Правила поведения в природе. Материалы для внеклассного мероприятия

Правильное поведение детей в природе во время проведения полевых экологических практикумов, познавательных выходов в природу или просто в походах является важной составной частью экологического воспитания школьников. Совершенно очевидно, что экологическое образование, реализуемое в процессе проведения полевого практикума, неотделимо от экологического воспитания, но уделять ему особое внимание в рамках учебной программы краткосрочного полевого практикума  не хватит времени. Так основы экологическ...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Правила поведения в природе.

Правильное поведение детей в природе во время проведения полевых экологических практикумов, познавательных выходов в природу или просто в походах является важной составной частью экологического воспитания школьников. Совершенно очевидно, что экологическое образование, реализуемое в процессе проведения полевого практикума, неотделимо от экологического воспитания, но уделять ему особое внимание в рамках учебной программы краткосрочного полевого практикума не хватит времени. Однако, основы экологической культуры и поведения в природе следует прививать детям постоянно во время занятий, пресекая любые попытки нанести ущерб природе сломать ветку, растоптать гриб, поймать бабочку. Тем более, что на занятиях с детьми в природе такие случаи встречаются на каждом шагу.

В этой статье помещены общеизвестные для сознательных туристов и педагогов-экологов истины - основные правила поведения в природе, сведенные к довольно формальным 19 пунктам. Каждый из этих 19 пунктов обсуждается более или менее подробно, поскольку детям не следует просто запрещать, а желательно еще и объяснять, почему именно не надо делать того или этого, на первый взгляд, иногда, безобидного действия. Запрещая какое-либо «противоправное» действие, совершенное в природе, всегда объясняйте ребенку и его товарищам за что вы его ругаете и почему нельзя этого делать. Выполнение приведенных ниже правил должно быть сознательным! Поэтому приведенный ниже материал может быть использован как для классных часов в форме беседы, так и как материал для работы агитбригады.

Сценарий агитбригады.

Приветствие участников.

Член агитбригады в красной одежде держит плакат с текстом или можно использовать презентацию (текст на доске)

Не ломайте ветви деревьев и кустарников.

Участники с номерами на майках защищая правило по очереди выступают

1)Ветви древесных растений выполняют функцию скелета и вместе с этим транспортную функцию для воды и питательных веществ, обеспечивающих рост и развитие всего растения.

2)На ветвях располагаются листья, участвующие в питании растения: на свету из углекислого газа и воды в листьях образуются питательные вещества, необходимые растению, а также кислород, без которого не могут жить животные, в том числе и человек. Следовательно, мы не имеем права бессмысленно обламывать побеги, мешать растению жить!

3)К тому же листья задерживают пыль. Не случайно там, где много растений, легко дышится. Мы должны помнить и о красоте растений, которую можем нарушить, обламывая ветви. Это правило относится и к цветущей черемухе, и к сирени, и к другим деревьям и кустарникам, которые особенно часто страдают из-за своей красоты.

Не повреждайте кору деревьев и не оставляйте надписей!

1)Отдыхая на природе люди нередко оставляют «память о себе» - вырезают на коре деревьев надписи, например свои имена, делают другие отметины, например пишут на скалах краской свои имена и названия родных городов. Психологи и этологи (ученые, изучающие поведение животных) объясняют эти действия инстинктом, доставшимся нам от предков потребностью «метить» свою территорию. Собаки, волки, кошки (да и вообще почти все представители собачьих, кошачьих, медвежьих, куньих и других семейств наземных млекопитающих) метят территорию мочой, используя возвышенные на местности точки, пни, углы и т.п. «выдающиеся» объекты, а также оставляют на видных местах свою шерсть (лисы, волки, медведи, кабаны, лоси),царапают деревья (медведи, рысь, тигр, леопард и др.) и оставляют другие метки. Этим животным уподобляются и люди! С этим атавизмом надо по возможности бороться.

2) Во-первых, это нарушает красоту природы,

3) во-вторых, сильно вредит деревьям: в раны, нанесенные топором или ножом, легко проникают различные возбудители болезней, например трутовые грибы, которые разрушают древесину и, в конечном счете, приводят к гибели дерева.

Не собирайте весной березовый или кленовый сок.

1)Помните, что это вредит дереву, потому что лишает его питательных веществ, накопленных прошлым летом и затрачиваемых весной на распускание листвы.

2)Кроме этого, в рану на стволе также как и в предыдущем случае, может попасть инфекция, или споры трутовых грибов.

Не жгите весной траву.

Вместе с сухой травой обгорают ростки молодой травы, погибают подземные части многих растений, в результате некоторые виды совсем исчезают с лугов. В весенних палах страдают и часто погибают кустарники и даже деревья, растущие на опушках, в перелесках и на берегах водоемов, а также муравейники. Кроме этого, от огня погибают многие насекомые, пауки, гнезда шмелей и птиц фактически, все животные, которые не имеют возможности улететь или убежать от огня или зарыться в землю. Наконец, пожар может перекинуться на лес или на постройки человека.

