полученных знаний решите кроссворд. Обменяйтесь работами и проверьте по слайду.
Зачитывают свои работы выборочно, оценивают ответы одноклассников.
VI. Домашнее задание (2 мин)
(слайд 22) «Домашнее задание»
§18, вопросы устно
по выбору:
-
Написать эссе на тему: «Что было бы на Земле, если бы не стало ветра?»;
-
Подготовить сообщение о видах ветра.
Записывают домашнее задание в дневник.
На этом наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, а какое настроение у вас сейчас? Благодарю вас, ребята, за работу.
Учащиеся отмечают в карточке 1 в графе «в конце урока» символ соответствующего настроения
Синквейн
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8_%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B0_2014-03-31_20-29.png?uselang=ru
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат[1]. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся[2].
Дидактический синквейн
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
-
Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
-
Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
-
Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
-
Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
-
Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Приложение 1
Лист 1
В начале урока В конце урока
Лист 2
Задание: построить розу ветров для г.Никольское (данные: январь 2015).
Направление ветра
С
С-В
В
Ю-В
Ю
Ю-З
З
С-З
Без ветра
Количество дней
1
1
6
1
3
14
4
1
-
Вывод:
Лист 2
Задание: построить розу ветров для г.Никольское (данные: октябрь 2014).
Направление ветра
С
С-В
В
Ю-В
Ю
Ю-З
З
С-З
Без ветра
Количество дней
1
6
5
4
2
9
2
2
1
Вывод:
Дневник погоды в Никольском за Октябрь 2014 г. Приложение 3
Число
День
Вечер
Температура
Давление
Облачность
Явления
Ветер
Температура
Давление
Облачность
Явления
Ветер
1
+9
767
С 2м/с
+2
767
Ш
2
+11
766
СЗ 3м/с
+6
765
З 1м/с
3
+14
764
З 2м/с
+8
764
С 1м/с
4
+9
766
СВ 2м/с
+5
766
СВ 1м/с
5
+5
769
В 1м/с
+4
771
СВ 1м/с
6
+6
774
ЮВ 1м/с
+4
774
Ш
7
+9
771
Ю 2м/с
+3
768
ЮВ 1м/с
8
+10
759
Ю 5м/с
+9
757
ЮЗ 4м/с
9
+10
754
Ю 2м/с
+9
754
Ю 2м/с
10
+11
751
ЮЗ 2м/с
+11
751
З 2м/с
11
+12
754
З 4м/с
+11
755
З 2м/с
12
+10
756
ЮЗ 1м/с
+7
755
В 1м/с
13
+8
754
СВ 1м/с
+6
755
СВ 1м/с
14
+6
753
В 1м/с
+6
753
СВ 1м/с
15
+6
754
СВ 3м/с
+3
756
В 3м/с
16
+3
755
СВ 3м/с
0
755
В 2м/с
17
+2
755
С 3м/с
-2
756
СЗ 2м/с
18
+4
761
Ш
-2
762
З 1м/с
19
0
752
ЮЗ 3м/с
0
746
Ю 3м/с
20
+2
739
В 2м/с
+1
741
В 1м/с
21
0
750
С 3м/с
-1
753
В 2м/с
22
-4
760
СВ 4м/с
-5
763
СВ 3м/с
23
0
769
СВ 2м/с
-3
770
С 1м/с
24
+1
772
Ю 2м/с
-2
770
Ю 2м/с
25
+1
764
Ю 3м/с
0
763
Ю 4м/с
26
+1
761
ЮЗ 3м/с
+1
760
Ю 4м/с
27
+7
754
ЮЗ 4м/с
+9
753
ЮЗ 5м/с
28
+11
753
ЮЗ 5м/с
+11
754
З 4м/с
29
+13
752
ЮЗ 3м/с
+9
751
З 5м/с
30
+7
756
З 2м/с
+5
756
З 2м/с
31
+5
758
З 3м/с
+2
759
СЗ 1м/с
Условные обозначения:
Ясно
Малооблачно
Облачно
Пасмурно
Дождь
Снег
гроза
Температура
Направление и
скорость ветра
Дневник погоды в Никольском за Январь 2015 г.
