Книга на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Книга на уроках географии.

Одна из главных задач учителя географии - дать школьникам прочные знания в соответствии с программой по предмету. Наряду с этим каждый учитель реализует и воспитательно -образовательные возможности предмета. В реализации этих задач огромную помощь может оказать книга. Каждый учитель - географ привлекает на свой урок дополнительную литературу. Необходимо только, чтобы процесс использования книги на уроке был упорядочен, тогда у учителя складывается своя система работы с книгой.

В нашем скоростном, стремительном мире телевизоров, видеомагнитофонов, компьютеров всё труднее становится конкурировать книге. Именно урок географии может побудить школьников к чтению, может помочь полюбить книгу. И не правы те учителя, которые считают, что на уроке в 40 минут совсем нет времени для чтения. Просто нужно заранее обдумать на каких уроках необходимо использование книги, тщательно отобрать материал (пусть он будет ярким и интересным), и тогда отрывки из научно - популярной литературы станут ярким комментарием, а то и основой учительского рассказа.

Для наших мало читающих школьников подчас становится проблемой чётко и лаконично ответить на вопрос. Дети совсем перестали красиво говорить, грамотно строить предложения. Именно книга может помочь учащимся расширить свой лексикон, пополнить кругозор, плюс огромное воспитательное значение книги. Так пусть же на уроке всё таки звучит слово мастера литературного жанра! Формы использования дополнительной литературы на уроке могут быть самые разные.

Во-первых, ребята очень часто не знают, какая литература есть в школьной библиотеке. Поэтому целесообразно перед изучением новой темы делать небольшие выставки книг, которые дети могут использовать. Сейчас много красивых, красочно оформленных изданий. Наверняка одно из них обязательно привлечёт чьё-то внимание. А нам только этого и надо.

Во-вторых, можно прочитать короткий отрывок и остановиться на самом интересном месте... На просьбы ребят почитать дальше, объяснить, что ещё много работы на уроке и показать книгу, где можно прочитать продолжение. Конечно, нельзя ожидать, что после урока весь класс сразу ринется в библиотеку, но если на следующем уроке раздастся чей-нибудь голосок: «А я знаю, что дальше было», то это ваша победа!

В-третьих, в 7 классе мои ребята ведут «творческие тетради».

Я долго думала, как же мне добровольно заставить ребят читать дополнительную литературу и придумала творческие тетради. Смысл тетради был в том, чтобы в ней появлялся материал, которого нет в учебнике. Поэтому заголовки каждого раздела звучат так «Что нового я узнал об Африке», «Что нового я узнал об Австралии»,и т. д. Объём материала не указывался, дети сами решали, но поверьте, что от материка к материку он рос, а это значит увеличивался интерес. Главное, я убила сразу двух зайцев: дети читали учебник, иначе, как узнаешь, чего там нет, и читали дополнительную литературу по предмету. Кроме того, ребята могли рисовать в этих тетрадях (для души, но по теме), а кто не умеет хорошо рисовать, тот делал ксерокопии и их раскрашивал. Время даётся предостаточно, пока изучается материк. Самые интересные материалы можно заслушивать на уроках. Можно провести отдельный урок по этим тетрадям и сделать выставку наиболее удачных из них. И самое главное, нельзя ставить плохих оценок за эти тетради, иначе интерес школьников угаснет.

Как-то я побывала на родительском собрании в 8 классе, где раздался вопрос: «А почему не ведёте тетради в 8 классе?»

Я объяснила, что в 8 классе возрастает нагрузка на детей, поэтому может не стоит. На что родители сказали, что они наконец-то увидели своих детей, читающими книги, энциклопедии, многие дети заставили родителей купить разнообразную познавательную литературу, и я им торжественно обещала подумать..

В-четвёртых, на уроках можно использовать поэзию, например, в виде эпиграфа к уроку.

Стрелка компаса на север

Показала направленье.

И по плану ты проверил

Путь обратного движенья.

Между севером и точкой

Отсчитай по солнцу градус-

Это азимут. Он точно

Курс тебе укажет сразу. (6 класс, к теме «Ориентирование на местности».)

При изучении темы «Градусная сетка» (6 класс) ребята быстрее запомнят материал, если услышат вот эти стихи:

От Северного полюса до Южного

Проходят линии все равные окружности.

Меридианы прочертили этот круг

И направленье указали: север-юг.

Уменьшаясь к северу и к югу,

Форму круга сохранить сумели.

Параллельны все они друг другу,

Потому зовутся параллелями.

Самую большую звать экватор,

Маленькая-это точка полюс.

Все с востока тянутся на запад,

И по ним к широтам ведут поиск.

К теме «Географические координаты».

На карте - огромная планета Земля:

Реки и горы, равнины, моря.

Точка на карте зовётся «объект»-

Такое понятие ввёл человек.

Сегодня мы с вами узнаем о том,

Что каждая точка имеет свой дом,

Чтобы её отыскать в целом мире,

Ей указали этаж и квартиру.

Сложно найти этот адрес ребятам,

Если не следовать координатам.