Берегите лягушек, жаб и их головастиков, не убивайте змей, даже ядовитых.

1) Все они нужны природе, поскольку являются ее составной неотъемлемой частью.

2)Лягушки и жабы существенно обогащают животный мир дикой природы (весеннее «пение» лягушек на реках и прудах также привычно нам с детства, как и пение птиц), уничтожают кровососущих насекомых, а из яда ядовитых змей получают ценнейшее лекарство.

Не рвите дикорастущие цветы.

1)Помните самое главное: дикорастущие растения не являются Вашей собственностью! В отличие от садовых растений Вы не сажали их, а следовательно, и не имеете права их рвать. Пусть красивые растения остаются в природе!

2)Помните, что букеты можно составлять только из тех растений,которые выращены человеком. Сбор дикорастущих растений на букеты очень мощный фактор негативного воздействия человека на природу. Это воздействие часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, не велик и не заслуживает внимания. Однако именно давняя привычка собирать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах, часто посещаемых людьми (сон-травы, венерина башмачка, ночной фиалки и др.).

3)Жертвами нашей «любви» к цветам стали не только изначально редкие растения, но и когда-то вполне обычные, даже массовые

4)к цветку прилетают насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появляются плоды и семена. Они попадают в почву, где из семян вырастают новые растения.

Не подходите близко к гнездам птиц и не разоряйте их.

1)Если на занятии Вы целенаправленно или случайно нашли гнездо - не прикасайтесь к нему, не берите вруки и не трогайте яйца или птенцов сразу же уходите.

2)Старайтесь не повредить ествественное «окружение» гнезда траву, ветви, листья. По вашим следам гнездо могут отыскать и разорить хищники лисы, собаки, кошки, вороны.

3)Особенно опасны вороны эти птицы столь умны, что часто следуют за группой учащихся (отличая их от людей, просто гуляющих по лесу) и, как только группа уходит, быстро обнаруживают найденное гнездо, чтобы полакомиться яйцами. Такую сцену мы неоднократно наблюдали сами!

Не обрывайте в лесу паутину и не убивайте пауков.

1)Пауки традиционный объект неприязни и брезгливого отношения со стороны человека. Это предубеждение основано на незнании, невнимании к окружающему миру. Пауки являются такой же полноправной составной частью природы, как и другие животные. Жизнь пауков полна интересных подробностей, многие из которых доступны для детских наблюдений.

2)Сети пауков, да и сами пауки, по-своему красивы и разнообразны. По рисунку паутины можно даже определить вид паука, т.е. паутина обладает «видовой уникальностью»! К тому же эти хищные существа уничтожают множество комаров, мух, тлей и других насекомых, приносящих ущерб человеку и его хозяйству.

Не ловите бабочек, стрекоз и других красивых насекомых.

1) Их становится все меньше и меньше, особенно в средней полосе! Резкое уменьшение численности произошло за последние 15-20 лет! Причины этого явления не до конца изучены, скорее всего, оно вызвано распашкой лугов, застройкой речных пойм и других мест, а также сбором красивых насекомых для коллекций. Убийство одной бабочки лишает природу нескольких сотен или даже тысяч особей в будущем.

Не разоряйте гнезда шмелей.

1)Шмели насекомые, численность которых в последнее время повсеместно сокращается. Причина этого широкое, неумеренное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к которым шмели очень чувствительны, уничтожение шмелиных гнезд при сенокошении, выжигание сухой травы на лугах.

2)Усугубляет тяжелое положение популяций шмелей разорение их гнезд ради меда, который, кстати, невкусен, или просто ради забавы. А ведь шмели являются единственными опылителями бобовых растений. Без них не было бы в лесах и на лугах клевера, люцерны, чины, горошка и др.

Не разоряйте муравейники.

1)Все знают, что муравьи санитары леса.

2)Они защищают растения, предотвращая массовое размножение вредителей, «добирают» вслед за трупоедами павших животных и съедают все, что не съели другие обитатели леса. Однако, большинство людей ограничивается этой прописной истиной, не задумываясь о том, что численность муравьев, особенно лесных, с каждым годом сокращается.

3)В первую очередь, это связано с применением ядохимикатов для уничтожения вредителей леса, а также с разорением гнезд людьми и кабанами, численность которых во многих областях увеличивается.

4)Еще одной причиной являются весенние палы травы, которые уничтожают муравейники на опушках леса.

Не ловите диких животных и не берите их домой.

