Рабочая программа кружка Краеведение

Программа кружка «Краеведение» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки учащихся к дальнейшему усвоению программы по изучению своего края.          Особенностью данного курса является то, что он дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с историческим прошлым своего региона, проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные факты. Вопросы, которые включены в данный кур...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетная общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 19

Азовского района Ростовской области

«Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №19 Азовского района

Приказ от _____ №_______ ___________ Е.В. Мащенко

Образовательная программа

дополнительного образования

военно-патриотического направления

« Краеведение»

Рабочая программа кружка Краеведение


Возраст детей:10-14 лет.

Срок реализации:1 год

Разработчик программы: Поникленко И.Н., учитель технологии и экономики

По данной программе работает педагог

дополнительного образования детей Поникленко И.Н


2014 -2015 учебный год



Пояснительная записка


В содержании школьного образования большое внимание отводится региональному компоненту, а именно изучению своего родного края. Учащиеся должны знать культуру, историю своего края и народов, проживающих на берегу Дона. Эту задачу может решить курс «Краеведение».

Программа кружка «Краеведение» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки учащихся к дальнейшему усвоению программы по изучению своего края.

Особенностью данного курса является то, что он дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с историческим прошлым своего региона, проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные факты.

Вопросы, которые включены в данный курс, касаются широких слоев населения донского края и, в частности самих учащихся и их близких.

На занятиях рассматриваются проблемы нравственно-патриотического воспитания, которые успешно решаются через краеведческую работу.

Краеведение - одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Донского Края, родного посёлка, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения донского казачества, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.

Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программе предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связано экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы

Возрастные особенности:

Образовательная программа рассчитана на детей среднего школьного возраста 10-14 лет, интересующихся историей, краеведением. Коллектив набран свободно, по желанию детей. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности. Занятия юных краеведов проводятся в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрена работа в музее и архивах.

По программе ребята получают наиболее полное представление о Ростовской области, его городах и посёлках. Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.

Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне области. Важное место занимает изучение истории Азовского района, беседы с интересными людьми, встречи.

В процессе обучения в начале преобладают игровые формы , затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий. Кроме того, уроки краеведения кропотливо, ненавязчиво учат детей подмечать все вокруг, любоваться тем, что окружает их каждый день. Любовь к родному краю, его природе, традициям формируют патриота своего края, воспитывают будущего гражданина России.

Цели и задачи:

Обучающие:

  • углубленное изучение истории родного края;

  • ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;

  • привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.

Развивающие:

  • обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

  • организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению.

Воспитывающие:

  • воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;

  • формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира.

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы. Принципы построения программы:

  • Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)

  • Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций

  • Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)

  • Принцип интеграции и дифференциации обучения

  • Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)

Основные методы обучения:

  • Практические

  • Рассказ педагога и рассказы детей

  • Беседы

  • Дискуссии

  • Встречи с интересными людьми

  • Мини сочинения

  • Конкурсы, викторины

  • Составление презентаций Power Point

Механизм реализации программы:

  • организация экскурсий в краеведческие музеи

  • пешие экскурсии по селу;

  • проведение экскурсий, внеклассных мероприятий в школьном музее «Истоки» и т.п.;

  • сбор материалов;

  • создание проектов;

  • оформление собранных материалов;

  • участие в школьных районных, областных, всероссийских краеведческих конкурсах.

Что должны знать и уметь воспитанники:

  • Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания

  • Составлять доклады, рефераты

  • Оформлять дневник похода

  • Применять полученные знания на практике

  • Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний

  • Практиковаться в умении проводить экскурсии

Структура кружка «Краеведение»: На изучение курса отводится 70 часов (2 часа в неделю, продолжительность занятия в зависимости от формы проведения не превышает 1.5 ч)


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

Примерные темы творческих работ учащихся.


1. Памятник - ансамбль воинам - односельчанам.

2. Моя семья в Великой Отечественной войне.

3. Профессии родителей.

4. Водоемы и их роль в жизни села.

5. Никто не забыт, ничто не забыто.

6. Знаменитые люди села и их судьба.

7. Мои земляки в годы войны.

