Из опыта работы по теме Метапредметный подход в обучении географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14

Курского муниципального района Ставропольского края

Учитель географии Степаненко Лариса Владимировна

Метапредметный подход в обучении географии.


Сопрячь желая знаний горы

Для усвоения в мозгах,
Мосты предметы все связали,
Соединили мысли в строй.
И горы вдруг доступны стали
Ученикам страны родной.

Н. Егоркин.


Введение
Увеличение объемов поступающей информации привело к необходимости создания системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.
В «Нашей новой школе» заложено: главный результат образования - формирование компетентностей. Я полагаю, что в основу процесса должна лечь метапредметность.
Поле деятельности, как говорится, не пахано, ведь на сегодня учебные программы - это разрозненный материал, который ребенку каждый раз приходится осваивать чуть ли не заново. Нет новой практики оценивания на основе метапредметности, отсутствует система психолого-педагогической помощи учителю и ученику в освоении нового содержания образования, наконец, не совершенна система управления образовательным учреждением. Ученики не умеют целостно анализировать информацию, выполнять интегративные упражнения, задания в свободной форме.
Проект направлен на формирование новых структур умственных действий учащихся, на создание нового содержания образования, в основу которого положены принципы метапредметности. Конечный результат - программа внедрения в деятельность учащихся метапредметности и метазнаний.
О направлениях стоит сказать особо, в них, как говорится, вся соль.
1. Создание системы формирования содержания обучения на основе метапредметности. Включает определение фундаментальных образовательных объектов, изучение которых осуществляется в разных областях различными способами, общекультурных знаний об изучаемой действительности, изучение обобщенных способов деятельности как процесса мыследеятельности и мыслепознания. Основной упор - на формирование надпредметных компетентностей.
2. Создание новой системы поддержки ученика и учителя в системе образования. Механизмом решения может стать система инновационных творческих проектов. При этом, во-первых, отслеживается уровень сформированности понятий, фактов, идей, законов, общих для всех наук, во-вторых, определяется, чем для ученика становятся те знания, способы, действия, которые он приобретает в процессе обучения, в-третьих, проверяется, появилась ли у ребенка привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть произошла ли интеграция знаний, в-четвертых, выясняется, появился ли опыт творческой деятельности.
3. Изменение профессиональных качеств учителя. Учитель должен стать конструктором педагогических ситуаций, в основу которых положена метапредметность. Ученик осваивает обобщенные способы мыследеятельности в рамках изучения разнообразных предметов. В роли систем взаимодействия могут выступать межпредметные кафедры, методические объединения - рефлексивные педагогические сообщества.
4. Создание новой системы оценивания знаний учащихся.
5. Создание новой системы управления процессом. Она мозаичная, сотовая. Непосредственно за проект отвечает руководитель образовательного учреждения. Вводятся новые и развиваются существующие структуры, такие как совет по внедрению проекта, психолого-педагогический консилиум, временный научно-исследовательский коллектив по проекту, диагностическая служба. Результат - рост компетентности участников педагогического процесса, рост уровня профессиональных навыков и умений педагогов, появление новой культуры управления с персонифицированной ответственностью за результаты своего труда, повышение интереса к инновационной деятельности, наличие программы внедрения инновационных технологий, формирование компонентов индивидуального стиля педагогической деятельности, высокий уровень мотивации.
Изменение современной социокультурной ситуации в обществе находит отражение в обращении к идеалам гуманизма при реформировании системы образования.

Школьная география, находясь на стыке образовательных областей «Обществознание» и «Естествознание», наиболее остро выявляет необходимость проведения принципа метапредметности образовательного процесса в педагогическую действительность.

Традиционная методика обучения не позволяет выполнить этот социальный заказ.

Возникают противоречия:

- в учебных программах различных предметов в разное время рассматриваются однородные понятия;

-применение рассматриваемого материала оценивается только в рамках изучаемого предмета;

- ребенку сложно представить значимость и практическую применимость полученных знаний.

"Велика и поразительна область географии, - писал Н. В. Гоголь. - Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению! Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души их!"

По- моему, единственный предмет, в котором как жизни сплетается все, это география. И не мне вас убеждать в этом.

Необходимость применения метапредметного подхода заставила меня пересмотреть тематическое планирование в первую очередь.

Анализируя программы разных предметов я пришла к выводу, что мы слишком много времени на разных предметах говорим об одном и том же.

Составила свое тематическое планирование и сопоставила его с тематическими планами других учителей- предметников.

