Разработка урока по географии Казахстана на темуФронтальные зоны, циклоны, антициклоны

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 22 Класс: 8

Дата:

Количество часов: 1



Тема 2. Климат и агроклиматические ресурсы

§22 Фронтальные зоны, циклоны, антициклоны

Цель: Сформировать основные понятия по теме. Закрепить знания о взаимодействии и закономерностях атмосферных процессов и явлений.

Задачи урока:

Образовательные:

Развивающие: сформировать понятия "циклон", "антициклон". Закрепить знания о взаимодействии атмосферных процессов и явлений на примере связи давления воздуха, температуры, влажности, осадков. Познакомить учащихся с ветрами, дующими на территории Казахстана.

Воспитательные: Воспитание интереса к изучению географии.

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, эвристическая беседа

Форма организации: фронтальная, индивидуальная (инклюзивная) (карточки)

Оборудование: климатическая карта Казахстана, физическая карта Казахстана, атлас, учебник

Приемы критического мышления: рефлексия, размышление

Ход урока:

I.Организационный момент (2 минуты)

II. Этап повторения пройденного материала (5 минут)

Задание 1. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС:

  1. Какие факторы оказывают влияние на климат Казахстана?

  2. От чего зависит величина суммарной радиации?

  3. В чем выражается влияние на климат подстилающей поверхности?

  4. Какие воздушные массы циркулируют над территорией нашей страны?

  5. На примере любой воздушной массы покажите ее воздействие на климат.

  6. Что называют солнечной радиацией?

  7. Что называют суммарной солнечной радиацией?

  8. На что расходуется суммарная солнечная радиация?

  9. От чего зависят потери радиации путем отражения?

Задание 2. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

  1. В каком климатическом поясе расположен Казахстан?

  2. В какой части умеренного пояса?

  3. Как влияют океаны на территорию Казахстана:

  • Северный Ледовитый океан

  • Атлантический океан

  • Индийский и Тихий океаны?

Задание 3. ИНКЛЮЗИВНАЯ (карточки) См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

III. Этап изучения нового материала (20 минут)

СТАДИЯ ВЫЗОВА. Определите тему урока через 2 загадки:

В атмосфере снизилось давление,

Воздух переходит в наступление.

Сильный ветер, в тучах небосклон,

Значит, надвигается…

Пробежит со скоростью большой,

Летом- дождь, и снегопад- зимой. ЦИКЛОН

Давление высокое, воздух сухой,

Слабенький ветер, тишь и покой.

Зимой при солнце крепкий мороз,

Летом же «ясный» выдан прогноз.

Порядки такие заводит лишь он,

Тот, кто зовется… АНТИЦИКЛОН

Огромные массы воздуха движутся над Землей и несут с собой водяной пар. Одни движутся с суши, другие-с моря. Одни - из теплых в холодные, другие - из холодных в теплые. Одни несут много воды, другие- мало. Нередко потоки встречаются, сталкиваются.

В полосе, разделяющей различные по своим свойствам ВМ, возникают своеобразные переходные зоны - АТМОСФЕРНЫЕ ФРОНТЫ. Ширина этих зон обычно достигает нескольких десятков километров. Здесь на контакте различных ВМ при их взаимодействии происходит довольно быстрое изменение температуры, влажности, давления и других характеристик ВМ. Прохождение фронта через какую-либо местность сопровождается облачностью, выпадением осадков, сменой ВМ и связанных с ними типов погод. В тех случаях, когда соприкасаются близкие по своим свойствам воздушные массы (зимой АВ и кВУШ - над Восточной Сибирью), атмосферный фронт не возникает и значительного изменения погоды не происходит.

С атмосферными фронтами связано развитие циклонов, которые приносят на территорию Казахстана основную массу осадков, пасмурную и дождливую погоду.

ЦИКЛОНЫ И АНТИЦИКЛОНЫ - это крупные атмосферные вихри, переносящие воздушные массы. На картах они выделяются замкнутыми концентрическими изобарами (линиями равного давления).

Разработка урока по географии Казахстана на темуФронтальные зоны, циклоны, антициклоны

Циклоны - это вихри с низким давлением в центре.

К окраинам давление увеличивается, поэтому в циклоне воздух движется, в направлении к центру, несколько отклоняясь против часовой стрелки. В центральной части воздух поднимается и растекается к окраинам. При подъеме воздух охлаждается, происходит конденсация влаги, возникают облака, и выпадают осадки. Циклоны достигают в поперечнике 2-3 тыс. км и перемещаются обычно со скорость 30-40 км/ч.

Таким образом.

