- Преподавателю
- География
- Разработка урока на тему
Разработка урока на тему
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Суфиярова Л.В. |
Дата | 15.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Разработка урока. Цветная металлургия Казахстана. Металлургия тяжёлых цветных металлов.
Мақсат/ Цель: сформировать знания учащихся о сырьевой базе и предприятиях цветной металлургии, географии их размещения; Құрал- жабдықтар, көрнекті құралдар/ Оборудование, наглядные пособия: диаграммы и рисунки в учебнике, физическая карта и карта металлургии Казахстана, интерактивная доска Сабақ барысы/ Ход урока:
Начинаем ровно в срок
На доска надпись Ferrum, каждая буква состоит из вопросов по прошлой теме. 1. Что из перечисленного относится к конструкционным материалам? А) серная кислота Б) уголь В) нефть Г) сплавы на основе железа Д) фосфориты 2. Выберите из списка черный металл: А) медь Б) алюминий В) железо Г) золото Д) хром 3. Предприятие, имеющее производство чугуна, стали и проката: А) передельный завод Б) «малая» металлургия В) комбинат полного цикла Г) завод ферросплавов Д) завод металлоизделий 4. Крупнейший железорудный ГОК Казахстана: А) Жезкентский Б) Каражалский В) Зыряновский Г) Лисаковский Д) Соколовско-Сарбайский 5. Самые большие заводы ферросплавов находятся в … А) Аксу и Актобе Б) Аксу и Павлодаре В) Павлодаре и Актобе Г) Экибастузе и Абае Д) Усть-Каменогорске и Алматы 6. Хромовую руду добывает ГОК: А) Соколовско-Сарбайский Б) Донской В) Лисаковский Г) Каражалский Д) Жайремский По рисунку определите факторы размещения завода полного металлургического цикла в г. Темиртау и завода ферросплавов в г. Аксу.
Эпиграф. «Человек не может обойтись без металлов… если бы не металлы, человек влачил бы самую омерзительную и жалкую жизнь среди диких зверей» (Георг Агрикола) 1.«Я металл серебристый и легкий. (слайд 1) И зовусь самолетный металл, И покрыт я оксидною пленкой, Чтоб меня кислород не достал». (алюминий) 2.«Известен людям с давних пор Я как важнейший элемент, Я ток отлично провожу, Мои нужны повсюду сплавы, И людям много лет служу, Как все известные металлы». (медь) 3.«Особой важной я считаюсь, И широко я применяюсь. Когда случайно я прольюсь, Блестящим шариком качусь». (ртуть) 4. «Я первым себе примененье нашел, Я злом и войной к человеку пришел, Я солнцу подобен и ярче огня, Монеты и слитки куют из меня». (золото) - О каких металлах шла речь? Теперь вы легко догадаетесь, что тема нашего урока… (цветная металлургия). (слайд 2,3) Весь урок делаем пометки на полях + (знаю), - (не знаю), ? (думал иначе) Цветная металлургия - отрасль металлургии, которая включает добычу, обогащение руд цветных металлов и выплавку цветных металлов и их сплавов. По физическим свойствам и назначению цветные металлы условно можно разделить на тяжёлые, лёгкие, благородные, тугоплавкие, редкие. На основании этого деления различают металлургию лёгких металлов и металлургию тяжёлых металлов. - В мире выплавляется свыше 70 цветных металлов. Их производят 14 отраслей, образующих цветную металлургию. Большую часть цветных металлов стали использовать совсем недавно. Широкое применение их вызвала НТР. Казахи с древних времен знали, как плавить цветные металлы. Такие места выплавки открыты в Центральном Казахстане и на Алтае. Найденная во время археологических раскопок, недалеко от г. Есик Алматинской области одежда сакского воина сделана из золота в 5-6 веках до.н.э. В Казахстане цветная металлургия начала развиваться с того времени, когда в 1717г. на Алтае были обнаружены свинец и цинк. В течение века, с 1730 до 1832 г., на Алтае были открыты крупные месторождения - Березовское, Николаевское, Риддерское, Зыряновское, Соколовское. - Ребята, а знаете ли вы, что все цветные металлы делятся на группы? (слайд 4) (работа со схемой в учебнике «Основные группы цветных металлов») Приведите примеры тяжелых, легких и благородных металлов.
-Где применяют цветные металлы? (слайд 5) Пятиминутка (слайд 6) Сообщения учащихся (опережающее задание) «Интересные факты о цветных металлах» Алюминий. Исторические факты: - Свинец и его соединения - токсичны. Но очевидным это стало далеко не сразу. В прошлом покрытия гончарных изделий свинцовой глазурью, изготовление свинцовых водопроводных труб, использование свинцовых белил (особенно в косметических целях), применение свинцовых трубок в конденсаторах паров на винокуренных заводах - все это приводило к накоплению свинца в организме. Признак хронического отравления - серая кайма на деснах, расстройство нервной системы. Особенно опасен свинец для детей, так как он вызывает задержку в развитии. В то же время десятки миллионов детей во всем мире в возрасте до 6 лет имеют свинцовое отравление; основная причина - попадание в рот краски, содержащей свинец. - Согласно данным американских исследователей, уровень преступности в регионах, где концентрация свинца повышена, превосходит аналогичные показатели в тех местах, где окружающее менее отравлено свинцом. Существует мнение, что свинец разрушает гормоны и химические соединения в мозге человека. - В Венеции сохранилась средневековая тюрьма для государственных преступников. На чердаке тюрьмы имелись специальные камеры под свинцовой крышей - для «особо провинившихся». Летом узники здесь изнывали от жары, зимой - стыли от холода. А на «Мосту вздохов» слышны были крики ужаса. -Свинцовое загрязнение приобрело в 20 веке глобальный характер. В снегах Гренландии его содержание за сто лет увеличилось в пять раз, а в центрах крупных городов в почве и растениях свинца в 25 раз больше, чем на окраинах. Золото.
