- Преподавателю
- География
- Разработка урока по географии Казахстана на темуФронтальные зоны, циклоны, антициклоны
Разработка урока по географии Казахстана на темуФронтальные зоны, циклоны, антициклоны
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зелинская К.М. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок 22 Класс: 8
Дата:
Количество часов: 1
Тема 2. Климат и агроклиматические ресурсы
§22 Фронтальные зоны, циклоны, антициклоны
Цель: Сформировать основные понятия по теме. Закрепить знания о взаимодействии и закономерностях атмосферных процессов и явлений.
Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие: сформировать понятия "циклон", "антициклон". Закрепить знания о взаимодействии атмосферных процессов и явлений на примере связи давления воздуха, температуры, влажности, осадков. Познакомить учащихся с ветрами, дующими на территории Казахстана.
Воспитательные: Воспитание интереса к изучению географии.
Тип урока: комбинированный.
Метод обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, эвристическая беседа
Форма организации: фронтальная, индивидуальная (инклюзивная) (карточки)
Оборудование: климатическая карта Казахстана, физическая карта Казахстана, атлас, учебник
Приемы критического мышления: рефлексия, размышление
Ход урока:
I.Организационный момент (2 минуты)
II. Этап повторения пройденного материала (5 минут)
Задание 1. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС:
-
Какие факторы оказывают влияние на климат Казахстана?
-
От чего зависит величина суммарной радиации?
-
В чем выражается влияние на климат подстилающей поверхности?
-
Какие воздушные массы циркулируют над территорией нашей страны?
-
На примере любой воздушной массы покажите ее воздействие на климат.
-
Что называют солнечной радиацией?
-
Что называют суммарной солнечной радиацией?
-
На что расходуется суммарная солнечная радиация?
-
От чего зависят потери радиации путем отражения?
Задание 2. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
-
В каком климатическом поясе расположен Казахстан?
-
В какой части умеренного пояса?
-
Как влияют океаны на территорию Казахстана:
-
Северный Ледовитый океан
-
Атлантический океан
-
Индийский и Тихий океаны?
Задание 3. ИНКЛЮЗИВНАЯ (карточки) См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
III. Этап изучения нового материала (20 минут)
СТАДИЯ ВЫЗОВА. Определите тему урока через 2 загадки:
В атмосфере снизилось давление,
Воздух переходит в наступление.
Сильный ветер, в тучах небосклон,
Значит, надвигается…
Пробежит со скоростью большой,
Летом- дождь, и снегопад- зимой. ЦИКЛОН
Давление высокое, воздух сухой,
Слабенький ветер, тишь и покой.
Зимой при солнце крепкий мороз,
Летом же «ясный» выдан прогноз.
Порядки такие заводит лишь он,
Тот, кто зовется… АНТИЦИКЛОН
Огромные массы воздуха движутся над Землей и несут с собой водяной пар. Одни движутся с суши, другие-с моря. Одни - из теплых в холодные, другие - из холодных в теплые. Одни несут много воды, другие- мало. Нередко потоки встречаются, сталкиваются.
В полосе, разделяющей различные по своим свойствам ВМ, возникают своеобразные переходные зоны - АТМОСФЕРНЫЕ ФРОНТЫ. Ширина этих зон обычно достигает нескольких десятков километров. Здесь на контакте различных ВМ при их взаимодействии происходит довольно быстрое изменение температуры, влажности, давления и других характеристик ВМ. Прохождение фронта через какую-либо местность сопровождается облачностью, выпадением осадков, сменой ВМ и связанных с ними типов погод. В тех случаях, когда соприкасаются близкие по своим свойствам воздушные массы (зимой АВ и кВУШ - над Восточной Сибирью), атмосферный фронт не возникает и значительного изменения погоды не происходит.
С атмосферными фронтами связано развитие циклонов, которые приносят на территорию Казахстана основную массу осадков, пасмурную и дождливую погоду.
ЦИКЛОНЫ И АНТИЦИКЛОНЫ - это крупные атмосферные вихри, переносящие воздушные массы. На картах они выделяются замкнутыми концентрическими изобарами (линиями равного давления).
Циклоны - это вихри с низким давлением в центре.
К окраинам давление увеличивается, поэтому в циклоне воздух движется, в направлении к центру, несколько отклоняясь против часовой стрелки. В центральной части воздух поднимается и растекается к окраинам. При подъеме воздух охлаждается, происходит конденсация влаги, возникают облака, и выпадают осадки. Циклоны достигают в поперечнике 2-3 тыс. км и перемещаются обычно со скорость 30-40 км/ч.
Таким образом.