8. У войны - не женское лицо.

9. Война глазами старшеклассников.

10. Листая старые альбомы. (История одной фотографии)

11. Выставка семейных реликвий.

Программа «Мир дому твоему» прогнозирует проведение итогового занятия, на котором подводятся итоги за прошедший год. Итогом года являются встречи с интересными людьми, из которых ребята смогут узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов проживающих в нашем селе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края обучающиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии, участвуя в исследовательских конкурсах и научно-практических конференциях.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания истории и культуры родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Способы отслеживания и контроля результатов.

Для определения ожидаемого результата на кружке существует система оценки обучения детей по программе в форме: открытых занятий, мероприятий, участия в конкурсах различного уровня. Такой контроль позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает хороший психологический климат в коллективе. По окончании учебного года по программе дети сдают зачет или выполняют итоговую работу. Обучающиеся, освоившие программу, получают свидетельства . Итоговую аттестацию в обучающиеся проходят в форме зачета.

Программа имеет следующие уровни контроля:

- Текущий контроль направлен на выявление уровня усвоения знаний, умений, полученных в течение занятия. Контроль может проходить в виде наблюдения в течение всего занятия, в форме беседы (проверки знаний), зачетных карточек, кроссвордов, тестов и др.

- Тематический контроль направлен на выявление уровня усвоения материала в конце темы по программе. Контроль проходит в форме выполнения исследовательской работы с анализом работ каждого ребенка с точки зрения ее положительных качеств (умение анализировать работу).

- Итоговым контролем по каждому году обучения являются отслеживание результатов участия в различных конкурсах.

Формой контроля служат итоговые занятия, направленные на обобщение полученных знаний, проверку уровня сформированности умений и навыков.

Главным итогом результативности кружка являются участие в конкурсах. По ним можно судить об успехах и достижениях каждого ребенка.

Что должен знать и уметь учащийся 1 года обучения:

Знать:

- основные даты, связанные с историей села, хронологические рамки значительных событий и процессов;

- соотносить события своего села с историей всей страны; устанавливать последовательность событий;

-называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории села.

Уметь:

- читать карту своего края;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

-сравнивать данные разных источников, анализировать их;

- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях села, их участниках, выступать с сообщениями перед учащимися, их родителями и жителями села;

- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники;

- проводить экскурсии по музею;

- классифицировать исторические события и явления села по указанному признаку, обобщать;

-излагать свои суждения и взгляды на события села; объяснять мотивы деятельности людей; оценивать события села; объяснять и определять своё отношение к ним;

- уметь общаться с людьми; найти подход к каждому человеку;

- уметь быстро записывать, слушать, зарисовывать, фотографировать, правильно описывать увиденное;

- работать с техническими средствами;









УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (70 часов)

№ п/п

Тема

Количество часов


всего

теория

практика

1.

Введение

1

1

Школьное краеведение. Его цели и задачи.

1

2.

Этнография

4

1

Географическое положение района, областного и районного центров.

1

2

Административное положение Обильненского сельского поселения

1

3

Самобытные имена и фамилии. Особенности быта, традиций.

1

1

3.

История моей Родины

17

1

История возникновения поселка Овощной

2

2

Исторические памятники поселка Овощной

2

2

3

История сел на фоне страны

1

4

История хозяйства (колхозы).

2

5

Предприятия. История организаций и учреждений.

4

6

Культура своего народа

4

4.

Район и поселок в годы Великой Отечественной войны 1941-1945

19

Сбор материала «Дети войны».

Знакомство с книгой "Памяти". Наши земляки - участники Великой Отечественной войны.

Война в судьбе моей семьи.

9

10

5.

Музейные занятия

7

7

6.

Участие в районных , областных краеведческих мероприятиях.

22

22

7.

Подведение итогов

2

2

ИТОГО

70

27

45











Календарно-тематическое планирование

занятий кружка «Краеведение»

№п/п

Дата

Тема занятий

Кол-во

часов

Форма проведения

I. Вводные занятия

6

1

03.09

Введение. Краеведение- наука о родном крае. Цели и задачи кружка.

