Конспект урока географии на тему Люди и труд (8 класс)

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Люди и труд

Цель:

  • Создать условия для усвоения учащимися знаний о рынке труда, трудовых ресурсах страны (ТР) и экономически активном населении (ЭАН), их географических особенностях.

Задачи:

  • Обеспечить усвоение знаний обучающимися понятий о рынке труда, трудовых ресурсах и экономически активном населении.

  • Помочь учащимся осознать причины, обусловившие неравномерное распределение трудоспособного населения по территории страны и географические различия в уровне занятости населения России; понять причины и последствия безработицы в стране.

  • Организовать деятельность учащихся со статистическим материалом по выявлению численности и динамики ТР и ЭАН, безработицы в России, её регионах, пгт Камские Поляны.

  • Обеспечить развитие умений исследовательской деятельности на основе использования статистических материалов, формулировать выводы, объяснять явления и процессы, выявляемые в ходе исследования.

  • Способствовать профессиональному самоопределению учащихся.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Вид урока: традиционный

Методы: частично-поисковый, исследовательский

Оборудование: презентация «Трудовые ресурсы России», атлас, учебник.

Ход урока

  1. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Учитель: Тихо сумерки ложатся,

Ночь приходит не спеша.

Над землёю сны кружатся,

Мягко крыльями шурша.

Юнгам снятся паруса,

А пилотам - небеса.

Снится лыжнику зима,

А строителю - дома.

В скором времени перед каждым из Вас встанет проблема самоопределения, выбора профессии, ведь это очень важно найти своё место в современном обществе. Учащиеся вашего класса провели соц. опрос среди школьников 8-11 классов. Были заданы вопросы: Кем вы хотите быть? Какую профессию вы считаете престижной?

Выступление учащихся (анализ соц. опроса)

Что вам необходимо знать, чтобы правильно сделать профессиональный выбор. Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим.

Запись темы урока

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова Сенеке «Если вы не знаете, в какую гавань держите путь, то ни один ветер не будет для Вас попутным».

Повторение терминов, необходимых для урока

- Естественный прирост;

- демографический кризис;

- механический прирост;

- эмиграция;

- иммиграция

Какова численность населения России? Как вы думаете, для развития хозяйства страны важна общая численность населения? (беседа с уч-ся)

2. Понятие трудовые ресурсы (беседа с уч-ся)

- Запись в тетради определения трудовые ресурсы (ТР) (учебник, стр. 215)

К ним относятся:

  1. Трудоспособное население трудоспособного возраста:

Мужчины - от 16 до 59 лет

Женщины - от 16 до 54 лет

  1. Работающие моложе или старше трудоспособного возраста.

Задание уч-ся: Проанализируйте таблицу: Изменение соотношения различных возрастных групп в населении России

Возраст

2002 г.

2006 г.

2010 г.

2011 г.

Моложе трудоспособного

18,1

16

16,2

16,2

Трудоспособный

61,3

63

61,6

61,5

Старше трудоспособного

20,6

21

22,2

22,3

Вопрос к уч-ся: Все ли ваши знакомые в трудоспособном возрасте трудятся на производстве? Если нет, то почему? (беседа с уч-ся)

3. Понятие ЭАН

- Запись в тетрадь ЭАН= работающие+безработные

4. Понятие «безработный человек» (работа с учебником стр 215)

В 70-х гг. был огромный спрос на рабочую силу. Поменять место работы, устроившись на другое предприятие или учреждение, было нетрудно. Везде висели объявления «требуются..». Сейчас, особенно в средних и малых городах, трудно найти подходящую работу. Правительство официально признало существующую в стране безработицу.

Задание уч-ся:

1. Пользуясь картосхемой учебника на стр. 216, административной картой в атласе выберите из предложенного списка субъекты РФ (Дагестан, Тыва, Москва, Чеченская респ., Татарстан, Якутия):

А) с высоким уровнем безработицы

Б) с низким уровнем безработицы

2. Пользуясь табл. 22 на стр. 217, обсудите в парах и назовите причины такого уровня безработицы.

География безработицы зависит от:

  • Уровня естественного прироста

  • Уровня развития экономики

Средний уровень безработицы в РФ - 6%

Задание уч-ся: Рассчитать уровень безработицы в пгт Камские Поляны

Число безработных - 419 чел.

Численность ЭАН - 8007 чел.

Уровень безработицы=

5. Какие же профессии преобладают среди безработных Камских Полян?

- Какие профессии необходимы?- сообщение уч-ся

- Где можно получить эти профессии? - сообщение уч-ся

Рекомендации учителя учащимся при выборе профессии

ФКонспект урока географии на тему Люди и труд (8 класс)Конспект урока географии на тему Люди и труд (8 класс)Конспект урока географии на тему Люди и труд (8 класс)ормула успеха



Хочу Могу Надо

Как же возникает сама проблема безработицы?

6. Понятие «Рынок труда» (беседа с уч-ся)

Рынок труда - это спрос и предложения на рабочую силу.

Низкая оплата труда - спрос выше предложения - дефицит работников

Высокая оплата труда - предложение выше спроса - безработица

Учитель: За хорошие рабочие места идёт жестокая конкуренция. Работодатели сейчас имеют возможность выбрать работников более квалифицированных, инициативных, трудолюбивых, дисциплинированных. Любой работник тем более ценен, чем он больше умеет. Поэтому приобретение разнообразных навыков труда - необходимое условие успешной трудовой карьеры. Кроме этого требуются активность, самостоятельность в принятии решений, умение оценивать современную ситуацию на рынке труда, перспективы её изменения. Сделать это могут люди, обладающие глубокими знаниями и широким кругозором, постоянно занимающиеся самообразованием.

  1. Закрепление

Вопросы учащимся:

- Что нужно предпринять государству, если на рынке труда увеличивается предложение рабочей силы?

- Что нужно делать людям, вступающим в трудоспособный возраст, в условиях конкуренции за рабочие места?

- Определите, о каких профессиях идет речь? (Загадки)

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание: Подготовьте ответ на вопрос: Как половой, возрастной состав населения страны, уровень его образования и здоровья, а также личностные качества людей определяют качество трудовых ресурсов?



© 2010-2022