1)Ящерицы, ежи, некоторые рыбы и птицы нередко оказываются жертвой любви ребят к «меньшим братьям». Эта «любовь» выражается в том, что животных ловят, приносят домой (или в школу) и пытаются содержать в неволе. Чаще всего такие попытки заканчиваются гибелью животных, так как условия неволи не могут заменить им естественной природной среды. Лучшим домом для диких животных служит лес, луг, водоем и т. д., т.е. их «родной дом», а в нашем доме или живом уголке можно содержать лишь тех животных, которые привыкли к обитанию в этих условиях, появились на свет в неволе, которых специально разводят для содержания рядом с человеком.

2)Не ловите и не уносите домой «выпавших из гнезда» птенцов. Обычно это так называемые слётки, т. е. птенцы, уже покинувшие гнездо (слетевшие с него) и подрастающие птицы, которые еще только учатся летать. В природе о них наверняка позаботятся родители, которые откармливают их довольно долго после вылета («выпадения») из гнезда. Пойманные птенцы, как правило, быстро погибают в неволе.

Старайтесь по возможности ограничить себя в сборе «природных

сувениров»

красивых или необычных растений, лишайников, веток, метелок тростника, соплодий рогоза и т. п. Уносите их с собой в виде фотографий, рисунков или просто в памяти.

Не пускайте собак гулять в лесу или в парке весной и в начале лета.

Собака легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей. Чаще всего жертвами собак в мае-июне становятся зайчата вы даже и не заметите, как ваша собака разорит выводок.

Из лекарственных растений собирайте только те, которых в вашей местности много. 1)Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

2)Лекарственные растения природное богатство, которое нужно сохранять.Количество некоторых лекарственных растений (валерианы, ландыша, плауна и др.)

резко уменьшилось из-за массового сбора. Поэтому дети могут собирать только те виды, которые многочисленны (горец птичий, пастушья сумка, тысячелистник и др.).

3)Но и к ним нужно относиться бережно, чтобы в местах сбора бóльшая их часть оставалась нетронутой. Разумеется, сбор лекарственных трав должен проходить под руководством взрослого.

Не сбивайте грибы, даже ядовитые.

1)Помните, что грибы очень нужны в природе. У некоторых детей формируется отрицательное отношение к несъедобным, а особенно ядовитым грибам. Встречая такие грибы, дети стараются уничтожить их(сбить, раздавить), нередко мотивируя это тем, что ядовитыми грибами могут отравиться животные или люди.

2)Известно, что грибы, в том числе и несъедобные для человека, являются съедобными для животных и просто важным компонентом лесной экосистемы. Своей подземной частью грибницей они срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав, обеспечивая их водой, минеральными солями, ростовымивеществами.

3)Для животных грибы могут служить не только пищей, но и лекарством (вчастности грибы, несъедобные для человека). Кроме того, грибы являются санитарами леса: они участвуют в разложении растительных остатков. Не менее важно и то, что грибы украшают лес. Именно мухомор, как известно, является одним из самых красивых наших грибов.

В лесу старайтесь ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.

От вытаптывания погибают многие растения и насекомые, видоизменяется

строение почвы.

Не шумите в лесу и в парке

1)Помните, что это чей-то дом, т. е. дом чужой, не ваш. В лесу вы в гостях! Шумом вы отпугнете животных, помешаете им, а сами увидите и услышите гораздо меньше.

2)Не берите магнитофонов, не устраивайте шумные игры и соревнования этим можно заняться на спортплощадке или на пляже. Лучше послушайте птичьи голоса и шелест листвы. А шума и в городе хватает.

Не оставляйте мусор в природе.

1)Мусор лучше всего или сжигать, или, если это пластик, уносить с собой, чтобы выбросить в городе (пластик при горении выделяет много токсичных продуктов).

2)Остатки еды можно положить под дерево кто-нибудь да съест. Никогда не выбрасывайте мусор в водоемы. Это одно из самых простых и в то же время самых важных правил.

3) Мусор, оставляемый в воде или на берегу, обезображивает лицо природы, кроме того, с берега он легко попадает в воду и мы таким образом можем принести неудобства другим людям.

Не мочитесь в водоем во время купания или с моста или с берега

1)это одно из самых распространенных явлений в нашем поведении в природе. Имейте в виду две вещи моча обогащает воду азотом и вызывает активное размножение водорослей, приводит к еще более бурному «цветению» воды летом. Разве приятно купаться в зловонной зеленой жиже?

2)Да еще и представляя себе, что все находящиеся вокруг вас купающиеся сделали то же самое, что и Вы!

В конце классного часа учащихся можно разделить на две команды и провести блиц-опрос «Правила поведения в природе». Каждая команда должна правильно сформулировать и наиболее полно аргументировать правило поведения в. Команда - победитель получает звание «Суперэколог-2010». Проведение подобных мероприятий можно сделать традицией.



© 2010-2022