Музеи, их задачи, роль и значение в собирании, охране, изучении и пропаганде исторического наследия.

1

Беседа

2

04.09

Ревизия музейного уголка. Инструктаж по ведению исследовательской работы. Инструктаж по технике безопасности. Ремонт таблиц.

1

Беседа

Практикум

3

10.09

Основы музееведения. Распределение экскурсоводов.

1

Беседа

4

11.09

Как правильно подготовить и провести экскурсию

1

Беседа

5

17.09

Репетиция экскурсий по музейному уголку

1

Отработка текста 4 экскурсий

6

18.09

Проведение экскурсий для учащихся 1- 5 классов

1

Экскурсия

II.Этнография

3

7

24.09

Азовский район (общая характеристика)

1

Беседа, показ фильма, презентации об Азовском районе

8

25.09

Окрестности - море, реки, леса. Овраги, родники, их наименования, происхождение названий: легенды, сказания.

1

Беседа, экскурсии по окрестностям.

9

01.10

Состав поселка Овощной, близлежащие сёла. Преобладающая национальность. Основные фамилии. Характерные самобытные имена и фамилии. Особенности быта, традиций.

1

Беседа

Раздел III.Современное состояние Азовского района,

поселка Овощной, хуторов Усть-Койсуг и Шмат.

11

10

02.10

Численность населения. Пути сообщения. Состояние хозяйства.

1

Беседа

11

08.10

Связь.

1

Беседа, экскурсия

12

09.10

Торговля.

1

Беседа, экскурсия

13

15.10

Здравоохранение.

1

Беседа, экскурсия

14

16.10

Учреждения культуры. Праздники села.

1

Беседа, экскурсия, праздник

15

22.10

Художественное ремесло. Народные умельцы.

1

Беседа, экскурсия

16

23.10

Устное народное творчество.

1

Беседа, праздник

17

29.10

Деревенская кухня.

1

Беседа, экскурсия

18

30.10

Памятники природы. Экология.

1

Беседа, экскурсия

19

12.11

Встреча с интересными людьми.

1

Беседа

20

13.11

Проектная работа - отчет о проделанной работе.

1

Защита проекта

Раздел IV.История моей малой Родины

11

21

19.11

История сел на фоне страны (хозяйства, колхозы, современное состояние)

1

Беседа

22

20.11

История хозяйства (колхозы). Дата образования, названия, переименования.

1

Беседа

23

26.11

«Не позволяй душе лениться». Люди села. Революция 1917 г, НЭП, коллективизация, репрессии, стихийные наводнения, голод.

1

Беседа

24

27.11

Сведения из истории, современное состояние.

1

Беседа

25

03.12

Предприятия. История организаций и учреждений. История с/совета.

1

Беседа, экскурсия

26

04.12

Дом культуры.

1

Беседа, экскурсия

Сбор материала.

27

10.12

Детский сад.

1

Беседа, экскурсия

Сбор материала.

28

11.12

Медпункт.

1

Беседа, экскурсия

Сбор материала.

29

17.12

Почта. Сберкасса.

1

Беседа, экскурсия

Сбор материала.

30

18.12

О чём рассказали фотографии из семейного альбома. История в лица.

1

Беседа, экскурсия

Сбор материала.

31

24.12

Ими гордится наш район.

Создание и защита проектов.

1

Беседа, экскурсия

Сбор материала.

Оформление папки с материалами, презентации

Раздел V.Образование

7

32

25.12

Образование в Азовском районе.

1

Беседа, виртуальная экскурсия в районный музей

33

14.01

Возникновение школы в селах. Организация процесса обучения: здание, учителя, предметы, ученики.

1

Беседа

34

15.01

Знакомство с известными фактами из истории школы, анализ информации.

1

Беседа

35

21.01

Ветераны педагогического труда. Встреча с бывшими учителями, учениками. Гордое звание - учитель.

1

Встреча с бывшими учителями, учениками

36

22.01

Практическое занятие «Моя школа в будущем»

1

Творческая работа

37

28,29.01

Проведение экскурсий для учащихся «История моей школы»

2

Экскурсия в школьный музей

Раздел VI. Жители поселка Овощной и сел Азовского района

в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

32

38

04,05.02

Знакомство с имеющимися материалами, их анализ.

