- Преподавателю
- География
- Урок по географии на тему Вулканизм (5 класс)
Урок по географии на тему Вулканизм (5 класс)
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Суворова И.В. |
Дата | 12.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Бюджетное общеобразовательное учреждение Вологодской области «Вологодский многопрофильный лицей»
Конспект урока по географии на тему «Вулканизм»
Подготовила: Суворова Ирина Валентиновна, учитель географии
БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей»
Вологда
2015
Технологическая карта урока
Предмет: География
Класс: 5
Базовый учебник: В.П.Дронов. Л.Е.Савельева География 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 5-е изд., Москва «Дрофа», 2010. - 223 с..
Тема урока: «Вулканизм»
Цель урока: Способствовать формированию представлений о происхождении, строении и классификации вулканов.
Тип урока: Урок открытия новых знаний с выполнением практической работы.
Необходимое оборудование: Карта полушарий, атласы, контурные карты, карточки с терминами, макет вулкана, презентация «Вулканы»
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1
2
3
4
5
1
Организационный мо момент
- Проверяет готовность обучающихся к уроку.
- Приветствуют учителя, слушают, настраиваются на восприятие материала урока, концентрируют внимание.
КУУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками
2
Актуализация знаний
Проводится опрос по ранее изученной теме:
-Какие виды движения земной коры вы знаете?
-Приведите примеры горизонтального движения земной коры.
-Зарисовать схему и рассказать по ней о землетрясениях,
-вертикального движения земной коры (горст и грабен).
-Отвечают на вопрос.
-Приводят примеры.
-Заполняет схему. Работа с картой. Приводят примеры разрушительных землетрясений.
-Слушают рассказ, дополняют или корректируют ответы одноклассников.
ПУУД:
-владение научной терминологией, умение показывать на карте районы землетрясений
КУУД:
- формулирование и выражение своей мысли
с достаточной полнотой и точностью
РУУД:
-планирование своей деятельности
3
Постановка цели урока
Создание проблемной ситуации.
1. Видеофрагмент извержения вулкана.
- О каком явлении природы мы сегодня будем говорить? Какой это вид движения земной коры?
Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока.
- Уч-ся обсуждают видеофрагмент, отвечают на вопросы.
-Формулируют тему урока,
различные цели урока.
-Записывают тему «Вулканизм» в тетрадь.
РУУД:
-целеполагание
ПУУД:
-анализ результатов, формирование проблемы
ЛУУД:
-формирование мотивационной основы учебной деятельности
4
«Открытие» уч-ся новых знаний
-Что вы знаете о вулканах из предыдущих курсов?
-А откуда пошло название «вулкан»?
Учитель предлагает соотнести две карты «Физическая карта полушарий» (атлас стр.16) и слайд «Карта литосферных плит»
-Как на карте обозначены вулканы?
-Где вулканы находятся?
-В каких зонах на суше встречаются вулканы?
-Чем отличается вулкан от горы?
На доске слайд-шаблон «Строение вулкана». Подписать названия частей вулкана.
-Сформулируйте понятия «вулкан», «кратер», «жерло», «магма», «лава».
-Почему на карте вулканы обозначены красными снежинками, а другие черными?
Презентация. Красивое, но опасное явление природы.
Вблизи действующих вулканов появляются горячие фонтанирующие источники.
Делятся информацией.
Сообщение учащегося.
Соотносят карты.
Отвечают на вопросы:
-снежинка
-на суше и на дне океана
-на границе литосферных плит, в сейсмичных поясах.
Ответы уч-ся.
Работают в парах, зарисовывают в тетради. Один уч-ся у доски расставляет таблички.
Формулируют, записывают в словарик.
Выдвигают предположения.
Зарисовывают схему «Виды вулканов».
Рассматривают движение раскаленной лавы.
ПУУД:
-формулировать основные понятия темы, устанавливать с помощью географической карты р-ны вулканизма, классификация и строение вулканов
РУУД:
-искать и выделять необходимую информацию, строить умозаключения, делать выводы
КУУД:
-полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями,
-организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
ЛУУД:
-сформировать учебно-познавательный интерес к изучаемой теме,
осознание целостности мира
Что это?
Картина К.Брюллова «Последний день Помпеи» (слайд)
- Какую опасность представляют вулканы для людей?
-Как использует их человек?
-Как называется профессия человека, который изучает вулканы?
Работа с учебником.
Гейзеры (слайд)
Выдвигают предположения:
-гибель людей, городов, пожары
-грязевые вулканы - лечебные, продукты извержения - виноградники,
гейзеры - отопление домов, теплиц.
-Вулканолог.
-развитие эстетического сознания.
5
Самостоятельное использование сформированных умений и навыков
-Чтобы быстрее запомнить вулканы, где они находятся, мы выполним практическую работу на контурной карте.
-Вспомнить правила работы с контурной картой.
-Вулкан, изображенный Брюлловым на картине «Последний день Помпеи».
-Самый высокий вулкан России (п-в Камчатка)
-Самый высокий вулкан Европы (о.Сицилия)
-36˚с.ш.138˚в.д.
-3˚ю.ш.38˚в.д.
Организация самопроверки. Работа в группе по 4 человека.
-Контролирует выполнение работы.
-Отвечает на возникающие вопросы.
-Консультирует.
Открывает слайд с ответами.
-Наносят на контурную карту «Сейсмические пояса» вулканы, записывают их координаты в тетрадь.
-Вспоминают правила (напечатаны в тетради)
Отмечают на конт.карте объекты.
- Осуществляют диалог с учителем при возникновении вопросов.
-Везувий
-Ключевская Сопка
-Этна
-Фудзияма
-Килиманджаро
-Осуществляют самопроверку, самоконтроль.
-Отстаивают свою точку зрения
-Подводят итог работы.
РУУД:
-планирование
-корректирование
-контроль
ПУУД:
-формирования навыка работы с контурной картой
-нахождение крупных вулканов на карте.
КУУД:
-излагать свое мнение, аргументировать его, понимать позицию другого, организовывать работу в группе, разрешать спорные вопросы.
6
Обобщение усвоенного материала
Подводит итоги выполненной работы на уроке. Открывается слайд с основными задачами урока.
-Какие выводы по уроку вы можете сделать?
Корректирует, помогает, уточняет.
Домашнее задание: §17, нанести на к\к вулканы с распечатки и определить их координаты.
- Отвечают на вопросы учителя.
- Формулируют выводы.
- Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатах.
-Записывают домашнее задание
ПУУД:
- анализ проделанной работы
КУУД:
- формулирование своей мысли
7
Рефлексия деятельности
Рефлексия:
- было интересно…
- было трудно…
- меня удивило…
- что не понравилось..
- что пригодится в жизни…
-Проводят самооценку своих результатов на уроке.
-Формулируют конечный вывод.