И вот, что у меня получилось только в 6 классе.

класс

Тема

Вопрос темы

Кол-во

часов

Выход темы

предмет

Понятийный аппарат

6

Введение.

Развитие знаний о Земле

Что заставляло людей открывать новые земли?

Земля- планета Солнечной системы

Почему в Солнечной системе жизнь возникла именно на планете Земля?

2

1

История (6,7 класс)

Астрономия

(11 класс)

Великие географические открытия

Планеты Солнечной системы

План и карта

Масштаб(плана местности и карты).

Измерение расстояний

Составление плана местности

Градусная сетка.

Георафические координаты

15

2

1

3

Математика

(6 класс 4 четверть)

Черчение ( в школе отменено)

Математика

Масштаб. Единицы измерения длины.

Правила построения чертежей

Координатная плоскость

Оси координат.

Литосфера

Полезные ископаемые

Причины разнообразия полезных ископаемых

Движения земной коры

Рельеф Земли

Причины разнообразия форм рельефа

10

1

3

4

Химия (8 класс)

Тектоника

ИЗО

Соли, водорастворимость веществ

Гипотеза Вегенера

Пейзаж

Гидросфера

Свойства вод океана

Почему вода в Мировом океане имеет различную соленость?

Течения в океане

Почему вода находясь на одних и тех же широтах, да еще и рядом, имеет различную температуру?

Воды суши.


Загрязнение гидросферы

14

1

1

5


2

Химия (8 класс)

Физика


Экология

Соли, водорастворимость веществ, промилле

Свойства жидкостей

Сила Кориолиса

Закон сохранения вещества

Испарение

Конденсация

Температура

Сила тяжести, точка замерзания

Глобальные проблемы человечества

Атмосфера

Почему Полюс холода находится не в Антарктиде, а в Евразии?

15

Физика



Математика

Сила Кориолиса

Закон сохранения вещества и энергии

Испарение

Конденсация

Температура

Сила тяжести

точка замерзания

Давление газов

Преломление солнечного света

Построение графиков :

хода температур,

«роза ветров»

Определение величины смежного угла (Определение углов падения солнечных лучей по географическим координатам объекта)

Взаимосвязи компонентов природы

3

Биология

Экология

Химия

Организмы на Земле среда обитания (разнообразие, приспособляемость к различным условиям)

Экологическая система

Закон сохранения вещества (круговороты веществ в природе)

Природа и население своей местности

3

Человечество на Земле

4

Кроме того, ни одно понятие ребенок не запомнит без объяснения его этимологии. Откуда, из какого языка пришло слово, какие у него корни?

Все это заставляет географа быть еще и филологом (причем полиглотом).

Задумывались ли вы, уважаемые коллеги, почему А.С. Пушкин, величайший гений времен и народов героям своего романа в стихах дал такие фамилии как Онегин и Ленский. Ведь это гидронимы. А водные ресурсы в царской России были государственными, т. е. никому не принадлежали.

Географии основы
Заставляют стать поэтом!
Не опишешь тусклым словом
Нашу яркую планету…
И. Ландо

Конечно, поэтическое слово всегда приходит к нам на помощь, когда мы хотим дать словесную картину. Но этот путь не является абсолютно новым. В методической литературе по рассматриваемому вопросу имеются публикации. Так В.А. Камаева, в статье «Использование художественной литературы на уроках географии VIII класса», приводит подборку стихов по темам «Географическое положение России», «Кавказ», «Урал», «Западная Сибирь». Л.С. Ульченко в статье «Поэзия на уроках географии» предлагает подборку стихов о реках России, круговороте воды в природе и др. Об использовании поэзии на уроках географии рассказывает В.Ф. Россеев. К стихам он предлагает и вопросы.

Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах красота природы помогает «разбудить ум и сердце ребёнка», создать радостное, приподнятое настроение, провести урок на высоком эмоциональном уровне. Поэзия воспитывает чувство прекрасного, возвышенного, чувство любви, гордости и патриотизма.Синтез поэзии и географии позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставить логически мыслить, пробудить желание думать, работать, повышает интерес к изученной теме, делает уроки живыми и запоминающимися. Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности. Поэтические произведения возможно применять на всех дидактических этапах урока. Особенно эффективно использование стихотворений при изучении нового материала. Они служат целевыми установками. Предваряя содержание темы, «эпиграф» урока нацеливает класс на восприятие и усвоение нового материала.