Этаж называется широтой,

Номер квартиры - её долготой.

Как отыскать в дом заветный ключик? Карта и глобус нас этому учат.

Нам остаётся припомнить немного,

Какие ведут к каждой точке дороги.

Как только дороги пересекутся,

Искомые точки сразу найдутся.

На уроке при изучении темы «Распределение солнечного тепла и света» (6 класс) можно в конце урока предложить детям отгадать, о каком времени года идёт речь, прочитав отрывки из стихотворений.

Пахнет сеном над лугами..

В песне душу веселя,

Бабы с граблями рядами

Ходят, сено шевеля...(Майков А. «Лето»)

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели

И нет ли где голой земли? (Н. Некрасов «Зима»)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса. ( А. Пушкин «Осень» )

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро год а... (А. Пушкин «Весна»)

По охране природы (6,8 классы) можно использовать стихотворение:

Когда-то и я не убить не мог,

Что б ни летало над головой:

Садился за вёсла - ружьё у ног,

Шёл в чащу - заранее взводил курок,

На жатву брал дробовик с собой.

Стрелял и коршуна и воробья,

Не разбираясь - друзья? Враги?

А ныне

На ток хожу без ружья,

Катаюсь по озеру без остроги.

Доверие птиц умею ценить:

Бывает легко на душе, когда

Случайно удастся жизнь сохранить

Птенцу, упавшему из гнезда.

Себя самого узнать не могу,

Осинки зазря в лесу не срублю,

В корнях родничок, что клад, берегу

. На муравейник не наступлю,

-Люблю всё живое, Живых люблю. (Л. Яшин)


С каким интересом и переживаниями слушают ребята рассказ о приключениях в сельве 17-летней девушки из книги «По материкам и океанам». Здесь осуществляется и воспитательный момент. Ребята понимают, сколько сил и мужества потребовалось девушке, чтобы выжить в этом аду. Но ей и пригодились знания, которые она получала от родителей. Из рассказа ребята получают представления и о природном комплексе Южной Америки - сельве.

«Часто приходилось перелезать через стволы поваленных деревьев. С деревьев свисали заманчивые на вид плоды, но я хорошо помнила слова отца: «В сельве всё, что выглядит красивым - плоды, бабочки, цветы - ядовито». Ночью со всех сторон слышались шорохи и шелест. Что-то ползло по моим ногам, светилось в темноте голубым светом, гниющие деревья испускали сильный смрад. Где-то, совсем рядом, кричали обезьяны. Потом путь мне преградили муравьи. Лютые муравьи - переселенцы. Пришлось залезть по пояс в уже ставший широким ручей. Днём, когда немилосердно жгло солнце, уставшая, я легла на песок и чуть не заснула, но, увидев маленьких аллигаторчиков, вскочила и уползла от страшного места... На экваторе не бывает сумерек: в шесть часов вечера на короткий миг сереет, заходящее солнце на мгновение резко осветит заросли - и тут же наступает полная тьма».

Уроки, посвященные географическим открытиям, могут стать одними из наиболее важных уроков курса в воспитательном отношении. Учитель рассказывает на таких уроках не просто о человеческом мужестве, проявленном в звёздный час открытия, но и о мужестве буден, сделавшем возможным это открытие. Прочитайте ребятам статью о том, как Амундсен и Скотт покоряли Северный полюс. А затем пусть ребята выскажут своё мнение, почему одна экспедиция закончилась удачно, а другая не вернулась из ледового плена. Обычно ребята говорят, что Амундсен намного лучше подготовился к ней. Именно здесь и уместно рассказать ребятам, что огромная сила воли, которую он воспитывал в себе с детства, тоже была помощницей. Привести примеры из детства Амундсена. Он закалял своё здоровье, поэтому на ночь, живя в Норвегии, он распахивал окно. Ежедневно пробегал по 50 км на лыжах. Он нанялся моряком на корабль, затем стал штурманом, потом сдал экзамен на капитана. Амундсен не уставал учиться при любой возможности. Как - то в экспедиции он попросил эскимоса научить его строить иглу. Только двадцатая снежная хижина удовлетворила учителя. Смелость, упорство, настойчивость, верность своему делу, жажда новых открытий -вот качества исследователей.

Использование на уроке историке - географической литературы позволяет на деле осуществить принцип историзма в обучении географии, который является важным стимулом развития познавательного интереса.

Знакомство с историей экспедиции Х. Колумба можно провести на анализе дневников и писем. Они позволяют определить учащимся цели экспедиции, отношение к местному населению. Приведённые отрывки из дневников позволяют представить на конкретных примерах захватнический, а не научный, исследовательский характер экспедиции.

14X1.

Вопрос о морском пути в Индию.