-
Скажите, с какое время года у нас господствует циклон? (летом) Почему? (летом воздух сильно прогревается и поднимается вверх)
-
Что вы можете сказать о зимнем времени года? Какие воздушные массы будут господствовать зимой? (арктические) Что они формируют? (антициклон)
Действительно. На территории Казахстана зимой господствует сибирский антициклон.
-
Как вы думаете, какие свойства будет иметь антициклон? (противоположные циклону)
-
Заполните самостоятельно вторую часть таблицы (один человек заполняет у доски)
Задание 1. Заполнить таблицу « Циклоны и антициклоны»
Циклоны
Антициклоны
Атмосферный вихрь с низким давлением в центре
Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре
Движение воздуха от окраин к центру против часовой стрелки
Движение воздуха от центра к окраинам по часовой стрелке
В центре - восходящее движение воздуха
В центре - нисходящее движение воздуха
Погода изменчивая, ветреная, облачная, с осадками.
Погода устойчивая, безветренная, безоблачная, без осадков. Летом - тёплая, зимой - морозная.
Задание 2. Беседа по синоптической карте
-
Какое время года изображено на карте?
-
Где на территории страны самое низкое давление?
-
Сколько циклонов (антициклонов) зафиксировано на карте?
-
Где отмечается наиболее низкая температура и чему она равна?
-
Какое состояние неба преобладает над страной?
-
Где над территорией страны отмечается безоблачное небо?
-
Для чего составляются синоптические карты?
Найдите в тексте учебника и прочитайте, каково давление в Астане и Атырау летом и зимой.
-
- В каком из городов Казахстана самое высокое среднегодовое давление? (Кызылорда)
-
- В каком из городов Казахстана самое низкое среднегодовое давление? (Верхний Горельник)
-
- Что происходит с давлением в горах? Почему?
Ось Воейкова.
Над равнинной частью Казахстана в холодный период года по параллели 500 сш проходит полоса высокого давления, которая называется осью Воейкова. Отсюда как к северу, так и к югу атмосферное давление постепенно понижается.
Ветры. Самостоятельная работа с текстом учебника и контурной картой.
Задание 3. Работа по контурной карте и заполнение таблицы. Самостоятельно прочитать текст учебника, в тетради записать краткую характеристику каждого ветра и нанести их на контурную карту.
-
Название
Где расположен и в каком направлении дует
Сила ветра
Количество дней дует
САЙКАН
ЭБИ
ЧИЛИКСКИЙ
АРЫСТАНДЫ-КАРАБАССКИЙ
КУРДАЙСКИЙ
МУГОДЖАРСКИЙ
IV. Закрепление изученного материала (10 минут)
Проверка выполнения задания и нанесение ветров на контурные карты.
V. Рефлексия (4 минуты)
МЕТОДИКА НЕОКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
-
Сегодня на уроке я узнал….
-
Для меня было интересным…..
-
Самым трудным было…..
-
Теперь я могу объяснить, почему…..
VI. Домашнее задание (2 минуты)
, ответить на вопросы в конце параграфа. Подготовить реферат и дать полную характеристику одному из ветров, дующих в Казахстане.
Спасибо за внимание! До свидания!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задание 3. ИНКЛЮЗИВНАЯ (карточки)
1. Ответить на вопросы:
-
Что называют солнечной радиацией?
-
Что называют суммарной солнечной радиацией?
-
Как распределены атмосферные осадки на территории Казахстана?
2. Стрелками соотнеси виды солнечной радиации к их количеству, которое поступает на поверхность Земли.
-
Прямая
22-24 %
Рассеянная
100 %
Поглощенная
6 %
Отраженная
46 %
Задание 3. ИНКЛЮЗИВНАЯ (карточки)
1. Ответить на вопросы:
-
Что называют солнечной радиацией?
-
Что называют суммарной солнечной радиацией?
-
Как распределены атмосферные осадки на территории Казахстана?
2. Стрелками соотнеси виды солнечной радиации к их количеству, которое поступает на поверхность Земли.
-
Прямая
22-24 %
Рассеянная
100 %
Поглощенная
6 %
Отраженная
46 %
Задание 3. ИНКЛЮЗИВНАЯ (карточки)
1. Ответить на вопросы:
-
Что называют солнечной радиацией?
-
Что называют суммарной солнечной радиацией?
-
Как распределены атмосферные осадки на территории Казахстана?
2. Стрелками соотнеси виды солнечной радиации к их количеству, которое поступает на поверхность Земли.
-
Прямая
22-24 %
Рассеянная
100 %
Поглощенная
6 %
Отраженная
46 %