Стихотворения стимулируют познавательный интерес, разряжают напряжённую психологическую обстановку при опросе, переключают и мобилизуют внимание. Введение поэтического материала сопровождается вопросами и заданиями, которые решают развивающие задачи и формируют навыки критического мышления, способствуют осознанию и более глубокому восприятию изученного материала.

Приложение «Эвтерпа на уроках географии».

Вернемся к 3 пункту направлений внедрения метапредметности

Учитель должен стать конструктором педагогических ситуаций, в основу которых положена метапредметность.

Для реализации метапредметного подхода в своей деятельности применяю принципы педагогической техники, подсказанные Анатолием Гином

- принцип свободы выбора (способ решения выбирают дети, это уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор) ;

- принцип открытости (показывать границы знаний, сталкивать с проблемами, решение которых лежит за пределами изучаемого курса, воспитывать жадность к знаниям);

- принцип деятельности (искать способы применения полученных знаний не только в изучаемом курсе, но и в других);

-принцип обратной связи (четко контролировать обратную связь);

- принцип идеальности ( максимально использовать интересы учащихся с целью повышения результативности обучения).

«Ощущение счастья от познания самых обычных вещей - с этого начинается обучение в школе» вдумавшись в эти слова Ирины Фоменко, краевого победителя конкурса «Учитель года», меняешь отношение к уроку.

Как же создать это удивительное ощущение?

Способов множество, впору растеряться.

Пройдем по основным этапам урока.

1 Актуализация знаний.

Любой реагирует на привлекательную цель. Объявляя цель урока не обязательно озвучивать её сухим языком, она может стать привлекательной и актуальной, если включить личную заинтересованность ребенка. Для меня при изучении темы «План и карта» уже несколько лет способом актуализации являются вопросы газификазии поселка. Рассчитывает протяженность сети, строим наиболее экономичные и рациональные планы, при этом учим условные знаки, масштаб, учимся мыслить по- хозяйски.

Тема, вызывающая удивление, всегда привлекает внимание. Известие о том, что сейчас на твоих ладонях находится столб воздуха, весом равный легковому автомобилю, вызывает недоверие, а после соответствующих расчетов и шок. Однако, тема «Атмосферное давление» надолго оседает в памяти.

Отсроченная отгадка фиксирует внимание и задерживается в памяти ребенка надолго. В от например, водном из берлинских зоопарков на вольере была надпись «Самое опасное животное» что же видели посетители зоопарка? Этот вопрос предваряет изучение экологических тем.

Некая толика фантастики делает урок еще более интересным и запоминающимся. «Что произойдет, если …?» я уверена, данный прием неоднократно применялся вами.

Иногда, стараясь удержать внимание, стоит допускать и ошибки. Такие намеренные ошибки позволяют проконтролировать обратную связь с классом. Только не забудьте похвалить ваших внимательных слушателей. Похвала тоже стимулирует запоминание. В качестве примера : реки , впадающие в моря, несут огромное количество пресной воды, выпадают осадки (а это пресная вода) почему же соленость Мирового океана не уменьшается?

Практичность теории является важной для ребенка, получаемые знания должны носить используемый характер. Выучить материал по теме «Атмосфера» просто, но не надолго. Попробуй составить прогноз погоды по местным приметам, по погоде в г. Воронеж или Москва. Причем среднесрочный, а потом проверь его.

2. Повторение пройденного на уроке.

Самый непродуктивный -репродуктивный. В данном этапе важен деятельностный подход.

С выпускниками, с самого начала года мы готовим шпаргалки, так они называют ЛОК. Удобно, кратко, понятно.

Повторение с расширением при этом учащиеся сами составляют вопросы по новой теме, дополняющие новый материал и интересующие их.

Свои примеры особенно хороши, тем более в растущем так стремительно потоке информации.

Опрос- итог важен, он побуждает учащихся к рефлексии, учит культуре диалога.

Пересечение тем дает возможность проконтролировать усвоение на метапредметном уровне.

3.Домашнее задание.

Использую разные формы:

- задание массивом сразу большой массив заданий в рамках большой темы, при этом ребенок сам выбирает уровень решаемых задач, дети группируются по задачам, контактируют, а для того чтобы выбрать свои задачи, читают все, оценивая их степень сложности.

-особое задание обычно получает будущий «олимпийский резерв» и такое задание получить совсем не просто, его надо заслужить.

- творческое задание формы творческих заданий зависят, по- моему, только от фантазии детей и учителя. Уже несколько лет у нас действуют почти настоящие вулканы, представители вымерших организмов поселились в кабинете географии.



© 2010-2022