2

Работа в школьном музее

39

11,12,18,

19.02

Реставрация Уголка Боевой Славы. Поисково-исследовательская работа.

4

Работа в школьном музее

40

25,26.02

04,05.03

Сбор материала, связанный с участием жителей села в Великой Отечественной войне, с погибшими, без вести пропавшими, вдовами.

4

Работа в школьном музее,

Беседы с жителями села

41

11.03

Экскурсии по музеям района.

1

Экскурсия

42

12.03

Изучение темы «Тыл в годы Великой Отечественной войны»

1

Беседа, рассказ, презентация, фильм

43

18.03

Изучение темы Ростовская область в годы войны.

1

Беседа, рассказ, презентация, фильм

44

19.03

1,2,8.04

Оформление стендов для уголка Боевой славы. Календарь «Летопись Великой Отечественной войны» и другие выставки по теме.

4

Работа в школьном музее

45

09.04

Знакомство с книгой "Памяти". Наши земляки - участники Великой Отечественной войны.

1

Работа в школьном музее

Беседа с жителями села

46

15.04

Война в судьбе моей семьи. Знакомство с книгой "Они вернулись с победой".

1

Беседа, рассказ, презентация, фильм

47

16.04

Благоустройство памятника воинской славы. Участие в акции «Парк героев», «Аллее Памяти».

1

Работа у обелисков Памяти

48

22,23.04

Встречи со свидетелями войны. Выявление людей, нуждающихся в помощи, оказание помощи. Операция «Забота»

2

Беседа, рассказ, презентация, фильм

49

29.04

Внеклассное мероприятие «Герои Советского Союза - наши земляки»

1

Выступление

50

30.04

Внеклассное мероприятие «Оборона Ленинграда»

1

Выступление

51

06.05

Внеклассное мероприятие «Нам дороги эти позабыть нельзя…»

1

Выступление

52

07.05

Внеклассное мероприятие «Детство, опаленное войной».

1

Выступление

53

13.05

Внеклассное мероприятие «Женщины нашего села - труженицы тыла».

1

Выступление

54

14.05

Внеклассное мероприятие «Сталинград…»

1

Выступление

55

20.05

Проектная работа - отчет за год работы.

1

Выступление

56

21,28,

29.05

Проведение экскурсий для учащихся по теме «Село и жители в годы Великой Отечественной войны»

3

Экскурсия в школьный музей

Всего часов за год:

70




Содержание курса «Краеведение»

История предков всегда любопытна для тех,

кто достоин иметь Отечество.

Н.М. Карамзин.

Раздел I. Введение

Школьное краеведение. Его необходимость, роль, цели, задачи. Школьное краеведение - как важнейшее средство всестороннего развития личности. Основы музееведения.

Раздел II. Этнография

Административное положение Азовского района со времен появления (уезд, губерния, волость) и все последующие изменения.

Окрестности - море, реки, леса. Овраги, родники, их наименования, происхождение названий: легенды, сказания.

Состав сел: Александровка, Христичево, близлежащие сёла. Преобладающая национальность. Основные фамилии. Характерные самобытные имена и фамилии. Особенности быта, традиций.

Раздел III. Современное состояние Азовского района и поселка Овощной, хуторов Усть-Койсуг, Шмат

Численность населения. Состояние хозяйства.

Кустарные промыслы. Пути сообщения. Связь. Торговля. Водоснабжение. Здравоохранение.

Учреждения культуры. Праздники села.

Художественное ремесло. Народные умельцы. Устное народное творчество.

Деревенская кухня.

Встреча с интересными людьми.

Памятники природы. Экология.

Сбор материала.

Раздел IV. История моей малой Родины

История села на фоне страны (хозяйства, колхозы, современное состояние)

«Не позволяй душе лениться». Люди села. Революция 1917 г, НЭП, коллективизация, репрессии, стихийные наводнения, голод.

Ими гордится наш район.

О чём рассказали фотографии из семейного альбома. История в лицах.