- Очень интересная информация, спасибо. С помощью учебника и статистических данных, определите по запасам каких цветных металлов Казахстан занимает ведущие места в мире (слайд 7) - По карте «Металлургия Казахстана», определите основные месторождения цветных металлов на территории нашей республики (работа учащихся с картой атласа) - Цветные металлы широко применяют для получения сплавов, которые по качеству превосходят исходные материалы. Это (демонстрация сплавов цветных металлов): бронза, латунь, мельхиор, дюралюминий, бериллиевая бронза. - А теперь давайте попробуем составить технологическую цепочку производства цветных металлов. При ответах опирайтесь на знания по черной металлургии. (Учащиеся дают свои варианты ответов). Технологическая цепочка производства цветной металлургии выглядит следующим образом (составляется учениками с помощью учителя и записывается на доске): (слайд 8) добыча руды ГОК (обогащение) плавка чернового металла плавка рафинированного (чистого) металла прокат (учащиеся схему переписывают в тетрадь) Как мы знаем, различают металлургию тяжелых и легких металлов. Особенности тяжелых металлов.
Задание: установите по таблице 18 (§16), как различается содержание металлов в руде. (слайд 9) Здесь уместно будет вам подумать: по каким принципам размещаются обогатительные фабрики? Выгодно ли их строить вдали от мест добычи руды? А можно ли строить заводы по выплавке металла вдали от обогатительных фабрик? С выводами не спешите, подумайте и дайте экономически обоснованный ответ. Факторы размещения: сырьевой - медь, никель, свинец топливно-энергетический - титан, магний, алюминий потребительский - олово. Главный фактор размещения плавильных заводов тяжёлой цветной металлургии - сырьевой. (ответы учащихся) Тяжелые металлы выпускают медная и свинцово-цинковая (полиметаллическая) промышленность. Найдите на карте центры цветной металлургии. (слайд 10) Географию медной промышленности определяют комбинаты в Жезказгане и Балхаше, имеющие все стадии получения меди. Свинцовая и цинковая промышленность имеют общую сырьевую базу- полиметаллические руды. В рудах Востока преобладает цинк, в рудах Юга и Центра - свинец. Главный район полиметаллической промышленности - Рудный Алтай. Здесь 3 центра. Задание: Найдите центры полиметаллической промышленности в Рудном Алтае, на Востоке РК. (работа с картами атласов, ответы учащихся). Задание: найдите металлургические базы. Какие крупные центры металлургии они объединяют? Работа по группам: (слайд 11) а) Обозначьте на к.к. металлургический центр б) стрелками покажите источники сырья (руды) в) также стрелками укажите источники топлива (демонстрация схем металлургических центров) Задание: парно-групповая работа. Совместите центры цветной металлургии и главную продукцию, которую они выпускают: Ответы: Оценка: А - Б, «5» - 6 ответов Б - Г, «4» - 4 - 5 В - А, «3» - 3 Г - В, «2» -1-2 Д - Е, Е - Д.. (слайд 12)
4. Обобщение и систематизация знаний. Исходя из всего, что мы сегодня узнали, определим проблемы и перспективы цветной металлургии (формулируются учителем). Проблемы: Экологическая проблема. Выбросы вредных веществ в атмосферу отраслями промышленности (слайд 13)
Перспективы: (слайд 15)
1.Тяжёлые цветные металлы: А) олово, свинец, титан В) цинк, никель, магний С) олово, цинк, медь D) титан, магний, алюминий Е) свинец, цинк, алюминий 2.Заводы по выплавке тяжёлых цветных металлов тяготеют к : А) сырью В) потребителю С) железным дорогам D) научным центрам Е) центрам машиностроения 3.Крупнейший район полиметаллической промышленности: А) Каратау В) Сарыарка С) Мугоджары D) Рудный Алтай Е) Жунгарский Алатау 4.Одно из крупнейших в мире медных месторождений: А) Малеевское В) Николаевское С) Жезказганское D) Орловское Е) Конырат 5. Все металлы, кроме железа: А) лёгкие В) цветные С) тяжёлые D) благородные Е) чёрные Ответы: 1 - С, 2 - А, 3 - D, 4 - С, 5 - В Рефлексия. Составить лестницу успеха ☺Я смогу рассказать другому ☺Мне интересно и понятно ☺Мне не всё понятно Үйге тапсырма беру/ Задание на дом: § 19 (слайд 17) - В группах проанализировать и приготовить справку - сообщение со своими рекомендациями для эффективного развития отрасли по темам: 1 группа - рынок вторичного сырья; 2 группа - самые загрязнённые города Казахстана; 3 группа - благородные металлы: золото, серебро и платина |