Рассказывают, что на тех островах нет жителей, исключая купцов, потому что количество мореплавателей с их товарами столь велико, что во всем свете не найдется их столько, сколько в одном замечательном порте, называемом Зайтоном. Рассказывают, что в этом порте ежегодно разгружаются сто больших, кораблей, на которых привозят другие пряности. Эта страна густо населена и очень богата; там много провинций, королевств и многолюдных городов, находящихся под властью одного государя, именуемого Великим Ханом, то есть царем царей, живущих по большей части в провинции Китая. Его предшественники 200 лет тому назад хотели вступить в союз с христианским миром. Они посылали к нам просить ученых богословов, чтобы получить от них просвещение. Но посланные, встретив по дороге препятствие, вернулись. Даже во времена Евгения к нему пришел оттуда один человек и говорил относительно их большого расположения к христианам. И я долго разговаривал с ним о многих предметах, об их огромных царских дворцзх, о замечательной длине и ширине их рек, так что на одной реке стоит до 200 городов, с мраморными мостами, очень длинными, широкими и украшенными колоннами Страну эту латинянам стоит поискать не только потому, что оттуда можно добыть великие сокровища, золото, серебро и всякого рода драгоценные камни и пряности, но и ради ее ученых людей, философов и искусных астрологов, а также ради того, чтобы узнать, каким образом управляется столь обширнейшая и многолюдная страна, и как они ведут свои войны Таков мой ответ на требование его королевского величества, насколько позволили мне краткий срок и мои занятия.

В-пятых, дополнительную литературу можно использовать для ярких географических описаний, тщательно подобранные отрывки из книг могут стать уникальным комментарием к кадрам диафильма, кинофильма или иллюстрации.

«Перед кораблём -скопление плавающих ледяных гор. Размеры их огромны -длина некоторых измеряется километрами, а высота достигает ста метров. Но это только малая часть гиганта: основная масса погружена в воду до глубины в несколько сот метров. Айсберги кажутся неподвижными, грани их обрывов переливаются зелёными и синими цветами всех оттенков. Лучи яркого солнца, падая на отвесные стены льда и ослепительно белую поверхность снега на айсбергах, заставляют блистать алмазами весь этот сказочный мир....» -так описывает встречу с айсбергами отечественный учёный А. М. Гусев.

«Ледяные горы имеют плавучесть, потому сто содержат в своей массе 15% воздуха .На поверхности плоских айсбергов часто находят большие озёра диаметром до 20 км, на которых плавают многочисленные птицы. Встречаются цветные айсберги: чёрного, зелёного и рыжего цветов. Предполагают, что причиной такой окраски может быть вулканический пепел.»

(Безруков, Пивоварова «Занимательная география» )

Такие признанные мастера слова, В.Обручев, Майн Рид, Жюль Верн, оставили блестящие описания различных уголков Земли. Творчество Ж Верна является кладовой для учителя географии, многие описания местности можно использовать на уроках из его книг (особенно в7 классе).

Вот как красочно и выразительно описывает Ж. Верн в «Пятнадцатилетнем капитане» путешествие по Центральной Африке:

«Здесь росли масличные пальмы, из которых добывают масло, весьма ценимое в Африке, кусты хлопчатника, образующих живую изгородь высотой в футов десять. Из их волокнистых стеблей вырабатывают хлопок с длинными шелковистыми нитями. ... Росли тут и лимонные деревья, и дикие гранаты, и двадцать других древесных пород -всё свидетельствовало о поразительном плодородии этого плоскогорья. Кое-где в воздухе разливался приятный тонкий аромат ванили, и нельзя было обнаружить, от какого дерева он исходит... Перевитые лианами деревья стояли, как мачты корабля со спутанным такелажем. Ветви некоторых кустов походили на кривые дамасские клинки, с той лишь разницей, что лезвия этих клинков были утыканы шипами. Змеевидные лианы... .стлались по земле, и горе путнику, неосторожно наступившему на них: острые, как иглы колючки больно вонзались в ногу... .Лианы росли везде, обвивали деревья от самой верхушки до самой земли и свешивались с них длинными гирляндами.»

А вот описание термитника:

« При свете фонарика они увидели, что постройка представляет собой конус вышиной внутри в двенадцать футов и диаметром у основания 11 футов... Стены были построены из красноватой глины. Толщина стен достигала 1 фута, и по ним лепились в несколько этажей камеры, отделённые друг от друга промежутками. Может показаться невероятным, что полчища ничтожных насекомых строят такие монументальные сооружения... .В пустой центральной части конуса, которую занял сначала маленький отряд, не хватило бы места для всех, но в камерах, расположенных ярусами, свободно могли уместиться люди среднего роста. Вообразите ряд открытых ящиков, а в глубине этих ящиков миллионы ячеек и вы легко представите себе внутреннее устройство муравейника. Ящики располагались ярусами, один над другим, как койки в пароходной каюте.»

«Счастливый случай привёл путников в убежище, более надёжное, чем палатка, чем даже хижина туземца... Искусство термитов заслуживает большего удивления, чем искусство древних египтян, воздвигнувших пирамиды».

Таких примеров использования увлекательного материала из книг на уроках географии можно привести множество. Это улучшит запоминание фактического материала, повысит заинтересованность детей к предмету, сформирует положительную мотивацию обучения географии. Наши дети стали мало читать. Надо повернуть их лицом к книге .

© 2010-2022