  1. Скажите, с какое время года у нас господствует циклон? (летом) Почему? (летом воздух сильно прогревается и поднимается вверх)

  2. Что вы можете сказать о зимнем времени года? Какие воздушные массы будут господствовать зимой? (арктические) Что они формируют? (антициклон)

Действительно. На территории Казахстана зимой господствует сибирский антициклон.

  1. Как вы думаете, какие свойства будет иметь антициклон? (противоположные циклону)

  2. Заполните самостоятельно вторую часть таблицы (один человек заполняет у доски)

Задание 1. Заполнить таблицу « Циклоны и антициклоны»

Циклоны

Антициклоны

Атмосферный вихрь с низким давлением в центре

Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре

Движение воздуха от окраин к центру против часовой стрелки

Движение воздуха от центра к окраинам по часовой стрелке

В центре - восходящее движение воздуха

В центре - нисходящее движение воздуха

Погода изменчивая, ветреная, облачная, с осадками.

Погода устойчивая, безветренная, безоблачная, без осадков. Летом - тёплая, зимой - морозная.

Задание 2. Беседа по синоптической карте

  1. Какое время года изображено на карте?

  2. Где на территории страны самое низкое давление?

  3. Сколько циклонов (антициклонов) зафиксировано на карте?

  4. Где отмечается наиболее низкая температура и чему она равна?

  5. Какое состояние неба преобладает над страной?

  6. Где над территорией страны отмечается безоблачное небо?

  7. Для чего составляются синоптические карты?

Найдите в тексте учебника и прочитайте, каково давление в Астане и Атырау летом и зимой.

  • - В каком из городов Казахстана самое высокое среднегодовое давление? (Кызылорда)

  • - В каком из городов Казахстана самое низкое среднегодовое давление? (Верхний Горельник)

  • - Что происходит с давлением в горах? Почему?

Ось Воейкова.

Над равнинной частью Казахстана в холодный период года по параллели 500 сш проходит полоса высокого давления, которая называется осью Воейкова. Отсюда как к северу, так и к югу атмосферное давление постепенно понижается.

Ветры. Самостоятельная работа с текстом учебника и контурной картой. Разработка урока по географии Казахстана на темуФронтальные зоны, циклоны, антициклоны

Задание 3. Работа по контурной карте и заполнение таблицы. Самостоятельно прочитать текст учебника, в тетради записать краткую характеристику каждого ветра и нанести их на контурную карту.

Название

Где расположен и в каком направлении дует

Сила ветра

Количество дней дует

САЙКАН

ЭБИ

ЧИЛИКСКИЙ

АРЫСТАНДЫ-КАРАБАССКИЙ

КУРДАЙСКИЙ

МУГОДЖАРСКИЙ

IV. Закрепление изученного материала (10 минут)

Проверка выполнения задания и нанесение ветров на контурные карты.

V. Рефлексия (4 минуты)

МЕТОДИКА НЕОКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

  • Сегодня на уроке я узнал….

  • Для меня было интересным…..

  • Самым трудным было…..

  • Теперь я могу объяснить, почему…..

VI. Домашнее задание (2 минуты)

Разработка урока по географии Казахстана на темуФронтальные зоны, циклоны, антициклоны, ответить на вопросы в конце параграфа. Подготовить реферат и дать полную характеристику одному из ветров, дующих в Казахстане.

Спасибо за внимание! До свидания!





ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание 3. ИНКЛЮЗИВНАЯ (карточки)

1. Ответить на вопросы:

  1. Что называют солнечной радиацией?



  1. Что называют суммарной солнечной радиацией?



  1. Как распределены атмосферные осадки на территории Казахстана?

2. Стрелками соотнеси виды солнечной радиации к их количеству, которое поступает на поверхность Земли.

Прямая

22-24 %

Рассеянная

100 %

Поглощенная

6 %

Отраженная

46 %









Задание 3. ИНКЛЮЗИВНАЯ (карточки)

1. Ответить на вопросы:

  1. Что называют солнечной радиацией?



  1. Что называют суммарной солнечной радиацией?



  1. Как распределены атмосферные осадки на территории Казахстана?

2. Стрелками соотнеси виды солнечной радиации к их количеству, которое поступает на поверхность Земли.

Прямая

22-24 %

Рассеянная

100 %

Поглощенная

6 %

Отраженная

46 %

Задание 3. ИНКЛЮЗИВНАЯ (карточки)

1. Ответить на вопросы:

  1. Что называют солнечной радиацией?



  1. Что называют суммарной солнечной радиацией?



  1. Как распределены атмосферные осадки на территории Казахстана?

2. Стрелками соотнеси виды солнечной радиации к их количеству, которое поступает на поверхность Земли.

Прямая

22-24 %

Рассеянная

100 %

Поглощенная

6 %

Отраженная

46 %



© 2010-2022