Число
День
Вечер
Температура
Давление
Облачность
Явления
Ветер
Температура
Давление
Облачность
Явления
Ветер
1
+3
748
СЗ 5м/с
+2
746
З 4м/с
2
+3
732
ЮЗ 5м/с
+2
723
ЮЗ 5м/с
3
0
720
З 5м/с
0
720
З 3м/с
4
-4
736
С 4м/с
-6
740
С 3м/с
5
-9
753
СВ 4м/с
-9
758
СВ 3м/с
6
-10
764
СЗ 3м/с
-13
765
СЗ 2м/с
7
-10
763
ЮЗ 4м/с
-9
761
ЮЗ 5м/с
8
-9
751
ЮЗ 3м/с
-7
747
ЮЗ 4м/с
9
0
734
ЮЗ 1м/с
0
732
С 1м/с
10
-1
735
ЮВ 1м/с
-2
733
Ю 1м/с
11
-2
722
В 2м/с
-2
723
В 2м/с
12
-9
739
СЗ 3м/с
-11
740
З 2м/с
13
+2
733
З 6м/с
-1
739
СЗ 5м/с
14
+2
740
З 4м/с
0
742
ЮЗ 3м/с
15
+1
748
З 4м/с
+1
750
З 4м/с
16
0
745
ЮЗ 6м/с
+2
746
ЮЗ 4м/с
17
+2
747
ЮЗ 3м/с
0
745
ЮЗ 3м/с
18
+2
748
З 4м/с
+1
749
З 4м/с
19
-2
758
СВ 3м/с
-3
761
В 2м/с
20
-8
767
В 1м/с
-13
768
В 2м/с
21
-12
768
В 2м/с
-16
767
В 2м/с
22
-12
765
В 3м/с
-11
763
В 2м/с
23
-5
760
ЮЗ 3м/с
-4
760
Ю 2м/с
24
-2
759
З 2м/с
-3
761
ЮЗ 3м/с
25
-3
759
ЮВ 1м/с
-3
759
З 1м/с
26
-3
757
Ю 1м/с
-3
757
Ю 2м/с
27
-5
752
ЮЗ 3м/с
-5
751
ЮЗ 3м/с
28
-2
746
З 3м/с
-2
745
ЮЗ 5м/с
29
-1
739
ЮЗ 3м/с
-1
739
Ю 3м/с
30
0
740
Ю 3м/с
0
741
Ю 1м/с
31
0
737
В 3м/с
0
735
ЮВ 2м/с
Условные обозначения:
Ясно
Малооблачно
Облачно
Пасмурно
Дождь
Снег
гроза
Температура
Направление и
скорость ветра
Приложение 2
Практическая работа
«Построение и анализ розы ветров для г.Никольское»
Цель работы: формирование умений обрабатывать материалы наблюдения за погодой при построении графика «розы ветров».
Оборудование: дневник (календарь) погоды, карандаш, ручка, линейка, рабочая тетрадь.
Ход работы:
А. Используя данные календаря погоды за месяц (по усмотрению учителя), постройте «розу ветров».
Для этого:
1. Начертите в тетради пресекающиеся линии, показывающие основные и промежуточные стороны горизонта. Подпишите названия сторон горизонта.
2. По результатам наблюдений на этих линиях от центра графика отложите (в масштабе 1 клеточка (0,5 см) - 1 день) количество дней, в течение которых преобладал ветер определенного направления.
3. Повторите данные действия для всех направлений.
4. Полученные деления на графике всех соседних направлений последовательно соедините линией.
5. В центре графика подпишите количество безветренных дней (штиль).
Б. По «розе ветров» определите преобладающие ветры для данного месяца и укажите их в выводе по работе.
Приложение 5
Кроссворд
По Вертикали:
1. Горизонтальное перемещение воздуха из областей с высоким давлением в области с низким давлением.
По горизонтали:
2. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность.
3. Прибор для измерения скорости ветра.
4. Безветрие.
5. Прибор для измерения направления ветра.
6. Ветер, возникающий на границе суши и моря, и меняющий свое направление в течение суток.
2
1
3
4
5
6
Ответы:
д
а
В
л
е
н
и
е
а
н
Е
м
о
м
е
т
р
ш
Т
и
л
ь
ф
л
ю
г
Е
р
б
Р
и
з
Кроссворд
По вертикали:
1. Горизонтальное перемещение воздуха из областей с высоким давлением в области с низким давлением.
По горизонтали:
2. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность.
3. Прибор для измерения скорости ветра.
4. Безветрие.
5. Прибор для измерения направления ветра.
6. Ветер, возникающий на границе суши и моря, и меняющий свое направление в течение суток.
2
1
3
4
5
6