История хозяйства (колхозы). Дата образования, названия, переименования.

Сведения из истории, современное состояние.

Предприятия. История организаций и учреждений. История с/совета.

Дом культуры.

Детский сад.

Почта.

Медпункт.

Сбор материала.

Раздел V. Образование

Образование в Азовском районе. Возникновение школы в селах. Организация процесса обучения: здание, учителя, предметы, ученики.

Знакомство с известными фактами из истории школы, анализ информации.

Ветераны педагогического труда. Встреча с бывшими учителями, учениками. Гордое звание - учитель.

Практическое занятие «Моя школа в будущем»

Проведение экскурсий для учащихся «История моей школы»

Сбор материала.

Раздел VI. Жители поселка Овощной и сел Азовского района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Знакомство с имеющимися материалами, их анализ.

Реставрация Уголка Боевой Славы. Поисково-исследовательская работа. Сбор материала, связанный с участием жителей села в Великой Отечественной войне, с погибшими, без вести пропавшими, вдовами.

Экскурсии по музеям района.

Изучение темы «Тыл в годы Великой Отечественной войны»

Изучение темы Ростовская область в годы войны.

Оформление стендов для уголка Боевой славы. Календарь «Летопись Великой Отечественной войны» и другие выставки по теме.

Экскурсионная работа по музейному уголку, проведение литературно-музыкальных композиций, бесед, лекций, вечеров, круглых столов, устных журналов перед учащимися и жителями села. Проведение и участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах. Участие в районных мероприятиях на военную тематику.

Знакомство с книгой "Памяти". Наши земляки - участники Великой Отечественной войны. Наши земляки - Герои Советского Союза.

Война в судьбе моей семьи. Знакомство с книгой "Они вернулись с победой".

Благоустройство памятника воинской славы. Участие в акции «Парк моего детства», «Аллее Памяти».

Выявление людей, нуждающихся в помощи, оказание помощи. Операция «Забота»

Встречи со свидетелями войны.

Сбор материала.

Экскурсионная работа в школьном музее , проведение литературно-музыкальных композиций, бесед, лекций, вечеров устных журналов перед учащимися и жителями села.

Проведение и участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах. Участие в районных , областных краеведческих мероприятиях.


Использованная литература:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Детская энциклопедия «Я познаю мир». - М.: АСТ.Астрель, 2003

3. Климантова О.А. «О проектной деятельности в начальной школе», Москва, Просвещение , 2009г.

4. Музейное дело России / Под ред. М. Е. Каулен. М., 2003 год.

5. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001 год.

6. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?).М.,2003 год.

7. Архив школьного музея.

8. Воспоминания жителей села.

9. В.Н.Алексеенко, М.И.Мартынова «География Ростовской области», г. Р/Д 2005г.

10. М.П.Астапенко, Е.Ю. Сухаревская «Природа и история родного края», 2005г.

11. О.Г.Веряскина «История Донского края», 2004 г.

12. Б.Нагорный «Твой край родной», (занимательное краеведение в вопросах и ответах).

13. Рабочая тетрадь по Ростовской области, автор-составитель Измайлова В.В.

14.А Мовчан «Казаки», Ростов на Дону, «Гефест», 2004 г.

15. Интернет-ресурсы:

upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b8/Prishvin.jpg

razumniki.ru/chistogovorki_s_kartinkami.html

divelink.ru/story1289.html

uchitel.edu54.ru/node/65271

16. Видеоматериалы:

Видеофильмы: «Опаленные небесами» (о казачестве),

«Ростовской области - 7 лет», «Времена года в Вёшенской»
«Город Шахты», «Город Таганрог», « город Ростов-на- Дону»

Видеопрезентации, составленные учителем и учащимися старших классов.

Видеоэкскурсии: целесообразно провести экскурсии по различным уголкам родного края.





СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МС Заместитель директора по ВР _____________________ _____________ Е.А. Журавлева МБОУ СОШ №19 Азовского района (подпись) от_________2014г №_______ ____ _________ 2014 г ________ ___________________ (дата) подпись ФИО руководителя МС





7


© 2010-2022